Как мотивировать учеников: советы от экспертов

Подросток ничего не хочет делать

Что такое мотивация

Мотивация побуждает человека к деятельности и помогает достигать поставленные цели. 

Мотивация складывается из:  

удовольствия от занятий; 
личной выгоды; 
важности дела (как для себя, так и для окружающих);
ясности задачи; 
позитивного настроя; 
предполагаемого результата. 

Представим, что поставленные планы — точка А, а конечный результат — точка Б, а мотивация служит «топливом», которое стимулирует нас двигаться к цели.

Цель

Когда есть понятная цель, двигаться к её достижению легче. С учёбой это работает: когда ребёнку понятно, зачем он изучает предмет и как эти знания помогут ему, то груз информации уже не кажется таким непосильным. 

Целью в учёбе может быть расширение кругозора, будущая профессия, тренировка памяти, силы воли и самодисциплины.

Комфорт

Когда мы комфортно себя чувствуем, нам легче справиться со стрессовыми ситуациями или серыми буднями. Удобный ранец, любимая канцелярия, полезный перекус — всё, что визуально и тактильно приятно, будет радовать и мотивировать нас.  

Настрой

Наше настроение влияет на работоспособность и успеваемость. Если ребёнок позитивно воспринимает школу, а новый учебный день — увлекательное путешествие за новыми открытиями, то успех ему более гарантирован. А постоянное самовнушение страха неудач и запугивание принесёт только негативные эмоции и усталость.

Проблема №4 «А вот я в твоём возрасте…»

Есть пункт, который можно было бы причислить ко второму, но мне хочется поговорить про него отдельно. Признайтесь, дети, подростки, взрослые, сколько раз в своей жизни вы слышали: «А вот я в твоём возрасте…». Дальше за этой фразой обычно следует повествование о нелёгком детстве и подростковом возрасте родителя и вывод: твои родители вон как пахали, а ты всё ленишься! Ну признайтесь, почти все это слышали, и не один раз. Так вот, дорогие родители подростков, теперь к вам. Не говорите так, пожалуйста. Вы сравниваете нас с вами, но абсолютно забываете, сколько между нами лет! Вы жили в других условиях, в другом времени. У вас своё время, своя жизнь, а у нас своя. Мы не видели вашего прошлого, мы не жили в нём и просто не знаем, как можно жить по-другому. А вы не подростки сейчас и не живёте в нашем современном мире! У нас тоже не всё так просто!

Где общаться?

К сожалению, сейчас очень часто родители искусственно изымают ребенка из ситуаций общения, заполняя его день разнообразными занятиями и не понимая, что ребенок превращается в Маугли: ему не с кем оттачивать социальные навыки, не с кем ссориться и мириться.

Удивительное дело: родители отдают ребенка в детский сад в два года, чтобы он социализировался, хотя это еще слишком рано для него, а в тринадцать-четырнадцать лет, когда ему необходим круг сверстников, хотят перекрыть ему общение, чтобы он учился, учился и учился. Нередко школа находится в другом районе, друзей возле дома не остается, после занятий — кружки, секции и курсы — и, как правило, это индивидуальные занятия, без совместной работы, даже если они и проходят в группе.

Ребенок видится с ровесниками, но общается ли он с ними? Выстраивает ли отношения? В большинстве кружков каждый в одиночку решает поставленные перед ним задачи. И в конце концов, дети уходят общаться в социальные сети: это можно делать, не отрываясь от выполнения домашнего задания.

— Я уже с этой Катей не знаю, что и делать! — вздыхает Света в телефонную трубку. — Как двенадцать лет исполнилось, так и понеслось. Учиться — не хочу, уроки делать — не хочу, а хочу с подружками гулять.
— Слушай, ну это же нормально? — говорит ей одноклассница Люба. — Нас даже на возрастной психологии учили, что у них сейчас ведущая деятельность — общение.
— А седьмой класс как заканчивать с этой ведущей деятельностью? У нее завтра контрольная по геометрии, а она гуляет где-то уже четвертый час, а телефон дома валяется!

В результате страдает или общение с друзьями, или общение с родителями, или учеба. Если родители закрывают возможность вживую общаться с приятелями, ребенок может полностью уйти в виртуальный мир. Ему окажется проще отправить сообщение соседу по парте, чем поговорить с ним. Другие просто плюют на учебу, потому что на все не хватает сил и времени, а дети выбирают то, что им сейчас кажется более важным и интересным. А кто-то полностью погружается в учебу — и при этом не получает важных социальных навыков в самое подходящее для этого время.

Важно заметить, кстати, что часто подростки, ориентированные на учебу, совершенно расцветают, если родители подбирают им подходящую среду со схожими приоритетами. В этом случае учеба и общение с близкими по духу идут рядом, не конкурируя, не вытесняя друг друга. Чтобы чувствовать себя на своем месте, человеку нужны единомышленники, люди со схожими взглядами

Чтобы чувствовать себя на своем месте, человеку нужны единомышленники, люди со схожими взглядами.

Причины девиантного поведения подростков​

Скорее всего, многие наши читатели нашли в особенностях девиантного поведения и свои подростковые проблемы. Этот период действительно очень непростой для детей. Давайте разберём, какие причины могут спровоцировать неадекватное поведение у подростков.

Физиологические и психологические причины

1. Кризис подросткового возраста

Сам по себе кризис является сложным этапом. Сопровождается раздражительностью, вспыльчивостью, стремлением к независимости. Подростки начинают больше прислушиваться к мнению сверстников. Физическое развитие даёт ощущение взрослости, но при этом большей свободы ребёнок не получает, что приводит к конфликтам.

2. Половое созревание

Тоже становится причиной асоциального поведения подростков. Тело меняется, и подростки часто чувствуют себя неуклюжими. Появляются новые желания, сексуальное влечение. Изменяется гормональный фон, возникают проблемы с кожей, запах пота становится более резким. Многие дети с трудом принимают происходящие изменения, критично относятся к своему телу и внешности, что сказывается на настроении и самооценке.

3. Раннее половое созревание

В некоторых случаях пубертат начинается раньше нормы, до 10 лет, и может провоцировать дополнительные проблемы с поведением и эмоциональным состоянием у детей. Также на этом фоне могут возникать головные боли и быстрая утомляемость, которую родители часто принимают за лень.

4. Недостаток сна и отдыха

Как и у взрослых, отсутствие или недостаток сна вызывает тревожность у несовершеннолетних и провоцирует девиантное поведение. Дети, которые мало спят, чаще жалуются на плохое настроение, вспышки злости, хуже контролируют эмоции и справляются со стрессом. Поэтому здоровый сон важнее сделанных в ночи уроков или дополнительных кружков.

5. Особенности созревания мозга

В 13 лет начинают активно созревать зоны мозга, отвечающие за эмоции, но при этом те зоны мозга, которые сдерживают эти эмоции — развиты недостаточно. Поэтому подросткам бывает сложно контролировать свои поступки.

Внешние причины

1. Выученная беспомощность

Апатичное состояние, в котором подросток не делает ничего, чтобы улучшить своё положение, даже если имеет возможность. Подросток не верит в свои силы, ему кажется, что изменения невозможны. Причины возникновения такого состояния:

  • у ребёнка нет опыта успешной самостоятельной деятельности, так как родители перехватывают инициативу и торопятся делать всё за него;
  • ранее ребёнок сталкивался с ситуациями, которые оказались для него непосильны, из чего он сделал вывод, что в принципе не может влиять на ситуации;
  • ребёнок воспринимает любые ошибки как катастрофу: я неудачник, у меня ничего никогда не получается, всё бесполезно.

2. Сексуальное насилие

Может вызывать девиантное поведение, в том числе и сексуальные девиации, которые, в свою очередь, могут спровоцировать появление и других видов девиантного поведения подростков: агрессию, употребление алкоголя и т.д. Требуются особая деликатность в обсуждении этой темы, работа с психологом и бережное отношение к подросткам, пережившим сексуальное насилие.

3. Девиантное поведение в семье

Девиантное поведение членов семьи может послужить причиной формирования асоциального поведения у подростка, ведь ребенок берет пример со своих родителей. Насилие в семье по отношению к ребёнку также способно спровоцировать поведенческие проблемы в подростковом возрасте.

4. Асоциальное поведение в окружении

Плохая компания также вызывает развитие этой проблемы. Друзья, которые пьют алкоголь, могут подтолкнуть непьющего пока подростка к употреблению спиртных напитков. А если среди знакомых есть правонарушители, риск того, что подросток также нарушит закон, возрастает.

5. Школьное образование

Чем более авторитетной и справедливой кажется школьная система, тем менее выраженную форму принимает девиантное поведение подростков. Отрицательная оценка школы, а особенно несправедливое отношение учителей к ученикам, может вызвать протест у подростка, например, прогулы, срывы уроков или отказ учить предмет.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг

Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с формированием менструального цикла.

Никакие кнуты успеха здесь иметь не будут. Если вы начнете допросы с пристрастием, применение таких методов, как домашний арест и пр., то вы, лишь усугубите ситуацию.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно, о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 9-10, оценка 6-8 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться надо. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или другие. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Есть ли способы, чтобы мотивировать ребёнка учиться

Беспорядок на столе, неспособность запоминать даже простые правила, желание рисовать или обсуждать посторонние темы вместо выполнения домашнего задания, лень в глазах при виде учебников — это яркие признаки отсутствия стремления учиться. Педагоги и психологи в таких случаях призывают не заставлять работать, а повышать мотивацию. Но что это такое?

Мотивация — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л. А. Карпенко, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

Побуждающие факторы делятся на три группы.

  1. Внутренняя мотивация. Она исходит из самого человека и связана с личными интересами, целями, ценностями и убеждениями.
  2. Внешняя мотивация. Это похвала, награда или страх наказания.
  3. Смешанная мотивация. Это комбинация внутренних и внешних факторов.

Когда дети замотивированы, их не нужно заставлять, они активнее участвуют в учебном процессе, проявляют инициативу, хотят искать дополнительную информацию, не ленятся. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому нет универсального способа повысить мотивацию. Внешние мотиваторы помогут НАЧАТЬ учиться, а внутренние — ПРОДОЛЖАТЬ учиться, даже когда внешние стимулы исчезнут.

Советы, как повысить мотивацию подростка

Подать пример

Когда подросток видит, что он не одинок в своих переживаниях, справиться с ними ему будет легче. Напомните ребёнку, что вы тоже когда-то учились в школе, встречались с периодами апатии и отсутствием интереса к учёбе, расскажите о своих взлётах и падениях. Услышав воспоминания родителей о школьной жизни, подросток поймёт, если вы справились с подобными ситуациями, то и он сможет.

Помочь осознать важность

Учебных дисциплин много, и держать в фокусе каждую не получается. Здесь поможет практика расставления приоритетов. Нужно решить, какой предмет наиболее важен. Например, тот, который необходим для поступления в вуз.  На его изучение и стоит направить больше усилий . 

Это помогает и при выполнении домашних заданий: сначала делаем наиболее важные, трудные для выполнения предметы, после — более лёгкие.

В нашей статье рассказываем про семь способов сделать домашку на отлично.

Но если подросток не хочет сдавать английский язык, а учить в школе его нужно, вспомните о внеучебной мотивации. Школьник давно мечтает о путешествии в Нью-Йорк? Язык ему там пригодится. 

Даже если предмет никак не связан с будущей профессией, знания по нему  могут помочь в быту или в осуществлении мечты. К тому же в процессе изучения какого-либо предмета тренируется память, остроумие, умение критически мыслить и находить подход к решению любых задач. 

Одобряйте и хвалите

Для подростка важно, видеть, что взрослые одобряют его достижения. Это повышает его самооценку и мотивирует стараться дальше

Интересуйтесь успехами ребёнка, наставляйте и подбадриваете. 

Воспринимайте всерьёз

В подростковом возрасте дети всё больше проявляют самостоятельность

Ребёнку важно чувствовать, что его ценят по достоинству, соблюдают его личные границы. Позвольте ему решать , как  планировать свой день или чем  заниматься на досуге

Углубляйтесь в предмет

Если подростку особенно интересен какой-либо предмет, стоит поощрять его мотивацию. Увлекается информатикой? Предложите пройти курс по графическому дизайну, посетить выставку робототехники, настроить бабушкин барахлящий телефон. 

Помните про индивидуальный подход

У каждого человека свой тип мышления и темп развития, поэтому не сравнивайте достижения подростка с успехом сверстников, особенно в присутствии посторонних.  

Просто начните

Существует мнение, что мотивация — побочный эффект работы, приятный бонус. Иногда просто достаточно приступить к работе и мотивация возникнет естественным образом. 

Соблюдайте баланс

В распорядке дня не должно быть перекосов в сторону учёбы или отдыха, который переходит в лень. Распределяйте время грамотно и планируйте неделю, тогда школьник не растеряет мотивацию.

Осложнения и последствия девиантного поведения

Подростковый период очень важен для формирования личности. От того, как подросток проживет эти годы, во многом зависит его будущее. Например, будет ли он страдать от алкогольной или табачной зависимости, вспышек гнева, проблем с законом, сложностей с самостоятельной жизнью.

Как мы заботимся о телесном здоровье наших детей — водим к врачам, лечим зубы, покупаем лекарства — точно также стоит позаботиться и об их психологическом здоровье. Своевременная коррекция девиантного поведения у подростка поможет избежать возможных проблем в будущем.

Конечно, проявления даже большинства из перечисленных девиаций не означает, что подросток обязательно вырастет в пропащего взрослого, но ему будет гораздо проще и приятнее жить, если вы поможете максимально мягко пройти через этот сложный период.

Поощрять за процесс, а не за результат

Профессор Гарвардского университета Роланд Фрайер провел исследование, посвященное успеваемости школьников. В нем приняли участие 36 тыс. учеников из 250 школ. Оказалось, что лучше всего на учебу влияет поощрение конкретных действий — чтения книг, выполнения домашнего задания, активности на уроках. Оценки растут у детей, которые получают вознаграждение за процесс, а не за итоговый результат, причем вознаграждение не деньгами и не вещами.

Зачастую достаточно похвалить ребенка, куда-нибудь сходить вместе с ним, оплатить интересные для него занятия. Но поощрение он должен получить сразу, а не когда-нибудь потом. Обещание «Сдашь в конце года экзамен — получишь новый смартфон» не дает эффекта. Надо отмечать промежуточные финиши, а не финал.

Хорошо дисциплинирует и мобилизует правильная постановка целей. Никакие нравоучения, назидания и призывы — «Ты должен хорошо сдать ЕГЭ!» — не помогут, если ребенок не знает, что конкретно ему делать. Но если мы говорим: «На этой неделе ты должен сходить на два дополнительных занятия по физике, сегодня решить по математике пять задач, подготовить доклад по истории», — это уже конкретный план действий, четкий и понятный, за который можно и спросить.

Когнитивные способности очень важны, но они определяют не все. Если проследить судьбу отличников и троечников, посмотреть, как сложились их судьбы, станет ясно, что школьные достижения — не гарантия будущего успеха. Далеко не все мои клиенты, многие из которых входят в списки Форбс, были отличниками в школе и прекрасно себя вели на уроках. Хотя натаскать на пятерку, конечно, проще, чем воспитать в ребенке упорство, любознательность, умение общаться, справляться со стрессом, творчески подходить к любому делу.

Плохие оценки — знак неблагополучия, звоночек, который должен заставить нас остановиться, посмотреть, что происходит с ребенком, и помочь ему справиться с трудностями.

Найди то, что мешает

Всегда есть что-то, что стоит на пути к цели. Задача — найти это ограничение и преодолеть его в первую очередь.

Ограничивающие факторы могут быть разными: у тебя нет спокойного места для занятий, или тебя определили не в ту группу по какому-то предмету, или ты учишься в классе, где кроме тебя еще 35 человек и тебе сложно получить ответы на вопросы, или ты записался в слишком много кружков.

Ты добьешься большего прогресса за более короткое время практически в чем угодно, если точно определишь, что именно тебе мешает.

Некоторые ограничения кажутся внешними, однако часто выясняется, что на самом деле они зависят от тебя. Например, ты работаешь над групповым проектом, и кто-то из твоей команды ничего не делает. То, как себя ведут другие, не входит в сферу твоей ответственности. Ты отвечаешь только за то, что сам делаешь для проекта. Может быть, это звучит несправедливо, но тебе следует приложить все усилия, чтобы сдать проект

Важно только то, какую оценку поставят за работу тебе

«Подростки не могут иметь мнения»

«Мне лучше знать», «Слушай старших и помалкивай» — такое, к сожалению, нередко звучит, когда подросток пытается выразить свое мнение по какому-либо вопросу. Это само по себе довольно оскорбительно. В подобных ситуациях игнорируется факт того, что мы — полноценные личности, а свою точку зрения может иметь каждый человек, способный наблюдать и рассуждать. Кроме того, взрослые часто втягивают нас в свои проблемы: отношения, неразумные решения, негативные эмоции. Странно при этом ожидать, что у нас не будет своего мнения о ситуации.

Александра Шеттлер, психолог:

«Установка не иметь своего мнения блокирует способность принимать самостоятельные решения. Что, в свою очередь, влияет на способность брать на себя ответственность. А ведь родители зачастую именно этого от подростка и добиваются. Круг замкнулся.

Люди, которых не поощряли вырабатывать собственные суждения, сосредоточены на внешних поощрениях и игнорируют свои внутренние желания и чувства. Это затрудняет формирование психологической автономии и собственного „я“, отдельного от родительского „мы“.

Один из самых плачевных вариантов дальнейшего развития событий — это созависимое поведение, когда человек без одобрения со стороны окружающих не может принять никакого решения и перестает отчетливо распознавать собственные потребности, цели и приоритеты. Вся его жизнь проходит с оглядкой на другого человека, будь то родитель или впоследствии партнер, друг и т. д.

К аргументации юные люди относятся намного лояльнее, чем к навязыванию. Это касается и мировоззрения в целом и конкретных просьб».

Отсутствие опыта не равно глупости: многие выводы можно сделать, наблюдая и анализируя «с нуля». А в некоторых вещах мы можем разбираться лучше взрослых: часто у нас выше психологическая грамотность, глубже понимание этических и/или экологических проблем (кроме того, у каждого человека могут быть свои особые интересы, дающие любопытный ракурс его рассуждениям).

Отдельная проблема — когда мнение подростка пытаются не учитывать в делах, касающихся его самого. Мы достаточно осознанные, чтобы самостоятельно принимать многие решения — и взрослым далеко не всегда лучше знать, что именно нам нужно.

Анна Жукова:

«Меня часто раздражает, когда мой тринадцатилетний сын отстаивает свое мнение. В такие моменты я не думаю, что он имеет на это право просто потому, что он такой же человек, как и я. Включается родительское „мы делаем для него всё — должен нас слушаться!“.

Мне становится страшно, что свергнут мой авторитет: я теряю власть над ребенком, а значит, и возможность его контролировать. Чтобы вернуть контроль, в ход идут манипуляции: шантаж, давление на совесть или игнорирование. При этом я сама чувствую неуверенность: не знаю точно, когда я должна настоять, а когда можно ему уступить, чтобы сделать всё правильно. Из-за этого мои требования часто непоследовательны, всё время меняются.

Я стараюсь себя контролировать. Сначала я выслушиваю его точку зрения (пока он выговаривается, у меня есть время, чтобы подумать), потом озвучиваю свою и спрашиваю: „Как же нам быть? Что можно сделать?“ Предлагаю варианты, интересуюсь, какой ему кажется лучшим, и мы что-то решаем вместе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: