Общение как коммуникация

Что относится к видам общения в психологии?

Введение.

В психологии общение определяется как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями и состоящий в обмене между ними информацией познавательного (когнитивного) или эмоционально-оценочного (аффективно-оценочного) характера. Общение — основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человеческую личность.

Общение лежит в основе любого вида человеческой деятельности и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Способность к общению относится к числу важнейших человеческих качеств

К людям, легко вступающим в контакт и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией. С замкнутыми людьми стараемся либо вообще не общаться, либо вступать в ограниченные контакты, лишь в случае крайней необходимости.

Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:

  1. Раскрытие понятия, видов и функций общения.
  2. Изучение роли восприятия в процессе общения.
  3. Раскрытие понятий стереотип и предубеждение.

Практикум

Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения:

а) стереотип;

б) предубеждение;

1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям   профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;

2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать

Стереотип – односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям   профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов.

Примеры:Гендерные стереотипы:

  • женщины — слабый пол;
  • женщины глупее мужчин, или даже «все бабы — дуры»;
  • женщина не может быть руководителем;
  • все женщины хотят одного — выйти замуж;
  • мужчины — сильный пол;
  • мужчины не плачут;
  • все мужья изменяют женам и др.

Возрастные стереотипы:

  • все дети — чисты душой;
  • все подростки — «трудные»;
  • молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);
  • сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;
  • пожилые люди — консерваторы;
  • старики — ворчуны и др.

Этнические стереотипы:

  • американцы — честолюбивы;
  • прибалтийцы — медлительны;
  • англичане — консервативны;
  • французы — любвеобильны;
  • китайцы — предприимчивы и др.

Предубеждение – личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать

Пример:

Мистер Х: Проблема с евреями состоит в том, что они только то и делают, что заботятся о своих соотечественниках.

Мистер У: Но записи казначейства нашего союза показывают, что евреи делают более щедрые пожертвования по сравнению с обычными благотворительными взносами не-евреев.

Мистер Х: Это показывает, что они всегда стараются купить благосклонность и вмешаться в дела христиан. Они только и думают о деньгах, поэтому так много банкиров-евреев.

Мистер У: Недавнее исследование показывает, что процент евреев среди банкиров незначительный, намного меньший, чем среди не-евреев.

Мистер Х: Может, оно и так, но, тем не менее, они не занимаются респектабельным бизнесом, а только шоу-бизнесом, казино и ночными клубами.

В приведенной беседе Мистер Х игнорирует доказательства Мистера У по причине наличия у него предубеждения против евреев. Вместо ответа он лишь продолжает свои обвинения, переходя к следующей причине того, почему он недолюбливает евреев.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с; табл., илл. — (Библиотека высшей школы.).

2. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. – 4-изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 415 с.

3. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Издательство СОЮЗ, 2000 – 576 с.

4. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 416 с.

5. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для нач. проф. образования. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.

6. http://ru.wikipedia.org/ — Ошибки восприятия.

Стороны общения в социальной психологии

Есть всего три стороны общения, которые тесно взаимосвязаны между собой: перцептивная, коммуникативная и интерактивная. Границы между такими сторонами общения довольно символичны и часто сливаются, дополняя друг друга. Стороны общения в психологии следует рассматривать с позиции совместной и особой деятельности.

Коммуникационное взаимодействие представляет собой своеобразную структурную модель, содержащую два аспекта: содержательную и формальную. Содержательный аспект взаимодействия отражается в коммуникативной функции общения, а формальный в поведенческой стороне коммуникации, которая реализуется в ходе интеракции.

Перцептивной стороной общения называют процесс, выступающий обязательной составной частью коммуникаций и базирующийся на восприятии друг друга участниками процесса общения. Индивид всегда выступает в коммуникациях как личность. Основываясь на внешнем аспекте поведения субъект, как бы «читает» собеседника

Он расшифровывает смысловую нагрузку его внешних данных. Немаловажную роль в общении играют впечатления, возникающие в ходе взаимодействия. Другими словами, восприятие собеседника подразумевает под собой восприятие его внешних данных, их сопоставление с личностными характеристиками, в результате чего происходит понимание его поведения.

В перцептивные процессы всегда вовлечены как минимум две личности, каждая из которых демонстрируется активным субъектом. Отсюда следует, что сравнение с другими индивидами себя происходит с двух и более сторон, так как каждый из собеседников соотносит себя с другим. При планировании контакта каждому беседующему приходится учитывать особенности другого.

Каждый из партнеров стремится выстроить определенную интерпретационную систему поведения оппонента, особенно, его причин. В повседневной этого не происходит. Вследствие дефицита информации люди приписывают другим причины их поведения, дабы дать «разумное» объяснение их поступков.

Именно поэтому внешний вид, манера разговора и поведения очень важны в деловом общении. Ведь от этого зависит карьерный рост индивида и его успешность в деятельности в целом. Современная социальная психология утверждает, что следует больше уделять внимания взаимоотношениям, которые складываются в процессе взаимодействия.

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией в момент общения. В узком понимании это значит, что в процессе коллективной деятельности субъекты обмениваются друг с другом различными представлениями, мыслями, интересами, идеями, настроениями. Все это вместе можно назвать информацией.

Общение не следует рассматривать только в контексте отправки и приема информации, так как в ходе общения свершается взаимодействие активных субъектов, налаживание коллективной деятельности

Значимую роль для каждого участвующего в коммуникации играет важность информации при условии того, что такая информация принята и понята

Это может быть звуковая или текстовая информация. Коммуникативное воздействие в контексте результата обмена информацией появляется только тогда, когда все участники взаимодействия обладают общей системой кодирования. Однако, даже зная смысловую нагрузку слов, индивиды довольно часто понимают  их по-разному из-за возраста, социального статуса, политики, языка. 

Это подтверждает тот факт, что коммуникационное взаимодействие представляет собой лишь сторону общения. Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием субъектов, организацией их групповой деятельности. Цели любых коммуникаций зависят от потребностей индивидов в совместной деятельности.

Коммуникация должна всегда предполагать определенный результат – видоизменение поведения других субъектов. Коммуникативное взаимодействие и совместная деятельность осуществляются в условиях общественного контроля, основываясь на социальных нормах, принятых в социуме моделей поведения.

Размах социальных норм довольно широк – начиная от модели поведения, соответствующего требованиям рабочей дисциплины, гражданского и воинского долга и заканчивая правилами элементарного воспитания и вежливости. Исходным условием результативности коммуникаций является адекватность модели поведения взаимодействующих индивидов взаимным ожиданиям.

В зависимости от количества и характеристик участников

Еще одна из наиболее распространенных классификаций типов общения — это те, которые связаны с людьми, участвующими в обмене информацией. Далее мы увидим самые важные типы.

Индивидуальное общение

Этот тип связи происходит только между отправителем и получателем. В нем два человека обмениваются информацией непосредственно между ними, без каких-либо претензий на воздействие третьих сторон или возможной аудитории. Некоторые из его характеристик заключаются в том, что он является прямым и, как правило, более эффективным, но обычно он также медленнее.

Примерами индивидуального общения могут быть такие сценарии, как беседа между двумя людьми, обмен личными сообщениями через приложение или общение по почте или электронной почте..

Коллективное общение

Отличительной чертой коллективного и индивидуального общения является в основном намеренность эмитента. При таком типе обмена информацией любой, кто создает сообщение, намерен влиять не только на одного собеседника, но и на нескольких людей одновременно..

Эти другие участники процесса общения могут быть как непосредственными получателями, так и зрителями обмена сообщениями. Таким образом, некоторые примеры коллективного общения могут включать групповые разговоры, а также прямую трансляцию по телевидению или видео на YouTube..

Внутриличностное общение

Внутриличностное общение отличается от других типов тем, что в нем отправитель и получатель — это одно и то же лицо. Это происходит, когда человек разговаривает сам с собой, либо внутренне (посредством мыслей и внутренних образов), либо вслух, либо письменно (например, с помощью дневника)..

Внутриличностное общение происходит постоянно и сильно влияет на наше поведение. Однако некоторые эксперты сомневаются в том, что форма передачи информации действительно может быть рассмотрена, поскольку в ней участвует только один человек..

Межличностное общение

Этот тип общения будет противоположностью внутриличностному. В нем передача информации дается как минимум между двумя лицами

Важно отметить, что он может быть как индивидуальным, так и коллективным, в зависимости от конкретного сценария, в котором

Таким образом, например, разговор между двумя людьми будет примером индивидуального межличностного общения; но один в группе будет коллективным межличностным.

внутригрупповой

Этот тип общения происходит, когда два или более члена одной группы обмениваются информацией или идеями. Из-за различных психологических эффектов динамика, возникающая, когда собеседники принадлежат к одной и той же группе, сильно отличается от той, которая проявляется в других случаях..

межгрупповых

В отличие от предыдущей категории, межгрупповое общение происходит, когда происходит обмен информацией между членами двух разных групп. Этот стиль общения происходит, например, в дебатах, на переговорах или в классе.

В зависимости от взаимоотношений участвующих групп друг с другом, динамика, присутствующая в этом типе общения, будет совершенно разной в каждом случае.

Массовая связь

Последний тип общения по словам участников — это тот случай, когда один отправитель передает сообщение большому количеству анонимных получателей. Основное отличие этого стиля в том, что отправитель не знает, кто прибывает, и, в принципе, нет намерения получить ответ..

Примерами массовой коммуникации могут быть политическая речь, транслируемая по телевидению, публикация в социальной сети, такой как Facebook, статья в газете или публикация книги..

Классификация видов: таблица

Какие виды общения существуют? Каждый человек использует различные виды общения в своей жизни. Их классификация происходит по различным критериям. Выделяют следующие основные виды общения:

Критерии классификации

Виды общения и их характеристика

Примеры общения

Виды общения по содержанию

Материальное. Участники коммуникации взаимодействуют между собой с целью получения материальной выгоды, каких-либо предметов, продукции трудовой деятельности.

Покупка товара в магазине.

Когнитивное. Коммуникация с целью передать или получить какую-либо развивающую информацию, необходимую для познания и самосовершенствования.

Общение ученика на уроке с учителем.

Деятельностное. Обмен участников навыками или умениями.

Коммуникация с тренером в спортзале.

Мотивационное. Передача стимулов и побуждений к какой-либо деятельности.

Мотивирующие тренинги в маркетинговых компаниях.

Кондиционное. Намеренное воздействие на психологическое состояние для достижения какого-либо определенного результата.

Общение афериста с жертвой.

Виды общения по целям

Биологическое. Общение для удовлетворения биологических потребностей.

Общение с целью получения сексуальной разрядки.

Социальное. Общение для удовлетворения социальных потребностей человека.

Выступление поэта перед публикой с целью получить всеобщее признание.

По средствам выражения

Вербальное. Коммуникация при помощи речи.

Любое общение, подразумевающее прямую речь.

Невербальное. Общение языком тела. Может выступать и в качестве самостоятельных элементов коммуникации, и как дополняющее виды речевого общения.

Жесты, позы, мимика, наклоны тела.

По участникам коммуникации

Межличностное. Подразумевает прямой контакт его участников.

Разговор тет-а-тет на личные темы.

Лично-групповое. Коммуникация с каждым из участников группы.

Совещание руководителя с подчиненными.

Межгрупповое. Коммуникация нескольких групп людей. Может носить как мирный, так и конфликтный характер.

Этническая вражда.

По средствам передачи информации

Опосредованное. Коммуникация с привлечением технических средств.

Переписка по мессенджеру, при помощи электронной почты или через общего знакомого.

Непосредственное. Коммуникация двух участников, находящихся в непосредственной близости друг с другом.

Разговор тет-а-тет.

По времени

Кратковременное. Непродолжительная по времени коммуникация, как правило не подразумевающая повторного контакта.

Разговор с кассиром в билетной кассе.

Длительное. В процессе коммуникации участники не только обмениваются необходимой информацией, но и познают друг друга. Предполагают непрерывные или периодически прерывающиеся контакты.

Общение молодого человека и девушки, которые собираются связать себя узами брака.

Также есть три вида общения, которые не подходят под перечисленные выше критерии:

  1. Воспитательное. Целенаправленное воздействие на другого человека с целью достигнуть определенных результатов. Пример , воспитание ребенка в детском саду.
  2. Диагностическое. Коммуникация с целью формирования мнения или получения требуемой о собеседнике информации. Например, опрос пациента врачом с целью постановки диагноза.
  3. Интимно-личностное. Коммуникация близких или родных людей, имеющих большой уровень доверия друг к другу. Например , отца и сына, родных братьев или сестер.

Вышеперечисленные виды общения , это только часть его разделения по тем или иным качествам и признакам.

Существует еще множество взглядов и мнений психологов о классификации согласно их собственным преставлениям о данном процессе.

Виды и уровни общения

В научной литературе выделяют следующие виды общения:

  • “Контакт масок” — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия и т.п., набор выражений лица, жестов, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику).
  • Примитивное общение — когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект. Если нужен человек, то активно вступают с ним в контакт, если он мешает — отталкивают. При получении желаемого теряют дальнейший интерес к собеседнику и не скрывают этого.
  • Формально — ролевое общение — это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.
  • Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, может предвидеть его реакции, учитывает интересы и убеждения партнера.
  • Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман, демонстрация доброты и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  • Светское общение — его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.

Вступая в общение, человек вступает в бесконечное множество отношений, т.е. общение осуществляется на разных уровнях.

Существует несколько точек зрения на существование уровней общения.

Американский психолог Э.Т. Шостром считает, что существует два основных уровня и два типа общения — манипуляция и актуализация. Манипуляция — это есть отношение и обращение с людьми как с вещами. Актуализация — это признание независимости другого и его права быть другим; это естественность; полнота личностной, эмоциональной жизни в данный миг.

Советский исследователь В.Н. Сагатовский определяет четыре уровня общения:

  • Уровень манипуляции.
  • Уровень “рефлексивной игры” означает, что собеседники, в общем, признают, что у каждого из них есть свои цели и планы взаимоотношений, но стремятся в общении “обыграть” партнера и показать несостоятельность его планов.
  • Уровень правового общения. Здесь главным является согласование поведения на основе норм и правил, которые должны выполнятся партнерами.
  • Уровень нравственного общения. На этом уровне взаимодействия происходит на основе единения внутренних, духовных начал. Американский психолог Э.Берн считает, что можно выделить шесть основных способов общения “нуль-общение” — уход в себя: например, молчаливая очередь у кабинета врача, пассажиры в метро. Никто при таком общении не говорит, но все приглядываются друг к другу (симпатичен — несимпатичен, кто это и т.п.)

Ритуалы — это формированные обществом нормы общения (здороваться, благодарить, прощаться и т. п.)

Работа — каждый знает, что такое плодотворное рабочее общение.

Развлечения — в этом варианте общения тоже много формализации. Каждый знает, какой тон принят для встреч с близкими, какой — для общения в незнакомой компании.

Игры — это повторяющееся общение на двух уровнях, когда человек изображает одно, на деле имеет ввиду совсем другое, например, разговор врача и пациента.

Близость — это высший уровень общения. Человек обращается к другому “всеми силами души”. Э. Берн считает, что близость может быть и односторонней (“ослепление чувств”). Таким образом, современный человек, стремящийся научиться понимать себя и других должен знать, что такое общение, его структуру (устройство), чтобы учитывать в общении разницу уровней, несовпадение позиций и суметь переориентироваться по ходу взаимодействия, “услышать” другого, найти с ним “общий язык”.

Психология

Понятие и функции общения

Определение 1

Общение — это многоплановый и сложный процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями совместной деятельности и включает коммуникацию, интеракцию, социальную перцепцию.

Замечание 1

Общение – это процесс взаимодействия человека с человеком с помощью средств речевого и неречевого воздействия.

Цель общения заключается в достижении изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой сферах тех лиц, которые принимают в общении участие. Общение дает возможность его участникам обмениваться результатами труда, мыслями, своими намерениями, переживаниями, идеями и др. Главное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди друг с другом контактировали, взаимодействовали, обменивались информацией и стремились понять друг друга.

Статья: Общение как коммуникация

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В общении психологи условно выделяют коммуникативную, интерактивную и персептивную стороны.

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией таким образом, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Персептивная сторона общения в формировании образа другого человека, восприятие и понимание его. В общении важную роль играет впечатление, возникающее при восприятии человека. Что касается интерактивной стороны общения, то она представляет собой взаимодействие людей в процессе межличностных отношений.

Общению человек учится с детского возраста и овладевает разными его видами. Виды общения зависят от людей и среды, в которой человек живет.

Общение выполняет шесть основных функций:

  1. прагматическую функцию,
  2. функцию формирования и развития,
  3. функцию подтверждения,
  4. функцию объединения-разъединения людей,
  5. функцию организации и поддержания межличностных отношений,
  6. внутриличностную функцию.

Прагматическая функция реализуется в процессе совместной деятельности при взаимодействии людей и отражает его потребностно-мотивационные причины

Самой важной потребностью часто выступает само общение

Способность общения оказывать воздействие на партнеров отражает функция формирования и развития. В процессе общения с другими людьми усваивается общечеловеческий опыт, социальные исторически сложившиеся нормы, ценности, знания, способы деятельности, идет формирование личности.

Таким образом, общение является универсальной реальностью, в которой происходит зарождение, существование и проявление психических процессов в течение всей жизни человека.

Благодаря функции подтверждения человек имеет возможность познать себя, утвердить и подтвердить себя.

Две стороны имеет функция объединения-разъединения людей. С одной стороны, она способствует передаче тех или иных сведений через контакты между людьми, настраивает их на реализацию общих целей и намерений, объединяя их в единое целое. С другой стороны, эта же функция в результате общения способствует дифференциации и изоляции личности.

Сохранению устойчивых связей между людьми, их взаимоотношений в интересах совместной деятельности служит функция организации и поддержания межличностных отношений.

Общение человека с самим собой через внутреннюю или внешнюю речь обеспечивает внутриличностная функция общения. Это общение рассматривают как универсальную форму мышления человека.

Основные типы общения

Выделяются три основных типа общения. К ним относятся императивное, диалогическое и манипулятивное.

Манипулятивное общение очень похоже на императивное. Человек также пытается оказаться воздействие на собеседника, только в этом случае действует скрыто. Подобное общение требует особых умений и навыков, и нередко может сыграть с человеком злую шутку, сделав его жертвой собственных ловушек.

Психологи подразделяют манипулятивные системы на 4 основные группы.

  1. Активный манипулятор не терпит скрытности и старается оказать воздействие активными методами. В большинстве случаев ему позволяет это делать высокий социальный статус, например, в случае родителя и ребенка. Такой человек хочет руководить всеми делами, несмотря ни на что, и не приемлет других вариантов.
  2. Пассивный манипулятор является полной противоположностью первому варианту. Он старается прикинуться глупым и немощным, чтобы не проявлять особых усилий. Окружающим приходится выполнять за него всю работу. Такой человек может многого добиться, ничего при этом не предпринимая.
  3. Соревнующийся манипулятор не желает идти на компромиссы, и воспринимает свою жизнь как постоянное соревнование. Он не соглашается на поражение и видит себя борцом за свои права. Такой человек пытается везде одержать верх и не принимает отказов.
  4. Безразличный манипулятор заставляет окружающих думать, что ему совершенно нет дела до происходящего. Он очень непредсказуем, такой человек может начать действовать активно, а потом вновь стать бесстрастным. Действует только ради собственной выгоды.

Императивное и манипулятивное типы общения очень схожи между собой, и относятся к монологическим. Ведь человек, пытающийся оказать воздействие на собеседника, находится в постоянном общении с собой и тщательно продумывает все свои действия. Собеседник не представляет для него особой ценности.

Диалогическое общение является полной противоположностью первым двум видам. Оно в первую очередь требует равноправия и взаимного понимания собеседников. В некоторых случаях такое общение принято называть гуманистическим. Однако, возникновение диалогического общения требует соблюдения ряда следующих правил.

Относится с уважением и вниманием к психологическому состоянию собеседника, не игнорировать его просьбы и пожелания.
Не оценивать партнера по его личным качествам, и полностью довериться ему.
Уважать мнение и решение собеседника, даже если считаете их неверными. Необходимо воспринимать партнера как равного, считаться с его словом.
Стараться решать появляющиеся трудности вместе, не оставлять проблемы на будущее.
Обращаться к партнеру только от собственного имени и говорить с ним искренни, стараться выражать все свои чувства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: