Ваши дети требуют все больше и больше? как не воспитать человека, которому «все должны»

8 ошибок родителей подростков

5 признаков, что дети вас не уважают, а боятся

1. Дети прощупывают почву и ведут себя по-разному в зависимости от настроя родителей

Речь идет не о праздном беспокойстве и обычном каждодневном вопросе «Как дела и как настроение?», а о вопросе с подвохом, типа «Мам, ты сегодня добрая или нет?»

Чаще всего такие вопросы могут задавать дети до 7 лет: еще пока маленькие, неокрепшие умом и нервной системой, которые сами не могут понять причин поведения родителей, поэтому еще пока прибегают к диалогу и узнают все напрямую.


Мария Дац Эксперт в сфере «Психология»

Если для ребенка дом перестает быть безопасным местом, то он начинает прощупывать почву, когда особенно опасно быть собой, вести себя громко, капризно, а когда лучше забиться в угол и помолчать.

Такое поведение царит в доме, где родители часто меняют свои позицию, где настрой мамы и папы меняется со скоростью света, где реакция на одно и то же действие сегодня может быть позитивной, а завтра негативной. Ребенок не связывает свое действие с эмоцией, ведь это не зависит от него, реакция родителей всегда непредсказуема. Она зависит от их настроения.

Фото: Racool_studio/Freepik

2. Дети часто врут, хотя на то не всегда есть причины

Если ребенок привык к тому, что родители эмоционально холодны или отстранены, не проявляют эмоции и тепла, то со временем такое поведение будет казаться ребенку проявлением негатива.

Например, ребенок хвастается достижением, а родители даже не похвалили и не отвлеклись от своих дел ради разговора. А вот в семье одноклассника на подобную новость родители устроили целый праздник. Такой диссонанс в поведениях ставит ребенка в тупик, он не понимает, что приведет родителей в восторг, а что будет раздражать.

Мария Дац Эксперт в сфере «Психология»

Родители становятся непонятными, а все непонятное вызывает страх. Поэтому дети начинают врать по мелочам, приукрашать действительность, чтобы вывести родителей на эмоции и недостающую похвалу и ласку, или же умалчивать о проступках, проблемах, чтобы еще больше не отстраняться друг от друга.

3. Дети решают свои проблемы самостоятельно

Невозможность спрогнозировать реакцию неласковых родителей на поступки ребенка провоцирует детей на замкнутый образ жизни. Это касается семей, в которых практикуется жестокость, телесные наказания или грубые лишения, эмоциональное давление и прессинг со стороны родителей.

Мария Дац Эксперт в сфере «Психология»

Если родители обращают внимание на ребенка только тогда, когда он оступился, вызвал неодобрение у других, например, учитель сделал замечание и вызвал родителей в школу, то ребенок начинает бояться проблем. Оттого врет, умалчивает обо всем плохом, решает свои проблемы самостоятельно, чтобы не докучать родителям, замыкается в себе

Это инстинкт самосохранения, который включается автоматически.

4. Дома дети ведут себя иначе, чем вне дома

Когда у ребенка нет возможности развиваться в кругу семьи как личность, раскрывать свою индивидуальность и вообще быть собой, приходится быть собой где-то вне дома.

Мария Дац Эксперт в сфере «Психология»

Это легко отследить, если есть возможность понаблюдать за ребенком со стороны, или есть знакомые, которые рассказывает о ребенке вещи, которые не укладываются в голове у родителей.

Например, мама друга вашего ребенка рассказывает вам, какое прекрасное чувство юмора у вашего мальчишки, какой он веселый и талантливый, что у него тяга к актерскому мастерству, а стиль одежды очень креативный.

А вы ни сном ни духом не знали, что ваш ребенок такой. Ведь из дома он выходит в школьной форме, в семье молчит, всегда угрюмый, тихий и скромный. Получается, в среде, где ребенку комфортно и спокойно, он может раскрыться и показать себя, а дома ему это сделать страшно.

5. Ребенок задает настораживающие вопросы

Не всегда детские страхи порождаются жестокостью родителей и неприемлемым обращением с ними. Иногда дети по натуре чувствительны, слишком эмоциональны, чересчур ранимы и мнительны. Да настолько, что могут сами себе придумать проблемы и страхи.

Мария Дац Эксперт в сфере «Психология»

Эти страхи приходят извне: ребенок увидел, как плохо живут в семье друга, увидел фильм, где ребенка обижали мама и папа, услышал страшную историю о семье, которая его впечатлила. И перенял все на себя, спроецировал такие же отношения и страхи на своих близких.

Насторожить должны такие вопросы:

  • «Я плохой?»
  • «Я опять что-то сделал не так?»
  • «Я больше так не буду, вы меня простите?»
  • «Вы меня больше не любите?»
  • «Ты ведь не расскажешь об этом родителям?»
  • «Вы сегодня добрые или нет?»

Важно как можно скорее разрушить недоверие между вами и ребенком, создать прочную эмоциональную связь, пропускать через фильтр все свои поступки и осознавать, что родители — это главный пример для ребенка!

Почему дети бывают сложными

Сложный ребёнок — это ребёнок, чьё поведение не соответствует нормам и правилам, принятым в обществе. Такие дети не слушаются, закатывают истерики, проявляют агрессию по отношению к сверстникам и родителям. Прежде чем принимать какие-либо воспитательные меры, стоит выяснить причину проблемного поведения.

Детская энергичность

Иногда проблема далеко не в ребёнке, а в завышенных требованиях родителей и окружения. Приказывая ребёнку успокоиться, не кричать, не шуметь, мы нарушаем естественную для его возраста природу вещей. У маленьких детей большой запас энергии, которую нужно выплёскивать. Ребёнку жизненно необходимо бегать и кричать, а задача родителя — обеспечить ребёнку место для этого. Чтобы он не бегал по общественному заведению, мешая работе персонала и доставляя неудобства посетителям, стоит позволить ему выплеснуть эмоции и энергию в другом, подходящем месте: например, стадионе или детской площадке. 

Источник voila.edu.pl

Конечно, необходимо объяснять детям правила поведения и пресекать нарушения, не используя крики и рукоприкладство. По возможности, не стоит брать ребёнка туда, где от него требуется тихое и слишком спокойное поведение.

Компенсация потребностей

Каждый человек имеет список базовых потребностей. Их неудовлетворение может приводить к резким и бурным реакциям, таким как плач, истерика, крики, агрессия. 

  1. Физиологические потребности. Маленькие дети быстро утомляются, сложнее переносят неподходящие температурные условия, усталость, голод. Острый физический дискомфорт и дурное самочувствие приводят к тому, что мы называем «плохим поведением»: ребёнок начинает кричать, плакать, устраивать истерики и злиться. 
  2. Потребность в безопасности. Любая новая обстановка требует адаптации, поэтому не стоит удивляться, что первое время ребёнок ведёт себя неприемлемо в детском саду или школе. Это касается любой незнакомой ситуации. 
  3. Потребность в уважении, принятии и самореализации. Ребёнок — человек, хоть и маленький, а каждый человек имеет чувство собственного достоинства. Несправедливое отношение, нарушенные обещания, несоблюдение личных границ задевают детскую психику. 

Вседозволенность

Из-за нехватки опыта и ошибочных убеждений родители могут допускать ошибки в воспитании. Излишняя жёсткость и строгие наказания оказывают негативное влияние на ментальное здоровье ребёнка и внутрисемейные отношения. Однако дети нуждаются в правилах и границах. Родителю стоит твёрдо и чётко обозначить свои требования и объяснить, что ждёт ребёнка за их несоблюдение. Вседозволенность и отсутствие ответственности за свои проступки приводит к нежелательному поведению.

Источник phb.es

Гиперопека

Негативно сказаться на поведении ребёнка может не только вседозволенность, но и, напротив, слишком жёсткие рамки. Обилие суровых правил, постоянные запреты и пристальный контроль могут подтолкнуть детей к бунту и протесту. Угроза жестокого наказания не предотвратит проступок, а лишь научит ребёнка изворачиваться, лгать и совершать недопустимые вещи тайно.

Неправильный пример

Родители пользуются определённым авторитетом в глазах детей. Часто ребёнок стремится подражать значимым для него взрослым. Если вы держитесь в обществе грубо, используете ложь, бросаете мусор на общественной территории, вполне вероятно, что ваши дети станут вести себя аналогичным образом. Это касается и вредных привычек. Родитель может бесконечно читать нотации о вреде курения и алкоголя, но если ребёнок часто становится свидетелем подобных действий взрослых домочадцев, он не будет видеть в этом ничего дурного и опасного.

Узок круг…

Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.

В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.

Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
  • Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
  • Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
  • Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».

Гиперопека

Гиперопекаемый тип воспитания характеризуется позицией взрослых “ребенок маленький, поэтому надо делать все вместо него”. Такое отношение к ребенку часто возникает в семьях, где малыша слишком долго ждали или беременность была трудной. Родители столько вложили в ожидание, что не могут позволить себе, чтобы с ребенком что-то случилось. Поэтому потакают всем капризам чада, сдувают пылинки с него.

К чему приводит

  • Инфантильность и капризность, когда ребенок привык, что все за него решается и преподносится;
  • Безответственность: решения принимаются взрослыми, значит, ответственность на них;
  • Неумению себя обслуживать: убирать, стирать, гладить;
  • Неспособность к состраданию: ребенок привык к учету только его интересов, а не других;
  • Неумение принимать альтернативу и слышать отказ.

Человеку, гиперопекаемому родителями, проблематично жить самостоятельно, строить отношения и свершать карьерные прорывы, так как навыком преодоления, целеустремленности, уверенности в себе нет.

Как избежать последствий

  1. Прежде всего, понять, что ребенок – это личность, которая рано или поздно останется без вас. Задача взрослых – приложить максимум усилий, чтобы научить его справляться со своей жизнью самостоятельно.
  2. Распределите обязанности: каждый член семьи должен что-то делать по хозяйству, в том числе и ваше дитя. Это формирует ответственность и снимает вопрос об исключительности позиции ребенка в семье.
  3. Давайте возможность делать самостоятельно то, что можно по возрасту: застелить постель, собирать игрушки, делать уроки или сходить в магазин. Именно самостоятельные действия формируют уверенность в своих силах и стремление делать больше;
  4. Не контролируйте каждый шаг. Ребенок сам должен научиться составлять алгоритмы действий и отвечать за них.

Почему подростки становятся «трудными»: основные причины

Первым толчком к тому, что появляются отклонения в поведении старшего школьника, становятся проблемы в общении со взрослыми в семье либо в школе. Если кто-то из них поддерживает трудного подростка, то кризис проходит проще. Если же педагоги и родители настроены негативно, то он пытается найти поддержку извне. Часто выбор падает на асоциальные компании. Ему кажется, что таким образом он повышает свой статус. Впоследствии такую группу покинуть очень сложно.

В переходном возрасте многих детей называют трудными подростками. В этот период ребята демонстрируют изменения в поведении и во взаимоотношениях с окружающими. Самым нелегким периодом взросления считается переход от детства к взрослой жизни – подростковый. Это накладывает определенные изменения на личность любого человека, а если проблемы с воспитанием были изначально, то процесс взросления проходит еще сложнее. Именно в этот период психика ребенка перестраивается, появляются существенные изменения в учебной программе, нагрузка возрастает, отношения ребенка к учебе меняется. В поведении подростка появляются черты, которые оказываются для окружающих полной неожиданностью – нередко это провоцирует конфликты с семьей, учителями, сверстниками. Последствия: сильные внутренние переживания.

«Трудный подросток» — широкое понятие, к которому причисляют взрослеющих личностей, испытывающих определенные сложности в контактах с окружающими. Самые очевидные проблемы выявляются в общении с педагогами, семьей. В силу разных причин, ребенку сложно дается учеба, взаимодействие с окружающими.

Подчеркивайте важность видения ситуации чужими глазами

Чтобы ребенок вырос отзывчивым человеком и приходил на помощь нуждающимся не ради собственной выгоды, нужно развить в нем привычку ставить себя на место другого человека, представлять себе, какова его точка зрения, что он чувствует, как смотрит на мир. Психологи называют это принятием перспективы, или видением ситуации с позиции других людей. А от этого рукой подать до умения сопереживать, что в психологии называется эмпатией. Как этого добиться?

— Моделировать. Мы подадим ребенку убедительный пример, если, столкнувшись с проявлением чьей-то открытой грубости, скажем ему: «Знаешь, мой мальчик, я думаю, у этого бедняги сегодня выдался очень трудный день, потому он так и накричал на нас, верно?»

— Использовать эмпатию для решения проблем. Если двое детей беспрестанно задирают друг друга или враждуют, можно посадить их рядом и попросить каждого подробно расспросить другого, чтобы узнать как можно больше о том, чем тот живет, во что верит, чем интересуется и тому подобное. Такого рода информация превратит объект нападок в живого человека и проявит его человеческую сущность. После этого уже почти невозможно снова обращаться с ним жестоко.

— Использовать силу искусства. Подбирайте для чтения литературные произведения, которые подчеркивают определенные точки зрения (бывает, что противоположные). Более того, видение ситуации чужими глазами можно использовать как инструмент для разбора практически любой книги или кинофильма: можно попросить детей описать события так, как они видятся какому-либо персонажу.

Эмпатия дана нам от природы, но способность ставить себя на место другого сама собой не возникает, развить ее у ребенка необходимо и возможно

И это то, на чем мы должны сосредоточить внимание, когда воспитываем детей и прививаем им нравственные нормы и сострадательность

По материалам книги: «Наказание наградой».

Фото с обложки поста: pexels.

Метод 1 что делать, если ребенок требует внимания

Переориентация в данном случае состоит из четырех этапов:

  1. Не заглядывайте в глаза ребенку, когда ребенок демонстрирует поведение, которое вас не устраивает.
  2. Не разговаривайте с ним.
  3. Сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят. Лучше всего погладить его по спине или волосам. Не надо похлопывать его по голове, потому что это довольно унизительно.
  4. Немедленно приступайте к делу, пройдите первые три этапа — не заглядывайте в глаза, не говорите ни слова, сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят, как только его поведение начнет раздражать вас. Когда вы научитесь все это правильно делать, вашему ребенку придется задуматься над своим поведением. Он привык чувствовать так: «Пока взрослые заняты мной, значит, они меня любят». Теперь он начнет понимать, что его любят даже тогда, когда взрослые занимаются своими делами.

Например: Мужчина сидит к комнате и разговаривает с пришедшим гостем, из своей комнаты забегает сын и говорит, что ему срочно нужно помочь построить башню. «Па-а-а-а-а-па! Ну, пойдем». Один и рабочих вариантов – продолжать беседовать с гостем и не глядя на ребенка поглаживать его по спине или плечу. Иметь выдержку, нытье очень скоро прекратиться. Ребенок получает подтверждение в любви, но не получает подкрепления перебиванию разговора.

Помните: Что бы закрепить успех увеличивайте частоту общения именно в тех ситуациях, когда ребенок не борется за ваше внимание

Профилактика девиантного поведения

Профилактические мероприятия должны быть направлены на выявление детей группы риска, устранение факторов, способствующих развитию девиаций, а также на оказание своевременной помощи.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональную и поведенческую сферы у детей и подростков, необходимо:

Формировать интерес к окружающему миру и людям, стремление изучать и понимать закономерности реагирования людей и функционирования общества. Делать это нужно не только в образовательных учреждениях, а прежде всего в семье.
Знакомить ребенка с соответствующими правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Для малышей возможно закрепление необходимых навыков в игровой форме, для подростков подойдут тренинговые занятия.
Развивать адекватное самовосприятие и самооценку, что впоследствии дает возможность ориентироваться в любых ситуациях и выбирать подходящее поведение из тех стратегий, которые были успешно усвоены ранее.
Развивать навыки общения разных форм для любых ситуаций, а также с разными категориями людей

Чем больше человек получает соответствующей практики, тем выше вероятность подсознательного использования правильной стратегии в реальной ситуации.
Родителям уделять внимание внутрисемейному взаимодействию и психоэмоциональной атмосфере в семье. Развивать взаимопонимание между собой и родительскую компетентность.. Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия

Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка

Для категорий детей и подростков, прошедших коррекционные программы, необходима профилактика возвращения к прежним формам взаимодействия. Тут ключевыми моментами будут отработка полученных навыков, соответствующая моральная и психологическая поддержка.

Дневник поведения

Если во время эксперимента не появилось положительной динамики, следует выделить главную проблему в поведении малыша — ту, которая причиняет родителям больше всего беспокойств. Возможно, ребенок надолго замыкается в себе или, наоборот, закатывает продолжительные истерики. Понаблюдайте за тем, что провоцирует такие реакции, как ведет себя ребенок в эти периоды, делая соответствующие записи в дневнике. В будущем это поможет специалисту поставить диагноз и составить рекомендации по воспитанию или лечению.

Во время наблюдений, да и вообще в любой ситуации, нельзя обвинять малыша в том, что он не слушается и огорчает родителей. Взрослым нужно понять, что ребенок тоже страдает. Каждый малыш хочет получать от мамы и папы поощрения, слышать одобрительные слова. Если он не заслуживает этого из-за своего плохого поведения, возможно, он просто не способен вести себя по-другому.

Заполняя дневник, следует обращать особое внимание на:

Дату и время. Отклонения в поведении и перепады настроения у малышей часто бывают спровоцированы сонливостью, усталостью, плохой погодой, неприятными звуками и даже слишком ярким или тусклым светом в комнате.
Жажду и голод. Капризы и истерики могут служить сигналами SOS, которые указывают на то, что ребенка пора накормить и напоить. От голодного малыша вряд ли можно требовать идеального поведения

Даже взрослые, пропустив очередной прием пищи, часто становятся нервными и не могут сконцентрировать внимание на чем-либо.
Температуру. Любой педиатр скажет, что ребенку лучше чувствовать легкую прохладу, чем потеть в слишком теплой одежде. Малышам сложно переносить жару — им становится физически плохо, а тут уже не до родительских просьб и требований. В то же время, замерзший ребенок тоже может оставаться глухим к вашим просьбам и требованиям.
Реакции на похвалу и порицание. Одобрения и порицания — это инструменты, помогающие родителям воспитывать маленького человека. Если ребенок радуется, когда его хвалят, огорчается, когда его ругают, это положительные сигналы

С его развитием, скорее всего, все нормально, а проблема кроется в ошибках воспитания.
Наличие зрителей. Дети быстро понимают, что с помощью манипуляций можно многого добиться от взрослых. Понаблюдайте за тем, как ребенок ведет себя при гостях и в их отсутствие. Если в присутствии чужих он паинька, а скандалы начинаются только наедине с родителями, малыш прекрасно развит и умен.

Если ребенок радуется, когда его хвалят, огорчается, когда его ругают, это положительные сигналы. С его развитием, скорее всего, все нормально, а проблема кроется в ошибках воспитания.
Наличие зрителей. Дети быстро понимают, что с помощью манипуляций можно многого добиться от взрослых. Понаблюдайте за тем, как ребенок ведет себя при гостях и в их отсутствие. Если в присутствии чужих он паинька, а скандалы начинаются только наедине с родителями, малыш прекрасно развит и умен.

Теперь пора ознакомиться с распространенными проблемами в поведении детей, которые доставляют беспокойство родителям.

Объясняйте

Помимо того, что с детьми обязательно нужно разговаривать, очень важно, что именно мы решили объяснить, и сам характер объяснений. Недостаточно указать ребенку, чем может обернуться его плохое поведение: точно так же как ему необходимо помочь понять, почему ударить другого человека — это плохо, ребенка нужно побуждать самостоятельно подумать, почему помогать другим — это доброе дело, здесь недостаточно одного только заявления, что это хорошо

Более того, предложенное обоснование не должно фокусироваться на его интересах; внимание следует привлечь к тому, какие чувства испытывают другие люди, когда им помогают

Моделируйте поведение

Еще прежде, чем дети начинают твердо держаться на ногах, они учатся быть личностями, наблюдая за тем, какие человеческие качества проявляем мы. Почти каждый знает, что взрослые учат, подавая личный пример. А вот о чем часто забывают, так это о том, что мы подаем пример постоянно, хотим того или нет. Например, мы можем сделать что-либо на глазах у ребенка, желая смоделировать у него определенную позицию или тип поведения, но беда в том, что ребенок учится постоянно и он усвоил, как мы вели себя десятью минутами раньше, когда не задумывались о своем поведении.

Если дети видят, что мы спокойно проходим мимо страдающего человека, они делают для себя вывод, что чужие страдания не наше дело. Если они слышат, как мы рассуждаем об окружающем мире в понятиях «это мы, а то — они», они уясняют себе, что с людьми другого происхождения и положения не нужно обращаться так же, как мы обращаемся с теми, кого считаем ровней себе. Но если они растут в семье, где царят взаимная любовь, справедливость, уважение и сопереживание, то именно эти уроки они и усвоят.

Воспитание чувством вины

Предусматривает стремление взрослых получить благодарность от ребенка за их вложения.

Иногда мама в гневе может бросить: «Я тебе всю жизнь свою отдала, а ты неблагодарный». И ребенок чувствует вину за эту отданную жизнь.

Причиной такой парадигмы воспитания является внутренняя несостоятельность взрослых, их неспособность любить безусловно.

Чем опасны манипуляции с чувством вины

  • Комплекс неполноценности у ребенка, когда кажется, что бы не сделал – все не так;
  • Отсутствие самостоятельности;
  • Низкая самооценка и неуверенность в себе;
  • Страх совершить поступок и рисковать;
  • Ответственность за решения других.

Особые случаи

Помимо неправильного воспитания и личных причин ребёнка, сложное поведение может быть следствием возраста и особенностей психики. 

Возрастные кризисы

Каждый человек в течение жизни проходит через ряд возрастных кризисов.

  1. Кризис одного года (младенческий). В этом возрасте у ребёнка активно развивается скелетная мускулатура, он начинает лучше владеть собственным телом, делает свои первые шаги и произносит первые слова. Такие серьёзные новые способности, как ходьба и речь, формируют новые модели поведения, что вызывает первый кризис. Он может проявляться вспышками агрессии и частым громким плачем. 
  2. Кризис трёх лет (кризис раннего детства или «Я сам!»). Этот период является одним из самых сложных для родителей. Трёхлетний малыш стремится полностью перевернуть существующий порядок, противоречит взрослым без причины и стремится к самостоятельности в каждом шаге. Потребность в самореализации выходит на первый план, отчего ребёнок не только отказывается слушаться и признавать авторитет родителей, но и агрессивно реагирует на проявление заботы и любви. Как и в кризисе одного года, взрослым стоит хвалить ребёнка за самостоятельность и позволять действовать независимо — разумеется, под внимательным наблюдением. Скандалы и наказания не сгладят проявления кризиса, а усугубят их. Тем не менее, главенство всегда должно оставаться за взрослым. 

Источник catalog-skidki.ru

  1. Кризис семи лет (кризис детства). В этом возрасте у ребёнка происходит смена ведущей деятельности: от игры он переходит к обучению. С момента поступления в первый класс возрастают требования взрослых, появляются новые обязанности. В результате этого ребёнок начинает подражать поведению и речи взрослых, требовать соответствующего, на его взгляд, отношения. Также в семь лет происходит и формирование самооценки. Для детей этого возраста крайне важна любая похвала.
  2. Кризис тринадцати лет (подростковый возраст или пубертатный период). Этот возраст можно назвать вторым по сложности. В организме происходит гормональная перестройка, в результате чего каждая эмоция ребёнка обострена. Кроме того, пубертатный кризис иногда является провокатором для различных психических расстройств. Подростковый возраст опасен не только стремлением полностью вырваться из-под родительского контроля путём употребления алкоголя и запрещённых препаратов, но и суицидальным риском из-за обострённых эмоций. Родителям ни в коем случае не стоит обесценивать чувства подростка и игнорировать его действия, которые могут быть криком о помощи. 

Каждый возрастной кризис — это временное явление. В наше время существует множество литературы и интернет-ресурсов с информацией, как преодолеть эти непростые периоды. 

Особенности психики

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — не одно заболевание, а целый спектр расстройств. Он включает в себя список определённых нарушений, таких как невнимательность, импульсивность, лёгкая отвлекаемость на посторонние раздражители, неусидчивость.

Детям с СДВГ значительно труднее социализироваться в обществе. Родители, воспитатели и педагоги могут даже не догадываться о наличии диагноза. Чаще всего специфическое поведение объясняют плохим воспитанием, ленью, конфликтностью и безответственностью. 

СДВГ можно спутать с простой активностью — у многих детей бывают фазы, которые напоминают симптоматикой это расстройство

Взрослым стоит обратить внимание и отвести ребёнка к специалисту, если подобное поведение длится более полугода и проявляется в любой обстановке. . Поставить диагноз может только квалифицированный врач-психиатр или невролог. 

Поставить диагноз может только квалифицированный врач-психиатр или невролог. 

Сурово наказывать

Всех детей время от времени приходится наказывать, но ни в коем случае нельзя причинять ребенку физическую боль, унижать его или проявлять чрезмерное раздражение и гнев.

Эффективное наказание включает пять компонентов:

— указание, что конкретно было неправильным («Мы договорились, что к полуночи ты вернешься домой, но ты явился только около двух часов ночи»);

— описание, какой эффект это имело («Я не могу уснуть, когда беспокоюсь о том, где ты, а мне нужно ложиться до полуночи, чтобы выспаться»);

— перечисление одного или нескольких альтернативных вариантов поведения («У нас все еще действует правило, что ты возвращаешься домой до полуночи, но, если по какой-то неизбежной причине ты задерживаешься, пожалуйста, позвони, как только ты об этом узнал, и объясни, что это за причина»);

— четкое определение наказания («Из-за этого инцидента я не разрешаю тебе уходить из дома в следующую субботу вечером. Можешь позвать друзей к себе, но я хочу, чтобы ты был дома»);

— объяснение, что вы ожидаете другого поведения в следующий раз («Обычно ты всегда очень внимательный, пожалуйста, не забудь позвонить, если такая ситуация вдруг повторится»).

Постарайтесь решать все конфликты мирно. Источник

Насилие не выход

Источник sib.fm

Физические наказания и скандалы не приводят к нужным результатам, как и игнорирование проблемы. Что может сделать родитель, чтобы направить своего ребёнка в нужную сторону, сохранив доверие и любовь?

Наказывайте правильно

Задача наказания — научить ребёнка нести ответственность за собственные поступки и дисциплинировать. Наказывая, родитель не должен иметь цели запугать и тем более унизить. Прежде чем переходить к действиям, стоит убедиться, что вы обговорили с ребёнком границы дозволенного и расплату за их нарушение.

Выбирая способ наказания, выбирайте методы, которые не принесут психологического и физического вреда.

Направляйте

Одна из ошибок некоторых родителей: они говорят, как и что делать нельзя, но не объясняют альтернативные варианты поведения. Например, если ребёнок склонен решать конфликты кулаками, расскажите ему, как можно постоять за себя и решить проблему словесно.

Источник dailycaller.com

Будьте опорой

Даже во время ссоры или наказания ребёнок должен знать и помнить, что его любят, ценят и никогда не бросят. Следует донести до ребёнка, что плохое поведение расстраивает вас, но вы всё равно никогда от него не отвернётесь и не откажетесь. Кроме того, довольно часто непослушание, дерзость, капризы и агрессия вызваны недостатком внимания и заботы. Не получая необходимой нежности, некоторые дети стремятся получить долю внимания любой ценой, даже если за этим последует родительский гнев и наказания.

Правильно реагируйте на истерики

Прежде всего стоит разобраться, что вызвало бурную реакцию ребёнка

Если истерика маленького ребёнка до трёх лет не вызвана плохим самочувствием, физической болью и недоувлетворёнными потребностями, можно отвлечь его, переключив внимание на что-то другое. Истерику более взрослого ребёнка можно проигнорировать, а после обсудить с ним причины и неправильность такого поступка

Будьте постоянны и последовательны

Если вы говорите «нельзя», это должно быть под запретом вне зависимости от ситуации и вашего настроения

Важно, чтобы у всех взрослых членов семьи был один взгляд на воспитание. Если, к примеру, отец запрещает, а мать, напротив, разрешает что-то, это вызовет путаницу и поставит под сомнение родительский авторитет. 

Источник polsov.com

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: