Признаки буллинга
Узнать, что происходит травля, бывает непросто, так как дети неохотно об этом рассказывают. Вот несколько советов о том, как распознать травлю.
Оцените ситуацию: почему вам кажется, будто что-то идет не так?
Дети чаще рассказывают об издевательствах родителям, чем учителям, однако у родителей обычно меньше возможностей действовать. Но далеко не все дети говорят взрослым, что их травят: многие испытывают чувство вины, думая, что они сами послужили причиной травли, поскольку что-то сделали не так, или стесняются делиться своими переживаниями, полагая, что должны разобраться сами. Если травля связана с чем-то происходящим дома, ребенок может пытаться защитить свою семью и даже будет чувствовать себя виноватым за то, что открыл другу нечто личное, о чем никто не должен знать. Иногда дети не хотят раскрывать правду, поскольку считают, что взрослые ничем им не помогут или даже могут все испортить, — а так действительно иногда бывает.
Одни виды травли идентифицировать легче, другие — сложнее. Например, прямые физические издевательства — когда ребенка толкают, пинают, отбирают и портят его вещи — очевидны. Относительное или косвенное запугивание выявить труднее (даже сотрудникам школ) — например, когда ребенка игнорируют или говорят о нем неприятные вещи, чаще всего скрытно, но прямым издевательствам не подвергают. Другие дети быстрее взрослых узнают, что происходит в их группе на самом деле, однако мы не советуем родителям расспрашивать их.
Если ваш ребенок молчит, а вы встревожены, первым делом обратите внимание на его поведение
Изменилось ли что-то за последнее время? Важно поговорить с ребенком, понаблюдать за ним, а также выяснить, нет ли какой-либо еще настораживающей причины, вызывающей такое поведение
Кто еще знает о травле?
Учителя или другие сотрудники школы могут заметить, что в группе что-то идет не так, либо узнав о неприятных инцидентах от детей, либо в результате собственных наблюдений за поведением и взаимоотношениями учеников.
Возможно, вы услышали, как дети обсуждают что-то непонятное, или случайно подслушали их разговор, или заметили не дающее вам покоя сообщение в телефоне или в соцсетях. Кроме того, родители других детей могут рассказать вам о каких-то проблемах. Тем не менее, несмотря на подозрения, что ребенок подвергается травле, у вас нет явных доказательств этого. Если вас что-то тревожит, внимательнее присмотритесь к происходящему.
Что можно сделать, если вы считаете, что ребенок подвергается травле
Если ребенок не хочет откровенно рассказать о том, что его травят, но вы обеспокоены его поведением или информацией, услышанной от других, прежде всего попытайтесь поговорить с ним. Сначала он может избегать разговора, считая, что вы все равно ничего не поймете. Тем не менее дайте ему понять, что вы всегда готовы выслушать его, и предоставьте ему возможность самому выбрать момент.
Как вариант, можно обратиться к другому взрослому или доверенному лицу, с кем вашему ребенку будет проще поговорить. Пусть вас это не задевает. Порадуйтесь, что есть человек, кому ребенок доверяет. Если же он упорно не желает делиться своей бедой ни с кем из родных и знакомых, стоит обратиться за помощью в местные консультационные службы. В 2010 году в России для оказания психологической помощи детям, подросткам и их родителям в трудных жизненных ситуациях был создан детский телефон доверия 8-800-2000-122. За 10 лет существования принято более 10 миллионов звонков. Звонок бесплатный и анонимный.
Как вести себя, если заметил буллинг в отношении другого человека?
Если ты видишь, что другой человек подвергается буллингу, важно помнить, что твои действия могут иметь большое значение для этого человека. Вот некоторые рекомендации о том, как вести себя в такой ситуации:. Не оставайся молча: Не игнорируй ситуацию, а прояви заботу
Если ты видишь буллинг, вмешайся и скажи что-то, чтобы прекратить насилие или унижение. Можешь сказать что-то вроде: “Эй, остановитесь! Это не в порядке обращаться так с ним/ней.”
Не оставайся молча: Не игнорируй ситуацию, а прояви заботу. Если ты видишь буллинг, вмешайся и скажи что-то, чтобы прекратить насилие или унижение. Можешь сказать что-то вроде: “Эй, остановитесь! Это не в порядке обращаться так с ним/ней.”
7000
Будь сочувствующим: Покажи жертве, что ты поддерживаешь его/её. Покажи, что ты понимаешь, что происходит, и что он/она не один/одна в этой ситуации. Проявляй эмпатию и слушай активно, давая возможность жертве выразить свои чувства.
Поддерживай безопасность: Если ситуация небезопасна или насилие продолжается, обратись за помощью к учителям, администрации школы, родителям или другим взрослым, которым можно доверять.
Будь союзником: Поддержи жертву, выступи против буллинга и помоги создать безопасную среду. Пригласи жертву присоединиться к тебе и твоим друзьям, чтобы показать, что они не одиноки. Самый важный момент – не участвовать или поддерживать буллинг ни в словах, ни в действиях.
Докладывай об инцидентах: Сообщи об инцидентах учителям, администрации школы или другим ответственным лицам. Предоставь им детали происходящего, чтобы они могли принять меры и помочь жертве.
Помогай создавать дружественную среду: Будь примером для других и помогай создавать атмосферу взаимоуважения и поддержки. Признавай и цени разнообразие и уникальность каждого человека.
Образовывайся и распространяй информацию: Узнавай больше о буллинге, его последствиях и способах предотвращения
Общайся с другими о важности уважения и поддержки других людей. Поделись своими знаниями и опытом с окружающими, чтобы повысить осведомленность и помочь бороться с буллингом в сообществе.
Следи за собой: Важно следить за своим поведением и языком, чтобы не становиться участником или пособником буллинга.
В заключение, буллинг – это серьезная проблема, которая причиняет боль и страдание людям. Он может иметь различные причины и проявления, но ни одна из них не оправдывает такого поведения
Важно быть осведомленным о буллинге, предотвращать его и поддерживать тех, кто стал жертвой
Мы все можем принять активное участие в создании доброжелательной и уважительной среды, где каждый может чувствовать себя безопасно и принятым. Давайте вместе бороться с буллингом и строить лучшее общество для всех.
Составляющие компоненты: как проявляется травля
Психотерапевт Дэн Олвеус дал такое определение термину «буллинг»: «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». О травле речь идет только тогда, когда присутствуют следующие компоненты:
- обидчик и обиженный состоят в каких-либо отношениях;
- в этих отношениях присутствует дисбаланс власти и / или силы (моральной, физической) либо пострадавший считает, что этот дисбаланс есть;
- агрессор (по-другому называется буллером, буллем) целенаправленно вредит;
- акты агрессии повторяются систематически на протяжении длительного времени.
Сами по себе пинки, оскорбления, толчки или другие агрессивные действия не обязательно являются проявлениями буллинга — например, если это случилось единожды или в конфликте равносильных сторон.
Поговорим о видах буллинга, узнаем, что это такое.
Можно ли простить обидчиков во взрослом возрасте
Фото: pexels.com/ru-ru/@fauxels
Детские обиды не прощают, их прорабатывают: отыгрывают, разряжают эмоцию через психологические техники. Обиду рисуют, раскрашивают, увеличивают, уменьшают, усиливают. Смотрят, какие вторничные выгоды были у человека с помощью этой обиды.
И когда во взрослом возрасте мы разговариваем про обидчиков, мы рассматриваем ситуацию целиком: горюем, плачем, рвем бумагу, – как-то проживаем ту эмоцию, ситуацию из прошлого. Но нужно смотреть всю семейную систему целиком и систему отношений в обществе: откуда пошла эта ситуация, чего не хватило человеку, чтобы он тогда мог за себя постоять, и как сейчас это скомпенсировано во взрослом возрасте. А если не скомпенсировано, то как это можно исправить.
Как правильно реагировать на буллинг
Родителям
Фото: pexels.com/ru-ru/@max-fischer
Дети часто замалчивают, что подвергаются травле в школе, потому что им стыдно рассказывать об этом. Поэтому с самого начала нужно объяснить ребенку, что с такими проблемами он обязательно должен приходить к вам за помощью и советом. Ни в коем случае нельзя игнорировать эту ситуацию или говорить: «Ты это все выдумываешь». Да, дети иногда саботируют школу
Но очень важно доверять своему родительскому чутью, интуиции, держать всё время руку на пульсе и ни в ком случае не оставлять ребенка в ситуации, когда ему плохо
Дальше нужно объяснить руководству школы, учителям, что они тоже несут ответственность за это. И если буллинг не будет остановлен, то вы, как родитель, не отступитесь и будете отстаивать своего ребенка
При этом важно свою агрессивность распознавать и решить вопрос на взрослом уровне, для того чтобы все участники конфликта начали бороться с травлей.
Буллинг в школе со стороны учителя
Профессиональное выгорание – термин, знакомый многим взрослым людям. Учителя — не исключение. Помимо этого, низкий уровень квалификации или личный фактор могут негативно сказываться на отношении с конкретными учениками.
Про буллинг в школе со стороны учителя говорить не принято. В понимании многих родителей, учитель – это надежный человек, который ведет детей к знаниям, оберегает их и дает им только лучшее. Информация о том, что преподаватель нахамил, ударил учебником или поставил двойку по нелепой причине, часто воспринимается родителями нейтрально.
Оскорбление ученика при всем классе, занижение оценок, необъяснимые поступки, разговоры на повышенных тонах, незаслуженные наказания – все эти действия могут восприниматься как буллинг со стороны учителя.
Некоторые учителя позволяют себе придумывать прозвища ученикам и оглашать их на весь класс. Кинуть тетрадь в лицо или ударить указкой – такое поведение недопустимо со стороны учителя.
«Иванова, хватит уже руку тянуть, мы все устали от твоих постоянных комментариев, зазнайка» или «Какой же ты непутевый и дурной ребенок!». К сожалению, такие учителя встречаются в современных школах.
Родители должны прислушиваться к жалобам своего ребенка и чаще интересоваться о том, как обстоят дела не только с одноклассниками, но и с учителями. При возникновении конфликтных ситуаций обратитесь к директору школ и постарайтесь выяснить причины такого поведения по отношению к вашему ребенку.
Как распознать, что над тобой пошутили или это буллинг?
Допустим, сосед по парте пошутил над твоей новой кофтой. Тебя это не задело, а о случае ты сразу забыл. Тогда это не буллинг. Комментарии одноклассника мешают учиться и вызывают тревогу? На переменах ребята пытаются тебя пнуть или поставить подножку? К сожалению, ты столкнулся с травлей. Давай разберёмся, какие виды буллинга бывают.
Вербальный буллинг — словесное издевательство или запугивание с помощью жестоких слов. Например, кто-то в классе говорит: «Как можно быть такой заучкой», «Ты жирная» и так далее.
Физический буллинг — запугивание силой в виде ударов, пинков, толчков или неприятных прикосновений. Например, девочке на уроке прилюдно поднимают юбку.
Социальный буллинг — изоляция жертвы. Например, тебя намеренно не пускают за стол на обеде, объявляют бойкот или отказываются играть вместе во время физкультуры.
Как бороться с буллингом?
Травля в школе — серьезная и требующая незамедлительного решения проблема. Бороться с ней необходимо комплексно: помочь в этом может и жертва буллинга, и учителя, и родители.
Что делать родителям?
Травля в школе, о которой вам сообщил ребенок, не должна остаться без внимания. Ни в коем случае нельзя разводить руками, делая вид, что ничего не происходит или что происходящее просто в нравах современных детей. Ребенок нуждается в вашей защите вне зависимости от его роли: агрессор, свидетель или жертва.
Что делать учителю?
Именно учитель способен работать с группой постоянно: он может контролировать и направлять ее, следить за ее поведением и задавать цели. Поэтому травля в школе может быть прекращена во многом благодаря преподавателю и конкретным его действиям:
- Назвать проблему — нужно понять, что закрытие глаз на проблему не означает ее отсутствие, поэтому стоит показать, что проблема действительно есть и что это действительно насилие.
- Взять ответственность за решение проблемы — группе нужен взрослый, способный взять на себя решение проблемы и довести его до конца.
- Показать правильность различий — люди всегда по-разному оценивают других людей, и это абсолютно нормально; нельзя травить людей за различия.
- Показать буллинг как болезнь группы — если использовать ассоциации, то можно наглядно показать вред травли в школе; как немытые руки становятся причиной паразитов, так и «грязное общение» становится причиной буллинга.
- Активизировать мораль и показать наличие выбора — одобрение морально положительных действий, заключение договоров и поощрение позитивных изменений способны разрушить негативную групповую динамику.
- Гармонизация иерархии — на последнем этапе стоит подумать о предотвращении травли в школе в будущем, для этого нужно дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть полезным группе.
Что делать ребенку?
Если вы подвергаетесь буллингу, стоит определить, насколько все запущено
Если травля в школе не переходит границы и не включает физическое насилие, то важно помнить: дело не в вас, а в агрессорах, в группе. Негатив в вашу сторону характеризует с плохой стороны не вас, а их
Поэтому для предотвращения эмоционального буллинга можно принять его:
- пожать плечами, как бы соглашаясь,
- улыбнуться, показывая, что вы рады, что им весело,
- задать встречный вопрос, интересуясь, хочется ли им так думать,
- согласиться, что у вас есть недостатки,
- дать разрешение так считать.
Главное — это не должно повлиять на вашу оценку самого себя, так как ни одно из сказанных обидчиком слов в действительности не относится к вам.
Если к вам применяют физическое насилие, то есть мешают есть, ходить в туалет, переодеваться, портят вещи и одежду, отбирают деньги, угрожают и причиняют тебе боль, это уже уголовное преступление. Об этом стоит немедленно сообщить учителю и родителям: они могут не только серьезно поговорить с обидчиком, но и пойти в полицию. Помните, сообщить о травле в школе взрослым необходимо, агрессоры не смогут причинить вам вреда и это не будет «ябедничеством».
Если же вы стали свидетелем буллинга, стоит помнить, что он держится именно на группе: если несколько ребят перестанут позволять издеваться над другим, группа будет разрушена и травля в школе прекращена.
Кто может стать жертвой, а кто — инициатором буллинга
Жертвой издевательств может стать абсолютно любой человек. Даже ребёнок, который раньше был популярным среди одноклассников, или сотрудник, который раньше не имел проблем с коллегами.
Алевтина Попкова
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт
«Буллинг — явление более характерное для младшей и средней школы, когда у детей возникает потребность в принадлежности к группе, когда они начинают делить мир на «своих» и «чужих». Спровоцировать травлю может предоставленность детей в классе самим себе, когда педагог не берёт на себя ответственность за моральный и эмоциональный климат в классе. Тогда дети, к сожалению, не справляются с групповой динамикой, и сами находят способ её регуляции. Вот такой кривой, насильственный, но способ.
Жертвой в таком случае может стать абсолютно любой. Это не зависит от цвета волос, наличия очков и даже социальной «звёздности». Если класс дисфункциональный, и в коллективе есть потребность назначить «жертву», ей станет тот, кто хоть чем-то отличается от большинства. Инициаторами чаще становятся дети, которым не хватает внимания, власти и признания в роли лидера.
Нередки случаи, когда инициаторами буллинга, осознанно или нет, становятся педагоги. Несколько шутливых замечаний в сторону неудобного ребёнка, и класс понимает, «кто тянет их на дно»».
Последствия школьного буллинга
Обращаться к статистике нет смысла, потому как статистическая база недостаточна
Внимание буллингу как таковому исследователи и ученые начали уделять относительно недавно, когда его масштабы превысили все адекватные действительности рамки. Более надежной базой для анализа последствий представляется практика психологов
Психологи отмечают, что буллинг в любом из случаев порождает стресс, у жертв начинает страдать психика. У них могут возникать мысли о необходимости совершить суицид, в котором они видят единственный выход.
У агрессоров может формироваться негативная установка, из-за которой они начинают считать отклоняющееся от норм поведение и издевательства единственно верными и правильными ориентирами для жизни. Именно агрессоры с подобной установкой нередко становятся преступниками.
Наблюдатели же могут становиться пассивными, они начинают считать, что активная гражданская позиция – это скорее зло, чем добродетель. Они, становясь взрослыми, сохраняют пассивность во всем, что касается насилия над окружающими и просто случайными людьми.
Бывает ли такое, что Вы спрашиваете своего ребёнка: «на что ты потратил карманные деньги?» и он не может Вам точно ответить?
Нет. Всегда есть чёткий ответ на этот вопрос 25%
В последнее время стал(-а) наблюдать, что действительно я не слышу от него точного ответа 75%
Проголосовало: 8
Таким образом, можно говорить о том, что они одна из сторон буллинга не может рассчитывать на то, что ее не коснуться последствия. Как явление травля опасна для всех субъектов процесса.
Особо отметим последствия школьного буллинга для жертв. Они могут демонстрировать 3 наиболее распространенных модели поведения:
- Обращение в бегство — речь не о прямом значении слова «бежать», но и о переносном. Под побегом в данном контексте следует понимать любое действие, направленное на то, чтобы избежать травли.
- Вступление в бой — часто дети, которые подвергаются буллингу в школе, при этом дают отпор, со временем утрачивают роль жертв. Ни один агрессор не может принять факт сопротивления, при условии собственной моральной или физической слабости он скорее отступит, чем продолжит травлю.
- Притворство — речь, например, о напускной слабости и попытке тем самым надавить на жалость. Это самая опасная модель поведения, потому как в некоторых ситуациях она приводит организм в состояние своего рода стагнации. Вследствие этого состояния блокируются процессы пищеварения, повышается частота сердцебиения, способность мыслить трезво отключается, также страдает иммунитет. Даже если периоды притворства в форме напущенной слабости проявляются редко, но регулярно, это может по мере повышения количества соответствующих актов привести к непоправимым физиологическим последствиям.
Как помочь ребёнку справиться-с буллингом
Вот некоторые шаги, которые вы можете предпринять, чтобы помочь ребенку справиться-с этой неприятной ситуацией:
Поговорите-с ребенком: Важно начать разговор-с ребенком. Спросите его о том, что происходит, и попытайтесь выяснить, из-за чего он переживает
Поддержите, выслушайте его чувства и беспокойства.
Обеспечьте безопасность: Важно убедиться, что ваш ребенок чувствует себя в безопасности. Если ситуация настолько серьезна, что угрожает его физической или психологической безопасности, обратитесь за помощью к школьной администрции, учителям или даже к полиции, если это необходимо.
Научите ребенка, как реагировать: Расскажите ребенку, как правильно реагировать на негативные ситуации. Помогите ему понять, что он не виноват в происходящем, что важно не давать буллингу власть над собой. Это может включать в себя игнорирование, уход от ситуации или обращение за помощью к взрослым.
Обратитесь в школу или организацию: Если буллинг происходит в школе, обратитесь к учителям, директору или школьному психологу. Важно, чтобы школа приняла эту проблему серьезно.
Поддержите ребенка эмоционально: Ребенок, переживающий буллинг, нуждается в вашей поддержке и понимании. Помогите ему справиться со стрессом и негативными эмоциями. Это может включать в себя занятия спортом, искусством, медитацией или консультацией у психолога.
Сотрудничайте-с учреждениями и специалистами: Иногда решение проблемы требует сотрудничества со специалистами по детской психологии или центрами по борьбе-с буллингом. Обратитесь за помощью, если ситуация не улучшается.
Создайте поддерживающее окружение: Развивайте его социальные навыки, помогайте ему находить друзей и поддерживать здоровые отношения.
Что такое буллинг?
Буллинг – это повторяющееся агрессивное поведение одного человека или группы лиц с намерением причинить вред другому. Различают три формы буллинга:
- физическое насилие;
- вербальное насилие;
- социальная изоляция.
Болезни буллинга может быть подвержен любой организованный коллектив. Это может происходить в школе, на работе, в армии, в лагере. Пожалуй, нет среди нас человека, которому не встречался с этим явлением. Буллинг широко распространён, и, в то же время, остаётся как бы невидимым.
К сожалению, и в России, и в Беларуси школьные издевательства всё ещё не являются предметом озабоченности широкой общественности. Взрослые, многие их которых сами пережили опыт насилия в школьные годы, всё ещё считают буллинг частью инициации и рядовым явлением жизни коллектива.
Мне понадобилось немало времени, чтобы назвать всё своими именами. Нужные мне сведения о буллинге я нашла только на англоязычных ресурсах. Информированность наших сограждан об этом явлении несравнимо меньше информированности граждан США, Канады либо Англии, где уже более десяти лет на государственном уровне приняты антибуллинговые законы, проводятся кампании по предотвращению издевательств и травли, размещены разъясняющие материалы на сайтах школ.
Когда пора бить тревогу?
Буллинг в школе и не только там может проявляться в разной степени. Рассмотрим его стадии:
- Инаковость. Кто-то просто отличается от других
внешностью, акцентом и прочим. - Конфликт. Обычно это разовые ссоры,
после которых всё встаёт на свои места. - Вражда. Конфликты имеют некоторую периодичность,
появляется «сильная» и «слабая» стороны. - Самозащита. На этой стадии жертва
начинает бояться буллера, избегать его и сильно не проявлять себя (чтобы не
нарываться на конфликт). - Злоупотребление. «Сильная» сторона
регулярно и преднамеренно нападает на «слабую» сторону. - Растущая
неуверенность жертвы. Жертва боится рассказывать о травле и винит в
происходящем себя. - Изоляция
жертвы. Травля становится менее явной, жертва – более замкнутой, а
окружающим всё сложнее увидеть буллинг. - Длительный
стресс. Несмотря на внешнее спокойствие, у жертвы
развивается хронический стресс. - Исключение
жертвы из сообщества. Буллеры хотят лишь убрать жертву из своего общества
(например, одноклассника из класса). -
Болезнь жертвы. Стресс перерастает в болезнь: жертва жалуется на головную боль,
проблемы со сном, кошмарные сны, постоянную усталость. У жертвы даже могут быть
мысли о суициде.
Если дело дошло до
пятой стадии, то без сторонней помощи уже не обойтись.
Что такое абьюзмент и как он проявляется
Партнер обвиняет во всех смертных грехах, проблемах в отношениях, часто кричит, оскорбляет, ругается и даже применяет физическую силу – это проявления абьюзмента. С английского «абьюзмент (абьюз)» переводится как «злоупотребление, насилие, жестокое обращение». Это любое действие, которое умышленно вредит другому человеку .
Жертвами абьюза становятся не только мужчины и женщины – дети тоже страдают из-за жестокого отношения своих родителей, братьев и сестер. В России за 2017 год 26 000 детей ежедневно сталкивались с жестоким обращением дома. Насилие затрагивает каждую четвертую российскую семью .
Можно смело сказать, что это домашняя тирания. И она может принимать самые изощренные и жестокие методы обращения со своими близкими:
- Применение физической силы. Когда были попытки удушения, избиения, бросались предметы и даже применялось оружие. Встречается и принудительное заключение дома.
- Манипулирование и психологическое давление. Происходят постоянные сравнения с другими для того, чтобы занизить самооценку; плохое настроение считается нормой, происходят унижения при других людях, контроль над образом жизни и слежка, негативные комментарии по поводу друзей и семьи, запугивание и угрозы.
- Сексуальное принуждение. Проявляется в намеренном причинении боли во время секса, собственно, само принуждение к сексу и принуждение не использовать контрацептивы. Еще унизительные слова, шутки, комментарии и прикосновения против воли.
- Финансовый абьюз. Когда один из членов семьи тотально контролирует доходы и расходы и даже забирает заработную плату, ограничивает доступ к денежным средствам, запрещает работать.
Тревожные звоночки могут начинаться с мелочей, например, с броска предмета или пощечины, и со временем становиться более жестокими. Такое поведение может сменяться периодами спокойствия, когда напряжение и агрессия растворяются и наступает период тишины. Это может вызвать надежду, что всё налаживается, и выход из таких отношений откладывается. Как выбраться из абьюзивных отношений? Прежде чем мы перейдем к решению, давайте обратимся к причинам и посмотрим на последствия, к которым может привести абьюз.
Методы прекращения буллинга в школе
- Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.
- Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.
- Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.
- Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.
- Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.
- Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.
- Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.
Психологические портреты участников буллинга
В психологии буллинг (от англ. bully – хулиган) – это моральное или физическое насилие агрессора над жертвой, имеющее регулярный характер. Психологическое давление может оказываться как одним агрессором, так и целым коллективом. Только групповая травля имеет своё название. Это близкий по значению термин в психологии – моббинг.
Моббинг и буллинг имеют отличие лишь в количестве нападающих, а жертва, как правило, всегда одна. К сожалению, это явление очень часто встречается в школах, рабочих коллективах и даже в семье
Поэтому для жертв моббинга и буллинга очень важно изучить сущность процесса и способы противостояния. Но сейчас мы остановимся именно на буллинге и его участниках:
Жертва. Человек, подвергающийся травле, как правило, имеет какие-то особенности. Одевается не так, как все, слушает непопулярную музыку, не имеет родителей, толстый или, наоборот, слишком худой
Выделяясь из толпы, человек привлекает внимание агрессоров, ведь им есть за что зацепиться. Нередки случаи, когда жертвой становится и среднестатистическая личность после какого-либо курьёзного случая или неудачно сказанной фразы
Во всех вариантах пострадавшая сторона морально слабее и не имеет возможности дать достойный отпор, и агрессор этим пользуется. Травят в основном импульсивных, ранимых, незрелых личностей. Иногда жертва неосознанно провоцирует окружающих на буллинг. Такое поведение является следствием психологических наклонностей к получению наказания. Например, над жертвой в детстве издевались родители, и теперь психика требует повторения сценария.
Агрессор. Психология людей, склонных к буллингу, достаточно проста. Такие личности характеризуются завышенной самооценкой, грубостью, отсутствием этических норм и морали. Они считают, что окружающие не замечают их мнимую исключительность, поэтому ищут жертву, чтобы утвердиться за счёт неё. Агрессоры – хорошие психологи. Они чувствуют, кого и когда можно затравить, а с кем лучше не играть в подобные игры. Склонность к лидерству также толкает их на преступления против личности, ведь с помощью травли можно запугать народ и заполучить авторитет.
Наблюдатели. Подавляющее большинство людей жалеют жертву буллинга, но не вступаются за неё, боясь попасть под горячую руку. Они лишь наблюдают со стороны, предпочитая нейтралитет борьбе против несправедливости. Противостоять агрессору способны только очень смелые и высокоморальные личности. Остальные могут испытывать угрызения совести при виде травли, но не хотят подвергать себя опасности и стать ещё одним козлом отпущения. Другие наблюдатели поддерживают позицию нападающего и становятся соучастниками. Тогда буллинг превращается в моббинг.
Распределение ролей в этой постановке довольно понятное. Но почему в голове агрессора возникает желание затравить кого-нибудь?