Заметки монаха: приход к православной вере и монастырская жизнь сегодня

Уйти послушницей в монастырь. как я ушла в монастырь. личный опыт. кто может поступить в монастырь

Как уйти в монастырь женщине

Так как это важное решение, прежде всего нужно обдумать всю его серьезность. Монашество предполагает кардинальные перемены в жизни

Живя в монастыре, необходимо трудиться не только молитвами, но и работать, соблюдать все посты и укрощать свою плоть.

Если же желание крепко, и всё решено, то нужно посоветоваться с исповедником.
Он даст нужные советы, поможет лучше понять и осознать образ монашества, подготовиться к уходу в монастырь.

Перед этим нужно решить все вопросы в своей обычной жизни, разобраться с бумагами, делами, решить все юридические вопросы, поговорить с близкими. Затем нужно выбрать, в какой монастырь отправиться, поговорить с настоятельницей, сообщить ей о своём решении. Она же может рассказать, какие документы для этого понадобятся.

В России женщине необходимо иметь при себе удостоверение личности, свидетельство о семейном положении и краткую автобиографию. Также нужно составить заявление о принятии в монастырь. Обязательные условия, при которых берут на службу, – совершеннолетие, отсутствие мужа, несовершеннолетних детей.

Если с документами всё в порядке, следует поступление в монастырь и испытательный срок, на время которого женщина становится послушницей. Срок послушничества зависит от того, насколько хорошо женщина справляется с обязанностями и жизнью в монастыре. После этого, идет пострижение, принятие обетов, и женщина становится монахиней.

Примите во внимание:
если женщина хочет проверить себя и удостовериться в решении, она может некоторое время пожить в монастыре трудницей

Храм после службы наполняется детскими голосами

Если обратиться к словам старца Саввы (Остапенко), наверное, хорошим плодом можно назвать православный творческо-просветительский центр «Купель», созданный в Москве, на Патриаршем подворье Кресто-Воздвиженского Иерусалимского монастыря при храме Иерусалимской иконы Божией Матери. Такое направление деятельности монастырю тоже в радость?

Самым важным я считаю то, что эта работа ведется на территории храма. Когда у нас заканчивается богослужение, храм наполняется детскими голосами. Становится шумно, начинается беготня по этажам, и это радует сердце. Радостно оттого, что храм не уснул после службы – он живет! Я смотрю на родителей, которые приводят детей на творческие развивающие занятия, и вижу, как они сами крестятся перед образом Божией Матери и ребятишек этому учат. Та атмосфера, которая царит в стенах храма, духовно воспитывает, образовывает. Даже то, что дети мельком услышат от какой-то бабушки – например, как правильно подойти к иконе, приложиться к ней, они запоминают. Запоминают слова священника. Особенно такого авторитетного для мальчишек, как отец Георгий Дехтярев. Являясь мастером спорта, он ведет в «Купели» некоторые занятия по борьбе. Перед началом занятий в каждом кружке дети читают молитву «Царю Небесный Утешителю…» Это фундамент, который сегодня закладывается. В некоторых общественных кругах думают, что если мы будем часто произносить слово «патриотизм», он у нас появится. Не появится! Патриотизм – это любовь. В первую очередь ребенка надо научать любви к родителям, а родители научают его любви к Церкви, к Родине, и именно так развивается и крепнет в детской душе чувство патриотизма.

Еще раз повторю: я рада, что у нас в храме столько детворы. Когда началась пандемия, мы закупили необходимую технику, чтобы в онлайн-режиме можно было бы общаться с этими детьми, находившимися на домашнем обучении. Используя новые современные технологии, мы старались не прерывать связь со своими подопечными. Занятия в кружках, которые можно было проводить дистанционно, проводили. Это и пение, и рисование, и английский язык. То есть ребята видели педагогов, общались с ними, учились. Теперь все оценили возможность снова приходить на занятия в храм, получать знания и навыки, общаясь друг с другом, видя преподавателей рядом.

Как уйти в женский монастырь?

Для того, чтобы уйти в монастырь для женщин, первым делом необходимо наличие желания. Нужно всецело понимать то, что после ухода человек уже не принадлежит миру – теперь он принадлежит Богу. Это означает, что все его помыслы и деяния должны быть посвящены лишь служению Всевышнему.Вдобавок поначалу некое время женщина просто проживает при монастыре, при этом разбирается со своим внутренним миром и приглядывается к укладу и режиму жизни монахинь, а также монастыря. После чего со временем ей позволяют принимать участие в жизни монастыря, а также жить согласно его режиму, однако при этом ей не дают звания монахини в течение года. Это совершается для того, чтобы женщина, прочувствовав всем своим сердцем, могла для себя решить, желает ли она быть монахиней до конца собственных дней либо же нет. После окончания данного испытательного года, в случае если всё прошло хорошо, женщина может стать монахиней.

  1. Рясофор. Это монах, который принимает обет целомудрия, послушания и нестяжательства.
  2. Малый схимонах. Принимает обет отречения от всего земного.
  3. Ангельский (великий) схимонах. Даются повторно те же обеты, принимается постриг.

В монашестве есть 4 главных обета, которые принимает человек:

  1. Послушание. Вы перестаете быть свободным человеком. Отбросьте гордыню, свои желания и волю. Теперь вы исполнитель воли духовника.
  2. Молитва. Постоянная и непрекращающаяся. Молиться всегда и везде независимо от того, что вы делаете.
  3. Обет безбрачия. Вы должны отказаться от плотских утех. Нельзя заводить семью и детей. Тем не менее в монастырь могут прийти любые люди, даже те, у кого в миру остались семья и дети.
  4. Нестяжание. Это отказ от любых материальных благ. Монах должен быть нищим.

Помните, что монахов часто называют мучениками. Готовы ли вы им стать? Хватит ли у вас терпения, целомудрия и смирения, чтобы до конца дней своих следовать заповедям Божиим. Перед тем как попасть в мужской монастырь подумайте еще раз. Ведь служба Господу — одно из самых трудных дел. Попробуйте выстоять многочасовую службу на ногах. Если это доставило вам удовольствие, ваше призвание — монашество.

Не строго, но по справедливости

Матушка, процитирую одно Ваше высказывание шестилетней давности относительно сестер: «Да, у меня есть ощущение, что я для них мать. А уж что они думают, не знаю… Мне, наверное, нужно быть построже – не столь покладистой. Я многое им прощаю, многое разрешаю, потому, что прежде всего эту «одежку» примеряю на себя: как бы мне было в этом состоянии?» Можете Вы сегодня повторить эти слова? Или всё-таки стали строже к сестрам? Какова Ваша «педагогическая» позиция сейчас?

Начну со своих наблюдений, касающихся прихода в монастырь. К сожалению, наша монашеская семья не столь многочисленна, как нам бы хотелось. Почему? Сам Господь Бог призывает людей к монашескому служению, но не каждый человек, стремящийся стать монахом, будет монахом, потому что это стоит больших трудов. Есть люди, у которых имеется поверхностное желание: «Ой, хочу в монастырь! Хочу быть монахиней!» Но это до первого замечания. Замечание сделаешь – всё: «Больше не хочу!» Я говорю им: «Вы подобны детям. Когда ребенку указывают на то, что он неправильно поступает и нужно ему измениться, ребенок обижается, он тут же заявляет, что играть с тобой больше не будет…» Вот так поступают порой неофиты, духовно неокрепшие личности (зачастую гордящиеся своим высшим образованиям, а то и не одним). Некоторые считают себя сильными теоретиками в духовном плане, поскольку прочитали множество трудов святых отцов и думают, что на практике будет легко. Увы, скоро их практика рушится… «Много званных, но мало избранных»
(Мф. 22:1–14).

Сестры приходят разные. Приходят пожилые и – на удивление – быстро становятся такими, я бы сказала, зрелыми в монашеской жизни. Приходят молодые, которых надо еще учить – удобрять, вразумлять, наставлять. Им хочется и повеселиться, и побегать. Гитару взять в руки хочется, а со смартфоном расстаться – ну никак не хотят! Где-то немножко их останавливаешь, где-то пытаешься урезонить. Они меня слышат, но, к сожалению, правильных привычек имеют немного, потому что современный мир дает нам людей, не подготовленных к монашеству. Изменить всё невозможно, можно только чуть-чуть подкорректировать.

Строга ли я с сестрами? Нет, не строга. Но всегда стараюсь поступать по справедливости. У нас община, у нас монастырь, и какой-то поступок одного человека может стать положительным примером для остальных, а может быть пагубным, негативным примером. Поэтому мне приходится это отслеживать. Примеры благочестия я поощряю. Если замечаю чье-то недостойное поведение, обличаю сестру или послушницу. Напоминаю всем, что они пришли сюда добровольно и никакие карательные меры не способны изменить их внутреннее устроение. Доброе назидание, мудрое духовное слово не смогут укрепиться в их сердцах, если они сами этого не захотят. Изменение должно произойти внутри сознания. Каждая из нас должна предельно честно ответить себе на главный вопрос: для чего я пришла в монастырь? Я хочу вечного спасения? Хочу, чтобы мое имя было записано в «Книгу жизни», или меня прежде всего привлекли удобства, когда храм рядом, трапезная – тоже, все условия созданы? Такие вот беседы веду я и с пожилыми насельницами, и с молодыми. (Слава Богу, сейчас в нашу монашескую семью влились молодые сестры, пусть и немного). Столько людей упорно ищут старцев, а где их взять? Старцы ушли в прошлое. Чтобы пришли новые, мы должны усердно, ревностно работать над собой, над своим сердцем, должны стремиться приблизиться к образу и подобию Божию. Об этом тоже с сестрами говорим.

Беседовали Нина Ставицкая и Владимир Ходаков

Фото: Владимир Ходаков. Также снимки представлены из архива монастыря.

И стали происходить чудеса…

Дальше стали происходить и вовсе удивительные вещи – начала светлеть и заживать (везде) кожа у Светланы, и мы больше при одевании-раздевании не слышали ее привычного стона. Екатерине на мобильный телефон позвонили сыновья и сказали, что выпололи все грядки на даче. Ольга, окрыленная какой-то новой идеей, собрала вещи и уехала в Москву.

Мне же предстояло пройти еще соборование. И сразу после него решено было ехать к камню, на котором молился Преподобный тысячу дней и ночей.

В дремучем лесу нас встретило облако комаров и послушник Александр, который следит за состоянием камня и часовенки. Первое, что мы здесь начинаем ощущать, – небывалый заряд энергии, исходящий от камня. Это ощущаешь сразу, стоит только прикоснуться к нему. Я спросила Александра, где живет отшельница. Кто-то в Дивеево мне сказал, что неподалеку от камня есть келья отшельницы Веры, которая будто бы пешком из Тобольска пришла. Александр нам показывает тропинку, и мы бегом, отмахиваясь от комаров, бежим по ней. Минут через двадцать перед нашим взором встает миниатюрная старенькая избушка с окнами, вросшими в землю. Мы стучим в сколоченную из необтесанных досок дверь, через какое-то время перед нами появляется престарелая бабушка, правая рука у нее обмотана тряпкой. «Что с рукой?» – спрашиваем сразу после приветствия, она отвечает, что сломала, и пришлось ей обвязать тем, что было под рукой, однако стерильный бинт отшельница не взяла. Мы стали давать продукты — кто лук, кто помидоры, кто хлеб, от которого она сразу отказалась, сказала, что печет хлеб сама из…картофеля. И вдруг я наткнулась в сумочке на расческу. «Вот, возьмите», – протягиваю бабушке. «Благослови тебя Господь, – кланяется она мне низко-низко, до самой земли. – Я уже три года молюсь, чтобы мне Бог расческу послал».

А как же родители?..

На Руси, да и во всем православном мире, существовала традиция отдавать детей в монахи, с тем, чтобы они были молитвенниками за весь род. Многие благочестивые родители готовили детей к иночеству с детства. Причем это было не только в крестьянских, но и в дворянских семьях. Например, известную подвижницу, игумению Арсению (Себрякову), которая была богатого и знатного рода, в монастырь привез отец. Впрочем, часты были и случаи, когда родители, даже верующие, не желали отпускать свое чадо в монастырь, мечтая видеть его преуспевающим в миру.

Галина Лебедева:
У меня дочь – инокиня. Как это произошло? Когда я начинала работать в Ново-Тихвинском монастыре, то приезжала из Москвы через каждые два месяца на три недели. Однажды взяла с собой дочь, сказала ей: «Очень интересный монастырь, тебе понравится». И вот во вторую или третью поездку она сказала, что остается в монастыре. А через год мы с мужем переехали в Екатеринбург, и я устроилась в монастырь на постоянной основе.
Как мы общаемся с ней теперь? Я смотрю на нее и сердцем чувствую, что происходит. И она знает, что я это чувствую. Нам не нужно обсуждать это. Иногда мы говорим на отвлеченные духовные темы, не касаясь личностей. Такое общение выходит за рамки разговора матери и дочери. Мы говорим на равных, как две сестры во Христе, причем моя дочь сейчас понимает все глубже, чем я. Наверно, если бы я сама не работала в монастыре, мне было бы сложнее с ней общаться, потому что у меня были бы другие интересы.
Поначалу мне иногда бывало грустно оттого, что у меня не будет внуков. Но я, как любая мать, прежде всего, хочу, чтобы моему ребенку было хорошо. Я вижу, что в монастыре она счастлива.

Схимонахиня Августа:
Что бы я сказала родителям, если их дочь просится в монастырь? Надо постараться посмотреть на это спокойно и благоразумно. Ведь если бы она, допустим, вышла замуж и уехала за границу, то к этому, скорее всего, отнеслись бы с легкостью. Протест против ухода в монастырь иногда бывает у людей просто от непонимания того, что такое монашество. Надо глубоко в это вникнуть, попытаться понять, что привлекло вашего ребенка к этому выбору. Родители глубоко мыслящие, пусть даже и невоцерковленные, постепенно понимают, что их ребенок ступил на этот путь по особому призванию.

Игумен Петр, настоятель Свято-Косьминской пустыни:
Большинство родителей стараются воспитывать в детях возвышенные чувства долга и любви. И у некоторых взрослеющих детей душевная потребность в возвышенном и прекрасном достигает апогея – их уже не удовлетворяют идеалы земные, а влечет Небесное. Это часто случается даже в семьях нецерковных. И мне бывает искренне жаль родителей, которые не понимают, что именно те идеалы, которые им удалось вложить в сердце своего ребенка, и заставляют их послушное чадо решаться на такой шаг, как уход в монастырь. Но я уверен, что эта временная родительская скорбь обязательно претворится в радость.
Может быть, кто-то упрекнет детей, которые покидают родителей и уходят в монастырь, в неблагодарности. Но ведь благодарность может выражаться по-разному. Сыновний долг повзрослевших детей заключается в том, чтобы заботиться о своих родителях материально. А в чем выражается благодарность детей, принявших иночество? На самом деле их благодарность самая полная и настоящая: они молятся за родителей, помогают им войти Царствие Небесное. Что может быть больше?

Могу рассказать несколько интересных случаев из моей духовнической практики. Одна девушка (сейчас она уже инокиня) ушла в монастырь. Родители были категорически против, тянули ее домой. У нее из-за этого были очень сильные искушения, мучительная борьба с собой. Но ее душевное томление Господь вознаградил сторицей. Ее отец как-то приехал в обитель — а он был даже не то что малоцерковный, а даже неверующий — и что-то с ним произошло. Он настолько переменился, что принял крещение, хотя раньше и слышать об этом не хотел. Впоследствии к Церкви пришла вся семья этой девушки, жизнь ее родителей совершенно преобразилась. А в другом случае отец, проникнувшись примером дочери, ушедшей в монастырь, сам захотел служить Богу. Сейчас он уже иеродиакон.
Меня в свое время мама тоже очень не хотела отпускать в монахи, плакала. А спустя некоторое время Господь утешил и ее, и меня: они с отцом крестились и обвенчались. Мама потом даже радовалась, что я в обители, спрашивала у меня: «Можно, я всем буду говорить, что у меня сын монах?»

Патриарх Кирилл

Будущий Патриарх родился в 1946 году в Ленинграде, при рождении получив имя Владимир. Семья Его Святейшества была священнической. Его дед, священник, с 1920-х по 1940-е годы много раз пребывал в тюрьмах. Отец Патриарха Михаил был ленинградским священником, а брат его по сей день — настоятель Спасо-Преображенского собора в Ленинграде-Петербурге, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии. По окончании средней школы будущий Патриарх работал в геологических экспедициях на Севере, чтобы заработан для семьи, совмещая эту занятость с обучением в школе. Затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, по ее окончании — в Академию. После завершения обучения в семинарии в 1969 году Владимир Гундяев был пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) — его духовным наставником. Очевидно, именно его советы и руководство сыграли свою роль в принятии решения о постриге в монахи будущего Предстоятеля. Патриарх Кирилл по сей день в каждый свой приезд в Северную столицу служит панихиду на могиле владыки Никодима.

Можно ли с ребенком уйти в монастырь?

Этот вопрос волнует многих, кто оказался перед духовным выбором уже после того, как побывал замужем/женился и имеет детей. И тут возникает большое количество вопросов.

Для вдовцов и вдов монастырский путь считается наилучшим вариантом, и в былые времена многие так и поступали. Но тут опять же вопрос встает о детях. Какой возраст детей, какой их пол и сколько самих детей? Многие будучи многодетными вдовцами или вдовами предпочитали вступать во второй брак ради того, чтобы поднять детей на ноги.

Берут ли в монастырь с ребенком? Берут, но очень неохотно, не с младенцем, и учитывая конкретные обстоятельства каждого. Но надо помнить главное: в монастырь могут взять только однополого с вами ребенка. То есть в женский монастырь возьмут женщину с дочерью, а в мужской – мужчину с сыном.

В противном случае вам предложат лишь жизнь при монастыре на правах трудника: то есть дадут временный кров, питание и послушание, на котором вы будете трудиться.

Потом она начала давать нам наставления…

Странных людей и просто помешанных в окрестностях Дивеево хоть отбавляй. Одни ведут лекции о том, как вредно получать новый паспорт. Другие дежурят у храма и входящим женщинам подсказывают, как надо повязывать платки. Однажды к нам в келью поселили женщину, которая утверждала, что она святая. И по этой причине она не убирала за собой кровать, не стирала одежду, не мыла посуду, не снимала обувь у порога…

А вскоре я познакомилась с удивительным человеком – Владимиром, он когда-то был журналистом, потом купил домик с приусадебным участком в восьми километрах от Дивеево, усыновил четырех детей-инвалидов от рождения, ежедневно кого-то из этих ребят он носит на руках к мощам Преподобного.

Примечательна судьба еще одного бывшего журналиста иеромонаха Владимира (Шикина), который умер совсем недавно, но случаи его чудесной помощи после кончины столь многочисленны, что даже выпущена книга о нем. На его могилке огромное количество записок от прихожан и паломников, говорят, что он помогает буквально всем обращающимся. Временами от его могилы виднеется столб света, особенно в вечернее и ночное время, этот столб регулярно снимают на фото- и телекамеры.

Один раз в чудесной помощи батюшки Владимира пришлось убедиться и мне лично. Дело обстояло так. С Закарпатьем, где отдыхал мой сын, не было связи почти неделю, и я ужасно переживала по этому поводу, в газетах писали про шквальные дожди, обвалы в горах, а мой ребенок как раз в горной местности. Мои переживания достигли того пика, когда чувство неизвестности рождает болезнь. Я пошла на могилу к иеромонаху, а поскольку молиться толком не умею, то начала плакать. Я стала просить отца Владимира, чтобы с сыном было все хорошо и чтобы заработала наконец телефонная связь. И хотя я понимала несуразность второй части своей просьбы, деваться было некуда. Внезапно мне стало легко и спокойно. Я заглянула в сумочку за платком и нашла там… просфору. Сама я туда ее не клала, никого из знакомых в этот день рядом со мной не было. Сумочку я нигде не оставляла, она у меня всегда закрыта и при себе. На этом сюрпризы не кончились, часа через два, хоть и с трудом, на короткое время появилась телефонная связь, и я узнала, что с ребенком все в порядке. И тут же все происшедшее я назвала для себя простыми совпадениями. В чудеса, увы, я верить не привыкла. Но… вечером я иду по канавке Царицы Небесной и вижу, как из забора виднеется четырехлистный клевер. Я сорвала и думаю, что такой бывает в природе один на тысячу или миллион…и тут же вижу второй точно такой же. Дальше – больше. В трапезной случайно услышала часть разговора, что иногда верующим вблизи святых источников попадаются синевато-голубые камушки, которые мироточат в Страстную седмицу, и называются они «Слезки Богородицы». Иметь такой камушек – предел желаний многих. Той же ночью я пошла купаться на источник Казанской Божией Матери (днем там многочасовые очереди), смотрю, вблизи источника целителя Пантелеимона какой-то мужик что-то благоговейно моет. Я подхожу, интересуюсь, он отвечает, что он рабочий и насобирал здесь святых камней, которые называются «Слезки Богородицы»…Остальное из области фантастики: я прошу хоть какой-нибудь маленький камушек, мужик высыпает мне в горсть все, кланяется и уходит…

Вскоре со мной стали происходить и другие примечательные события. Но я то ли привыкла к совпадениям, то ли законченная материалистка, удивляться происходящему перестала. А жаль. В те моменты, когда я удивлялась чему-то, я чувствовала себя ребенком, открывающим этот чудесный мир заново. Редкое состояние.

Условия принятия в монастырь

1. Кто ради Бога отрицается от мира и вступает в иночество, тот становится на путь духовной жизни. Побуждение к ней у христианина появляется вследствие его веры и внутреннего стремления к духовному совершенству, которое основано на отречении от зла и страстей мира, как первого условия спасения души.

2. Никакой прежний моральный образ жизни в миру не препятствует христианину вступить в монастырь с целью спасения души, как о том сказано в 43 правиле VI Вселенского Собора.

3. В монастырь не могут быть приняты: лица, не достигшие совершеннолетия; жена при живом муже, законно с ним не разведенная, а также родительница, имеющая малолетних детей, требующих ее опеки.

4. Инокини, самовольно ушедшие из другого монастыря, не принимаются. Поступающие в обитель по благословению правящего Архиерея из другого монастыря дают письменное обязательство во всем подчиняться Уставу и обычаям монастыря и поручаются кому — либо из старших сестер.

5. Поступающая в монастырь должна предъявить паспорт и другие документы, перечисленные в анкете для поступающих в монастырь, принятой в Московской Епархии. Копия распоряжения Настоятельницы о принятии в монастырь и все указанные документы представляются в Епархиальное Управление.

Новопоступившая проходит испытание в течение трех лет и, если окажется достойной, Настоятельница ходатайствует перед правящим Архиереем совершить ее постриг в монашеский чин.

7. Срок испытания может быть и сокращен в зависимости от моральной устойчивости и благонравия новоначальной.

8. Принятой в число сестер послушнице, по некотором испытании с благословения правящего Архиерея разрешается ношение подрясника, а после того, как в монастыре прожила не менее одного года, по благословению правящего Архиерея может быть пострижена в рясофор — при этом возможна перемена ее имени.

9. Стремясь во всем отсекать свою волю, сестры обители не могут домогаться пострижения в монашество, вполне вверяя себя воле Настоятельницы. По предложению Настоятельницы насельницы обители пишут прошение на ее имя о пострижении в монашество, прося ходатайствовать об этом правящего Архиерея.

10. Вступая в монастырь и готовясь к принятию монашеских обетов, послушница отсекает всякую связь с миром, поддерживая только духовные отношения с близкими. Она обязывается по заповеди Господней не иметь никакой собственности в миру, заранее распорядившись ею или передав ее в распоряжение ближайших родственников.

11. Насельницы обители, не имеющие пострига, могут быть уволены Настоятельницей, в этом случае копия распоряжения Настоятельницы направляется в Епархиальное Управление. Имеющие постриг увольняются с благословения правящего Архиерея.

12. Принимаемая в сестричество не может претендовать на помещение, ею занимаемое (келия, или часть келий), ибо она не является ее собственностью, но представляет особое общежитие или служебное помещение.

13. От приходящих в монастырь денежный вклад не требуется. Не возбраняется принять от поступающей добровольное пожертвование на обитель, однако лишь с тем условием, чтобы жертвовательница дала подписку о том, что за свою жертву она не будет искать преимуществ или требовать ее обратно при увольнении из монастыря.

«Пришло время систематизировать взгляды»

— Александр Алексеевич, природы творчества вы касались во многих произведениях. Что заставило посвятить этой теме отдельную книгу?

— Для меня она всегда была очень важной, потому и звучала практически в каждом романе. В «Святых грешниках», «Крымском мосте», «Книге живых» я делегировал кому-то из героев свои мысли о творчестве как высшем предназначении человека

Но получалось это достаточно фрагментарно, поскольку в художественном произведении я ставил перед собой другие задачи. Теперь пришло время систематизировать свои взгляды и поделиться с теми, кого проблемы творчества волнуют так же сильно, как и меня. Много лет назад я уже попробовал это сделать, написав небольшую книжку «Каноны розы мира», но с тех пор для меня многое изменилось. Вокруг религии творчества ведутся жаркие споры. Возможность возникновения нового философского течения, опирающегося на высшие идеалы существующих мировых религиозных учений, многим уже не кажется такой уж невероятной. Тем более что в каждой религии существует огромный пласт высокого религиозного творчества — изобразительного, литературного, музыкального, прикладного.

— Творчество — это в первую очередь труд, а человечеству изо всех сил навязывают формат беззаботного ничегонеделания. Не боитесь, что оно скорее катится к первобытному состоянию?

— Если ничего этой агрессивной пропаганде не противопоставить, то да, большинство именно туда и покатится. Общество потребления и было нам навязано для того, чтобы помочь поскорее деградировать до той степени, когда человеку ничего, кроме хлеба и зрелищ, не нужно. Отодвинуть себя от роковой черты можно только одним способом: осознать, что ты не животное и тебе доступна едва ли не самая большая радость в жизни — творчество. Собственно, мы и приходим на землю, чтобы стать сотворцами этого мира, помогать ему по мере сил обрести гармонию.

— Это понятие применимо к любой деятельности, не только к искусству. Но не каждому везёт найти любимое дело, а в нелюбимом разве можно быть творцом?

— В жизни практически каждый из нас хоть раз попадал в ситуацию, когда нужно было просто добывать кусок хлеба. По моим наблюдениям, через этот сложный период успешнее всего проходили те, кому удавалось и в рутину привнести творческое начало. В детстве мне на каникулах приходилось пасти коров, и, чтобы себя развеселить, я придумывал какие-то ковбойские истории, в которых был главным героем. Когда-то, уже во взрослой жизни, обстоятельства вынудили меня сочетать любимую журналистику с нелюбимым издательским делом, но оно стало для меня источником интереснейших замыслов. Нелюбимое дело можно перевести в творческое русло — было бы желание.

Подготовка к монашеской жизни

Монах — в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками — от слова «иной», «другой». Монашеская жизнь — это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений.
Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.

Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика — подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки — первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва — стоит и мир. Это главная работа монахов — молиться за весь мир.

Пока мужчина или женщина живут в миру, но всею душою чувствуют, что их место в обители, у них есть время подготовиться и сделать правильный и окончательный выбор между мирской жизнью и жизнью в единстве с Богом:

  • Для начала нужно быть православным христианином;
  • Посещать храм , но не формально, а проникаться душою в богослужения и любить их;
  • Совершать утреннее и вечернее молитвенное правило ;
  • Научиться соблюдать пост телесный и духовный;
  • Чтить православные праздники;
  • Читать духовную литературу, жития святых и обязательно познакомиться с книгами, написанными святыми людьми, которые повествуют о монашеской жизни, истории монашества;
  • Найти духовного наставника , который расскажет о подлинном монашестве, развеет мифы о жизни в монастыре, даст благословение на служение Богу;
  • Совершить паломничество в несколько монастырей, побыть трудником, остаться на послушание.

О православных монастырях:

Кто может поступить в монастырь

Невозможность жить без Бога ведёт мужчину или женщину к стенам монастыря. Они не бегут от людей, а идут за спасением, за внутренней потребностью покаяния.

И всё же существуют препятствия для поступления в обитель, не каждый может быть благословен на иночество.

Не может быть монахом или монахиней:

  • Человек семейный;
  • Мужчина или женщина, воспитывающие маленьких детей;
  • Желающий скрыться от несчастной любви, трудностей, неудач;
  • Преклонный возраст человека становится преградой для монашества, ведь в обители усердно и тяжело трудятся, а для этого надо иметь здоровье. Да и трудно изменить укоренившиеся привычки, которые станут преградой иночеству.

Если всего этого нет и намерение прийти к монашеству не покидает человека ни на минуту, безусловно, никто и ничто не помешает отречься от мира и уйти в монастырь.

Идут в обитель абсолютно разные люди: достигшие успеха в миру, образованные, умные, красивые. Идут, потому что душа жаждет большего.

Монашество открыто для всех, но не все в полной мере готовы к нему. Иночество — это жизнь без печалей, в том понимании, что человек избавляется от мирской суеты, забот. Но эта жизнь намного тяжелее, чем жизнь семейного человека. Семейный крест труден, но убежав от него в монастырь, ожидает разочарование и облегчения не наступает.

Совет! И все же, чтобы ступить на нелегкий путь иночества, который принадлежит немногим, нужно взвешенно и тщательно обдумать, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о случившемся.

Постриг в монахи

Как быть с родителями

Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.

Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.

Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.

В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании. Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное

Начинают впадать в отчаяние и тоску

Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.

Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.

Совет! Монашество — достойное решение ребенка, и поддержка родителей — важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.

О воспитании детей в вере:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: