Как найти общий язык с подростками

Как общаться с подростком: секреты воспитания

Что нужно знать о подростковом возрасте?

Психологи уже давно отмечают тенденцию «омоложения» подросткового возраста. Дети теперь вступают в переходный период гораздо раньше, чем их родители, – в 10-11 лет. Также отмечено «продление» подросткового возраста до 18-19 лет, когда ребёнок достигает совершеннолетия и отделяется от родителей не только психологически, но и материально, финансово.

Все мы переживаем переходные периоды, которые можно охарактеризовать так: младенец, ребёнок, подросток, юноша (девушка), взрослый. На каждом уровне взросления происходят физиологичесике процессы. Также происходит формирование эмоционального поля, социальной адаптации, выстраивается система ценностей и своих личных принципов личности,

В границах подросткового возраста выделяют два этапа: младший подростковый возраст (10-12 лет) и старший подростковый возраст (начиная с 13 лет и до завершения переходного периода).

Сколько продлится подростковый возраст у вашего ребёнка, точно неизвестно. Поскольку, созрев физически, подросток может ещё долгое время оставаться психологически не подготовленным к самостоятельной организации своей жизни.

Почему этот период называется переходным? Потому что в развитии ребёнка совершается переход от детства к взрослости. И главная задача для подростка – осознать себя и отделиться от родителей.

Переходный период начинается, когда начинает выделяться гормон, который приводит в действие гипофиз и половые железы,

Подростковый возраст – это испытание как для детей, так и для родителей.

Сейчас видны две тенденции: 1) тенденция нежелания рано взрослеть, заводить семьи и детей как минимум до 24-28 лет. С этим показателем снижается и ответственность по отношению к своей жизни во всех сферах. Более поздние сроки наступления финансовой самостоятельности приводят к полузависимости от взрослых. Именно здесь происходят конфликты родителей и детей. Подростки с одной стороны жаждут самостоятельности и всеми поступками показывают это, исходя из гормонального развития, как и заложено природой. С другой стороны бессознательно подростки сами тормозят переход во взрослую жизнь, не желая брать ответственность.

2) Вторая тенденция – желание быстрее выйти на своё предназначение и менять мир. Всё больше становится таких детей

Они рождаются уже взрослыми и им очень тяжело внести все уровни физиологического взросления – им хочется быстрее повзрослеть и, не обращая внимание на все подростковые выбросы в характере, они идут к своим целям, чтобы делать дела. Они понимают, что хотят, куда идут и как правило с детства заняты размышлениями и изучением мира далеко не как ребёнок,

Почему сложно детям?

Чтобы удовлетворить необходимость ребёнка в самостоятельности и независимости, но продолжать заботиться об его безопасном передвижении, установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay. Вы всегда будете знать, где ваш ребёнок без надоедливых вопросов, звонков и СМС.

Родители, помните о себе

Подростковый возраст — это чаще всего эмоциональные американские горки для всей семьи. Трудно подрастающему мальчику или девочке: тело меняется, гормоны бушуют, большой мир пугает подростка и увлекает одновременно. Трудно и их близким. Сделать эту «поездочку» как можно более безопасной помогут терпение, уважение и знания. При этом, дорогие родители, не забывайте, пожалуйста, и о себе

Очень важно, чтобы у вас в жизни были какие-то интересные занятия, вещи, которые приносят вам радость и удовольствие, интересное времяпрепровождение. Это поможет не так сильно фиксироваться на подростке и легче пережить годы его становления

Возможно, вы чувствуете, что потеряли контакт с вашим подростком, но хотели бы оставаться с ним в хороших отношениях. Проверьте:

  • понимаете ли вы, что происходит с ребенком в подростковом возрасте?
  • понимаете ли, какие перед вами как перед родителем стоят задачи?
  • умеете ли общаться с пониманием, с поддержкой и с уважением?

Оставайтесь на стороне подростка

Конфликты со сверстниками и учителями неизбежно случаются в жизни каждого ребёнка. Перед родителями стоит сложная задача: в любой ситуации выслушивать подростка, по возможности, наедине и вместе принимать решение. Подростки попадают в разные неприятные ситуации. Им бывает стыдно и страшно говорить о случившемся. Поэтому заботливые родители гарантируют ребёнку принятие и помощь.

