«хочу управлять электропоездом!» спецрепортаж к 8 марта

«Когда люди видят мои изделия, им всё равно, кто стоял за станком — мужчина или женщина»

Гала Кононенко, 34 года. Столяр, открыла свою мастерскую в Нижнем Новгороде

Я не разделяю профессии на женские и мужские и о своей профессии столяра никогда не думала, что она мужская. Я считаю, что есть только подходящая и неподходящая человеку деятельность.

Я смогла выбрать подходящую для меня деятельность благодаря родителям. Они разрешали мне заниматься тем, что мне нравится, никогда не давили и не говорили ничего вроде: «Мы хотим, чтобы ты стала юристом». Никто никогда не влиял на меня, и свой путь я выбирала сама.

С детства я увлекалась творчеством, мастерила поделки, отправляла их на конкурсы и выигрывала. Окончив школу, я пошла учиться на архитектора и несколько лет работала по профессии. Кстати, эту профессию тоже часто называют «мужской», хотя есть много известных женщин-архитекторов.

Столяром я решила стать после того, как мои родители купили старый деревенский дом. Мы с папой занялись его переделкой. Тогда я в первый раз попробовала поработать столярными инструментами, самыми простыми, которые есть на даче у каждого мужчины — шуруповёрт, циркулярная пила, шлифовальная машинка и лобзик. Когда я занималась реставрацией наличников и подоконников, я поймала себя на мысли, что мне нравится взаимодействовать со столярными инструментами. Я кайфовала и от процесса, и от результата.

Мне хотелось заниматься им не только на даче. Но в квартире невозможно выполнять такую пыльную и шумную работу.

Я узнала, что Нижнем Новгороде есть столярный коворкинг, и арендовала там своё первое рабочее место, стала учиться столярному делу всерьёз. В Нижнем Новгороде нет учебного заведения, где учат этой профессии, так что я осваивала её по роликам на YouTube.

В коворкинге я была единственной девушкой, но коллеги-мужчины знали, что существуют женщины-столяры. Их много, например, в Америке. Они делают сложные проекты и рассказывают об этом на своих YouTube-каналах. Первое время мужчины в коворкинге говорили: «О, наконец-то мы увидим такую же, как на YouTube, только вживую».

Шаг за шагом я развивалась. Сначала делала подарки родителям и друзьям — подсвечники, разделочные доски. Через некоторое время я получила первый заказ — сделать винную полку.

Долгое время столярное дело не приносило мне денег. Всё заработанное я тратила на аренду и материалы. Со временем стало поступать больше заказов, в том числе из других городов, у меня появились партнёры, и хобби превратилось в бизнес-проект.

Даже в период пандемии, когда многие столярные мастерские вынуждены были закрыться из-за падения дохода, у меня было много заказов. В какой-то момент я уже буквально жила в мастерской, настолько много было работы. Справиться мне помогало то, что я горела своим делом и чувствовала, что оно нужно людям.

Я работала с ресторанами и кафе, делала столешницы. Я всегда старалась сделать необычный и оригинальный дизайн, удобный и красивый. В какой-то момент устала от индивидуальных заказов и решила запустить серийное производство. У меня есть несколько сотрудников, и я собираюсь расширять штат. В моих планах — запустить производство собственной линейки изделий из дерева.

Я никогда не чувствовала сопротивления со стороны семьи, меня все поддерживали. Мои близкие знают: если я хочу чего-то добиться, у меня всё получится. Только один раз, когда я решила уйти из архитектуры и полностью посвятить себя столярному делу, мама выразила сожаление. Но в дальнейшем она меня поддерживала и радовалась моим успехам.

Новые знакомые удивляются и восхищаются, когда узнают, кем я работаю. Я не чувствую себя самозванкой в столярном деле, я считаю себя мастером. Я никогда не делала что-то «для фоточки», всю работу выполняю качественно.

Со стереотипами про «мужскую» работу я не сталкивалась, может быть, потому что окружающие просто стеснялись мне что-то высказывать. Впрочем, я думаю, когда люди видят мои изделия, им всё равно, кто стоял за станком — мужчина или женщина.

Хочу пожелать девушкам, которые собираются пойти в «мужские» профессии, верить в себя. Прислушивайтесь к своим желаниям, а не к тому, что говорит вам общество. Если прилагать усилия и каждый день совершать хотя бы небольшие действия, всё обязательно получится.

Обложка: Дмитрий Осинников

Дарья Кучеренко

Анастасия Козияткина

Мужчины в группе на обучении подшучивали надо мной. Спрашивали, не сломаю ли я ногти?

Любовь к железной дороге мне передалась по наследству. Моя мама там работала и часто брала меня с собой в поездки. Равномерный стук колес, ароматный сладкий чай из стакана в красивом подстаканнике, мелькающие за окном пейзажи – для меня все это было чудом. После школы я поступила в Сельскохозяйственный университет им. Тимирязева, или Тимирязевку, и параллельно устроилась билетным кассиром в ЦППК.

Пойти дальше меня мотивировали статьи о женщинах-машинистах, которые своим примером доказали, что это больше не исключительно мужская профессия. Все больше ловила себя на мысли, что хочу, как они – управлять электропоездом. Стала интересоваться, как попасть на обучение. Реакция мужа на мою новую мечту была бурной. Он не хотел, чтобы я шла в такую сложную профессию. Его пугало и то, что вокруг будут одни мужчины. Но такая позиция не заставила меня отступить. Продолжая работать кассиром в ЦППК, стала учиться профессии помощника машиниста.

Технической информации было много, как и незабываемых впечатлений от поездок. Мир из кабины электропоезда выглядит другим. На обучении в группе действительно были одни мужчины. Они иногда подшучивали надо мной. Например, спрашивали, не сломаю ли ногти, нажимая на тумблеры пульта управления? Не сломала! Ни одного! Единственное, что изменилось, – стиль маникюра. Тогда я любила яркий, а сегодня длину делаю короче, а цвета – темнее.

Сейчас я получила права на управление электропоездом и в перспективе могу самостоятельно водить составы. Муж в процессе обучения поменял свое отношение – стал лояльнее, а моя четырехлетняя дочка Настенька – самая главная моя фанатка, мой талисман. Перед выходом на смену всегда ее обнимаю, а она желает мне счастливого пути. Свободное время у меня теперь тоже связано с электропоездами – дочери нравится прогуливаться вместе со мной до ближайшей к нам станции Балабаново, смотреть на красивые электрички и махать машинистам. Дома ее самая любимая игрушка – большая железная дорога. Часто мы вместе с удовольствием катаем поезда по игрушечным рельсам.

Каково это — учиться на машиниста, если ты девушка?

Соня два года училась в Московском колледже железнодорожного и городского транспорта. Как она призналась в своём инстаграме, именно директор колледжа помог ей приблизиться к мечте.

Изначально абитуриентке заявили, что принимают девушек только на специальности, разрешённые законодательством: дежурные, проводники и так далее. Но Соня всё равно пришла с документами, уверенная в своих планах.

Девушка смело отправилась к директору вместе с членом приёмной комиссии. Тот пытался отговорить её, >. А вот директор молча выслушал Соню и сказал: >.

В августе 2018 года девушку зачислили на специальность >. А вот гарантий трудоустройства не дали — профессия ведь ещё была под запретом.

Соня говорит, что за всё время учёбы она ни разу не слышала никаких упрёков и претензий ни со стороны одногруппников, ни со стороны преподавателей.

И на вопрос о том, сложно ли приходится девушке в > профессии, Соня отвечает отрицательно.

В посте, посвящённом концу обучения, девушка призналась, что так и не сдружилась с одногруппниками.

Но, так или иначе, девушка с теплом вспоминает учёбу — и очень благодарна преподавателям и администрации, благодаря которым стала юным железнодорожником.

Кстати, после Сони в колледж начали принимать и других девушек, мечтающих о нетипичных для женщин профессиях.

За последние два года в колледже действительно стало больше студенток с > специальностями. Так, Екатерина Левенчук в этом году завершила обучение и стала дипломированным техником. А на второй курс по специальности «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» перешли Василиса Кузнецова и Анна Орлова.

Недостатки профессии помощника машиниста

Недостатки профессии помощника машиниста связаны с тяжелыми условиями труда. Постоянная работа в замкнутом пространстве кабины локомотива, напряжение для зрения и слуха, вибрация, шум, дорожная пыль – все это сопровождает бригаду локомотива на протяжении рабочего дня. Это не исключает высокую степень усталости в конце рабочего дня, и помощник машиниста просто обязан хорошо отдыхать, что не всегда возможно. В противном случае усталость накапливается, что может привести к необратимым последствиям.

Стоит также отметить помощник машиниста – это профессия с высоким риском для жизни и здоровья специалиста. Катастрофы на транспорте, к сожалению, явление нередкое. Поэтому нельзя утверждать, что данная профессия абсолютно безопасна. При этом необходимо учитывать чисто психологический недостаток профессии – высокая степень ответственности за безопасность и жизнь людей, что ведет к повышенной тревожности.

Негативно сказывается работа помощника машиниста и на личной жизни специалиста. Дело в том, что профессиональная деятельность такого специалиста предполагает частые и длительные отъезды из дома. Согласитесь, не всякая жена (а помощниками машиниста, работают, как правило, мужчины) способна адекватно реагировать на частое и долгое отсутствие супруга дома.

Первым делом – тепловозы!

Прокатиться на настоящем электровозе в кабине машиниста – другие о таком и мечтать не могли. Вскоре Таня совсем не по-девчоночьи стала проявлять интерес к огромной железной машине, захотела знать, как она устроена. Но отец, Николай Захарович, объяснил, что главное на транспорте не рычаги и винтики, а обеспечение безопасности движения, неукоснительное соблюдение инструкций, отступление от которых может привести к тяжелейшим последствиям. Хочешь работать на железной дороге – заруби это на носу.

Решение девушки поступить в Омский институт железнодорожного транспорта оказалось вполне закономерным. Однако Таня быстро заскучала по дому, забрала документы из вуза и стала студенткой Тайгинского техникума железнодорожного транспорта, поступив на обучение по специальности «тепловозное хозяйство». Говорит, что тепловозы ей всегда нравились больше электровозов, да и география распределения после учебы была шире. Приемная комиссия, конечно, ахнула, увидев юную абитуриентку, и выдвинула условие: примем, если пообещаешь, что не сбежишь через год. Не сбежала.

В группе она была единственной девушкой, но от парней не отставала ни в учебе, ни на практических занятиях. К тому же отец щедро делился своим опытом, и даже устраивал дочери домашние экзамены, чтобы она не ударила в грязь лицом перед преподавателями.

ПРАВНУЧКА МАШИНИСТА

Среди «новобранцев» также Анна Чекулаева. Кажется, ее личные «рельсы» к профессии были проложены самой судьбой. Ведь на железной дороге работал еще ее прадед – он прошел путь от кочегара паровоза до машиниста. А прабабушка и бабушка трудились дежурными и начальниками станций.

– Я выбрала железнодорожный колледж не зря, – делится Анна. – Благодаря этому смогла составить конкуренцию другим кандидатам на должность помощника машиниста.

Хорошее впечатление оставила и практика в депо «Домодедово» и «Перерва».

– Можно сказать, что мои первые рабочие дни начались с дублерских поездок во время прохождения практики, – вспоминает девушка. – Переживала в основном из-за того, что предстояло работать в мужском коллективе. Но, к счастью, меня хорошо встретили, старались отвечать на все вопросы, помогали адаптироваться.

Женщинам нельзя было становиться машинистами?

Ещё в 2019 году в списке запрещённых для женщин профессий было порядка 400 пунктов, в том числе машинист поезда, электрички, скоростных и высокоскоростных поездов, водитель фуры, боцман или матрос на судне.

При этом в СССР женщины могли управлять электропоездами с 1936-го по 1980 год. Потом принимать новых сотрудниц запретили из-за неблагоприятных условий труда — работа была тяжёлой, к тому же советской женщине ведь >.

Машинист поезда метро, 1959 / ТАСС

Список запрещённых профессий плавно перешёл из советского государства в РФ. Хотя учиться на машиниста официально не запрещали, поступить, а тем более устроиться потом на работу было практически невозможно. Единственным исключением из этого правила до последнего времени была Юлия Юрова — помощник машиниста на >. Девушка повнимательнее вчиталась в законы и смогла найти в них лазейку для аэроэкспрессов.

Юлия Юрова

Генеральный директор РЖД Олег Белозёров ещё в 2018 году выражал надежду, что и > смогут управлять женщины. А спустя год компания официально предложила упразднить общий перечень запрещённых для женщин профессий.

К предложению прислушались. В середине 2019 года Минтруд сократил перечень запретов. В феврале 2020 года РЖД в рамках пилотного проекта начала обучать женщин на помощников машиниста. А в марте того же года заммэра Москвы Максим Ликсутов объявил, что Московский метрополитен начнёт обучать женщин профессии машиниста. 

Нанимать женщин-машинистов в метрополитене и в РЖД начнут с 2021 года.

Женщины-помощники машиниста: почему они выбрали профессию

Многие женщины выбирают профессию помощника машиниста в железнодорожной отрасли. В РЖД, одной из крупнейших железнодорожных компаний России, в этой профессии работает около одиннадцати тысяч женщин. Почему они решили пойти по этому пути?

Одной из причин выбора этой профессии является возможность получить образование в специализированных академиях и колледжах, где обучение включает в себя такие предметы, как техническая механика, электротехника, теория автоматического управления и другие. По завершению обучения выпускники получают специальность «машинист электропоезда-57».

Входит ли профессия помощника машиниста в список «мужских» профессий? Нет, она не имеет прямого отношения к полу. Женщины могут работать в этой области так же успешно, как и мужчины. Трудовые условия для помощников машинистов могут быть достаточно напряженными, но это не останавливает женщин в их стремлении работать в этой сфере.

Одна из главных причин выбора профессии помощника машиниста — это возможность управлять электропоездом. Многие женщины говорят, что им нравится чувствовать себя в кабине вагона и управлять движением поезда. Они чувствуют себя свободно и независимо, когда находятся за рулем электропоезда.

Помощник машиниста выполняет важную роль в обеспечении безопасности пассажиров. Они отвечают за работу оборудования поезда, контролируют давление и состояние воздуха в тормозных узлах, а также выполняют другие задачи. Им необходимо быть внимательными и ответственными, так как от их работы зависит безопасность всех пассажиров.

Несмотря на некоторые трудности, связанные с работой помощником машиниста, многие женщины говорят, что они с удовольствием занимаются этой профессией. Они стараются справиться со всеми трудностями и стремятся улучшить свои навыки и знания в этой области.

Профессия помощника машиниста требует от женщин хорошей физической подготовки. Они должны быть готовы к физическим нагрузкам, связанным с работой на железной дороге. Также им нужно иметь хорошую чувствительность к требованиям оборудования и уметь быстро реагировать на возникающие проблемы.

Однако помощник машиниста не только управляет электропоездом, но и заботится о пассажирах. Они помогают им посадиться в вагон, проверяют билеты и отвечают на вопросы. Они также отвечают за безопасность пассажиров и следят за порядком в поезде.

Выбор профессии помощника машиниста имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, это новый опыт и возможность работать в интересной сфере. С другой стороны, это может быть физически и эмоционально трудно. Однако большая часть женщин, выбравших эту профессию, говорят, что они довольны своим выбором и не жалеют о принятом решении.

Таким образом, профессия помощника машиниста привлекает многих женщин своими возможностями и интересными задачами. Они готовы справиться с трудностями и развиваться в этой области. Их работа важна для обеспечения безопасности пассажиров и комфорта в поезде. Женщины-помощники машиниста доказывают, что они могут успешно работать в «мужской» профессии и достигать высоких результатов.

С ЛЮБОВЬЮ К ДЕЛУ

Рабочие дни у новоиспеченных помощников машиниста уже начались. Утром – медкомиссия, потом – такой же «медицинский» осмотр электрички.

– Мы с машинистом идем принимать поезд у предыдущей бригады, – рассказывает Анна. – Я как помощник контролирую наличие необходимого инвентаря и сроки его последней проверки. Провожу осмотр поезда. Перед отправлением машинист делает пробу тормозов, а я иду вдоль состава и проверяю, как они срабатывают: выходят ли штоки тормозных цилиндров, прижимаются ли колодки к колесу.

Анастасия Козияткина выходные посвящает семье – мужу и маленькой дочке, которая, по ее признанию, не дает маме скучать. Любит готовить и заниматься садом. Анна Чекулаева увлечена фотографией, с удовольствием ходит на концерты, путешествует.

Обе уверены: стать профессионалом в их деле может любая девушка, если только она действительно любит эту работу. А без любви к своему делу трудно везде.

Бегущие под поезд крысы — это миф

Текучесть кадров в метро высокая, потому что работа сложная. И мне было непросто привыкнуть к графику. Он у машиниста плавающий, выход в смену каждый раз на новом месте: сегодня — на «Выборгской», завтра — на «Нарвской». А главное, нет стабильного времени прихода. В один день можно выйти на работу в 6:52, в другой — в 14:18, в третий — в 17:48. График выдают за месяц, конечно, но организм все равно не понимает, когда у него время сна, а когда — время бодрствования и приема пищи. 

Фото: Лиза Жакова | Гласная

Но после начала работы в подземке мое мышление изменилось. Я и раньше была достаточно организованным человеком, а сейчас и вовсе планирую день по минутам. Потому что в метро все именно так устроено: если я задержу состав, то весь график . Так что теперь, отправляясь на встречу, просчитываю маршрут так, чтобы определить максимально точное время прибытия. 

Еще машинисты страдают от нехватки кислорода. Да, есть система вентиляции и кондиционирования, но поезд метро, как поршень, выталкивает воздух из тоннеля, поэтому наименьшее количество кислорода — в кабине машиниста и первом вагоне. Так что гипертоникам и людям, которые тяжело переживают духоту, лучше ездить в последнем вагоне: там больше воздуха. 

Каждого машиниста контролирует автоматизированная система — специальная гарнитура на ухе, которая изготавливается по слепку ушной раковины сотрудника и настраивается персонально под него. Система в том числе отслеживает направление зрачков — глаза должны следить за дорогой. Если машинист отвлекся — раздастся сигнал, после которого необходимо нажать кнопку бдительности. 

Для ухода на обед нужно дождаться машиниста на подмену. Он дает возможность чуть-чуть отдохнуть, а сам едет в конечную точку, делает круг и возвращает состав по другому пути. Обычно машинист проводит в кабине два с половиной — три часа, за это время ему дают два-три перерыва. Но иногда, когда много больничных, ожидание подмены может затянуться до четырех с половиной часов, а смена — до восьми часов. Да, когда людей не хватает, снимают не составы с линии, а подменных машинистов — к этому надо быть готовой. 

Чрезвычайные ситуации, когда машинист должен принимать решение — остановить состав, отключить аппаратуру, подключить резервные тормоза, заблокировать работу дверей, — случаются. Нас к этому готовят, есть ежемесячные «аварийные игры»: мы получаем неисправный состав и должны отработать навык действий в любой внештатной ситуации. Учения проходят без участия пассажиров, с инструкторами. Также машинисты работают с психологами, которые изучают реакции, уровень утомляемости, стабильность психики, — это огромная экосистема.

С чрезвычайными ситуациями уже сталкивалась. Однажды не было первого провода (технический термин, только машинисты меня поймут), но это можно исправить на ходу, и я исправила. Как-то возвращала состав, потому что вышла из строя связь пассажир — машинист. 

Иногда, кстати, люди звонят по этой системе связи. Услышав сигнал, я, конечно, напрягаюсь. Бывает, человек выпил и пытается поговорить с машинистом. Или пассажир может сообщить о происшествии — когда, например, кому-то стало плохо. Тогда необходимо объяснить, что делать, предупредить дежурную по станции. В общем, сигнал — повод для максимальной концентрации. Бывает, звонят просто поблагодарить. Я таким звонкам радуюсь. Когда пассажиры слышат женский голос, то потом иногда пытаются заглянуть в кабину. Но так поступают только представители старшего поколения, молодые уже не удивляются. Ведь это нормально, что женщина занимается делом, которое ей нравится. 

Потому что точно знаю, что мне делать: остановить поезд, снять высокое напряжение с контактного рельса, подать заявку, установить загородку. Знаю, что делать с пассажирами, которые остались в составе: их надо успокоить, ведь главное — чтобы не было паники. 

А вот крысы, которые выбегают навстречу поезду, — это выдумка. Они не выживут в тоннелях: там нет ни еды, ни воды. Кроме того, работает система безопасности, которая фиксирует любое попадание посторонних объектов. 

Что Соня планирует делать дальше?

Хотя запрет на профессию, по сути, уже сняли, в силу соответствующий приказ вступит с 1 января 2021 года. До этого Соня будет проходить практику в Московской дирекции скоростного сообщения.

А вот в 2021 году выпускница надеется выйти на работу — помощником машиниста в моторвагонном депо Лобня на Московской железной дороге. Неудивительно, что девушка очень ждёт наступления нового года.

Планы на будущее у девушки разнообразные и амбициозные. Во-первых, она надеется, что у неё останется время на рисование — и это хорошая новость для всех, кто уже подписался на неё в инстаграме.

А во-вторых, хочет однажды выбраться и за пределы Московской железной дороги. Впрочем, пока это, скорее, мечты.

Если учесть, что ещё два года назад генеральный директор РЖД строил планы на женщин-машинистов для >, шансы у Сони неплохие.

Кстати, недавно в соцсетях прославилась другая девушка, исполнившая не самую обычную мечту. 23-летняя Юля Слободянюк стала лётчицей и покорила интернет. Правда, некоторых комментаторов эта новость, скорее, напугала.

К сожалению, у некоторых людей до сих пор есть некоторое недоверие к женщинам за рулём и уж тем более за штурвалом. Так, в начале 2020 года пассажир > с ужасом рассказал о том, как ему попалась женщина-пилот. И у пользователей соцсетей его рассказ вызвал насмешки.

Всё правильно!

Наша героиня доказала и себе, и скептикам, что женщина на тепловозе, как и на корабле, вовсе не приносит несчастье. Главное – интерес к делу и желание выполнить его как можно лучше.

О ней не раз писали газеты – все-таки единственная женщина-машинист на Алтайской железной дороге. А вот фотографий в форме железнодорожника в альбоме нет ни одной.

Через некоторое время Татьяне Мелешкиной по семейным обстоятельствам пришлось поменять место машиниста на труд в депо – уж слишком плакала дочь, когда видела, как мама надевает форму, что означало хоть и недолгую, но все же разлуку. И Татьяна посчитала, что материнство важнее.

Жалеет ли она о чем-то? Нет. Хотя порой появляется желание сесть в тепловоз и повести его.

И пусть на пятки дизельным машинам наступают электровозы, и когда-то профессия машиниста тепловоза уйдет в прошлое, неизменной останется главная задача машиниста – обеспечение безопасности движения. И пока существует железная дорога, по ней будут ходить поезда.

Кстати, дочь Татьяны Николаевны продолжила династию железнодорожников. Тепловозы, конечно, не водит, но работает в этой отрасли. А внуки недавно с удивлением узнали, что их бабушка, оказывается, самый настоящий машинист!

Фото автора

В профессию пришёл из-за красивой формы

— Мой дядя был железнодорожником, — говорит Владимир Георгиевич. — Остальные родственники в основном филологи. В первые дни войны дядя пропал без вести, а его жена, моя тётя, всю жизнь ждала его, постоянно о нём рассказывала. Наверное, поэтому и засела у меня в голове мысль о том, что я хочу тоже стать железнодорожником.

Вопрос о будущей профессии встал перед нашим собеседником после 8-го класса школы. Нужно было определяться, куда идти учиться дальше. И он выбрал профессию машиниста.

Владимир Георгиевич считает, что выбрал в жизни верный путь — железнодорожный

— Это было начало 60-х. В то время на железной дороге электровозы сменяли паровозы, — говорит Владимир Георгиевич. — На паровозах машинисты все чумазые, страшные. А на электровозах — чистенькие, в белых рубашках и при галстуках. Вот это и подкупило. Хотелось носить рубашку и галстук.

Став машинистом электропоезда, Владимир Георгиевич быстро изменил мнение об удобной одежде, убедившись, что белая рубашка с галстуком — не совсем то, что требуется в поездке, когда могут возникнуть поломки и другие нештатные ситуации.

— Я понял, что мне нравилось в моей профессии совсем другое. Я не терплю начальников. Когда работаешь в кабинете, над тобой куча директоров, все дёргают туда-сюда. А в кабине машиниста ты свободен, сам себе хозяин.

Несмотря на то что наш собеседник водил состав всю жизнь практически по одним и тем же маршрутам (со станции Отрожка на юг, в сторону Россоши, и на север, до Мичуринска), работа ему не надоедала.

— Ты проезжаешь по красивейшим местам, — говорит он. — И потихоньку погружаешься в себя, думаешь о своём. Я вам больше скажу: вы найдёте очень мало машинистов, которые не были бы поэтами. Обстановка в пути очень располагает к поэзии.

Здание вокзала на станции «Воронеж-1» построено после 1945 года. Старое здание было взорвано немецко-фашистскими захватчиками во время оккупации города.

«Скучаю по работе»

Как говорит пенсионер, он с начала 90-х годов не сидел в кабине машиниста. На пенсию люди этой профессии уходят рано: для мужчин пенсионный возраст наступает в 55 лет — профессия считается вредной.

— Я пытался сына приучить к делу, — говорит наш собеседник. — Пока маленький был, он катался со мной в кабине машиниста. Для любого пацана это праздник! Но когда вырос, интерес потерял. А я скучаю по работе. Иногда представляю, как я сижу в кабине, состав едет по дороге, кругом красота. В голову стихи сами приходят…

В 1917 году общая эксплуатационная длина железнодорожного полотна России равнялась 70,3 тысячи километров. А 100 лет спустя, в 2018 году, уже 122 тысячам километров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: