10 плюсов методики зайцева

Зайцев николай александрович. методика раннего и интенсивного обучения (кубики зайцева и др.)

Кубики Зайцева

Рассматривая лучшие методики обучения чтению для дошкольников, многие родители решают заниматься со своими детьми с помощью кубиков Зайцева.
Методика базируется на складовом принципе: ребенок учится читать по складам — исконно русским единицам чтения, а не по буквам и слогам. Более подробно узнать об этом методе можно в статье «Как научить ребенка читать».
Комплект состоит из 61 картонного кубика с изображением отдельных букв и складов (сочетания согласного звука и гласного, согласного с мягким либо твердым знаком). Также в набор входит таблица, аудиодиск и учебник.


Особенности

Кубики отличаются своим цветом, объемом (маленькие, большие и двойные), массе (кубики со звонкими согласными имеют металлический наполнитель, с глухими — деревянный), имеют разное звучание при встряхивании. Все это направлено на быстрое непроизвольное запоминание.
Методика Зайцева рассчитана на дошкольников 2-6 лет. Заниматься с разноцветными кубиками будет интересно даже совсем маленьким деткам.


Как проходит обучение

Используя пособие Зайцева, родители могут придумать множество упражнений, которые увлекут ребенка, например:

  • Можно собрать из кубиков слова «мама», «папа», «дедушка», «бабушка» и разложить их в разных углах комнаты. Взрослый называет слово, а малыш бежит к соответствующим кубикам.
  • «Паровоз». Вместе с ребенком постройте состав из вагончиков. При этом брать нужно только кубики с определенной буквой, а не все подряд.
  • «Поющая башня». Соберите башню из кубиков. Скажите малышу, что она волшебная, умеет петь. Пусть ребенок покажет кубик, а вы пропойте склад, который на нем изображен. Постепенно пойте их вместе.


Плюсы

  • В методике учитываются потребности дошкольного возраста, а именно в двигательной активности и самостоятельности.
  • Дошкольник в занимательной игровой форме усваивает различия между твердыми и мягкими согласными, глухими и звонкими.
  • Кубики содержат только буквенные сочетания, возможные в русском языке, поэтому ребенок учится грамотности.


Минусы

  • На кубиках имеются сочетания согласного с гласным Э (например, БЭ, ВЭ). При этом в русском языке практически нет слов, где бы они встречались.
  • Кубики недолговечны, поскольку выполнены из картона. Ребенок может их легко помять, погрызть.

Методика Жуковой

Основные положения метода Жуковой:

  • Метод основан на традиционном формировании слогов, с учетом речевых особенностей ребенка.
  • Чтение по слогам начинается практически сразу, не дожидаясь обучения названиям всех букв.
  • Начинается знакомство с гласных букв, поскольку ребенок выговаривает их всех и может петь, чувствуя, что получается при складывании друг с другом.
  • «Магнитная азбука» Надежды Жуковой позволяет наглядно строить те звуки, которые до этого воспринимались на слух.
  • Педагог рекомендует изучать буквы наощупь, используя тактильное запоминание. При этом развивается мелкая моторика ребенка.

Автор предлагает подробные конспекты занятий по каждой букве. Также пособие содержит рекомендации и советы для родителей, занимающихся обучением чтению со своим ребенком:

  • Форма обучения обязана быть только игровая. Именно в такой обстановке происходит лучшее запоминание.
  • В процессе обучения следует быть спокойным и терпеливым. Не стоит форсировать события и пытаться пройти несколько уроков за один раз.
  • Возраст начала обучения зависит сугубо индивидуальных особенностей ребенка. Не следует настаивать на более раннем обучении, всему свое время. Прежде всего, ребенок должен быть готов.
  • Дошкольное обучение чтению позволяет подготовить ребенка к школе. Далеко не каждый способен воспринимать информацию в коллективе. Первоклассники учатся, прежде всего, школьному распорядку дня, правилам общения на уроке. Поэтому умение читать, позволит легче адаптироваться в школьной жизни.

Современные методики

Эффективным инструментом для освоения алфавита и чтения являются различные онлайн-курсы, обучающие платформы, мобильные приложения. Современные дети рано знакомятся с гаджетами, и это реальность нашего времени, которую родители должны использовать для развития своих чад.

Все эти программы, как правило, имеют игровой формат (например, наше приложение «Читания» представляет собой увлекательную игру-путешествие, в ходе которого ребенок незаметно для себя учится чтению), красочно прорисованы, профессионально озвучены, содержат милых персонажей, которые нравятся детям. Несомненно, такие разработки — отличный помощник родителям.

Плюсы и минусы методики

Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.

Достоинства

  • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
  • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
  • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
  • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
  • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
  • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
  • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
  • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.

В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

  • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
  • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
  • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
  • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.

Недостатки

Несмотря на огромное количество достоинств при выборе этого способа обучения, можно столкнуться и с рядом проблем.

  • Педагоги дефектологи и логопеды говорят о том, что заучивая склады, не разобравшись в том, как сливать буквы, дети часто начинают пропускать окончания слов. Могут возникнуть проблемы при делении слов на слоги, разборе слов по составу.
  • Отличный от школьного цветовой окрас звуков (голубой, синий, зеленый вместо синего, зеленого, красного), создают проблемы у ученика при фонематическом разборе слов. Переучивать детей сложнее, чем учить с нуля.
  • Высокая стоимость пособий. Множество хлопот при самостоятельном склеивании кубиков.
  • Создаются определенные трудности при выборе написания букв Э и Е. На кубиках имеются такие склады, как БЭ, ВЭ. В русском языке их можно встретить очень редко. Придется постоянно останавливать желание ребенка написать букву Э в словах, где после твердого согласного мы слышим Э, а написать надо Е (например, слово ТЕННИС).
  • Использование методики будет эффективнее у детей, которых более развито правое полушарие мозга. У них более развито образное мышление.
  • У ребят могут возникать трудности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо.
  • Данный способ обучения практически не развивает творческие способности детей.

Этапы развития детей

В своем психическом развитии ребенок проходит ряд этапов:

  • Сенсорно-моторный (0-2 года). В данный период у крохи формируется эмоциональное восприятие, тактильная чувствительность и другие физические ощущения.
  • Образный, или дооперациональный. (2-7 лет). Малыш активно воспринимает новую информацию, осваивает язык. Ключевую роль в это время играет символическая игра.
  • Логический, или этап конкретных операций (7 -13 лет). Ребенок учится строить умозаключения, анализировать и сопоставлять факты, выполнять прочие логические операции.

На основании указанных этапов развития ребенок становится готов осваивать чтение в конце второго этапа, то есть примерно в возрасте 6-7 лет.

Плюсы и минусы

Методика Зайцева применяется в системе дошкольного образования с 1989 года. Авторская программа подвергалась отрицательной критике, получала положительную оценку, досконально изучалась в теории и на практике педагогами, психологами, родителями. Все это позволило выявить слабые и сильные стороны уникального метода.

Достоинства

Нет возрастных ограничений для начала занятий. Обучайте малышей складам с любого возраста от полугода до 1–2-го класса школы.
Обучение чтению проходит быстро. Дети старшего дошкольного возраста начинают читать через 1–2 недели после знакомства со складами, малыши средней и младшей группы (3–5 лет) через 3–6 месяцев.
Дети не устают учиться. Занятия проводятся только в форме ненавязчивой игры, длятся от 5 до 15 минут. Если выстроить процесс обучения правильно, малыш незаметно для себя освоит новый материал.
Дети учатся читать бегло. В системе Зайцева отсутствует этап слияния слогов, малыши воспринимают склады целиком, не разделяя их на отдельные звуки. Это максимально повышает скорость чтения.

Программа легкая, простая для восприятия детьми и родителями. Заниматься можно без профессиональной подготовки, в домашних условиях. В комплект входит методичка для родителей, педагогов, сборник интересных игр.
Развиваются органы чувств

Занятия с кубиками построены на принципах: услышь, запомни, почувствуй тактильно.
Совершенствуется память, внимание, слух и мелкая моторика. Это оказывает положительное влияние на развитие речи.
Не портится зрение. Крупный шрифт и яркий цвет на кубиках, таблицах не раздражают глаза

Дети не напрягают зрение, чтобы увидеть надписи, они прекрасно читаются издалека.
Сохраняется детское здоровье. Сидеть за столом не нужно. Ребенок может бегать, стоять, присесть на пол к любимым игрушкам. О сколиозе, гиподинамии, перегруженности забудьте.
Развиваются творческие способности. Попевки формируют чувство ритма, придумывание игр развивает фантазию, стратегическое мышление.

Крупный шрифт и яркий цвет на кубиках, таблицах не раздражают глаза. Дети не напрягают зрение, чтобы увидеть надписи, они прекрасно читаются издалека.
Сохраняется детское здоровье. Сидеть за столом не нужно. Ребенок может бегать, стоять, присесть на пол к любимым игрушкам. О сколиозе, гиподинамии, перегруженности забудьте.
Развиваются творческие способности. Попевки формируют чувство ритма, придумывание игр развивает фантазию, стратегическое мышление.

Недостатки

  1. Дети заучивают склады, поэтому вычленить слоги при разборе слова им в школе гораздо сложнее. Придется переучиваться.
  2. Школьники читают бегло, но глотают окончания, неверно произносят слова. Это связано с отсутствием буквенного анализа слов в системе Зайцева.
  3. Первоклассникам трудно осваивать азы фонетики в школе. Виновниками трудностей опять становятся склады. Дети не понимают, почему сочетание МЫ твердое, а МИ — мягкое, что влияет на звуковые характеристики.
  4. Ребенок испытывает сложности при морфемном разборе слова. Проблематично увидеть приставки, корни.

    Ребенок привык читать: С-ПИТ, поэтому ошибочно выделяет приставку С-, корень ПИТ-.

  5. Высокая стоимость учебного комплекта. Потратить 5 тысяч на картонные кубики, которые еще и склеить нужно самостоятельно, позволит себе не каждая семья.

Достоинства метода Зайцева оспаривать сложно. Авторская система действительно развивает самостоятельную, интеллектуальную личность. А недостатки становятся заметны родителям, педагогам после поступления ребенка в школу. Это связано с несоответствием курса Зайцева программе начальных классов.

Преимущества и недостатки изучения методик Зайцева

Из всех существующих методик Зайцева особо жаркие споры вызывает пособие по обучению чтению. Связано это с тем, что, как правило, с занятием по кубикам Зайцева начинается методика обучения малыша. Но попробуем выделить достоинства, которые касаются всех пособий:

  • дети быстро осваивают методики;
  • систематическая работа способствует улучшению памяти, логического мышления, расширению словарного запаса;
  • малыш начинает «чище» говорить;
  • тренируется острота зрения, так как ребёнку нужно следить за указкой взрослого при работе с таблицами;
  • в предложенных играх ребята ещё и двигаются, что улучшает их физическое здоровье;
  • малыш учится работать самостоятельно;
  • для применения методик нет возрастных ограничений (лишь бы карапуз уже умел говорить);
  • доступность применения в домашних условиях.

Что касается методических недостатков пособий, то к ним можно отнести следующее:

  • несоответствие существующей школьной программе (в том числе это касается принципа чтения, цветов, обозначающих гласные-согласные, глухие-звонкие);
  • высокая цена;
  • громоздкость (пособия нужно собрать, прежде чем использовать);
  • необходимость терпеливого повторения и заучивания, что подходит по темпераменту далеко не всем взрослым.

Кто может обучать системе Николая Зайцева?

Очень важно то, что грамотно составленные методические рекомендации позволяют проводить занятия не только профессионалам со специальным образованием, но и «простым смертным», то есть мамам и папам, неравнодушным к образованию своих детей. Авторские приёмы обучения вполне разнообразны, но существует ряд работ методистов-практиков, которые предлагают свои интерпретации упражнений. Более подробно они представлены здесь http://www.metodikinz.ru/must/

Более подробно они представлены здесь http://www.metodikinz.ru/must/.

Условия для занятий дома

Чтобы работа по методикам Зайцева была успешной, уроки должны проводиться в определённых условиях. Прежде всего, нужно соблюдать принцип наглядности: таблицы с буквами, цифрами, складами должны быть развешаны по всему дому, чтобы у малыша возникал «эффект присутствия», где бы он ни находился. Один существенный нюанс: если ваш карапуз невысокого роста, то таблицы имеет смысл развешивать по углам комнат, сложив их вдвое, чтобы маленькому ученику было удобно дотягиваться до нужного склада или цифры.

10 плюсов методики раннего развития Зайцева

Не учиться, а играть! Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. Пожалуй, это самая популярная методика на сегодняшний день. С ее помощью поборники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать и даже осваивать иностранные языки. И дети не против такого обучения. Ведь все, что от них требуется, — играть яркими кубиками и петь песенки!

Зачем учить ребёнка читать до школы?

Многие современные родители стремятся обучить ребёнка чтению ещё до того, как он пойдёт в школу, ведь умение читать к моменту поступления в первый класс, пусть даже по слогам — это сейчас не прихоть заботливых родителей, а вполне конкретное и обоснованное требование многих общеобразовательных школ. В этом нет ничего плохого, ведь любое полезное знание развивает мозг, делает маленького человечка умнее, а значит, он будет быстрее осваивать окружающий мир и усваивать в будущем сложную школьную программу ему будет значительно легче.

Заниматься всесторонним развитием ребенка необходимо с раннего детства, так как именно в этот период идет интенсивное физическое и психическое развитие, закладывается основа для формирования и становления ребенка как отдельной личности. В помощь родителям существует много методик раннего развития помогающих научить ребенка читать, дать первоначальные навыки письма и счёта уже в дошкольном возрасте.

Давать ребёнку знания в игровой форме по чтению и математике чрезвычайно полезно начинать не позднее 3-х лет. В этом возрасте дети очень любознательны, они интересуются всем, что происходит вокруг, изучают предметы и их свойства, учатся сравнивать, искать сходства и различия между ними

Важно поддерживать познавательную активность ребенка, формировать позитивное отношение к обучению. Большинство детей в 3 года уже довольно самостоятельны, многое умеют делать и накопили внушительный багаж знаний, у них активно развивается логическое мышление и умение устанавливать причинно-следственные связи

Методика Зайцева

Методике Зайцева уже более 20 лет, и она успешно доказала свою эффективность. Несомненный плюс методики раннего развития академика Николая Зайцева в ее результативности. Дети начинают бегло читать, не изматывая при этом ни себя, ни родителей. Они играют обучаясь при этом грамотному письму и счёту. Для этого им на помощь дают специальные кубики, позволяющие знакомить маленького ученика с основами языковой фонетики. Кубики могут быть золотистого цвета, их делают из дерева или металла. Кубики не полые, внутри их находится специальный наполнитель.

Малыш быстро осваивает чтение, запоминая склады. Он сразу произносит, например, БА, а не думает над тем как прочесть отдельные буквы. На кубиках есть только те сочетания букв, которые возможны в русском языке. Например, неправильные сочетания ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ вообще исключены! Методика зарекомендовала себя, как эффективная. Обучаясь по ней, дети учатся читать в игровой форме, попутно они обучаются грамотному письму, тренируют память и логическое мышление. Методика Зайцева придется по душе любому родителю-новатору.

Плюсы методики

  1. По методике Зайцева можно начинать заниматься с 1 года;
  2. Нет нужды сидеть за партой, а двигательная активность очень полезна для детей;
  3. У детей активно задействована мелкая моторика, что положительно влияет на развитие интеллекта;
  4. Методика Зайцева эффективно развивает органы чувств, музыкальный слух, чувство ритма и память;
  5. Без всякой зубрёжки, в чисто игровой форме, детей обучают правильному сочетанию букв;
  6. Пропевание складов улучшает качество речи;
  7. Правильное расположение таблиц способствует хорошей осанке;
  8. За счет того, что малыш глазами в таблицах ищет нужный склад, тренируются глаза, что приводит к улучшению зрения;
  9. Много упражнений которые формируют навыки самостоятельности;
  10. Методика Зайцева прекрасно подходит детям (и взрослым), для которых русский является неродным языком.

Минусы методики

  • Пособия для обучения по методике Зайцева довольно дорогие, их может позволить себе не каждая семья, причем удешевить обучение вам вряд ли удастся, даже если вы будете делать кубики самостоятельно;
  • Не каждый родитель способен обучить ребенка по этой методике, но специалисты с многолетним практическим опытом добиваются успеха в 100% случаев;
  • Бывают ситуации, когда уже бегло читающему малышу скучно в 1-м классе общеобразовательной школы среди только начинающих обучение сверстников.

Школа для дошколят «Чудо-Чадо» является ведущим центром развития ребёнка обучающим по методике Зайцева в Бишкеке. Вы можете записать своего малыша на занятия в любое время. Подробную информацию по стоимости и расписанию занятий вы найдёте на нашем сайте.

Опубликовано: 2017-10-28

Обзор самых популярных методик обучения детей чтению.

1. Фонетический подход. Буквари и книги для чтения.

Многих из нас учили читать по букварю вполне успешно в возрасте 6-7 лет. Успешность такого обучения объясняется возрастными способностями. Дети шести семи лет уже обладают первоначальными навыками анализа и обобщения, на которых строится этот метод обучения чтению.

Но есть и исключения, некоторым ребятишкам в возрасте 3-5 лет легко удается научиться читать, так сказать на слух, улавливая звуки и сопоставляя их с нужной буквой. Для таких ребят методика обучения чтению по букварю идеально подходит. Большой плюс этой методики в минимальных затратах времени на подготовку к занятиям.

Методика обучения чтению Жуковой Н.С.

На сегодняшний день самой популярной методикой обучения чтению детей по букварю является букварь и азбука Жуковой Н.С. Методика разработана логопедом практиком сохраняет традиционный принцип обучения чтению – от простого к сложному. Но благодаря примененному опыту логопеда делает возможным обучение чтению детей двух, трех лет. Каждый букварь или книга для чтения содержат подробнейшие рекомендации для родителей, а цена букваря делает эту методику доступной каждому родителю.

2. Обучение чтению по складам. Кубики Зайцева Н.А.

Обучение чтению детей по складам не ново, еще Лев Николаевич Толстой в своих трудах призывал к такому принципу обучения чтению. Николай Александрович Зайцев педагог с колоссальным опытом обучения чтению не только дошкольников, но и взрослых иностранных граждан. Его методика — результат этого опыта.

Складами Зайцев Н.А. назвал сочетания гласной и согласной, согласной и мягкого или твердого знаков или одну букву. Он заметил, что если малыша спросить на какую букву заканчивается или начинается слово, он ответит сочетанием звуков, например, слово «кошка», начинается на «ко», заканчивается на «ка».

Методика обучения чтению по слогам считается более естественной, в отличии от традиционной фонетической. Поэтому ее применяют для обучения чтению детей раннего возраста. Занятия по этой методике напоминают веселую подвижную игру и очень нравятся как малышам, так и ребятишкам младшего школьного возраста.

Для обучения чтению по методике Н.А. Зайцева в домашних условиях придется очень постараться, чтобы сделать все кубики, или раскошелиться и приобрести готовые. Последователи этой методики обучения чтению Воскобович и его «Складушки», пособия Буракова «Складарики», «Пиши-читай» и другие.

3. Методика Глена Домана

Изначально методика была разработана для обучения чтению детей страдающих умственной отсталостью. Медики искали способ активизировать деятельность головного мозга больных детей. Самым успешным оказался метод обучения детей чтению изобретенный медиками под руководством Глена Домана.

Основной принцип этой методики – это обучение чтению не по буквам, слогам или складам, а через слово целиком! На белых карточках красными буквами пишется целое слово, карточка показывается ребенку и слово произносится вслух. Один урок длиться меньше минуты, но провести таких уроков нужно пять шесть в день с разными карточками — словами. Увидев много таких карточек, ребенок сам выводит для себя правила чтения и, таким образом, учится читать любые слова.

Подготовка материала для обучения чтению, т.е. карточек со словами, целиком ложится на плечи родителей и требует от них большого упорства, терпения и фантазии для придумывания новых слов.

Как показал опыт многих родителей и учителей метод обучения чтению по методике Домана для русскоязычных детей не эффективен. Одной из частых проблем было то, что дети научившись узнавать слова на карточках, не могут прочесть его, если оно написано другим шрифтом или цветом или на другой бумаге.

Выбор методики обучения чтению очень важен и ответ на вопрос по какой методике лучше учить ребенка читать очень сложен. На просторах интернета вы врядли найдете ответ. Вы должны сделать выбор самостоятельно опираясь на предоставленные плюсы и минусы различных методик.

В статье представлен лишь краткий обзор самых популярных методик на сегодняшний день. Сделать правильный выбор методики обучения чтению для своего ребенка не просто, ведь переучивать потом будет куда сложнее и небезопасно для психики ребенка. Возможно не стоит торопиться, ведь в школу в России идут в 7 лет, а если вашему ребенку всего 3 или 4 или 5, разрешите ему побыть малышом!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: