2
Здесь Заратустра умолк на минуту и с любовью смотрел на своих учеников.
Затем продолжал он так говорить — и голос его изменился:
— Оставайтесь верны земле, братья мои, со всей властью вашей добродетели!
Пусть ваша дарящая любовь и ваше познание служат смыслу земли! Об этом
прошу и заклинаю я вас.
Не позволяйте вашей добродетели улетать от земного и биться крыльями
о вечные стены! Ах, всегда было так много улетевшей добродетели!
Приводите, как я, улетевшую добродетель обратно к земле, — да, обратно
к телу и жизни: чтобы дала она свой смысл земле, смысл человеческий!
Сотни раз улетали и заблуждались до сих пор дух и добродетель. Ах, в
вашем теле и теперь ещё живет весь этот обман и заблуждение: плотью и
волею сделались они.
Сотни раз делали попытку и заблуждались до сих пор как дух, так и добродетель.
Да, попыткою был человек. Ах, много невежества и заблуждений сделались
в нас плотью!
Не только разум тысячелетий — также безумие их прорывается в нас. Опасно
быть наследником.
Ещё боремся мы шаг за шагом с исполином случаем, и над всем человечеством
царила до сих пор ещё бессмыслица, безсмыслица.
Да послужат ваш дух и ваша добродетель, братья мои, смыслу земли: ценность
всех вещей да будет вновь установлена вами! Поэтому вы должны быть борющимися!
Поэтому вы должны быть созидающими!
Познавая, очищается тело; делая попытку к познанию, оно возвышается;
для познающего священны все побуждения; душа того, кто возвысился, становится
радостной.
Врач, исцелись сам, и ты исцелишь также и своего больного. Было бы лучшей
помощью для него, чтобы увидел он своими глазами того, кто сам себя исцеляет.
Есть тысячи троп, по которым ещё никогда не ходили, тысячи здоровий и
скрытых островов жизни. Всё ещё не исчерпаны и не открыты человек и земля
человека.
Бодрствуйте и прислушивайтесь, вы, одинокие! Неслышными взмахами крыл
веют из будущего ветры; и до тонких ушей доходит благая весть.
Вы, сегодня ещё одинокие, вы, живущие вдали, вы будете некогда народом:
от вас, избравших самих себя, должен произойти народ избранный и от него
— сверхчеловек.
Поистине, местом выздоровления должна ещё стать земля! И уже веет вокруг
неё новым благоуханием, приносящим исцеление, — и новой надеждой!
«Спасибо» на 47 самых популярных языках мира
Также можно поблагодарить человека на разных языках из стран, с которыми он возможно как-то связан. Вспомните, может в его роду имеются, к примеру, испанские корни. Или может быть человек не так давно провел свой отпуск в одной из этих стран:
Видео: как правильно нужно благодарить?
В этом ролике психолог Николай Латанский расскажет, что нужно благодарить другого человека, как правильно это сделать:
-
Фразы для развода мужчин
-
За нашу победу фраза из фильма
-
Часть фразы которая характеризуется однородной интонацией это
-
Нет слов одни эмоции выражение
- Допускается замена оборудования на аналогичное фраза
О старых и молодых бабёнках
«Отчего крадёшься ты так робко в сумерках, о Заратустра? И что прячешь
ты бережно под своим плащом?
Не сокровище ли, подаренное тебе? Или новорождённое дитя твоё? Или теперь
ты сам идёшь по пути воров, ты, друг злых?»
— Поистине, брат мой! — отвечал Заратустра. — Это — сокровище, подаренное
мне: это маленькая истина, что несу я.
Но она беспокойна, как малое дитя; и если бы я не зажимал ей рта, она
кричала бы во всё горло.
Когда сегодня я шёл один своею дорогой, в час, когда солнце садится,
мне повстречалась старушка и так говорила к душе моей:
«О многом уже говорил Заратустра даже нам, женщинам, но никогда не говорил
он нам о женщине».
И я возразил ей: «О женщине надо говорить только мужчинам».
«И мне также ты можешь говорить о женщине, — сказала она, — я достаточно
стара, чтобы тотчас всё позабыть».
И я внял просьбе старушки и так говорил ей:
Всё в женщине — загадка, и всё в женщине имеет одну разгадку: она называется
беременностью.
Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребёнок. Но что же
женщина для мужчины?
Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он
женщины как самой опасной игрушки.
Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина — для отдохновения
воина; всё остальное — глупость.
Слишком сладких плодов не любит воин. Поэтому любит он женщину; в самой
сладкой женщине есть ещё горькое.
Лучше мужчины понимает женщина детей, но мужчина больше ребёнок, чем
женщина.
В настоящем мужчине сокрыто дитя, которое хочет играть. Ну-ка, женщины,
найдите дитя в мужчине!
Пусть женщина будет игрушкой, чистой и лучистой, как алмаз, сияющей добродетелями
ещё не существующего мира.
Пусть луч звезды сияет в вашей любви! Пусть вашей надеждой будет: «о,
если бы мне родить сверхчеловека!»
Пусть в вашей любви будет храбрость! Своею любовью должны вы наступать
на того, кто внушает вам страх.
Пусть в вашей любви будет ваша честь! Вообще женщина мало понимает в
чести. Но пусть будет ваша честь в том, чтобы всегда больше любить, чем
быть любимой, и никогда не быть второй.
Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую
жертву и всякая другая вещь не имеет для неё цены.
Пусть мужчина боится женщины, когда она ненавидит: ибо мужчина в глубине
души только зол, а женщина ещё дурна.
Кого ненавидит женщина больше всего? — Так говорило железо магниту: «я
ненавижу тебя больше всего, потому что ты притягиваешь, но недостаточно
силён, чтобы перетянуть к себе».
Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.
«Смотри, теперь только стал мир совершенен!» — так думает каждая женщина,
когда она повинуется от всей любви.
И повиноваться должна женщина, и найти глубину к своей поверхности. Поверхность
— душа женщины, подвижная, бурливая плёнка на мелкой воде.
Но душа мужчины глубока, её бурный поток шумит в подземных пещерах; женщина
чует его силу, но не понимает её.
Тогда возразила мне старушка: «Много любезного сказал Заратустра, и особенно
для тех, кто достаточно молод для этого.
Странно, Заратустра знает мало женщин, и, однако, он прав относительно
их. Не потому ли это происходит, что у женщины нет ничего невозможного?
А теперь в благодарность прими маленькую истину! Я достаточно стара для
неё!
Заверни её хорошенько и зажми ей рот: иначе она будет кричать во всё
горло, эта маленькая истина».
«Дай мне, женщина, твою маленькую истину!» — сказал я. И так говорила
старушка:
«Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»
Так говорил Заратустра.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770−1831)
Гегель родился в немецком Штутгарте в семье финансового чиновника. В университете изучал богословие, с друзьями состоял в кружке, восхищавшемся Французской революцией. В последующие годы отмечал день взятия Бастилии. Какое-то время работал домашним учителем, но благодаря наследству избежал участи тьютора на всю жизнь. В 1801-м году принялся за преподавание и читал свои лекции в Йенском и Берлинском университетах. После женился и в спокойствии брака написал свое важнейшее произведение «Наука логики».
Георг Фридрих Вильгельм Гегель. (pinterest.com)
Гегель, в отличие от Канта, не отказался от метафизики. Он считал, что наша Вселенная рациональна, логична и постижима при помощи разума. Идеальное государство же в понимании Гегеля — это торжество нравственной идеи, и строй государства создан духом, потому божественное в нем врастает в действительное.
«Касаясь отношения между мужчиной и женщиной, следует заметить, что девушка, отдаваясь, жертвует своей честью. К мужчине же, поскольку он имеет еще другую сферу нравственной деятельности, это не относится. Назначение девушки состоит существенно лишь в браке; следовательно, требование состоит в том, чтобы любовь обрела форму брака и чтобы различные моменты, заключающиеся в любви, получили свое истинно разумное отношение друг к другу».
По Гегелю, отношения жены и мужа — познание себя и взаимная признанность
«Отношения мужа и жены есть непосредственное познавание себя одного сознания в другом и познавание взаимной признанности. Так как это отношение есть природное познавание друг друга, а не нравственное, то оно есть лишь представление и образ духа, а не сам действительный дух. Но представление или образ имеет свою действительность в ином, чем это отношение; вот почему это отношение имеет свою действительность не в себе самом, а в ребенке — в «ином», становление которого оно есть и в котором оно само исчезает; и эта смена следующих одно за другим поколений получает свое постоянство в народе. Благоговение мужа и жены друг перед другом, стало быть, смешано с природным взаимоотношением и с чувством, и самому их отношению не присуще возвращение в себя».
Аристотель (384−322 до н. э.)
Большинству Аристотель известен как учитель Александра, спасибо известному фильму
Меж тем важность этого человека для всей западной философии переоценить сложно. Он был первым, кто создал всестороннюю систему философии
Она охватила все сферы жизни людей: социологию, политику, физику и логику. Понятийные аппараты аристотелевских формальной логики и поэтики до сих пор в ходу у учёных.
Аристотель. (pinterest.com)
Можно сказать, что отношение к женщинам у Аристотеля сугубо прагматическое. Оно выводится из его политической философии («Политика»). О ней мы ранее писали.
«То же и мужчина по отношению к женщине: первый по природе своей выше, вторая — ниже, и вот первый властвует, вторая находиться в подчинении».
«Рабу вообще не свойственна способность решать, женщине она свойственна, но лишена действенности, ребенку также свойственна, но находится в неразвитом состоянии».
«Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля».
«Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля, власть отца над детьми — с властью царя. Ведь мужчина по своей природе, исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к руководительству, чем женщина».
«Но женщина и раб, но природе своей дна различных существа: ведь творчество природы ни в чем не уподобляется жалкой работе кузнецов, изготовляющих «дельфийский нож»; напротив, в природе каждый предмет имеет свое назначение. Так, всякий инструмент будет наилучшим образом удовлетворять своему назначению, если он предназначен для исполнения одной работы, а не многих. У варваров женщина и раб; занимают одно и то же положение, и объясняется это тем, что у них отсутствует элемент, предназначенный во природе своей к властвованию. У них бывает только одна форма общения — общение paбa и рабыни. Поэтому и говорит поэт: «Прилично властвовать над варварами грекам»; варвар и раб по природе своей понятия тожественные».
О свободной смерти
Многие умирают слишком поздно, а некоторые — слишком рано. Ещё странно
звучит учение: «умри вовремя!»
Умри вовремя — так учит Заратустра.
Конечно, кто никогда не жил вовремя, как мог бы он умереть вовремя? Ему
бы лучше никогда не родиться! — Так советую я лишним людям.
Но даже лишние люди важничают ещё своею смертью, и даже самый пустой
орех хочет ещё, чтобы его разгрызли.
Серьёзно относятся все к смерти; но смерть не есть ещё праздник. Ещё
не научились люди чтить самые светлые праздники.
Совершенную смерть показываю я вам; она для живущих становится жалом
и священным обетом.
Своею смертью умирает совершивший свой путь, умирает победоносно, окружённый
теми, кто надеются и дают священный обет.
Следовало бы научиться умирать; и не должно быть праздника там, где такой
умирающий не освятил клятвы живущих!
ак умереть — лучше всего; а второе — умереть в борьбе и растратить великую
душу
Но как борющемуся, так и победителю одинаково ненавистна ваша смерть,
которая скалит зубы и крадётся, как вор, — и, однако, входит, как повелитель.
Свою смерть хвалю я вам, свободную смерть, которая приходит ко мне, потому
что я хочу.
И когда же захочу я? — У кою есть цель и наследник, тот хочет смерти
вовремя для цели и наследника.
Из глубокого уважения к цели и наследнику не повесит он сухих венков
в святилище жизни.
Поистине, не хочу я походить на тех, кто сучит верёвку: они тянут свои
нити в длину, а сами при этом все пятятся.
Иные становятся для своих истин и побед слишком стары; беззубый рот не
имеет уже права на все истины.
И каждый желающий славы должен уметь вовремя проститься с почестью и
знать трудное искусство — уйти вовремя.
Надо перестать позволять себя есть, когда находят тебя особенно вкусным,
— это знают те, кто хотят, чтобы их долго любили.
Есть, конечно, кислые яблоки, участь которых — ждать до последнего дня
осени; и в то же время становятся они спелыми, жёлтыми и сморщенными.
У одних сперва стареет сердце, у других — ум. Иные бывают стариками в
юности; но кто поздно юн, тот надолго юн.
Иному не удаётся жизнь: ядовитый червь гложет ему сердце. Пусть же постарается
он, чтобы тем лучше удалась ему смерть.
Иной не бывает никогда сладким: он гниёт ещё летом. Одна трусость удерживает
его на его суку.
Живут слишком многие, и слишком долго висят они на своих сучьях. Пусть
же придет буря и стряхнёт с дерева всё гнилое и червивое!
О, если бы пришли проповедники скорой смерти! Они были бы настоящей
бурею и сотрясли бы деревья жизни! Но я слышу только проповедь медленной
смерти и терпения ко всему «земному».
Ах, вы проповедуете терпение ко всему земному? Но это земное слишком
долго терпит вас, вы, злословцы!
Поистине, слишком рано умер тот иудей, которого чтут проповедники медленной
смерти; и для многих стало с тех пор роковым, что умер он слишком рано.
Он знал только слёзы и скорбь иудея, вместе с ненавистью добрых и праведных
— этот иудей Иисус; тогда напала на него тоска по смерти.
Зачем не остался он в пустыне и вдали от добрых и праведных! Быть может,
он научился бы жить и научился бы любить землю — и вместе с тем смеяться.
Верьте мне, братья мои! Он умер слишком рано; он сам отрёкся бы от своего
учения, если бы он достиг моего возраста! Достаточно благороден был он,
чтобы отречься!
Но незрелым был он ещё. Незрело любит юноша, и незрело ненавидит он человека
и землю. Ещё связаны и тяжелы у него душа и крылья мысли.
Но зрелый муж больше ребёнок, чем юноша, и меньше скорби в нём: лучше
понимает он смерть и жизнь.
Свободный к смерти и свободный в смерти, он говорит священное Нет, когда
нет уже времени говорить Да: так понимает он смерть и жизнь.
Да не будет ваша смерть хулою на человека и землю, друзья мои: этого
прошу я у мёда вашей души.
В вашей смерти должны ещё гореть ваш дух и ваша добродетель, как вечерняя
заря горит на земле, — или смерть плохо удалась вам.
Так хочу я сам умереть, чтобы вы, друзья, ради меня ещё больше любили
землю; и в землю хочу я опять обратиться, чтобы найти отдых у той, что
меня родила.
Поистине, была цель у Заратустры, он бросил свой мяч; теперь будьте вы,
друзья, наследниками моей цели, для вас закидываю я золотой мяч.
Больше всего люблю я смотреть на вас, друзья мои, когда вы бросаете золотой
мяч! Оттого я простыну ещё немного на земле; простите мне это!
Так говорил Заратустра.
Эразм Роттердамский (1469 — 1536)
Эразм был внебрачным сыном священника. Отец так сильно любил свою избранницу, что, даже несмотря на протесты родителей, остался с ней. Знаменитый гуманист был очень желанным ребёнком, но, увы, незаконным.
В 13 лет Эразм остался без родителей. Оставшись сиротой, мальчик вырос трусоватым и робким. А когда он понял, что светская карьера с таким бэкграундом ему не светит, ушёл в монастырь. За свою жизнь очень много путешествовал: рано покинул Голландию, жил во Франции, Англии и в разных частях Италии.
Самая знаменитая работа Эразма — это философская сатира «Похвала глупости». В ней легко и с юмором высмеивается мир с точки зрения глупости.
Эразм Роттердамский. Портрет кисти Гольбейна из собрания замка Лонгфорд. (pinterest.com)
«Мужчины рождены для дел правления, а потому должны были получить несколько лишних капелек разума, необходимых для поддержания мужского достоинства; по этому случаю мужчина обратился ко мне за наставлением — как, впрочем, он поступает всегда, — и я тотчас же подала ему достойный совет: сочетаться браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она своей бестолковостью приправила и подсластила тоскливую важность мужского ума. Если женщина даже захочет прослыть умной — как она ни бейся, окажется вдвойне дурой, словно бык, которого, рассудку вопреки, ведут на ристалище, — ибо всякий врожденный порок лишь усугубляется от попыток скрыть его под личиною добродетели
Правильно говорит греческая пословица: обезьяна всегда остается обезьяной, если даже облечется в пурпур; так и женщина вечно будет женщиной, иначе говоря — дурой, какую бы маску она на себя ни нацепила. И все же я не считаю женщин настолько глупыми, чтобы обидеться на мои слова, ибо я сама женщина и имя мое — Глупость».
Артур Шопенгауэр (1788 — 1860)
«Философ пессимизма» прославился афористическим стилем письма. Прозвище получил за то, что считал наш мир «наихудшим из возможных миров». Естественно, был мизантропом, мистиком и тяготел к романтизму. Ценил идеи буддизма. Критиковал современников Гегеля и Фихте. Действительно, сложно найти двух столь противоположных хотя бы по стилю письма людей как Гегель и Шопенгауэр. Да и отношение к женщинам у них всё же разное. Последний был ярым женоненавистником.
Произведённый Шопенгауэром метафизический анализ воли, его взгляды на человеческую мотивацию (именно он впервые употребил этот термин) и желания, афористичный стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше, Рихарда Вагнера, Людвига Витгенштейна, Эрвина Шрёдингера, Альберта Эйнштейна, Зигмунда Фрейда, Отто Ранка, Карла Юнга, Льва Толстого и Хорхе Луиса Борхеса.
Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра кисти Л. Руля. (pinterest.com)
«Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный половым побуждением рассудок мужчины: вся его красота и кроется в этом побуждении».
«С большим основанием его можно бы было назвать неэстетичным, или неизящным, полом. И действительно, женщины не имеют ни восприимчивости, ни истинной склонности ни к музыке, ни к поэзии, ни к образовательным искусствам; и если они предаются им и носятся с ними, то это не более как простое обезьянство для целей кокетства и желания нравиться».
«Чем благороднее и совершеннее какая-нибудь вещь, тем позднее и медленнее достигает она своей зрелости. Мужчина приобретает зрелости рассудка и духовных сил едва ли раньше двадцати восьми лет; женщина — с восемнадцатым годом. Но зато такой уж и рассудок: вполне скудно отмеренный».
«Жениться — это уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности»
«Женщины уже потому склонны (приспособлены) к пестованию и воспитанию нашего первого детства, что они сами ребячливы, вздорны и близоруки, одним словом, всю жизнь представляют из себя больших детей: род промежуточной ступени между ребенком и мужчиной, который и есть собственно человек».
«Отнюдь не следует пренебрегать обычаем древних германцев — в затруднительных обстоятельствах призывать на совещание также и женщин, ибо способ воспринятия ими вещей совершенно отличен от нашего, особенно тем, что он имеет свойство подмечать кратчайший путь к цели и вообще всё близлежащее, что мы, смотря вдаль, большею частью упускаем из виду именно потому, что оно лежит у нас под носом».
Презирая иудаизм, Шопенгауэр тем не менее высоко ценил сказание о грехопадении и называл его «блестящим пунктом». Ветхозаветные строки оказались близки воззрениям философа на половую любовь. По Шопенгауэру, в этом явление просвечивает метафизическая основа жизни. Любовь есть неудержимый инстинкт, могучее стихийное влечение к продолжению рода. Влюблённый не имеет себе равного по безумию в идеализации любимого существа, а между тем всё это «военная хитрость» гения рода, в руках которого любящий является слепым орудием, игрушкой.
Привлекательность одного существа в глазах другого имеет в основе своей благоприятные данные для произведения на свет хорошего потомства. Когда природой эта цель достигнута, иллюзия мгновенно рассеивается. Такой взгляд на любовь между полами, естественно, делает женщину главной виновницей зла в мире, ибо через неё происходит постоянное новое и новое утверждение воли к жизни. Природа, создавая женщину, прибегла к тому, что на театральном жаргоне называется «трескучим эффектом».
О ребёнке и браке
Есть у меня вопрос к тебе, брат мой; точно некий лот, бросаю я этот вопрос
в твою душу, чтобы знать, как глубока она.
ы молод и желаешь ребёнка и брака. Но я спрашиваю тебя: настолько ли
ты человек, чтобы иметь право желать ребёнка?
Победитель ли ты, преодолел ли ты себя самого, повелитель ли чувств,
господин ли своих добродетелей? Так спрашиваю я тебя.
Или в твоём желании говорят зверь и потребность? Или одиночество? Или
разлад с самим собою?
Я хочу, чтобы твоя победа и твоя свобода страстно желали ребёнка. Живые
памятники должен ты строить своей победе и своему освобождению.
Дальше себя должен ты строить. Но сперва ты должен сам быть построен
прямоугольно в отношении тела и души.
Не только вширь должен ты расти, но и ввысь! Да поможет тебе в этом сад
супружества!
Высшее тело должен ты создать, начальное движение, самокатящееся колесо
— созидающего должен ты создать.
Брак — так называю я волю двух создать одного, который больше создавших
его. Глубокое уважение друг перед другом называю я браком, как перед хотящими
одной и той же воли.
Да будет это смыслом и правдой твоего брака. Но то, что называют браком
многое множество, эти лишние, — ах, как назову я его?
Ах, эта бедность души вдвоём! Ах, эта грязь души вдвоём! Ах, это жалкое
довольство собою вдвоём!
Браком называют они всё это; и они говорят, будто браки их заключены
на небе.
Ну что ж, я не хочу этого неба лишних людей! Нет, не надо мне их, этих
спутанных небесною сетью зверей!
Пусть подальше останется от меня Бог, который, прихрамывая, идёт благословлять
то, чего он не соединял!
Не смейтесь над этими браками! У какого ребёнка нет оснований плакать
из-за своих родителей?
Достойным казался мне этот человек и созревшим для смысла земли; но когда
я увидел его жену, земля показалась мне домом для умалишённых.
Да, я хотел бы, чтобы земля дрожала в судорогах, когда святой сочетается
с гусыней.
Один вышел, как герой, искать истины, а в конце добыл он себе маленькую
наряжённую ложь. Своим браком называет он это.
Другой был требователен в общении и разборчив в выборе. Но одним разом
испортил он на все разы своё общество: своим браком называет он это.
Третий искал служанки с добродетелями ангела. Но одним разом стал он
служанкою женщины, и теперь ему самому надо бы стать ангелом.
Осторожными находил я всех покупателей, и у всех у них были хитрые глаза.
Но жену себе даже хитрейший из них умудряется купить в мешке.
Много коротких безумств — это называется у вас любовью. И ваш брак, как
одна длинная глупость, кладёт конец многим коротким безумствам.
Ваша любовь к жене и любовь жены к мужу — ах, если бы могла она быть
жалостью к страдающим и сокрытым богам! Но почти всегда два животных угадывают
друг друга.
И даже ваша лучшая любовь есть только восторженный символ и болезненный
пыл. Любовь — это факел, который должен светить вам на высших путях.
Когда-нибудь вы должны будете любить дальше себя! Начните же учиться
любить! И оттого вы должны были испить горькую чашу вашей любви.
Горечь содержится в чаше даже лучшей любви: так возбуждает она тоску
по сверхчеловеку, так возбуждает она жажду в тебе, созидающем!
Жажду в созидающем, стрелу и тоску по сверхчеловеку — скажи, брат мой,
такова ли твоя воля к браку?
Священны для меня такая воля и такой брак.
Так говорил Заратустра.