Доверять ребёнку, зная, что он будет ошибаться и ослушается много раз — тяжело, но необходимо. Поиск, самостоятельные поступки, оплошности, потери — часть взросления. Если вы видите, что подросток готов совершить серьёзную ошибку, обсудите с ним свои опасения. Убедитесь, что он понимает цену неверного решения и скажите, что вы всегда будете рядом. Уйти из спортивной команды, пойти в колледж после 9 класса, сделать татуировку — эти решения могут казаться неразумными, но быть важными для ребёнка.

Средний подростковый возраст (от 14 до 17 лет)

Физические изменения, начавшиеся в период полового созревания, продолжаются до среднего подросткового возраста . У большинства мальчиков начинается «всплеск роста», и изменения, связанные с половым созреванием, продолжаются. Возможно, например, их голос срывается при ухудшении. У некоторых появляются прыщи. Физические изменения у женщин, вероятно, почти завершены, и у большинства девочек уже есть регулярные периоды.
В этом возрасте многие подростки начинают интересоваться романтическими и сексуальными отношениями . Они могут подвергнуть сомнению и исследовать свою сексуальную идентичность, что может вызвать стресс, если у них нет поддержки со стороны сверстников, семьи или сообщества. Еще один типичный способ изучения секса и сексуальности для подростков всех полов — это самостимуляция, также называемая мастурбацией .
Многие молодые люди в подростковом возрасте больше спорят со своими родителями, потому что им трудно обрести большую независимость . Они будут проводить меньше времени с семьей и больше с друзьями. Они очень обеспокоены своей внешностью, и давление сверстников на этом этапе может достигать высшей точки.
На этом этапе мозг продолжает изменяться и созревать, но все еще есть много различий между мышлением молодого человека в его среднем подростковом возрасте и мышлением взрослого.. Во многом это связано с тем, что лобные доли — это последняя область мозга, которая созревает; развитие не будет полным, пока человеку не исполнится 20 лет. Лобные доли играют важную роль в координации принятия сложных решений, управлении импульсами и умении рассматривать различные варианты и последствия

Молодые люди в подростковом возрасте лучше способны мыслить абстрактно и принимать во внимание «общую картину», но все еще не могут применить ее в данный момент. Например, в определенных ситуациях молодые люди в среднем подростковом возрасте обнаруживают, что думают о таких вещах, как:

«У меня неплохо получается по математике, и я действительно хочу посмотреть этот фильм … не имеет значения, если я не займусь одним вечером».

«Неужели мне нужно пользоваться презервативом во время секса, если моя девушка принимает таблетку?»

«Марихуана теперь легальна, так что не может быть так уж плохо».

Хотя они могут следовать логике избегания риска за пределами этих ситуаций, сильные эмоции часто продолжают определять их решения, когда в игру вступают импульсы.

Допускай безопасные способы выражения себя

Родители никогда не должны высмеивать вкус ребенка. Даже если они думают, что он ведет себя странным образом, нужно отнестись к его стилю бытия как к форме поиска своего собственного «я». Пока ребенок соблюдает пределы безопасности и личной гигиены, пусть экспериментирует. Пусть обустроит комнату так, как хочет — это не должно нравиться никому, кроме него. Не запрещайте ему слушать любимую музыку, даже если старшим она кажется просто шумом (в таком случае купите подростку наушники хорошего качества). Кроме того, способы тратить свободное время и увлечения не должны вызывать родительский протест.

Как и все остальное, терпимость также должна иметь свои пределы. Не допускайте у подростка агрессии, обмана или лжи

Однако не нужно запугивать — скажите, что вам очень важно, как он себя чувствует и каковы его потребности. Подчеркните: даже недостатки имеет для них значение, ведь они всегда хотят помочь и поддержать его

Общение в жизни подростков: для чего, с кем и зачем

В принципе, в любом возрасте, в том числе и в подростковом, функции общения весьма сходны: информационная, эмоциональная, познавательная и т.д. Мы все общаемся для того, чтобы узнать что-то новое или поделиться тем, что знаем сами. Мы общаемся, чтобы получить моральную поддержку или оказать ее тем, кто в ней нуждается. Иногда общение нужно, чтобы отстоять свою правоту, свои интересы, попросить о помощи.

У тинейджеров все то же самое, только выражено намного ярче и эмоциональнее, в чем мог убедиться каждый, кто пытался что-то доказать подростку или попросить его помочь дома по хозяйству. В этом плане небезынтересно мнение самих подростков по воду того, зачем им нужно коммуницировать с миром .

Зачем подростку общение:

  • Возможность узнать что-то новое.
  • Возможность поделиться своим мнением.
  • Возможность получить эмоциональную поддержку.
  • Возможность получить помощь.
  • Возможность получить заряд энергии.

Взрослым общение открывает такие же возможности. С той разницей, что у взрослых определенный процент времени занимает общение по работе и с целью решения бытовых задач: ремонт, покупки, ипотека, прочее.

Складывается парадоксальная ситуация: и взрослые, и дети ждут от общения чего-то хорошего, но когда начинают общаться между собой, возникает множество проблем. Почему они возникают? Давайте разбираться!

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на личность

Безусловно, подростковый возраст является переломным и крайне сложным этапом в жизни человека. Все изменения, которые проходят в этот промежуток времени, в значительной мере затрагивают не только самого ребенка, но и окружающих: его родителей, учителей, сверстников и т.д. В возрастной психологии подростковый период считается кризисным, поскольку сопровождается резкими качественными изменениями всех сторон жизни и развития человека. Кризис подросткового возраста, как правило, связан с изменением ведущей деятельности и социальной ситуации.

Главная особенность подросткового периода заключается в промежуточном статусе подростка, так как он занимает определенную возрастную нишу между взрослостью и детством. Соответственно, социальная ситуация развития в подростковом возрасте переходная (характеризует переход зависимого состояния к самостоятельному).

Что касается ведущей деятельности, то у младших школьников она учебная, а в подростковом возрасте ее постепенно вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками, в ходе которого происходит становление абсолютно нового уровня самосознания ребенка и формирование навыков социального взаимодействия. Он учится подчиняться, но по необходимости отстаивать свои права. Помимо этого, общение становится для подростка важнейшим информационным каналом.

Основные особенности подросткового возраста объясняются резкой сменой интересов. Очень часто этот период сопровождается снижением школьной мотивации, в результате которой страдает учебная деятельность. В попытках вернуть былые школьные успехи своего ребенка родители нередко ограничивают его контакты со сверстниками, однако далеко не всегда подобное решение является правильным. Не стоит забывать, что общение с ровесниками является важнейшей деятельностью для любого подростка, и оно крайне необходимо для полноценного психоэмоционального развития личности.

Многие характерные особенности поведения подростков объясняются не только психологическими аспектами, но и физиологическими изменениями, которые происходят в организме в этот период. Из-за полового созревания и неравномерного физиологического развития подростковый возраст характеризуется резкими колебаниями настроения (от депрессии до экзальтации) и эмоциональной неустойчивостью.

Поведение подростков может быть просто непредсказуемым. За достаточно короткий промежуток времени они могут демонстрировать абсолютно противоположные реакции:

  • нежность и ласковость проявляются на фоне абсолютно недетской жестокости;
  • романтические настроения могут граничить с расчетливостью и цинизмом;
  • потребность в общении быстро сменяется потребностью уединения;
  • развязность в поведении нередко сочетается с застенчивостью;
  • излишняя самоуверенность, категоричность, безаппеляционность в суждениях может быстро сменяться ранимостью и неуверенностью;
  • на смену неуемной жажде деятельности может внезапно прийти апатия, отсутствие желания и стремления что-либо делать;
  • настойчивость и целеустремленность могут сочетаться с импульсивностью.

Пиком эмоциональной неустойчивости принято считать возраст 13-15 лет для девочек и 11-13 лет для мальчиков. При этом самые бурные аффективные реакции у подростка возникают при попытках окружающих ущемить его самолюбие.

Во многом важность этого периода заключается в возникновении ряда важнейших индивидуальных задач. Приоритетные линии развития детей подросткового возраста связаны с прохождением кризисов личности

Первый связан с отделением от родителей и приобретением самостоятельности. Второй является кризисом идентичности.

Что противопоказано в общении с подростками?

— Все то же, что и с любым посторонним взрослым человеком. Согласитесь, вряд ли вы станете кричать или запирать в комнате своего коллегу. Скорее всего вы найдёте способ объяснить ему, почему вы злитесь и как поступать не нужно. 

Родительский авторитет существует не там, где дети боятся, а там, где уважают. А уважать подростки будут людей уверенных, сильных духом, достойно встречающих трудности и умеющих решать сложные ситуации спокойно, конструктивно, без агрессии. 

Уважайте своих детей, их мнение, интересы и потребности, и подростковый возраст станет не «трудным», а «важным» этапом взросления вашей семейной системы.

Фото: личный архив героини и Pixabay

Закрыть глаза, забыв как страшный сон

— Если позволить ребёнку бесконтрольно делать то, что он хочет, вы рискуете сильно отдалиться от него, перестать быть эмоционально значимым человеком. Хуже, чем тотальный контроль, может быть только равнодушие.

Каких при этом дел он может натворит, зависит от того, как вы его воспитывали до подросткового возраста и какой пример показывали. 

Кстати, бывает так, что в 12-15 лет у ребёнка все спокойно: он хорошо учится, не ввязывается в опасные игры, послушен и прилежен.

Родители радуются, а я настораживаюсь. Потому что возможны два варианта:

  • подростковый возраст задерживается, а значит, может «выстрелить» позже и с большим масштабом, а соответственно и последствиями;
  • подростковый возраст может не наступить, а ребёнок так и не станет «взрослым» в психологическом значении этого слова.

Поэтому не паникуйте, если ваш милый ребёнок начал огрызаться, хамить или стал хуже учиться. Это  нормально!

Что происходит с подростком во время переходного возраста

Кратко подростковый возраст можно охарактеризовать так: кризис, разрушение и отрицание старого, время недовольства собой и окружающими. Это, безусловно, неприятно взрослым. Но и самому ребенку несладко, для него это тоже новые непонятные обстоятельства.

Чтобы нарисовать картину более детально, представьте: ребенок, большую часть жизни находившийся в относительно спокойном и беззаботном состоянии, внезапно начинает очень быстро расти. У него без причины меняется настроение, с телом происходят новые непонятные процессы, учителя твердят, что пора взрослеть и определяться, «кем ты хочешь стать», родители требуют послушания и порядка в доме, друзья кажутся крутыми, а сам себя он ощущает потерянным и никчемным. Полный раздрай, каша в голове и тотальное недовольство. Если разобраться чуть подробнее, изменения происходят по трем основным направлениям.

Гормоны

С гормональной точки зрения действительно идет серьезная перестройка. Мамы, вспомните, как вас штормило в беременность и сразу после рождения ребенка. Настроение менялось за несколько секунд, беспричинно накатывала тоска и слезливость, радость могла смениться яростью быстрее, чем вы успевали это осознать. Примерно то же самое чувствует тинейджер. Справиться с таким под силу не каждому взрослому, так что стоит быть немного снисходительнее к подросткам – с ними такое впервые.

Им и правда может быть сложно заснуть ночью, поэтому они садятся за компьютер или книжку, поскольку не знают, как себе помочь. Они тоже могут заедать стресс и выбирать для этого не самые полезные продукты

Им действительно бывает важно лечь спать днем после школы – не потому, что они ленивые или болеют, а потому что организму нужна подзарядка и перезагрузка. Это все связано с гормонами, которые ребенок не может контролировать

Физиология

Чисто физиологически подростки тоже заметно меняются. Тело, лицо, волосы – все это трансформируется стремительно и не всегда красиво. Парни сутулятся, комплексуя из-за слишком высокого роста, девушки переживают из-за внезапно округлившихся форм и изводят себя диетами. А тут еще прыщи, резко усилившийся запах пота, половое созревание. Словом, на подростков обрушивается настоящая лавина проблем.

Взрослые, которые уже проходили это, знают, что «катастрофа» временна и все наладится, гадкие утята станут прекрасными лебедями. Поэтому с высоты своего опыта могут обесценивать важные моменты и тем самым ранить подростков, отгораживаться от них. Проверьте, не критикуете ли вы внешность тинейджера, его вес (избыток или недостаток), нет ли в вашем лексиконе фраз вроде «Подумаешь, прыщик, то же мне проблема». Будьте очень деликатны. Критика внешности или даже неосторожная фраза, которая вам кажется безобидной шуткой, может серьезно задеть ребенка и зародить в его подсознании комплексы, которые потом перейдут во взрослую жизнь.

Некоторые процессы, происходящие в организме подростка, могут показаться вам не особо важными, но стоит отнестись к ним серьезно. Например, тинейджеры растут быстро и делают это неравномерно, как бы рывками. Поэтому часто у подростка болят кости, ноют суставы, тянет мышцы. Это может быть дополнительным раздражающим фактором, который негативно влияет на настроение

Важно замечать такие проявления, спрашивать о самочувствии, помогать снять симптомы и не отмахиваться, если ребенок жалуется на недомогание.

Отношения

Возраст с 12 до 17 лет – это время серьезного пересмотра отношений в самом широком понимании. Устойчивая связь с родителями и другими взрослыми начинает ослабевать, а ей на смену приходит социум в виде одноклассников, друзей и приятелей во дворе. Тогда же, в период пубертата, на первый план выходят отношения с противоположным полом, появляются интерес и влечение. Все это происходит на фоне снижения самооценки, переживаний о своей внешности и комплексов, что заметно усложняет ситуацию.

Сюда же добавляются внутренние переживания и отношения с самим собой, поиск своего места в мире. Представьте, что вы одновременно влюбились, разочаровались в близких, стремитесь соответствовать ожиданиям друзей и угодить начальнику на работе. Сколько сил, энергии и внимания это потребует? И так каждый день. Если в этот момент вы будете дополнительно получать от мамы ультимативные и противоречащие друг другу приказы вроде «Никуда не пойдешь, сиди дома» и «Пора уже взрослеть и быть самостоятельным», то так и до нервного срыва недалеко.

Вот почему подросткам нужны рядом внимательные, рассудительные и последовательные взрослые, которые не стремятся задавить авторитетом, но при этом помогают проходить сложный этап.

Учеба: как правильно общаться с подростком и как грамотно ему помогать

По статистике хорошая успеваемость в начальной школе РФ составляет 50%, а в средней (учеба в которой приходится как раз на подростковый возраст) — 11%: это означает, что только 11 детей из 100 учатся на «4» и «5», остальные — либо учатся плохо, либо вообще не посещают школу. Резкое снижение успеваемости и желание продемонстирровать свою взрослость чаще всего становятся причиной домашних конфликтов между подростками и родителями. И последние чаще всего не знают, как себя вести и что предпринять. Кто-то из родителей пытается помочь молодому человеку тем, что ежедневно берет на себя обязанность делать с подростком уроки. Является ли это помощью?

Без просьбы о помощи самого ребенка не стоит делать с ним уроки: во-первых, потому что совместное урокоделание чаще всего портит отношения между родителями и детьми. Во-вторых, вашим детям необходимо научиться решать свои проблемы самим, а гиперопека — это не помощь родителя, а лишь выражение его страхов. Максимум, что вы можете сделать для своего ребенка — взять пару недель отпуска, когда он пошел в первый класс, и посвятить это время помощи в подготовке уроков и совместному сбору портфеля. В дальнейшем лучше оставить учебу под ответственность самого ребенка: так он будет учиться намного лучше, чем под тотальным контролем.

Однако, если ребенок сам просит у вас помощи в подготовке уроков, ее необходимо оказать. Если не можете сделать сами (или у вас нет на это времени) — организуйте помощь у репетитора, учителя или любого другого человека, сведущего в школьном предмете.

Родители: как помочь своим детям в подростковом возрасте

Дети и их родители часто испытывают трудности с изменением динамики семейных отношений в подростковом возрасте

Но на этом этапе родители остаются важной опорой

Вот что вы можете сделать:

  • Помогите ребенку предвидеть изменения в своем теле . Узнайте о половом созревании и объясните, чего ожидать. Успокойте его, объясните, что физические изменения и возникающая сексуальность являются частью нормального здорового развития. Дайте ему возможность задать вопросы и позвольте ему задать вопрос, когда он будет готов. При необходимости поговорите со своим педиатром.
  • Начните рано говорить о других важных темах . Держите открытую коммуникацию о здоровых отношениях , в сексе , сексуальности, согласия и безопасности (например, как для предотвращения ИППП и беременность и злоупотребления алкоголем и наркотиками ). Начните эти разговоры в раннем подростковом возрасте — это создаст хорошую основу для будущих разговоров.
  • Поддерживайте позитивный тон в разговоре с ребенком . Выделите сильные стороны. Празднуйте успехи.
  • Обеспечьте поддержку и установите четкие границы с высокими (но разумными) ожиданиями. Сообщите четкие и разумные ожидания относительно времени, когда нужно идти домой, школьных обязательств, использования цифровых медиа и поведения, например. В то же время постепенно предоставляйте ему больше возможностей для большей независимости со временем и по мере того, как ваш ребенок берет на себя ответственность. Было показано, что молодые люди, родители которых пытаются найти баланс, реже страдают депрессией и употребляют наркотики.
  • Обсудите опасное поведение (например, сексуальную активность и употребление наркотиков) и его последствия . Обязательно подайте положительный пример. Это может помочь подросткам обдумать или попытаться принять решения заранее и подготовиться к возникновению ситуаций.
  • Уважайте независимость и индивидуальность . Все это часть того, чтобы стать молодым человеком. Всегда напоминайте своему ребенку, что вы всегда готовы помочь в случае необходимости.

Характер и физическое развитие детей подросткового возраста

Подростковый возраст не имеет четких, абсолютных и определенных границ и характеристик. Всегда имеются некоторые различия, которые могут быть довольно существенными. Они объясняются влиянием:

  • специфических социальных факторов;
  • различных условий воспитания и обучения подростков.

И все же основную характеристику и линию развития детей в переходном периоде выделить можно. Прежде всего, стоит отметить, что именно для этого возраста характерно интенсивное и довольно часто неравномерное физическое созревание. Если условно изобразить этот процесс на графике, то получится довольно характерная кривая: постепенное плавное развитие ребенка до десяти лет сменяется стремительным и неравномерным подъемом, на пике которого происходит перелом и где-то к 15 годам кривая снова становится пологой и мягкой.

Младший подростковый возраст – это время бурного роста и формирования организма. Интенсивно растет тело, идет процесс окостенения скелета, совершенствуется мускульный аппарат. При этом апогей роста обычно приходится на 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков. Подчас подросток выглядит угловатым и нескладным. Всему виной неравномерное физическое развитие. Особенно интенсивно растут скелет и конечности в длину, при этом рост и формирование грудной клетки немного отстают. Все это и провоцирует некоторые характерные психологические особенности подросткового возраста. Подросток осознает свою нескладность и угловатость, стесняется ее и старается замаскировать, принимая вычурные и порою неестественные позы

Нередко он пытается отвлечь внимание от своей внешности напускной грубостью и бравадой. Даже легкая ироничная насмешка в отношении его походки, позы или фигуры может вызвать бурную реакцию, ведь подростка сильно угнетает мысль, что он нелеп и смешон в глазах окружающих его людей

Именно поэтому отношения в подростковом возрасте нужно строить крайне аккуратно, при этом особенную осторожность должны проявлять именно взрослые. Возможны возрастные несоответствия и в развитии сердечно-сосудистой системы

В этот момент происходит значительное увеличение в объеме сердца, которое становится сильнее и работает более мощно. При этом кровеносные сосуды в развитии отстают, что нередко приводит к:

Возможны возрастные несоответствия и в развитии сердечно-сосудистой системы. В этот момент происходит значительное увеличение в объеме сердца, которое становится сильнее и работает более мощно. При этом кровеносные сосуды в развитии отстают, что нередко приводит к:

  • краткосрочным расстройствам кровообращения;
  • возрастному напряжению сердечной деятельности;
  • повышению кровяного давления.

В результате у некоторых подростков могут порой наблюдаться головокружения, временная слабость, учащенное сердцебиение, головные боли и сравнительно быстрая утомляемость. Все это совпадает с началом интенсивной деятельности щитовидной железы и прочих желез внутренней секреции и, как правило, приводит к скоропроходящим нарушениям в работе нервной системы подростка. Этим объясняется излишне бурное поведение в подростковом возрасте. Для подростков характерна повышенная возбудимость, раздражительность и вспыльчивость, которые часто выражаются в резких реакциях.

Нервная система подростков не всегда может выдерживать воздействие сильных или длительных монотонных раздражителей, и под их влиянием она часто переходит в состояние сильного возбуждения либо торможения. Подобным образом на подростка может подействовать длительное ожидание волнующего события, обилие впечатлений или сильные нервные потрясения. Реакция на подобные раздражители может быть кардинально противоположной. Одни подростки под их влиянием становятся вялыми, рассеянными и сонливыми, так как их нервная система тормозится. Другие могут совершать абсолютно несвойственные им поступки, порой вообще бессмысленные. Они становятся нервозными и раздражительными, начинают нарушать дисциплину, ставя в тупик учителей и родителей.

Естественно, все это не означает, что подростковый возраст является каким-то «инвалидным». К подростку вовсе не нужно относиться как к больному. Напротив – это возраст грандиозных замыслов и больших дел, пора активности и кипучей энергии. И грамотный педагог обязательно должен учитывать это в процессе организации учебно-воспитательного процесса.

«Подростки выдумывают себе проблемы»

«Подумаешь, в классе обижают — не бьют же», «Подумаешь, мальчик не любит — найдешь другого», «Какие такие панические атаки? Ты это всё придумываешь, никакого тебе психолога, иди учись» и извечное «Мне бы твои проблемы» — так взрослые могут отвечать на любую жалобу: от не очень значительной до серьезной вроде травли со стороны одноклассников или более чем реальных ментальных проблем. Даже если взрослые не произносят этих фраз вслух, судя по тому, как невнимательно и неделикатно они подходят к разговорам на «чувствительные» для нас темы, в голове у них частенько именно такие мысли.

Анна Жукова:

«В такие моменты я сама понимаю, что это пройдет, исправится или забудется. Но судя по тому, как сын переживает, можно сказать: для него всё хуже некуда. Поэтому я просто стараюсь быть рядом, выслушать его, поддержать, как-то помочь пережить приступ гнева или раздражения, истерику (иногда „быть рядом“ — значит позволить ребенку уединиться и быть готовой в любой момент, что он всё-таки придет снова). Если получается, пытаюсь использовать активное слушание. А вот советов избегаю: они обычно вызывают у сына новую вспышку гнева, но уже направленную на меня. Всегда идем пить чай, когда ему легче, это помогает поставить точку».

В жизни подростков очень много давления: нет взаимопонимания с родителями, они либо слишком мало уделяют нам внимания, либо нарушают личное пространство; учеба становится всё интенсивнее, нужно сдавать экзамены и выбирать профессию; нужно найти друзей, любовь и свою идентичность. Ко всему прочему уже маячат и «взрослые» проблемы: скоро придется за всё платить и самому себя содержать, всё дорожает, пандемия, экономический кризис, рост безработицы. Всё это вместе «перегревает» так, что кажется, будто справиться с этим просто невозможно.

Что вы почувствуете, если в схожем состоянии услышите: «Ты всё выдумываешь»? А на нас так могут смотреть очень многие.

Александра Шеттлер, психолог:

«Непонимание эмоциональных проблем детей — это не только психологическая неграмотность, но и непроработанность собственных психологических проблем родителей, а также их неверие в то, что подросток может адекватно оценивать действительность.

Советы по устранению кризисного поведения

Важно понять основную мысль – кризис семилеток – это временный этап, он проходит и его просто нужно пережить, как любые другие проблемы детского возраста. Основные причины обострения отношений в этом периоде – это несоответствие отношения родителей и тех желаний, требований и возможностей ребенка, которыми он обладает на данное время

Необходимо задуматься над тем, все ли запреты четко обоснованы и можно ли предоставить ребенку больше самостоятельности и свободы действий

Важно поменять свое отношение к малышу, понимая, что он подрос, нужно ценить и уважать его мнение, суждения, стараться понимать его

Необходимо задуматься над тем, все ли запреты четко обоснованы и можно ли предоставить ребенку больше самостоятельности и свободы действий

Важно поменять свое отношение к малышу, понимая, что он подрос, нужно ценить и уважать его мнение, суждения, стараться понимать его

Стоит изменить тон общения с приказного и назидательного на рассуждения и убеждения, анализ вместе с ребенком возможных последствий от его действий

Если же отношения родителей с ребенком похожи на военные действия и череду скандалов, важно на время взять паузу, дать малышу возможность погостить у бабушки на несколько дней, к возвращению ребенка приняв решение общаться без криков и скандалов на оставшееся время. Важно подходить ко всему с юмором и оптимистической нотой

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

Парецкая Алена, педиатр, медицинский обозреватель

3, всего, сегодня

(63 голос., средний: 4,65 из 5)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: