10 шагов к здоровой самооценке

Что влияет на формирование самооценки?

Истоки становления самооценки человека происходят в детстве и начинаются с родителей. Они начинают знакомить ребенка с окружающим миром и путем сравнений закладывают фундамент в будущую личность. Взрослым нужно объективно давать свои оценки действиям ребёнка. В меру хвалить и аккуратно приводить в пример других детей.
Развитие уверенности у человека в пубертатном периоде возможно при поддержке и вере папы и мамы. Подростку значимо понимать, что в его жизни есть люди, с которыми можно быть самим собой. Родителям стоит дозировано хвалить ребенка. Всё-таки чрезмерная похвала замедлит развитие подростка. Он перестанет видеть свои недостатки, поднимать уровень своих притязаний, потеряет уверенность в себе и способность к объективной оценке.
Люди также влияют на оценку. Поэтому в течение всей жизни человек обновляет своё окружение в зависимости от своего развития и опыта. Свои достижения здорово вспоминать, но важнее проводить их самостоятельную оценку. Это помогает определить свои слабые стороны и увидеть свои сильные качества. Индивид стремится расти и в собственных мыслях знает идеального себя. Поэтому объективная оценка появляется быстрее и легче, если есть понимание самого себя.

Чем опасна низкая самооценка

Люди с низкой самооценкой склонны преуменьшать свои способности, сомневаться в своих решениях. Могут бояться пробовать новое в жизни, потому что не верят, что способны добиться своих целей. Также у них бывают проблемы в отношениях: им сложно говорить, в чем они нуждаются, и отстаивать свои границы. Такие люди не уверены в себе и чувствуют себя недостойными любви.

Чек-лист проблем с самооценкой:

  • недоверие к собственному мнению (другие всегда лучше разбираются)
  • боязнь озвучивать свое мнение или идеи, неуверенность в них
  • страх трудностей — кажется, что их ни за что не удастся преодолеть
  • ощущение провала из-за того, что не удается достичь желаемого (даже если это нереалистичная цель)
  • чрезмерная строгость к себе, часто — нездоровый перфекционизм 
  • эмоциональная истощенность
  • склонность к крайностям: либо работа на износ, либо едва прилагать усилия
  • избегание взаимодействия с людьми
  • болезненное отношение к критике

Уровни самооценки

Уровни самооценки в психологии: некоторые психологи склонны делить неадекватную самооценку не на две категории, а на четыре.

1. Заниженная.

2. Неустойчивая заниженная.

3. Завышенная.

4. Завышенная неустойчивая.

Структура самооценки в психологии состоит из двух частей – внешней и внутренней. Человек строит восприятие себя, опираясь на мнение окружающих, отражение в социуме и восприятие себя как личности изнутри. На стыке этих направлений и находится самооценка.

1. Низкая самооценка

Низкая самооценка — это совокупность таких качеств как:

️ Нерешительность, пугливость, чрезмерная осторожность. ️ Зависимость от чужого мнения, маниакальная потребность в поддержке со стороны

️ Зависимость от чужого мнения, маниакальная потребность в поддержке со стороны.

️ Стремление снять вину с себя, переложив ответственность на кого-то другого.

️ Инфантильность.

️ «Детское» стремление оправдываться (я не знал, я не думал, что так получится).

️ Комплекс неполноценности.

️ Болезненное самолюбие, ранимость.

️ Мстительность, мелочность, перфекционизм.

️ Обидчивость, неуживчивость.

️ Комплекс неполноценности.

Причины низкой самооценки кроются в неправильном воспитании и психологическом давлении со стороны более сильных личностей, а также в жизненных обстоятельствах. Люди со слабой стрессоустойчивостью «ломаются» под грузом проблем. Формируется как в детском, так и во взрослом возрасте. Человек с низкой самооценкой страдает от комплекса неполноценности и неудовлетворённости собой.

Что делать с низкой самооценкой? Повышать по мере возможности. Однако проблема многих людей в том, что им на самом деле комфортно находиться в скорлупе неадекватной оценки себя и подсознательно они не стремятся что-то изменить, довольствуясь ролью жертвы.

2. Заниженная самооценка

Что такое заниженная самооценка в обычной жизни: страдания по пустякам, придумывание несуществующих проблем и повышенное внимание к собственным недостаткам. Заниженная самооценка — это добровольный уход в тень других людей, постоянные сомнения и беспокойство. Чревато возникновением неврозов

Причины заниженной самооценки – искажённое восприятие себя, принижение своей значимости, обесценивание способностей и талантов, неуверенность в силах, ощущение страха и беспокойства.

3. Нормальная самооценка

Нормальная самооценка — это адекватное восприятие своих возможностей на всех уровнях, включая внешность и профессиональные качества. Адекватное восприятие наделяет человека уверенностью в своих силах. Личность, обладающая нормальной самооценкой, способна брать ответственность за поступки, и предвидеть результаты своих действий.

Нормальная самооценка, характеристика человека:

️ Адекватен.

️ Разумен.

️ Самокритичен.

️ Самодостаточен.

4. Высокая самооценка

Что значит высокая самооценка? Ответ зависит от её степени. Если она немного превышает адекватный уровень, то для человека это скорее плюс, а та, что вышла за границы адекватности – уже минус. Высокая самооценка — это совокупность представлений о себе в превосходной степени, несоответствующая реальности.

Очень высокая самооценка сопровождается:

️ Заносчивостью.

️ Переоценённой собственной значимостью.

️ Приписыванием себе несуществующих достоинств и умений.

️ Неприятием чужого мнения, раздражительностью.

️ Ощущением превосходства.

️ Комплексом бога.

️ Желанием поучать.

️ Подчёркнутой независимостью.

️ Перекладыванием вины на других.

️ Подменой понятий (упрямство-упорство, наглость-решительность, беспардонность-прямота).

️ Демонстративным поведением.

️ Эгоизмом и эгоцентризмом.

️ Пренебрежением окружающими.

Показатели высокой самооценки по шкале от одного до девяти начинаются с шести. Более высокий показатель говорит об искажённом восприятии себя. В этом случае понятие «высокая самооценка» приобретает отрицательную окраску и переходит в степень неадекватной.

На чём основывается любовь к себе

Личность состоит из трёх взаимодействующих частей.

  • Уязвимая часть — назовём её «ребёнок». Она отвечает за эмоции и переживания.
  • Внутренний критик, который постоянно старается регулировать наши эмоции и поступки, нападая на нас, обвиняя и обесценивая.
  • А третья часть — здоровый взрослый, или любящий родитель, который поддерживает нашу детскую часть личности и защищает её от разрушающей критики.

И чтобы полюбить себя, необходимо:

  • удовлетворить все базовые потребности ребёнка,
  • научить взрослого сострадательно относиться к ним.


Скульптура «Мыслитель», Огюст Роден, 1880—1882 годыФото: Wikimedia Commons

Для начала поймите, чего не хватает вашему внутреннему ребёнку. Список базовых эмоциональных потребностей выглядит так:

Безопасность, надёжная привязанность и принятие со стороны других. Уверенность хотя бы в одном человеке укрепляет внутреннюю опору.
Автономия, самостоятельность. Обычно их недостаёт тем, кому в детстве не разрешали пробовать новое или заниматься тем, чем нравится. Иногда эта неудовлетворённая потребность перерастает в постоянное стремление доказать всем свои способности и умения. А иногда — к полному отказу от автономии даже во взрослом возрасте.
Спонтанность и игра. Неготовность к резким изменениям планов, обесценивание внезапных желаний отбирает гибкость и открытость к новому опыту.
Свобода проявлять свои потребности и выражать эмоции

Важно находиться там, где любые чувства приемлемы. Подавление их подавляет и нас.

Как научиться заботиться о себе — 3 упражнения

Заботе о себе можно научиться. Рассмотрим три практики, которые помогут бережнее относиться к себе.

Практика «Качели‎»‎

Благодаря этому упражнению вы поймёте, чего не хватает для счастья вашему внутреннему ребёнку.

Закройте глаза и представьте дерево с качелями, на которых сидит маленький опечаленный ребёнок. Это вы. Представьте, что подходите ближе к малышу, и подумайте, почему он грустный, что его расстроило.

Далее подумайте, как вы хотите помочь — обнять, поговорить, развеселить.

Это упражнение поможет вам почувствовать сразу два состояния — ребёнка и взрослого. С одной стороны, вы можете прочувствовать базовые потребности, которые не были удовлетворены. С другой стороны, с позиции здорового взрослого вы смогли разглядеть эти потребности, а значит, уже позаботились о себе и поддержали себя.

Практика возвращения к внутренней мудрости

Внутренняя мудрость есть у всех. И почувствовать её — первый шаг к заботе о себе. Сядьте удобнее, расслабьтесь и вспомните случай за последнюю неделю, когда вы колебались и не могли принять решение.

Спросите себя: «‎Насколько мудро я поступил?» Критерии правильности не нужны. Сверьтесь со своими ощущениями — внутренние импульсы подскажут верный ответ. Если вы поняли, что ваш поступок оказался не совсем верным и вы колеблетесь в признании этого, попробуйте предположить: «А какое решение было бы более мудрым?»‎

Практика радикального принятия

Создайте для себя максимально комфортную обстановку. Подумайте, какие факты жизни вам сейчас трудно принять. Выпишите их. Выберите один их них и попытайтесь честно ответить себе на вопросы:

  • Что с вами происходит, когда вы думаете об этом?
  • Как в вашей жизни произошло это событие, в каком контексте развивалась эта ситуация?
  • Что изменится в вашей жизни, если вы сможете принять эти обстоятельства? Что вы сделаете в первую очередь?

— У всего есть свои причины, и они не всегда зависят от нас

Важно принять реальность и телом, и умом. Постарайтесь расслабиться

Скажите себе сострадательным тоном: «Да, это так, этот факт реальности я не в силах изменить». Понаблюдайте за своими чувствами, позвольте им быть. Напомните себе в этот момент, что, даже несмотря на существование фактов, которые вы не можете изменить, вы остаётесь собой. Даже если вы отказываетесь бороться с ними, вы можете продолжать следовать своим ценностям и строить ту жизнь, которая достойна того, чтобы её прожить.

Что делать?

Когда человек на протяжении длительного времени страдает от своей самооценки, не может сам привести её в норму, и ситуация только усугубляется – это уже признаки расстройства. В таких случаях скорректировать самооценку самостоятельно довольно сложно. Во-первых, люди с завышенной самооценкой практически никогда не признают наличие проблемы. Во-вторых, для этого нужно обладать твёрдым самоконтролем и самодисциплиной, что, к сожалению, им тоже несвойственно. Кроме того, завышенная самооценка может быть симптомом психологических проблем, например, нарциссического расстройства личности, и некоторых видов психопатии. Для того, чтобы минимизировать эту проблему, лучше всего обратиться к психологу или к психотерапевту. И чем раньше, тем лучше. При помощи психодиагностики специалист выявит причины, поспособствовавшие развитию завышенной самооценки и, используя различные методики психотерапии, скорректирует её. При работе с самооценкой у детей психолог обязательно проводит беседы и со взрослым окружением ребёнка (родители, бабушки, дедушки) для того, чтобы помочь выстроить корректные детско-родительские отношения, сформировать правильный тип воспитания в семье.

Если вас или ваших близких беспокоит завышенная самооценка, требуется помощь специалиста, обратитесь к нас в Центр по тел.: (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Как узнать свою самооценку?

Четыре ключевых теоретических принципа лежат в основе процесса формирования самооценки — отраженные оценки (мнения других людей), социальные сравнения, самоопределение и психологический фактор.

Можно выразиться проще — в основе самооценки лежат ваши собственные мысли, отношение к себе, отношения с окружающим миром и опыт. Эти четыре кита и формируют самоуважение.

Если у вас здоровая самооценка, вы чувствуете себя уверено и хорошо, считаете, что заслуживаете уважение других. Вы цените свои способности и достоинства, и миритесь со своими недостатками и ограничениями. С вами легко общаться, вы легко преодолеваете трудные ситуации и не оглядываетесь назад. Люди ценят отношения с вами.

Если у вас низкая самооценка, вы не цените свое мнение и свои способности. С низкой самооценкой трудно жить, трудно строить карьеру, личную жизнь, так как вы постоянно находитесь в состоянии беспокойства, что вы недостаточно хороши. И это состояние — почти хронический стресс. Я не психиатр, не берусь утверждать. Исходя из личного жизненного опыта, думаю, что это именно так.

Если у вас завышенная самооценка, тут ответ прост — вы недальновидный эгоистичный человек, вам также будет трудно строить отношения с людьми и, соответственно, чтобы войти в зону комфорта, вам стоит пересмотреть свои приоритеты и взгляды на жизнь. Попробуйте стать наблюдателем своей жизни, займите эту позицию, и вы очень быстро увидите себя со стороны и все свои причины завышенной самооценки. Но в этой статье мы не будем об этом говорить.

Кстати, хвастовство и чувство превосходства над окружающими не являются признаком чрезмерной самооценки. Это скорее свидетельство низкой самооценки, своего рода ширма, за которой она кроется.

Если ваши отношения были здоровы и крепки, вы получали положительные отзывы о себе, скорее всего, у вас будет формироваться здоровая самооценка. А если вы подвергались отрицательным отзывам, вас критиковали, дразнили, самое страшное — подвергали насилию, у вас будет формироваться низкая самооценка.

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, и их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

нерешительность и чрезмерная осторожность;
зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
стремление переложить ответственность в том числе и за свои поступки на плечи окружающих;
комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость, неуживчивость;
чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
мелочность, мстительность и завистливость;
страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Уровни самооценки

Если абстрагироваться от видов самооценки, можно выделить повышенный, заниженный и адекватный уровень самооценки. То же самое можно выразить немного другими словами: высокая, низкая и средняя самооценка. Принципиальной разницы здесь нет, различие только в принятых формулировках.

Представление о средней, или адекватной самооценке, не имеет чётких границ. Точно так же, как трудно охарактеризовать «среднего», неприметного человека, не просто описать и среднюю самооценку в отрыве от её крайних проявлений.

Адекватная

Это реалистичное восприятие самого себя, не слишком отличающееся от того, как воспринимают вас окружающие. Человек с адекватной самооценкой несёт в себе осознанную уверенность, чувства его стабильны, а душевное состояние находится в гармонии с внешними проявлениями чувств и эмоций. Реалистически воспринимающие себя люди легко строят отношения с окружающими, спокойно реагируют на критику и всегда готовы пошутить над собой.

Адекватная самооценка подразумевает соответствие притязаний человека и возможностей реализовать эти притязания. Известный тост — «Пусть ваши желания всегда совпадают с вашими возможностями!» — хорошо отражает суть адекватной самооценки.

Заниженная

Если оценка собственных возможностей занижена по отношению к их реальной величине, можно говорить о низкой самооценке. Такой человек не уверен в своих силах и проявляет сильную зависимость от оценки окружающих. Мало того, выводы о своих возможностях он делает не по реальным высказываниям других людей, а по собственным домыслам — наверное, они думают обо мне так-то и так-то.

Человек с низкой самооценкой отличается повышенной тревожностью, мнительностью, неспособностью принимать решения и брать ответственность на себя. Такие люди часто настроены негативно по отношению к окружающим, им всюду мерещится подвох, попытка ущемить их права.

Другая сторона заниженной самооценки — неуверенность, стеснительность, робость. Заниженной самооценкой может страдать и умный, талантливый, достойный во всех отношениях человек, которому родители или другие люди — учителя, руководители, супруги — внушили мысль о его якобы неполноценности.

Завышенная

Завышенная самооценка не является сугубо отрицательным качеством до тех пор, пока высокое мнение о себе не начинает мешать адекватному восприятию такого человека окружающими. Если человек с повышенной самооценкой обладает реальным превосходством, например, лучше всех решает задачи или быстрее всех бегает, окружающие до поры до времени прощают его зазнайство.

Чаще бывает иначе: человек с завышенной самооценкой взирает на окружающих свысока, не имея для этого никаких оснований. Все свои поступки и мысли он считает единственно правильными, а в случае неудач винит в этом обстоятельства или других людей.

Рука об руку с завышенной самооценкой идут зазнайство, высокомерие, чванливость, неуважение к чужому мнению, а порой агрессивность и жестокость. Такие люди не выносят критики, их невозможно переубедить, заставить посмотреть на происходящее с другой стороны. Все эти качества отталкивают людей, создают социальный вакуум вокруг неадекватной личности.

Что такое самооценка?

Самооценка — это в психологии определение скорее субъективной точки зрения на себя, нежели объективной. «Взгляд изнутри» на собственную личность, который образуется из переживаний, оценок своих способностей, наблюдений над собой. Бывает, что человек осознаёт неадекватность самооценки, но не в силах справиться с проблемой самостоятельно. Помехой тому, может быть, чрезмерная эмоциональность, влияние окружения, темперамент.

Понятие самооценки используется для обозначения социально полезных навыков. К примеру, в крестьянской среде позапрошлого века ценилось умение вести хозяйство, а дворяне обязаны были музицировать и танцевать на балах. В каждом из социумов наличие этих навыков повышало самооценку, а их отсутствие понижало.

В современном обществе мерилом ценности человека стала карьера, успешность, наличие денег. Впрочем, материальная сторона всегда влияла на социум – обеспеченные наследники ежедневно получали подтверждение своей значимости до тех пор, пока владели своим богатством. Но как только они лишались своих весомых достоинств, как оказывались в самом низу общественного мнения.

Способы коррекции самооценки

Скорректировать свою оценку можно благодаря таким методикам:

1

Тест Кеттелла

Опрос, который направлен на обнаружение 16 факторов личности. Каждый из факторов формирует несколько поверхностных свойств, которые соединены вокруг одной основной особенности.

2

В.Щур

Выявляет, каким образом дети производят оценку собственных качеств, как их оценивают окружающие и как соотносятся такие суждения между собой. Методика предполагает два способа применения:

групповой — позволяет выявить степень самооценки у нескольких детей одновременно

индивидуальный — выявляет причины, воздействующие на появление неадекватной самооценки

3

Дембо-Рубинштейн

Определяет три ключевых параметра самооценки: высоту, реалистичность, устойчивость.

4

Анализ личностной самооценки по Будасси

Методика анализирует самооценку и выявляет ее адекватность. Смысл в том, чтобы найти соотношение своего идеального «Я» и качеств, которые существуют в реальности. Метод подразумевает два способа:

заключается в сопоставлении собственных представлений с реально существующими объективными показателями деятельности

заключается в сравнение собственной личности с другими людьми

Что влияет на самооценку

В целом в психологии ученые сходятся в том, что это нестабильная величина, ее уровень меняется день от дня (а у некоторых — едва ли не каждый час). 

Исследования показывают, что примерно 50% нашей личности и чувства собственной значимости — результат наследственных факторов. Вторая половина — влияние среды. Сюда входят и стили воспитания в семье, и то, как складываются наши отношения с другими людьми, а также образование, доход, карьерный путь.

Сильнее всего влияют:

Занятия и социальные роли

Самооценка в психологии включает в себя как наше общее представление о себе, так и частное — то, как мы проявляемся в конкретной сфере или деятельности, например, в семье или на работе. Чем важнее для нас эта сфера, тем сильнее успехи или неудачи в ней влияют на общую оценку себя. Так, для отличника провалить экзамен будет более болезненно, чем для того, кто не придает учебе большого значения.  

Возраст и опыт

Также в психологии есть точка зрения, что изменения зависят от возраста. Она наименее стабильна у детей, но наибольшие колебания замечены в подростковом возрасте — когда личность переживает разнообразные драматические перемены, но еще не выработал психологическую устойчивость, чтобы успешно с ними справляться. Например, дети, которые быстрее развиваются, могут получить «буст» к самооценке, а те, кто входят в пубертат медленнее сверстников — наоборот. Во взрослом возрасте самооценка достигает стабильного состояния и устойчивого уровня, как и другие черты личности. 

Убеждения о себе

С точки зрения , низкая самооценка — результат негативных убеждений о себе, например, таких: «Я неудачник», «Я не заслуживаю ничего хорошего». В психологии считается, что с такими убеждениями не рождаются — они развиваются в зависимости от жизненного опыта. Как правило, такое психологическое состояние связано с тем, как другие люди с нами обращаются, особенно в период, когда мы взрослеем. На представление личности о себе влияют отношения в семье и со сверстниками.

Чаще всего к низкой самооценке приводит следующий опыт:

  • Физические наказания или пренебрежение в семье. Мы писали о том, как телесные наказания влияют на детей. Дети в результате такого опыта могут усвоить, что они «плохие» и заслуживают такого обращения. 
  • Недостаток похвалы, тепла и любви в семье. Негативное мнение о себе у детей может развиться и без какого-то конкретного травматичного опыта. Это становится результатом дефицита. Когда ребенку не хватает уверенности, что его любят, ценят и принимают в семье, несмотря ни на что, возникает чувство, что он недостаточно хорош.
  • Несоответствие ожиданиям других. Чувство, что он недостаточно хорош, также может возникнуть, если ребенок не «дотягивает» до стандартов родителей или других значимых людей. При этом не имеет значения, насколько эти требования реалистичны или справедливы — у детей «застревает» именно факт несоответствия.
  • Неспособность «вписаться». Принадлежность к какой-то группе очень важна — это заложено в нас эволюцией. Если ты «другой», особенно в подростковом возрасте, когда идентичность формируется и особенно уязвима, это способно мощно повлиять на чувство собственной ценности.

Оценка со стороны других

В психологии считается, что наше состояние в большой мере зависит от того, что о нас думают другие люди. Уровень самооценки растет, если нас ценят, и падает, когда нас отвергают. Ученые исследовали, как мозг воспринимает социальный фидбек, и выяснили что для нас важнее, какого отношения мы ожидаем, а не сама оценка со стороны других.

Для исследования 40 участников получали социальный фидбек, находясь в МРТ-сканере. Они могли видеть, как 184 незнакомца оценивают их онлайн-профиль с помощью лайков и дизлайков. Участники не знали, что на самом деле оценивает их алгоритм, разработанный учеными. «Незнакомцы» были разделены на группы, так что участники ожидали позитивной оценки от одних, и негативной — от других. После получения оценки участники сообщали об уровне своей самооценки.

Когда участник ожидал от «незнакомца» лайка, но вместо этого получал дизлайк, самооценка страдала сильнее всего. Такая ошибка прогнозирования — разница между ожидаемым и реальным фидбеком — влияла сильнее всего. 

Как самооценка влияет на человека

Много факторов влияет на самооценку и, вместе с этим, много на что влияет сама самооценка. Она воздействует на процесс принятия решения, наши отношения с окружающими, эмоциональное здоровье. Рассмотрим подробнее, как самооценка может влиять на личность в целом, на обучение и на построение карьеры.

На личность

Для человека самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию.

  • Регуляторная функция отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Это, в свою очередь, помогает человеку воспринимать собственный успех или неуспех, ставить дальнейшие цели.
  • Защитная функция обеспечивает относительную независимость личности, формирование собственного мнения, которое человек может высказывать и отстаивать в общении с другими людьми.

Как объясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит реальные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но захочет принять участие в марафоне, он поймет, что ему для подготовки к забегу понадобится гораздо больше времени на подготовку, чем опытным атлетам; исходя из этого знания он примет решение, стоит ли ставить такую цель и как ее достигать. При этом, отмечает Шляпников, это не значит, что люди с адекватной самооценкой не могут ставить перед собой сложные цели — они должны это делать, и, как правило, люди с адекватной самооценкой достигают своих целей. «Такой человек добивается успеха и действует при этом на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу. При неадекватно завышенной самооценке человек неизбежно будет сталкиваться с неудачами. Ставя заведомо нерешаемую цель, человек вряд ли ее достигнет, как бы не старался. А сам процесс достижения цели может нести угрозу жизни и здоровью», — говорит он.

По словам эксперта, неадекватно заниженная самооценка плоха тем, что человек тоже не развивается. Он избегает риска, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться в полной мере.

Экономика образования

Прокачка для ума: четыре ключевых навыка успешной личности

На обучение

В подростковом возрасте самооценка ученика оказывает значительное влияние почти на все, что он делает в школе — как справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. И в детстве, и во взрослом возрасте низкая самооценка может снизить желание человека учиться, его способность сосредоточиться на процессе обучения. При этом из-за завышенной самооценки и внутренней позиции «я все знаю», у человека в принципе может пропасть желание учиться новому, а значит — развиваться.

На профессиональную сферу

О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят опрошенные РБК Трендами эксперты. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, заниженная самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.

«Человек с заниженной самооценкой в реальности может быть хорошим профессионалом, может и не лучшим, но хорошим. Такой взгляд на себя нередко заставляет человека не только верить в то, что его деятельность не хороша, но и что исправить это он тоже не в силах — ведь нужно быть более умным, волевым, осознанным, терпеливым и так далее», — говорит эксперт.

Экономика образования

Почему повышение квалификации способствует улучшению самооценки

Рассмотрим, как проявляется завышенная и заниженная самооценка и с какой самооценкой человек более эффективен — в личных целях и в работе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: