Виды интеллекта
Их несколько и они затрагивают самые разные сферы деятельности:
- Вербальный интеллект: умение писать, читать, говорить и общаться.
- Логический интеллект: умение считать, решать математические задачи, анализировать, рассуждать и логически мыслить.
- Пространственный интеллект: умение визуализировать, заниматься изобразительным искусством, манипулировать воображением.
- Физический интеллект: ловкость, координация движений, мелкая и крупная моторика, гибкость и выносливость.
- Музыкальный интеллект: «музыкальный» слух, чувство ритма, наличие «музыкального» голоса.
- Социальный интеллект: умение воспринимать и анализировать поступки других людей, приспосабливаться к социальным ситуациям и обстоятельствам, строить отношения и создавать семью.
- Эмоциональный интеллект: связь с чувствами и впечатлениями человека, анализ собственных ощущений и выводов.
- Духовный интеллект: саморазвитие, самопознание и мотивация, постановка целей и размышления о самом себе.
- Творческий интеллект: талант, творчество, креативность и создание нового.
Для правильного формирования всех видов интеллекта необходимо уделять внимание разносторонним видам деятельности, включая и физическую, и умственную активность
Способ №3. Стремитесь к большему
Всегда стремитесь стать лучше, чем вчера. Рекомендация относится не только к духовной, и материальной сфере. Люди, которые желают разбогатеть, постоянно находятся в поисках дополнительного заработка.
Если вы учитесь в институте или работаете на малооплачиваемой должности, измените происходящее. Поверьте в себя, пройдите курсы повышения квалификации, займите престижный пост
В случае со студентами, в дополнение к институтской стипендии начинайте работать официантом или продавцом.
Важно задействовать себя в разных сферах. Если вы работаете по графику 2*2, в месяц получается около 15 выходных
Для среднестатистического человека это довольно много, рассмотрите вакансии по совместительству. При этом важно, чтобы две должности были противоположными по роду деятельности.
Известно, что умственная работа утомляет сильнее физической. Если вы проводите 5 дней в неделю в офисе, возьмите за привычку посещать тренажёрный зал после службы. Такой ход позволит мозгу работать на 25% эффективнее, вследствие чего в вашей памяти будут всплывать важные моменты, будь то прочитанная книга или вырезки из научной литературы.
Ставьте большие цели, в них легче попадать. Многие полагают, что мечтатели не могут добиться высот в карьере или личной жизни. Однако ситуация обстоит иначе. Мечтатель не ставит себе рамок, всегда стремится к большему. Поэтому он регулярно рискует, после чего пожинает плоды собственных успехов.
Логическое мышление – основа успешной жизни.
Логическое мышление – это одно из главных качеств, которое способствует успешной жизни. Развитие этого качества должно начинаться еще в детстве. Родители и педагоги должны использовать разнообразные методы, чтобы помочь детям развивать логическое мышление.
Одним из эффективных методов развития логического мышления является игра в головоломки и логические задачи. Это помогает детям научиться решать сложные задачи и принимать взвешенные решения.
Другим способом является чтение книг и сказок, которые помогают улучшить способность анализировать информацию и делать выводы на основе логических закономерностей.
Важно также учить детей систематизировать информацию и связывать ее между собой. На этот счет здесь эффективным будет элементарный перечень – научите ребенка составлять списки вещей каждый раз, когда он готовится к чему-то, например, при сборе на экскурсию, которая проходит по множеству мест
В целом, развитие логического мышления детей – это долгосрочный процесс, требующий усилий как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Но результаты этой работы не оставят сомнений: дети, которые умеют думать логически, обычно легко справляются с любыми сложностями и достигают успеха в жизни.
Головоломки для развития интеллектуальных способностей детей
Головоломки – это один из самых популярных способов развивать интеллектуальные способности у детей
Они помогают улучшить логическое мышление, развивают концентрацию и внимание
Существует множество разных головоломок, которые подходят для разных возрастных категорий детей. Например, маленьким детям можно предложить простые головоломки на сопоставление форм и цветов, а для подростков подойдут сложные головоломки на логическое мышление.
Головоломки можно использовать как индивидуально, так и в группе. Кроме того, можно использовать разные формы головоломок: кроссворды, лабиринты, сканворды и т.д
Важно, чтобы дети были заинтересованы в выполнении головоломок и получали от этого удовольствие
- Пример простой головоломки: найдите все одинаковые картинки.
- Пример сложной головоломки: решить задачу на логическое мышление – есть 3 лампочки и 3 выключателя. Как включить лампочку, находящуюся на верхнем этаже дома, находясь на нижнем этаже, при условии, что можно подняться на верхний этаж только один раз?
Головоломки помогают развивать у детей умственные способности, формируют у них логическое мышление, улучшают память и внимание. Регулярное решение головоломок не только поможет развить интеллектуальные способности ребенка, но и сделает его более уверенным и способным решать проблемы креативно
Стратегические игры
В последнее время все больше родителей приходят к выводу, что игры могут быть полезны для развития умственных способностей и логического мышления их детей. Один из типов игр, который особенно полезен в этом аспекте, — это стратегические игры. Игрокам нужно постоянно размышлять о том, как достичь своих целей, как наилучшим образом использовать доступные ресурсы, а также предугадывать и понимать ходы противника.
Ребенок, играющий в стратегические игры, будет развивать свои умственные способности. Это включает в себя такие навыки, как:
- Проектирование
- Аналитическое мышление
- Самоконтроль
- Креативность
- Решение проблем
Дети, играющие в стратегические игры, могут также развивать навыки коммуникации и социальное поведение, так как они взаимодействуют с другими игроками и учатся работать в команде. Они также учаться принимать решения, основанные на логике, вместо эмоциональных реакций.
Популярными стратегическими играми, которые могут быть полезны для развития логического мышления и умственных способностей детей, включают в себя:
- Шахматы
- Го
- Риск
- Цивилизация
Игры — это инструмент, который может помочь детям улучшить свои умственные способности и при этом оставаться развлекательными.
Как улучшать интеллектуальные способности
Интенсивнее всего развитие умственных способностей происходит в возрасте от 2 до 8 лет, когда происходит формирование мыслительной и эмоциональной сферы. В период дошкольного и младшего школьного возраста ведущим видом деятельности является игра. Интеллект дошкольника развивают через:
- чтение книг, соответствующих возрасту, в том числе сказок, которые хорошо развивают воображение и пополняют словарный запас;
- логические и математические игры;
- творческие задания (традиционные и нетрадиционные техники рисования, лепки и конструирования);
- подвижные и спокойные, коллективные и индивидуальные игры;
- компьютерные игры, подобранные по возрасту.
Важно! Для достижения полного эффекта занятия должны быть регулярными, лучше ежедневными
На уроках в начальных классах тоже широко используются игровые методы, но в таком возрасте школьники уже способны произвольно удерживать внимание, сознательно учиться, проходить специальные развивающие тренинги с психологом, то есть знают, как себя развивать умственно. К 20-25 годам показатели интеллектуального развития достигают наивысших результатов
Это не значит, что дальнейшее совершенствование умственных навыков невозможно.
Шахматы развивают интеллект
Для развития ума и интеллекта у взрослых хорошо подойдут:
- Игра в шахматы, которая прекрасно развивает память и логику.
- Карточная игра в покер.
- Решение головоломок, ребусов, кроссвордов.
- Периодическое отступление от привычного жизненного уклада (смена меню на завтрак, поход на работу по другому маршруту и другое).
- Физически активный образ жизни (танцы, фитнес, походы и так далее).
- Творчество и хобби (рисование, пение, декоративно-прикладное искусство, патриотические клубы или объединения по интересам).
- Учеба. С возрастом новая информация усваивается сложнее, но позволяет хорошо прокачать ум и эрудицию (многие после 40 лет кардинально меняют сферу деятельности и открывают для себя новые горизонты познания).
- Чтение. Оно улучшает интеллект, успокаивает, несет новую информацию.
- Печатание текстов (копирайтинг или рерайтинг не только развивает ум и мелкую моторику рук, но и позволяет заработать).
- Путешествия, знакомство и общение с новыми людьми в реальности или онлайн.
Противодействие дисфункциональному поведению
Дети с интеллектом ниже среднего из-за дефицита мыслительного процесса, а также низкой внутренней мотивации и низкой самооценки часто проявляют дисфункциональное поведение.
Неспособные удовлетворить требования более интеллектуально сформированных детей, они легко скатывабтся к неблагополучным группам сверстников. Они предпринимают деструктивные, предосудительные и часто незаконные действия, тем самым повышая свою низкую самооценку. Поэтому в процессе обучения никогда нельзя сравнивать этих детей с их более талантливыми одноклассниками. Для них разумно развиваться в своем собственном темпе, приобретая знания и навыки, которые позволяют им правильно функционировать в обществе
Чрезвычайно важно ценить их вклад в процесс обучения, а не полагаться только на его результаты. Это мотивирует их прилагать дальнейшие усилия.
Если интеллект ребёнка ниже среднего, то его следует интегрировать в конструктивную группу сверстников. Для этого можно использовать его индивидуальные таланты, например, моторику, которые часто присутствуют у мальчиков, и включить их в занятия спортивного кружка.
Другим решением может быть молодежное движение, например, принадлежность к скаутской группе. Терапию следует назначать ребёнку, который уже демонстрирует агрессивное поведение. Хороших результатов можно добиться за счет его характера, например, с помощью Тренинга противодействия агрессии (ART).
Развитие интеллекта у ребенка дошкольного возраста
Большое влияние на развитие интеллектуальных способностей оказывает среда, в которой растет ребенок. Испытывая страх, инстинктивно появляется желание убежать, спрятаться. Эмоции берут вверх над умом. Необходимо создание теплой, доверительной и безопасной атмосферы в доме.
Обратите внимание! Доказано, уверенные в себе дети успешнее в обучении
Важно хвалить и замечать усилия малыша
Как еще интеллектуально развиваться? Прогулки на свежем воздухе, нахождение на природе насытят мозг кислородом, что также увеличит степень концентрации и усвоения нового.
Проставляя небольшие цели с раннего возраста, это поспособствует успешности и целеустремленности будущего гения. Привив это дошкольнику, маловероятно, что он станет плыть по течению во взрослом возрасте.
Соблюдение режима дня укрепит самостоятельность и ответственность. Таким образом, комплексный подход поднимет шансы на интеллектуальный рост.
Приемы и упражнения
Развивать умственные способности можно и нужно в процессе всего онтогенеза. Основные приемы, выполняемые в любом возрасте, включают в себя:
Полноценный сон и отдых.
Ведение дневника, заметок, запись целей и задач от руки.
Стимулирующие мозговую активность игры (шашки, шахматы, кроссворды).
Прокладывание новых нейронных связей (например, если всю жизнь человек реагировал на пробки раздражением)
Важно, поменять установку, заложив новый путь реакции на различные ситуации.
Чтение.
Физические упражнения, занятия танцами.
Постоянное обучение чему-то новому.
Рисование, творческая деятельность.
Упражнения хорошо помогают развиваться
Простые, но эффективные задания и упражнения для дошкольника
Существует множество интеллектуальных занятий, чтобы сформировать развитие умственных способностей и улучшить достижения:
- Решение арифметических головоломок и ребусов.
- Загадки, логические упражнения, тренирующие память и внимательность. Например, вычленить лишнюю картинку из ряда других.
- Чтение ребенку художественной литературы.
- Изучение иностранных языков.
- Решение простых математических примеров на скорость.
- Тренировка зрительной памяти. Например, попросить ребенка запомнить предметы на столе в течение одной минуты, и после перечислить, что где находилось.
- Пересказ сказок, заучивание песен и стишков.
- Развитие двигательной памяти. Для этого можно попросить повторить движение или, при желании крохи, отдать в танцевальный кружок.
- Совместное сочинительство историй и рассказов.
Полезные внеурочные игры для подростков для формирования интеллекта и развития мелкой моторики:
- Игра «В поисках сокровищ». Создается карта помещения. Место, в котором предварительно спрятан клад, помечается крестиком. Задача ребенка самостоятельно сориентироваться и отыскать заветные сладости или игрушку.
- Игра «Маленький садовник». Подготавливаются шаблоны различных деревьев, кустарников и их листочки с плодами. Цель малыша — правильно совместить плод с деревом.
Таким образом, развитие ума и интеллекта детей подросткового возраста — ежедневный процесс, требующий внимания и участия родителей. Используя разнообразный подход и немного фантазии, можно вырастить настоящего вундеркинда, для которого этот этап формирования навсегда останется теплым воспоминанием.
Основные виды IQ-тестов
Всего существует восемь разновидностей интеллектуального теста Айзенка. Пять из них дают общую картину об уровне развития человека. Задания составлены на основе задач с использованием слов, изображений и цифр. Вербальная, визуальная и математическая составляющие тестов позволяют определить, какого рода интеллект в каждом из нас преобладает.
Каждый из трех других тестов имеет свою специализацию. Зрительно-пространственные, числовые и словесные задания определяют специфические способности тестируемого, которые в общем тесте не всегда можно разглядеть.
Максимальный уровень IQ по тестам Айзенка — 160 баллов. Если показатель ниже 70, значит, интеллект находится на уровне умственной отсталости. Среднее значение в этих тестах — 90-110 баллов.
IQ тесты Равена
Эта методика разработана для измерения общего интеллекта и построена на выявлении взаимосвязей между абстрактными фигурами. Наиболее часто используемые варианты теста в черно-белом и цветном исполнении.
Черно-белый тест состоит из пяти серий по двенадцать заданий в каждой.
Первая серия построена на целостности структуры фигуры, вторая —аналогиях между двумя фигурами, третья — прогрессивных изменениях в структурах, четвертая — перестановках фигур, пятая — их разделении на составляющие части.
Самый высокий уровень интеллекта присваивается, если показатель правильных ответов составляет 95%, средний — до 75%, низкий — 25% и ниже.
IQ тест Амтхауэра
Такой вид интеллектуального тестирования определяет общий уровень развития и ориентирован на профессиональную ориентацию человека. Для этого диагностируют вербальный, пространственный, счетно-математический и ассоциативный, аспекты интеллекта. В тесте 9 разделов, в каждом из которых до 20 заданий.
С помощью теста Амтхауэра можно определить творческие наклонности человека, выявить его способность к прикладной математике и программированию, распознать склонность к теоретической или практической работе, а также установить наличие или отсутствие способностей пространственно мыслить.
IQ тест Кеттела
Это методика многофакторного исследования личности и оценки индивидуальных психологических особенностей человека. Теория ученого строится на представлении интеллекта как совокупности множества способностей, которые по-разному соединяются между собой и позволяют сформировать человека с исключительными, индивидуальными, формами интеллектуального развития.
Тест построен на абстрактных заданиях, с помощью которых можно определить шестнадцать первичных характеристик умственных способностей человека.
Еда это хорошо — но в нужное время
В целом хорошо, когда дети все время питаются здоровой пищей. Исследования показывают, что еда сказывается на успеваемости детей.
Все знают, что в день важного экзамена надо съесть хороший завтрак. Исследования показывают, что лучше всего пища с большим содержанием углеводов и клетчатки, которая медленно усваивается
Но важно и то, что вы съедите за неделю до этого
16 студентов испытали на внимание и быстроту мышления; затем их в течение пяти дней плотно кормили жирной едой с низким содержанием углеводов, где было много мяса, яиц, сыра и сливок. Когда их проверили снова, показатели снизились
Всегда бывают исключения. Ни один ребенок не ест постоянно здоровую пищу. Но беда в том, что дети часто питаются «плохой» едой в неподходящее время. Исследования показали, что кофеин и сахар могут усиливать деятельность головного мозга:
Кофеин и глюкоза могут благоприятно сказываться на познавательных способностях… Результаты исследований показывают, что кофеин и глюкоза в своем сочетании могут усиливать внимание человека. Существуют также очень мощные поощрения, которые очень нравятся детям
Так что если вы хотите дать ребенку конфету или стакан лимонада, то лучше это сделать, когда он учится, а не когда отдыхает
Существуют также очень мощные поощрения, которые очень нравятся детям. Так что если вы хотите дать ребенку конфету или стакан лимонада, то лучше это сделать, когда он учится, а не когда отдыхает.
Способы развития
Мышление начинает формироваться в раннем детстве. Примерно к году появляются зачатки мыслительных процессов. Младенец познаёт окружающий мир, тем самым накапливает необходимые компоненты, нужные для умственной деятельности. Скорость и качество формирования мышления зависят от вложенных родительских усилий
Очень важно регулярно заниматься с ребёнком
Начальный этап связан с наглядно-действенным мышлением. Для развития мыслительной деятельности крохе надо выполнять простейшие задачи: достать игрушку, открыть баночку, принести какую-нибудь вещь. Следующий этап тесно связан с обобщением. Передача опыта через речь взрослых облегчает обучение.
Когда ребёнок начинает пользоваться собственной речью, он начинает фантазировать. В это время формируется образное мышление, способствующее развитию творческих способностей. Основным средством развития мыслительных процессов является обучение, в том числе формирование речи и получение сведений путём словесной передачи данных.
В школьные годы ребёнок может делать выводы на основании логических цепочек и накопленных ранее знаний. Он оперирует понятиями. Если ему недостаточно знаний о предмете или явлении, использует умозаключения. Чтение книг способствует развитию воображения.
Как развивать интеллект и умственные способности ребенка?
Важно понимать, что из себя представляет интеллект. Интеллект включает в себя такие понятия, как:
- умственные способности;
- эмоциональное развитие;
- физическое воспитание.
Ум необходимо тренировать
Интеллектуально развитый ребенок будет одинаково гармоничен во всех представленных областях, поэтому родителям следует с раннего возраста уделять этому внимание и, не боясь, подключать специалистов
Что такое интеллектуальное и умственное развитие?
Умственное развитие — комплекс знаний, навыков и умений, которые сформировались в результате получения и накопления жизненного опыта. Оно определяет мышление человека. Интеллектуальное развитие — это общая мыслительная способность, которая складывается из разнообразных факторов:
- наследственность;
- окружающее общество;
- употребление алкоголя, курение во время беременности.
- наличие генетических отклонений;
- характер питания;
- психическая обстановка;
- процесс воспитания.
Дети должны развиваться по возрасту
Таким образом, уровень интеллекта определяет степень умственного развития.
Когда надо начинать
Фундамент развития ума и интеллекта следует закладывать, начиная с внутриутробного развития. Прослушивание классической музыки, общение матери с ребенком, благоприятная атмосфера в семье, тактильный контакт и физическая активность во время беременности положительно отразятся на малыше. Это не означает, что в более старшем возрасте все потеряно. И в год и в месяц могут подключаться совместные игры, различные упражнения и задачки.
От чего зависят умственные способности?
В течение длительного времени психология считала, что развитие разума складывается из наследственности. В настоящий момент выяснено, развитие идет посредством:
- степени усвояемости полученного материала;
- возможности памяти и концентрации;
- наличия здравого смысла;
- личных качеств ребенка (интуиция, целеустремленность, самостоятельность);
- способности к быстрой адаптации;
- методов и скорости обучения, целенаправленность;
- ограничения доступа к гаджетам.
Течение беременности может повлиять на развитие малыша
Как влияет связь матери и ее ребенка
Начальная закладка умственных способностей происходит еще в период вынашивания плода
Важно уделять этому особое внимание
Известно, что в период беременности женщины наблюдается гормональный всплеск, но фоне которого будущая мама может испытывать весь спектр разнообразных эмоций. Конечно, жизнь не состоит исключительно из радости и счастья. Тем не менее, нахождение в продолжительном стрессе вызывает большой выброс стероидных гормонов, которые, проходя через плацентарный барьер, оказывают негативное влияния на мозг ребенка.
Причины, побудившие к зачатию и жизненный период, в котором это произошло, существенно влияют на психическое здоровье матери и плода. Желанные дети, рожденные в полноценной здоровой семье, имеют гораздо меньше проблем в будущем.
Обратите внимание! Австралийские ученые провели серию исследований, вследствие чего была выявлена связь между возрастом матери и развитием умственных способностей ее чада. Установлено, дети младших мам показывали большую усидчивость и смекалку
Как определить уровень интеллекта ребенка дошкольного возраста?
Многие слышали о тесте IQ, который отражает коэффициент умственного развития в соответствии с возрастом ребенка. Критерии оценки сводятся к величине коэффициента: 100 процентов в норме, больше 120 — показатель одаренности. Однако, не стоит слепо доверять результатам теста. Согласно исследованиям, дети, набравшие более 120 баллов и признанные гениями, в жизни таковыми себя не проявили.
Прогулке на природе полезны для мозга
Учитесь мыслить нестандартно
Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:
«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.
Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:
Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.
Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.
Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.
Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.
Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще — столько, сколько понадобится.
Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.
Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?
Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».