Введение
Эта книга была задумана как освобождение. Нам всем иногда нужно открывать окно и проветривать комнату. Я провела больше тысячи консультаций по созданию образа и потому могу с уверенностью сказать – как только мы находим способ освободиться от старого восприятия нас другими людьми и собственных ожиданий от них, наступает внутренняя и внешняя гармония. Позволять людям быть такими, как они хотят, при этом быть в контакте, отпустить навязанные с детства требования к себе и увидеть, как претензий к окружающим стало меньше. Понимать, что способов реализации может быть множество и нет одного зафиксированного сценария, который мы обязаны отыграть. Внутренняя целостность и слаженность проявятся как чудесный внешний облик: простой для поддержания стиль, располагающий к вам людей образ, который сам подсказывает, какие цели можно поставить и как их достичь с наибольшей радостью.
В английском языке есть слово release, смысл которого не переводится дословно на русский, но я думаю, вы сможете вспомнить в ощущениях, что это такое. Когда вы спускаетесь с табуретки, на которой читали стихотворение Деду Морозу. Ура, вам вручают подарок! Когда вы выбегаете из экзаменационной комнаты. Уф, после утомительной подготовки зачет сдан! Когда к вашей груди прикладывают младенца
О, сразу забываются тяжёлые роды и девять месяцев ожидания! В бизнес-сленге релизом называют запуск первой версии проекта и поклонники бегут со всех ног купить нечто важное для них. Это про результат как таковой, про гордость за пройденный процесс, про принятие боли и усталости, помноженной на новый прилив сил… здесь есть и предвкушение нового уровня, надежда на нечто радостное и светлое в будущем
Как автор, я тоже испытываю освобождение, отпуская знания и информацию об архетипах в большой мир. У вас в руках инструмент понимания коллективных процессов, которым сотни и тысячи лет, при этом они актуальные и узнаваемые в каждом из вас. Эта книга поможет вам понять, что мы все очень похожи. Есть всего основных 12 образов, которыми мы связаны друг с другом и потому можем общаться на языке одежды без слов или выражать себя минимумом черт.
Архетипы – то, что объединяет людей, несмотря на возраст, образование и социальный статус. Индивидуальность – то, что нас разделяет, выделяет из толпы и дистанцирует от людей. Невозможно влюбиться в индивидуальность, она не может быть понята и прочувствована другим человеком, потому что это нечто иное, только ваше.
Жду с нетерпением, когда вы прочитаете эту книгу и мы сможем поговорить, используя термины и понятия из архетипов, осознавать ваши жизненные события на принципиально новом уровне, помогать друг другу в их проживании и находить изящные решения, без обвинений других людей и мира в наших бедах. Желаю вам интересного чтения, но не обещаю, что оно будет легким и целиком приятным.
Анна Шарлай,
Москва, июль 2021 года
Благодарность сообществу
Эта книга была бы невозможна без вопросов и искреннего интереса тех, кто проходил мои курсы, тренинги, группы, консультации по архетипам и прочитал книгу еще в формате неотредактированного черновика. Хочу перечислить по именам участниц сообщества (в алфавитном порядке), которые помогли мне с редактурой и корректурой текста:
Елена Авдюкова
Анна Благих
Анастасия Бугайская
Тата Бусыгина
Анастасия Гладышева
Татьяна Дашевская
Светлана Заярнюк
Елена Кононенко
Наталья Костина
Елена Литвинова
Анастасия Михальцова
Ольга Николаева
Инна Шахбанова
Спасибо за ваш труд! Благодаря вашему вниманию текст стал заметно лучше по содержанию и легче для восприятия.
Отдельное спасибо Ольге Бакировой за запрос на систематизацию характеристик архетипов, из которых родился огромный раздел с описаниями в приложениях.
Благодарю художника Екатерину Белинскую, которая создала мою фотографию для обложки.
Архетипы – образы из нашего подсознания
Само слово “архетип” означает “прообраз” – от греческих слов “архе” – начало и “типос” – образец, отпечаток. В психологии это понятие стало активно использоваться Карлом Юнгом. Архетип имеет отношение к нашему бессознательному – т.е. к тому, что мы не можем осознавать.
Архетипы – это те образы, которые лежат в основе нашей культуры. Они описаны в древних мифах, сказаниях и передаются из поколения в поколение. Если взять сказки разных народов, то практически везде мы встретим образы доброй матери, юной невинной девушки, женщины-искусительницы.
Очень распространена, например, фигура пожилой или старой женщины, которая обладает потусторонним знанием – она может выступать как в образе злой старухи, так и доброй феи: в финских сказках это старуха Лоухи, в Японской традиции – ведьма Ямауба, в русских сказках – Баба-Яга.
Эти образы живут тысячелетиями, передаваясь через детские сказки и песенки, потом попадая во взрослые произведения литературы, изобразительного искусства или кино.
Можно описать архетипы как природные энергии, потенциал, который находится внутри каждого из нас. Это наши способности, склонности, качества характера. Они могут быть выражены или нет, преобладать у нас на разных этапах жизни, в разных ситуациях.
И осознавание этих процессов, понимание себя дает нам большие возможности для того, чтобы находиться в гармонии с собой, повышать качество жизни женщины, ставить жизненные цели и достигать их, проявлять заложенный в нас потенциал и использовать ресурсы, находящиеся в нас.
Основным архетипам можно давать знаковые названия – Мать, Дева, Ведьма и т.д., за каждым из которых кроется определенный набор качеств и схем поведения. Эти архетипы есть в каждой женщине.
Они впитаны через образы женских фигур из нашего окружения – матери, бабушки, сестры, дальней родственницы, они сопоставлены с образами из сказок и песен.
Многие детские игры также содержат в себе эти роли – мать, девушка-невеста, колдунья. Если девочка знакома с этими образами, ей будет легче представить себя и проявить в этих ролях в будущем.
Еще один подход к описанию архетипов это использование образов греческих божеств, описанных в мифологии Древней Греции. Греческая культура исторически стала одной из основ нашей европейской цивилизации, поэтому образы богов и богинь греческой мифологии понятны для западного человека.
И если говорить о божествах из греческих мифов и рассматривать их с “человеческой” стороны, то они могут многое рассказать нам о том, какой должна быть женщина, и о том, каковы люди – что они любят и ненавидят, с кем дружат или воюют, каковы их пороки и добродетели, в чем их сила и их слабость.
Кратко можно их описать так: Афина – богиня, самыми яркими качествами которой являются интеллект и мужественность; Артемида – целеустремленность и независимость; Гестия – олицетворение домашнего очага и мистики; Афродита – проявление энергии любви и творчества; Деметра – материнский образ; Персефона – образ юной девушки или дочери; Гера – супруга; Геката – ведьма или пожилая женщина.
Архетип «Гера»
Кто из девушек не мечтает выйти замуж? Но больше всего об этом мечтает Гера, ведь смысл всей ее жизни — создать семью, и не какую-нибудь, а «со штампом». Женщины этого типа готовы принести себя в жертву для того, чтобы выйти замуж и сохранить брак. Преданные, терпеливые и почтительные — они станут надежным «тылом» для мужчины, и не бросят его даже в трудную минуту. Для Геры так важен семейный статус, что она готова простить мужу даже измену, обвинив во всем любовницу. В партнере Гера ищет мужскую силу, которая часто проявляются в статусе. Она много внимания уделяет внешним атрибутам, поэтому часто ошибается с выбором: выбирает того, кто предпочитает «казаться», а не «быть», незрелого и авторитарного человека, которому нет дела до ее чувств. Для Геры развод неприемлем, и ей приходится терпеть выходки мужа, а на публику играть роль.
Совет: Гере нужно отделить «Я» от «Мы», и научиться жить своей жизнью. Нельзя зацикливаться на муже, терпеть его выходки, прощать измены и рукоприкладство. Нужно погасить в себе ревность, мстительность и зацикленность на браке. Нельзя играть одну только роль жены. А в характер нужно добавить качества Персефоны, Афродиты, Афины.
КОЗЕРОГ
Искомый образ или образ себя:
Венера в гороскопе женщины является образом молодой девушки. В гороскопе мужчины символизирует аниму и искомый образ.
Луна в гороскопе женщины является символом ее зрелой\материнской энергии. В гороскопе мужчины соответствует материнскому аспекту его анимы, дополняющему искомый образ.Архетип: Мудрая женщинаСтихия: ЗемляТип: Трудолюбивая женщина, ответственная, железная ледиСтиль и вкус: Предпочитает элегантную классику и качество. Ограничивает себя только самым необходимым, любит простоту ДзенЗрелость: Высокопоставленная особа, женщина, сознающая свой долг, гранд дамаНаивность или искаженная форма: Железная, несгибаемая леди, консерватор, пессимистка, суровый человек, озлобленная женщинаСильные стороны: Добросовестная, честная, понятная, ответственная, объективная, простая, умеет видеть самую сутьСлабые стороны: Неприветливая, высокомерная, нетерпимая, бессердечная, закоренелая, контролирующая, эмоционально холоднаяСильные качества в отношениях: На нее можно положиться, с ней можно поговорить в любое время. Отношения с ней прочны и долговечны.Проблемные аспекты отношений: Может быть суровой и строгой, замкнутой, рядом с ней зачастую партнер чувствует себя недостаточно умным, красивым, исполнительным и т.д.Основной эмоциональный настрой: Сдержанна, объективна и дисциплинированна, редко позволяет себе идти на поводу своих эмоции, не выносит сентиментальностиЭротизм: Глубоко чувственная натура, однако чрезвычайно контролирующая. Не любит слушать “сентиментальные глупости” и нуждается в безопасной обстановкеМеста и ситуации, в которых ее можно встретить:
В разгаре встречи, в пустыне, работающей в полиции, в правительстве, в министерстве экономики и финансов, хранящую молчание, в разведывательном управлении, в исправительном заведении, на чайной церемонии, занимающуюся гимнастикой для позвоночника, лазающую по горам, занимающуюся голоданием, в уединенном месте, на АляскеЖизненное кредо: Делу время – потехе час!
Что такое архетип человека по Юнгу простыми словами
Конец 19-го — начало 20-го века был чем-то вроде периода ренессанса для изучения психологии и философии. За это время критические мыслители, такие как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Франц Кафка, Жан Поль-Сартр и Карл Юнг, представили радикально новые идеи о состоянии человека.
Фрейд и Юнг были коллегами в этот период; оба работали над продвижением понимания философии бессознательного. Но в то время как Фрейд был неврологом, Юнг был психиатром. Фрейд считал, что индивидуальное бессознательное является окончательным ответом на репрессивные тенденции.
Юнг верил в коллективное бессознательное; тот, из которого мы получаем архетипы — также известные как паттерны — разработанные в разное время и в разных местах, независимо от знания подобных паттернов в другое время и в других местах.
Итак, по существу, Фрейд и Юнг расходились во мнениях относительно существования коллективного бессознательного. Идея состоит в том, что каждый человек в мире связан пониманием паттернов, символов, тенденций и ситуаций. Эти шаблоны, символы, тенденции и ситуации являются архетипами. Кроме того, Юнг утверждал, что под эгидой коллективного бессознательного существует 12 основных архетипов персонажей.
Архетип это получается совокупность событий и образов и идеалов, не имеющие реального отдельного прототипа в виде человека.
Как определить свой архетип
Термин «архетип» многие не только слышат и встречают, но и используют в своей речи, не всегда до конца понимая, что же это такое. А на самом деле это важная составная часть каждой личности, и, если верить ряду теорий и учений, именно опираясь на архетипические образы, человек подсознательно выбирает себе круг общения, жизненные цели и всю судьбу.
«Анима и Анимус» – это и есть архетипы личности, которые представляют собой то самое коллективное бессознательное, они имеют огромное влияние на развитие личности человека и его судьбу.
Фактически, что такое архетип – это подсознательные представления человека о том, что такое безупречный образ женщины и мужчины. Причем эти архетипические образы передаются нам от предков, через их опыт, особенности воспитания, фольклор.
Мужские и женские архетипы прочно «сидят» в сознании, но они не имеют никаких истоков в конкретном человеке, при этом производя колоссальное влияние на выбор, действия, суждения человека, на всю его жизнь.
Архетипы, по Юнгу, всегда устойчивы и постоянны, они не меняются у человека и несут в себе как положительные, так и негативные качества. Архетипы встречаются в фольклоре – в сказках, рассказах, историях и мифах, находя там свои истоки и отражение.
Архетипы Юнга правильно будет назвать моделями поведения людей, которые опираются на подсознательные представления об идеальном поведении и образе. Подробно исследования приведены в книге Юнга «Архетип и символ».
Эти образы и представления являются наследственными, врожденными и не приобретаются уже взрослым человеком намеренно и сознательно. Именно Анима и Анимус, мужские и женские архетипы, подталкивают человека к той или иной реакции на события и проявления других людей, именно они формируют тот или иной жизненный и поведенческий сценарий.
Как примеры архетипов можно привести основные из них, выделенные Юнгом. Это:
- Архетип Отец – совмещает в себе все волевые качества, силу, мощь, агрессивную и властную энергетику.
- Архетип Матери – забота, стремление дать поддержку, утешить, понять каждого.
- Архетип Герой – стремление к защите, спасению, подвигам, сражениям.
- Ребенок – беззащитность, нежелание принимать решения и брать на себя ответственность, потребность в защите и опеке.
- Архетип Мудрец – знания, склонность к размышлениям и саморазвитию, неспешность, анализ, интеллект.
Невозможно всех людей современного общества поделить на определенное количество образов и конкретных архетипов, и сам Юнг настаивал на том, чтобы не ограничивать набор архетипических видов.
Они могут быть самостоятельными и типичными, а могут состоять из набора качеств разных видов, могут друг друга замещать и перекрывать, образовывая новые архетипы и их комбинации.
Как лучше понять систему архетипов
Чтобы тебе была более понятна архитипическая модель, ее функции и принципы работы, вспомни русские народные сказки или мифы.
Яркий пример – архетипический образ богатыря, героя, настоящего мужчины и друга, который существует практически во всех сказаниях и былинах.
Ему свойственен определенный набор черт – героизм, сильная любовь к родине, смелость, сила духа, честность, умение найти выход из самой сложной ситуации и преодолеть все трудности.
Исходя из набора этих качеств и ценностей, богатырь будет действовать и вести себя определенным образом. Его символ – воин, следовательно, проявление его внутренних качеств будет выражаться особым образом. Особым образом он будет говорить, описывать свои чувства и действия.
То же самое можно сказать о женщинах, например, о Василисе Премудрой.
Но это не значит, что богатырь или Василиса Премудрая лишены отрицательных качеств или чувств. Юнг учел это, поэтому в основе его теории есть место противоположностям.
Например, мужская часть психики, мужское начало, по Юнгу – Анимус, а женская – Анима.
Или же, можно выделить такое понятие как персона. Это социальная роль человека, которую он играет для общества в попытках соответствовать всем его запросам и требованиям.
Также есть тень или темная сторона личности, находящаяся в подсознании. Ее человек обычно не признает в себе, так как она не совпадает с его обычными представлениями о себе. Чаще всего это отрицательные черты личности, наличие которых всячески отрицается или оправдывается.
К сожалению, многие полагают, что проявлять отрицательные эмоции плохо, но это естественная реакция организма, заложенная природой.
Психолог Юнг считает, что архетип у человека – это категория подвижная. В одном человеке могут сочетаться сразу несколько архетипов и проявляться в разных жизненных обстоятельствах. Главное – признавать в себе их наличие и правильно актуализировать, то есть, правильно выражать и использовать себе во благо собственные индивидуальные особенности.
Но сам Карл Густав Юнг особенно не стремился как-то классифицировать полученные знания об архетипах, создавать их структуру и заниматься аналитической работой.
Этим занимались его ученики и последователи. Например, Мария-Луиза фон Франц плотно занималась классификацией, описала свои труды в авторской книге. Другие продолжатели читали лекции, защищали взгляды Юнга, искали новые подходы для изучения этих идей, разрабатывали новые методики изучения.
Архетипы — наши внутренние проводники
Архетипы существуют как в душе каждого человека, так и вне ее. Они живут в нас, и, что важнее, мы живем в них. Поэтому мы можем легко установить с ними связь, обратившись внутрь себя (к нашим мечтам, фантазиям, а часто и поступкам) или к внешним источникам (к мифам, легендам, искусству, литературе и религии или же небесным светилам, птицам и животным — как это было принято в язычестве).
В книге «Пробуждение внутреннего героя» представлены 12 архетипов: Простодушный, Сирота, Воин, Опекун, Искатель, Бунтарь, Любовник, Творец, Правитель, Маг, Мудрец и Шут. Все они готовы преподать нам свои уроки, и каждый из них важен на том или ином этапе странствия.
Архетип «Деметра»
Женщина этого архетипа женственная, заботливая, терпеливая, великодушная. У нее острая необходимость заботиться о ком-то, и, если у Деметры не будет «объекта» для такой заботы, она будет чувствовать себя несчастной и одинокой. Неудивительно, ведь Деметра в мифологии — богиня материнства и плодородия. Когда она вступает в отношения с мужчиной, то становится ему матерью, а не возлюбленной, и нет ничего удивительного в том, что чаще всего к Деметре тянутся мужчины-мальчики. Легкомысленные, эгоистичные, инфантильные, чаще моложе — они ищут в ней поддержку, знают, что она поймет их и простит. Деметра не выбирает партнера сама и редко влюбляется — эмоционально незрелые мужчины сами находят ее. Но бывает и так, что ее выбирает взрослый человек, который видит в ней мать своих детей. Тогда она становится матерью, а мужчина заботится и опекает ее и детей.
Совет: Деметре нужно полюбить себя, заботиться больше о себе, а не других. Ей нужно развивать в себе игривость, чувственность и сексуальность, быть для своего партнера любимой женщиной, а не матерью. Нельзя начинать отношения с инфантильными и незрелыми личностями, а лучше отдать предпочтение взрослым мужчинам, которые хотят семью и детей. Деметре остро не хватает качеств Афины, Афродиты и Персефоны.
Как понимание архетипов повышает качество жизни женщины?
Понимание архетипических схем и ролей дает возможность осознать, какие качества будут в данной конкретной ситуации “хорошими” или “плохими”, насколько они могут быть уместны, действовать созидающе или разрушительно, и как они будут влиять на качество жизни женщины.
Это дает возможность контролировать, предвосхищать события и понимать, как лучше действовать в той или иной ситуации. Образы богинь как неких персонажей, обладающих определенными качествами, помогают нам легче вспомнить нужное состояние, настроиться на него, войти в соответствующую роль. Можно мысленно увидеть, почувствовать этот образ.
Если, к примеру, предстоят деловые переговоры или собеседование, то, настроившись на образ Афины, вспомнив, представив его, можно легче войти в ее роль, а значит, и получить необходимые нам качества – уверенность, сосредоточенность, рассудительность, опору на интеллект и логическое мышление.
А образ Гестии поможет побыть наедине с собой, черпая силу изнутри. Помедитировать, отрешиться от внешних проблем, сосредоточившись на своем внутреннем состоянии.
Есть несколько взглядов на то, сколько женских архетипов присутствует в нас. С одной стороны, в каждом человеке может быть более ярко выделен один или два ведущих архетипа, которые дают окраску всем его действиям. И в то же время, в разные периоды жизни и в различных ситуациях активно проявляются другие архетипические роли.
К примеру, у женщины на протяжении всей жизни может быть склонность к самостоятельности, целеустремленности, настойчивости – т.е. качества Артемиды. Это ведущий архетип.
Но, в то же самое время, другие архетипы будут играть важную роль на протяжении определенных этапов – Персефона (девушка) в юности, Гера (жена) и Деметра (мать) в семейной жизни.
Даже если рассматривать совсем короткие промежутки, то на работе женщина может становиться Афиной, а дома – Герой. И, что самое главное, во всех ситуациях она будет оставаться самой собой!
То есть, исчезает внутренний конфликт, связанный с тем, что в разных ситуациях и в разное время в нас проявляются различные образы и роли.
Понимание архетипов, поиск их в себе, обнаружение у себя ведущих архетипов или, наоборот, понимание того, что отвергается на внутреннем плане, все это дает возможность почувствовать свой потенциал, увидеть скрытые в себе возможности и позволить себе, наконец, быть разной – при этом оставаясь самой собой.
Если у Вас возникли вопросы по статье
“Я такая разная, или несколько слов о женских архетипах“
Вы можете задать их нашему дежурному психологу:
Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!
Архетип Тени
Тень формируется из установок и склонностей, которые были переданы нам по наследству, но которые мы сами в себе не приемлем. Все, что кажется нелицеприятным и неэстетичным; все, что мы привыкли скрывать от общества за масками благопристойности, формирует Тень.
То, что было отвергнуто на уровне сознания, уходит в сферу бессознательного. И оттуда, уже через архетип Тени продолжает свое воздействие на психику и поведение. Чем больше вытесняется сознанием, тем больше становится Тень, и тем чаще и сильнее она вмешивается в сознательную жизнь.
Архетип Тени в образе Мефистофеля (слева) из романа Гёте «Фауст».
Однако, хотя Тень и представляет темный аспект личности, ее цели вполне конструктивны. Своим вмешательством в сознательную жизнь, она направляет на удовлетворение подавленных желаний и высвобождение не выраженных эмоций. В конечном итоге, вмешательство тени должно привести человека к осознанию и принятию своей теневой стороны. В ином случае, происходит то, что Юнг называл «затоплением сознания архетипическим бессознательным содержанием». Проще говоря, психозом.
Тень напоминает о себе как через символику внутреннего мира, так и в реальных фигурах мира внешнего. Она может преследовать во снах и видениях в олицетворении демона или чудовища. Но также Тень может проецироваться и на окружающих нас людей. Иногда мы встречаем в окружающих образы, которые провоцирует нашу Тень на действие. И тогда, ведомый гневом и обидой, человек поддается бессознательному влиянию Тени и начинает совершать неадекватные поступки, которые часто выражаются в агрессивном поведении. При этом негативные эмоции, которые мы испытываем в отношении других людей – результат встречи «Я» с собственной подавленной теневой стороной. Недаром у духовных практиков существует рецепт: если что-то в этом человеке тебя раздражает, поищи в себе.
Символически встречу с Тенью обозначают взглядом на собственное отражение.
Может ли мой архетип еще измениться?
Да, архетип человека все еще может меняться с течением времени. Это происходит потому, что архетипы не статичны; они гибкие и могут адаптироваться к изменяющимся потребностям человека.
Если ты обнаружишь, что твоя жизнь не соответствует твоему нынешнему архетипу, подумай о том, чтобы внести некоторые изменения и принять новый архетип. Например, если ты Охотница, но чувствуешь себя неполноценной на своей нынешней работе, тебе стоит подумать о смене профессии.
Или, если ты — Мать, но чувствуешь, что тебе не хватает времени на себя, возможно, тебе стоит подумать о том, чтобы нанять няню или каждую неделю уделять немного времени себе. В конечном счете, только тебе решать, как ты хочешь прожить свою жизнь и какие архетипы лучше всего соответствуют твоим текущим потребностям.