Как проходит собеседование у психолога?
Собеседование у психолога, как правило, длится около 30-40 минут. Обязательным условием собеседования является присутствие одного из родителей, поскольку во-первых, таковы требования Закона, а во-вторых, ребенок в таком случае чувствует себя более комфортно и уверенно. При себе необходимо иметь папку-скоросшиватель с файлами (5 шт.) и листы бумаги формата А4 (10 шт.).
Родители заполняются карточку-анкету, в которой предоставляют основную информацию о себе (ФИО, дата рождения, место работы и должность, образование), указывают состав семьи, обеспеченность жильем (в том числе требуется сообщить, имеет ли ребенок собственную комнату, спальное место и рабочий уголок), описывают, чем занимается ребенок в свободное время, имеет ли проблемы со здоровьем и т.д.
После окончания «официальной» части собеседования у психолога, наступает время непосредственного общения специалиста с ребенком. Будущему первокласснику задают несколько общих вопросов и просят выполнить ряд заданий.
Принцип метода тестирования
С помощью тестов можно всего лишь выявить предрасположенность человека к тому или иному психическому отклонению. Тесты на психические отклонения, так сказать, помогают определить потенциальную возможность попадания индивида в «группу риска».
Еще при проведении любого теста следует помнить, что все вопросы и задания рассчитаны на широкую группу людей, то есть значительно обобщены. Метод тестирования имеет один существенный недостаток – это потеря возможности индивидуального подхода.
Самыми основными форматами тестов являются:
-
Опросник.
По сути, это обычная анкета. Вопросы могут иметь несколько вариантов ответа, могут ограничиваться простыми подтверждениями или отрицаниями со стороны испытуемого. По результатам ответов можно судить о психологическом здоровье прошедшего тест.
-
Задание.
В данном виде тестирования человеку необходимо выполнить определенного вида задания. То есть, в отличие от первого метода, где результат основан на словах индивида, то во втором случае выводы делаются по его действиям.
-
Проективные тесты.
Наиболее редкий вид тестирования. Суть в том, что человека помещают в искусственно созданную критическую ситуацию, выход из которой необходимо найти самостоятельно, без каких-либо подсказок и наводок.
Тесты для детей
Детские психологические тесты особенно удобны и полезны , потому что дают возможность лучше узнать ребенка, глубже разобраться в тех чувствах, эмоциях и переживаниях, которые сам ребенок еще не может рассказать и объяснить.
Однако использование и толкование психологических тестов требует определенного умения, знаний и опыта.
- «Детский сад» — рисуночная методикаМетодика «Эгоцентрические ассоциации» Тест «Сказка» (Кэтрин Тэйлор). Тест «Путешествие» (Заряна и Нина Некрасовы). Исследование опосредованного запоминания Цветовой тест отношений Определение рукости ребёнкаКритерии оценки агрессивности ребёнкаКак выявить гиперактивного ребёнкаВыявления типа темперамента ребенка.Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках»Тест на уровень тревожности ребёнка (Лаврентьва Г.П., Титаренко Т.М.). Тест детской тревожности (В.Амен)Диагностика уровня школьной тревожности для младших и средних школьников. Определение уровня психического развития малыша 4 — 5 летОриентировочный тест школьной зрелости (Я. Йирасек). Методика оценки уровня развития дошкольника (Дж.Чейли). Методика «Способность к обучению в школе » для детей 5 — 7 лет.Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста Методика «Таблицы Шульте» Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности.Творческий потенциал ребёнка (для детей 7-13 лет).Методика «Дерево» (профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе)Профессиональное самоопределение (для 5 – 9 классов)
- Выявление особенностей темперамента и уверенности в себе (для 5 класса)Потребности в достижениях и отношение к нравственным нормам (для 6 класса)Развитии волевых качеств и определение предпочтений (для 7 класса)Способности к общению и мотивы выбора профессии (для 8 класса)Выявление интересов и направленности личности (для 9 класса)
- Логопедическое обследование — диагностика периферических нарушений речиОтношения подростка с коллективомХарактерологический опросник (подростковый вариант) Выявление предрасположенности подростка к употреблению психоактивных веществДетский апперцептивный тест ( CAT ) (Л. Беллак)
- Диагностика ЭГО-функцийКраткая форма для подсчета баллов по методике : Перечень адаптивных механизмов в рассказах CATМеханизмы психологической защиты в рассказах по САТПотребности и мотивы ребенка в рассказах по САТ
- Рисованный апперцептивный тест (РАТ) — детскийМетодика рисуночной фрустрации Розенцвейга — детскийМетодика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7,5 лет
Шкала паники и агорафобии
Тест разработан кафедрой психиатрии и поведенческих наук Университета Дьюка и переведён психологом Ярославом Исайкиным, чьи тесты были одобрены в качестве помогающих при диагностике международным психиатрическим сообществом. Методика чаще всего используется в западной практике.
Суть теста: предлагает ответить на вопросы о том, случались ли с вами за прошедшую неделю панические атаки и если да, то как долго длились приступы, были ли они ожидаемыми или нет, насколько сильным был страх, повлияла ли паническая атака на бытовые и рабочие дела.
Результат: шкала покажет тяжесть панического расстройства и дополнительно определит уровень агорафобии — тревожного расстройства, при котором человек считает, что находится в небезопасном месте, — а также страха за здоровье, нетрудоспособности и упреждающей тревоги состояния, основанного на ожидании болезненной ситуации в будущем и неуверенности в том, что может произойти.
Длительность: 2 минуты, 13 вопросов.
Пройти тест
Что делать после психологического теста в школе?
После прохождения психологического теста, психолог проведет анализ ваших ответов и подготовит отчет о результате. В зависимости от результатов теста, психолог может рекомендовать различные стратегии или программы поддержки для вас.
Важно осознавать, что прохождение теста — лишь начало процесса. Вы можете встретиться с психологом для обсуждения результатов и получения информации о том, как вы сможете использовать эти результаты для своего личностного и академического развития
Если психолог рекомендует посещение дальнейших сеансов или программ поддержки, важно принимать эти предложения серьезно и оценить, какие возможности они могут предоставить вам
Зачем выявлять психические отклонения?
Как известно, первый путь к решению проблемы – это осознание ее наличия. Поэтому выявлять психические отклонения необходимо, прежде всего, для того, чтобы незамедлительно приступить к их устранению.
Так как при длительном игнорировании даже небольшое расстройство психики может со временем перерасти в серьезное заболевание, вылечить которое будет крайне проблематично и для этого может понадобиться стационарное лечение в специализированных клиниках.
Еще одной причиной, по которой необходимо знать обо всех заболеваниях подобного спектра, можно назвать планирование ребенка молодой семьей. Ведь многие психические отклонения могут передаваться генетически. Будущим родителям необходимо владеть информацией не только о физическом, но и о душевном здоровье, как друг друга, так и ближайших родственников.
Также тесты на психологические отклонения применяются в криминалистике. Для раскрытия преступлений иногда требуется составить портрет не только внешности преступника, но и его личности. Наличие некоторых психологических особенностей может быть причиной тех или иных поступков, правонарушителей.
Еще заболевания в области психиатрии могут послужить смягчающим обстоятельством при вынесении приговора – в некоторых случаях тюремное заключение заменятся принудительным лечением.
Критика метода
В 2016 году коллектив Новосибирского педагогического университета выпустил монографию, в которой детально разбирался SAQ с учётом современных тенденций в школьной психологии.
Новосибирские педагоги разобрали каждое высказывание из теста, сопоставили группы с выделенными типами ШТ. Была также проведена практическая работа по выявлению и анализу ШТ у детей 5 классов.
Итог исследования оказался неутешительным. Авторы научной работы указали на несоответствие результатов тестирования реальному состоянию детей. Педагоги отметили диагностическую несостоятельность методики.
Несмотря на неутешительность результатов исследований педагогов Новосибирска, тест представляет ценность для быстрой, простой и доступной диагностики состояния школьников, а также определения источников развития ШТ.
Тесты для детей 7-10 лет
«Гомункулус»
Диагностика выявляет соматические проблемы: с ее помощью можно определить, какой орган болит, и через это «выйти» на психологические проблемы. Ребенок раскрашивает человечка, похожего на лягушонка, и отвечает на вопросы психолога. Придуманная история про невиданное существо и выбранные цвета помогают определить психосоматические проблемы. Диагностика достаточно точная.
«Рисунок семьи»
Одна из самых популярных диагностик, про нее слышал, наверное, каждый родитель. Ребенок рисует свою семью, а психолог анализирует выбранные цвета, расположение и размер фигур. Результаты дают повод задать вопросы родителям. Не более. Точно проанализировать ситуацию в семье по данной диагностике нельзя, потому что рисуночные тесты имеют ситуативный характер.
Например, ребенок утром поссорился с папой и нарисовал его меньше – это не повод считать папу незначительной фигурой. Или, бывает, что под рукой лишь красный или черный карандаш, это не повод говорить о чрезмерной агрессии школьника и напряженной ситуации дома. В общем, диагностика требует уточнения, не стоит слепо ей доверять и напрягаться от вопросов психолога о семейной обстановке.
«Моя страна»
Диагностика на выявление детских страхов. Ребенку предлагают построить свою страну на столе, используя все, что есть в кабинете. После психолог берет два элемента, например, колпачки от фломастеров и просит разрешения приехать в гости в эту страну. Психолог расспрашивает о границах, о способах защиты страны, о том, кто главный, кто соседи. Ребенок увлеченно играет и многое рассказывает. Это отличный способ распознать причину страха, поработать с ней и даже нивелировать.
Речевая готовность
Это особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А именно:
Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Важно научить ребёнка рассказывать или пересказывать что-либо (сказку, историю, произошедший случай), формулировать впечатления и чувства, побуждать участвовать в разговоре. Следите за тем, как он выговаривает слова, — ребёнка должны понимать чужие люди
Для чёткости дикции помогут чистоговорки: «Ежевику любит Вика. Колет Вику ежевика. Паша с Мишей не шалят. Целый день они молчат. Так как Паша с Мишей стать шпионами хотят».
Учите описывать окружающие предметы или явления. Объясняйте, для чего служат предметы вокруг, например, светофор, микроволновка, дверная скважина. Отвечайте на любые вопросы и надоедливые «Почему?». Тогда дошкольник 6–7 лет сможет не только объяснить значение знакомого слова, но и порассуждать о возможном значении незнакомых выражений.
Тест КАКОЙ Я?
Тест предназначен для определения самооценки ребенка 6-9 лет.
Для проведения тестирования необходимо спросить ребенка как он воспринимает и оценивает себя по десяти различным положительным качествам личности.
№п/п |
Оцениваемые качества
личности |
Оценки по вербальной шкале | |||
да | нет | иногда | не знаю | ||
1 | Хороший | ||||
2 | Добрый | ||||
3 | Умный | ||||
4 | Аккуратный | ||||
5 | Послушный | ||||
6 | Внимательный | ||||
7 | Вежливый | ||||
8 | Умелый (способный) | ||||
9 | Трудолюбивый | ||||
10 | Честный |
Обработка результатов:
Ответы “да” оцениваются в 1 балл, ответы “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
Ключ к тесту:
10 баллов — очень высокий
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний
2-3 балла — низкий
0-1 балл — очень низкий
Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника и младшего школьника обычно достаточно высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.
Интеллектуальная готовность
Это сформированность основных психических функций — внимания, памяти, мышления. На пороге школы ребёнок должен уметь следующее.
Внимание:
- Выполнять задание до конца, не отвлекаясь;
- Находить до 10 отличий между двумя картинками;
- Находить одинаковые предметы из ряда подобных;
- Находить фрагменты картинок;
- Проходить лабиринты из линий взглядом.
Память:
- Запоминать до 9 предметов в течение 30 секунд;
- Запоминать и повторять ряд слов (из 10 слов ребёнок должен повторить 5-6);
- Запоминать и повторять по память фразы, произнесённые 1-2 раза;
- Запоминать ряд цифр (до 6);
- Запоминать картинку, а затем отвечать на вопросы по ней.
Мышление:
- Подбирать логические пары предметов (гнездо — птица, молоток — гвоздь);
- Подбирать недостающий фрагмент картинки, объясняя свой выбор;
- Находить закономерности в логических цепочках;
- Определять последовательность событий;
- Складывать картинку из 12-15 частей.
Ребёнок должен уметь классифицировать и обобщать предметы. Тренируйтесь вместе выделять яблоко и апельсин во фрукты, отличать хищных животных от травоядных. Расскажите про гласные и согласные, анализируйте алфавит с этой точки зрения. Научите малыша считать, желательно до 100. Убедитесь, что он знает, где «право», а где «лево».
Уделите отдельное внимание развитию памяти. Это влияет на скорость мышления и здорово поможет ребёнку в первые годы школы
<<Лидген для статьи>>
Описание методики определения уровня школьной тревожности Филлипса
Британский психотерапевт Адам Филлипс в середине ХХ века, проведя несколько десятков наблюдений за школьниками разного возраста в классных коллективах, выдвинул теорию о том, что для формирования раскрепощённой и всесторонне развитой личности необходимо вовремя диагностировать тревожность и снизить её уровень. Состояние психики, при котором человек испытывает сильное волнение по незначительным поводам, наносит существенный урон самооценке и оказывает влияние на все стороны эмоционально-личностного развития. Особую актуальность тест приобретает для ребят младшего школьного возраста и учащихся 5–8 классов, ведь для адекватной социализации в кругу сверстников детям нужно принять и понять себя.
Школьная тревожность препятствует успешному обучению
В качестве стимульного материала автор предложил использовать вопросник, состоящий из 58 пунктов, требующих однозначного ответа: «да» или «нет». По итогам проведённого исследования с помощью методики Филлипса можно сделать вывод о степени тревожности ребёнка и характере её проявлений. Что касается последнего показателя, то тест помогает выявить следующие аспекты:
- эмоции малыша, которые связаны с разными формами участия в школьной и классной жизни в частности;
- стресс социального характера — состояние, которое связано с выстраиванием взаимосвязей со сверстниками;
- индифферентное отношение к личному успеху;
- боязнь показать свои умения и навыки на уроке, необходимости выступить перед всеми;
- ожидание негативной оценки со стороны окружающих;
- неспособность противостоять стрессу, что проявляется в нестандартной реакции на любые раздражающие факторы;
- неумение и нежелание строить отношения со взрослыми.
Стоит ли верить Human Design
«Дизайн человека — это новейшая система знаний об энергетическом устройстве человека, которая объясняет взаимосвязь нашего сознания с небесными телами Солнечной системы через структуру генетического кода. Система Дизайна человека являет собой синтез эзотерического наследия прошлого и различных областей современной науки» — описание, которое дается на сайте. Обещают, что, пройдя тест, вы узнаете свое предназначение.
Психоаналитик Александра Ершова считает, что к психологии Human Design не имеет никакого отношения, потому что психологические тесты оценивают и измеряют индивидуальные свойства и качества респондента (психофизиологические и личностные характеристики, способности, знания и навыки, состояния), а Human Design относит вас к одному из 12 профилей, определяя ваш профиль по месту, времени и дате вашего рождения. Как эти данные помогли в формировании мозга и, соответственно, личности, совершенно непонятно. Почему не время зачатия?
Как вы понимаете, о валидности и надежности теста говорить не приходится, потому что помимо фундаментальных наук, которые якобы лежат в основе концепции, корреляция проводится с индуистской системой чакр, западной астрологией, иудейской каббалой и китайской и-цзин, описанной в Великой книге перемен.
Самое возмутительное, что сторонники Human Design не несут ответственность за эмпирические данные, аргументируя, что сначала необходимо попробовать на себе. Проверка на себе не подразумевает грамотный научный эксперимент с контрольной группой. Соответственно, результаты будут абсолютно субъективны по отношению к каждому индивиду. Human Design — это верование, а не наука, да и никаких научных публикаций о ней нет.
Какой тест наиболее информативен в диагностике школьной тревожности?
Существуют несколько достаточно хороших и несложных опросников, помогающих определить уровень тревоги у ребенка. Наибольшей популярностью у школьных психологов пользуется методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.
Эта методика позволяет отследить проявления тревожности сразу по нескольким факторам.
Факторы тревожности, выделяемые опросником
- уровень общей тревожности, связанной со школой;
- наличие социального стресса (боязни общения со сверстниками);
- фрустрация в достижении успеха;
- боязнь самовыражения, непринятие себя;
- боязнь ситуации проверки знаний, умений, навыков;
- страх обмануть ожидания окружающих;
- проблемы и страхи в отношениях с педагогами и другими взрослыми, работающими в школе.
Процедура и тонкости диагностики с помощью опросника Филлипса
Опросник состоит из 58 вопросов. В инструкции указано, что их можно как предлагать для заполнения в виде бланков, так и зачитывать самому
Обязательно обратите внимание на сдедующие условия применения методики
Также, если у ребенка высокий уровень тревожности, он постесняется обратиться к вам даже не поняв инструкцию или смысл какого-либо вопроса теста.
Автором методики, как можно догадаться из названия, является Биман Н. Филлипс. Этот человек был математиком и физиком, который во второй половине своей карьеры педагога занялся изучением психологии.
Работая в Техасском университете, в его обязанности входило составление программ для школьных психологов. В основе этих программ лежали его собственные исследования, посвященные особенностям переживания стресса школьниками, студентами и преподавателями.
Особенности и ограничения методики
Ведь, согласитесь, американский школьник и русский школьник – это два совершенно разных ученика.
А, значит, и проявления тревожности, у них должны отличаться.
Также при зачитывании вопросов вы должны убедиться в том, что ребенок правильно понимает их смысл, а также готов отвечать честно, не стесняется сказать вам правду.
Сами вопросы, как и ключ к интерпретации данных вы без труда сможете найти в интернете, достаточно просто вбить в поисковике запрос «школьная тревожность Филлипса».
Рекомендации по использованию методики Филлипса: на что обратить внимание
Справедливости ради, необходимо сказать, что идеальных опросников не существует. В любом из них обязательно есть недостатки.
Главным из которых является риторический вопрос: кто и как интерпретирует утверждение тот, кто заполняет опросник. Ведь, имея совершенно разный жизненный опыт, уровень интеллекта и общего кругозора, любой человек при ответе на вопрос может иметь в виду совсем другое, чем подразумевает задание.
- Диагностика ребенка не должна проводится только с помощью теста-опросника.
- Результаты, полученные с помощью него, должны быть подтверждены рисуночными тестами или другими арт-терапевтическими методиками, наблюдением, беседами с родителями детей.
Только применяя какой-то опросник вместе с другими методиками, можно с доверием относится к результатам, полученным с его помощью.
А на сегодня все!
Наверное, после прочтения этой статьи, в вас поселилась нотка сомнения, а стоит ли вообще доверять психологическим тестам
На это я могу сказать, что самое важное – это все же родительская интуиция, знание особенностей своего ребенка
Тест СМИЛ, Л. Н. Собчик (MMPI): Инструкция.
Вам будет предъявлена целая серия разных утверждений. Оценивая каждое из них не тратьте много времени на раздумья. Наиболее естественна первая непосредственная реакция. Внимательно вчитывайтесь в текст, дочитывая до конца каждое утверждение и оценивая его как верное или неверное по отношению к Вам. Старайтесь отвечать искренно, иначе Ваши ответы будут распознаны как недостоверные и опрос придется повторить. Разбирайтесь с опросником как бы наедине с самим собой — «Какой я на самом деле?». Тогда Вам будет интересна интерпретация полученных данных. Она касается лишь особенностей Вашего темперамента и описывает Ваши устойчивые профессионально важные качества. Если Ваш ответ — «верно», то поставьте крестик в регистрационном листе над соответствующим опроснику номером. Если Ваш ответ — «неверно», то поставьте крестик под соответствующим номером
Обращайте внимание на утверждения с двойными отрицаниями ( например, «У меня никогда не было припадков с судорогами»: если не было, то Ваш ответ — «верно», и, наоборот, если это с Вами было, то ответ «неверно»). Некоторые утверждения в опроснике требуют от Вас — «Обведите номер данного утверждения кружочком»
В этом случае в регистрационном листе номер, соответствующий этому утверждению следует в регистрационном листе обвести кружочком (это те утверждения, которые в процессе стандартизации оказались балластными и не включаются в общий автоматизированный обсчет). Если некоторые утверждения вызывают большие сомнения, ориентируйтесь в Вашем ответе на то, что все-таки предположительно больше свойственно Вам. Если утверждение верно по отношению к Вам в одних ситуациях и неверно в других, то остановитесь на том ответе, который больше подходит в настоящий момент. Лишь в крайнем случае, если утверждение к Вам вообще не подходит, Вы можете номер этого утверждения на регистрационном листе обвести кружочком. Однако избыток кружочков в регистрационном листе также приведет к недостоверности результатов. Отвечая даже на достаточно интимные вопросы, не смущайтесь, так как Ваши ответы никто не станет читать и анализировать: вся обработка данных ведется автоматически. Экспериментатор не имеет доступа к конкретным ответам, получая результаты лишь в виде обобщенных показателей, которые могут оказаться интересными и полезными для Вас.
Диагностика мотивационной сферы
Для диагностики мотивации учебной деятельности применяют следующие методики:
- 1 класс — беседа о школе Нежновой (проводится только в индивидуальной форме)
- с 1 по 4 класс — анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой (проводится, как правило, в групповой форме)
- с 1 по 3 класс — методика «Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбурга и «Лесенка побуждений»Елфимовой
- 5 класс — Диагностика учебной мотивации Калинина Н.В., Лукьянова М.И.
- с 9 до 14 лет -методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению(модификация А.Д. Андреева)
- с 14 до 17 лет — методика Н.Ц. Бадмаевой (на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной)
Правила проведения
Оценку состояния школьников проводит психолог. В кабинете не должны присутствовать посторонние люди, а также учителя и классный руководитель.
Тестирование по методике Филипса может выполняться в нескольких формах:
- зачитывание высказываний группе школьников,
- раздача бланков с высказываниями группе для индивидуального письменного заполнения,
- зачитывание высказываний одному ребёнку, который письменно фиксирует ответы.
Оптимальный вариант проведения методической оценки — одиночное заполнение бланка школьником при зачитывании пунктов опросника психологом. Прочтение вслух некоторых высказываний из SAQ может привести к нежелательной реакции детей в группе.
Так, вопросы о месте ребёнка в классе, одежде, волнении у доски, высмеивании могут спровоцировать «смешки» в отношении какого-либо ученика, что негативно повлияет на его состояние.
В качестве примера такой ситуации может служить высказывание: «Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?» В ответ «активист» класса с задних рядов выкрикивает: «Иванов всегда нелепо выглядит!».
Весь класс смехом реагирует на шутку авторитетного мальчика. Объект шуток в этом момент испытывает серьёзное психологическое давление, а процедура тестирования лишь ухудшает его положение и состояние.
Перед началом тестирования детям объясняется цель его проведения: «Сейчас вы ответите на вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Отвечать нужно правдиво и честно. В тесте нет хороших или плохих ответов. Каждый ответ верный. Не нужно долго думать над вопросом».
В качестве бланка тестирования можно использовать обычный лист бумаги. На нём каждый школьник пишет свою фамилию и имя, возраст, класс. Каждое высказывание обозначается номером. Напротив номера высказывания ставится ответ:
- «плюс» — ребёнок согласен («да»),
- «минус» — не согласен («нет»).
Психологическая готовность
Это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Составляющие психологической готовности ребёнка к школе:
Личностная — самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе.
Волевая — заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим.
Тренируйте ребёнка быть усидчивым, заниматься задачей или игрой долгое время
Он должен понимать, что дела требуют планирования, и осознавать важность некоторых задач, например, чтобы сделать домашку, придётся отложить весёлую игру на потом
Подготовленный первоклассник не боится общаться с незнакомыми людьми — он способен ответить на чей-то вопрос и контактировать с будущими педагогами. Чтобы у ребёнка не возникало излишнего стеснения, скованности и страха отвечать, внушайте ему внутреннюю уверенность в том, что он молодец, вы гордитесь им и любите несмотря ни на что. На собеседовании при приёме в школу придётся отвечать на вопросы психолога, завуча, будущего классного руководителя. И хотя родитель будет рядом, непривычная обстановка добавит стресса.
Для тех, кто спешит получить знания, в Домашней школе Фоксфорда есть программа ускоренного обучения в начальной школе. За один учебный год ребёнок пройдёт 1 и 2 классы. Подробности о формате можно узнать здесь.
<<Блок перелинковки>>
Какие тесты используют психиатры
По словам психиатра центра психологии «Парабола» Инны Казачинской, она использует психологические тесты в своей практике, но не по протоколу, а просто включает вопросы в клиническое интервью для диагностики.
Казачинская использует в своей практике для диагностики состояния пациента шкалу тревоги и депрессии Гамильтона. Стоит отметить, что она заполняется не пациентом, а психиатром. Причем специалист не должен давить на клиента. Вопросы касаются состояния человека в течение последних нескольких дней или предыдущей недели. Если у специалиста возникают сомнения по поводу ответов клиента, он может подтвердить информацию у его родственников и друзей.
Для оценки позитивных и негативных симптомов шизофрении Казачинская использует шкалу PANSS (Positive and Negative Syndrome Scale). Ее называют королевой психиатрических шкал. Она позволяет проводить стандартизованную оценку различных векторов психопатологической симптоматики шизофрении, определять клинический профиль больного и прослеживать динамику состояния в процессе терапии.
Современная версия шкалы состоит из 33 признаков, оцениваемых по семи градациям выраженности, и позволяет вычислить:
- тяжесть продуктивной симптоматики по шкале позитивных синдромов (семь признаков);
- тяжесть негативной симптоматики по шкале негативных синдромов (семь признаков);
- композитный индекс (позитивная симптоматика минус негативная);
- выраженность других психических нарушений по общей психопатологической шкале (16 признаков);
- риск возможной агрессии (три дополнительных признака вместе с анамнестическими данными).
Основные задания, выполняемые ребенком при собеседовании у психолога
После устного тестирования, школьный психолог предлагает ребенку выполнить ряд заданий. Особой популярностью у специалистов пользуются такие задания:
Психолог просит малыша нарисовать на листе бумаги человека (здесь специалист будет оценивать местоположение рисунка на листе, толщину линий, насколько прорисованы детали рисунка: есть ли пальцы на руках, шея, волосы на голове, нос, глаза, брови на лице, уши).
Ребенку предлагают продолжить предложение: «Сейчас светло, значит…», «Утром мы завтракаем, а днем…» и т.д.
Специалист предлагает малышу сыграть в игру. Психолог задает вопросы, а малыш должен отвечать на них так, как захочет, но нельзя использовать «запрещенные» слова: «да» и «нет». Например, «Ты любишь играть?» (ребенок должен отвечать: я люблю играть), «Тебе нравится болеть?» (мне не нравится болеть) и т.д.
Задание на знание геометрических фигур включает в себя не только вопросы типа: «Какие геометрические фигуры ты знаешь?» и «Перечисли геометрические фигуры», но и выполнение теста на логику. На листе бумаги расположены в ряд геометрические фигуры с рисунком внутри, необходимо дорисовать пропущенные фигуры, а также нарисовать нужный рисунок внутри фигуры.
Психолог просит ребенка разложить карточки в такой последовательности, чтобы получился рассказ. Кроме того, ребенок должен озвучить свой рассказ.
Специалист называет ряд слов: лес, вода, хлеб и т.д. (всего 10 слов). Ребенок должен повторить все слова. Если ребенок не может их вспомнить, психолог повторяет слова, затем просит назвать их снова. Для прохождения этого задания ребенку дается три попытки.
Психолог раскладывает перед ребенком картинки (всего 10 шт.), просит малыша внимательно рассмотреть их и запомнить, а затем картинки убираются. Будущему первокласснику предлагают назвать все картинки, которые он вспомнит. При необходимости задание повторяется несколько раз.
Для выяснения математических способностей ребенку предлагают решить несложные математические примеры (на сложение и вычитание).
Мелкая моторика, аккуратность и способность к концентрации внимания проверяется путем просьбы вырезать картинку по линии.
Еще одно обязательное задание представляет собой тест с лишними картинками. Ребенку необходимо исключить лишний предмет из ряда карточек. Например, на карточке изображены животные: корова, коза, лошадь и кот. Требуется найти лишний предмет и объяснить свой выбор.
Психолог предлагает ребенку выполнить графический диктант на листе в клеточку. Специалист диктует маршрут движения от определенной точки: например, три клеточки вверх, одну – вниз, две – влево, три – вправо и т.д. Затем ребенок должен нарисовать полученный рисунок ниже, но таким образом, чтобы он смотрел в другую сторону.
Как видите, перечисленные выше вопросы и задания, направленные на определение готовности ребенка к школе, не такие уж и сложные. И любой мало-мальски подготовленный малыш может с легкостью пройти собеседование у школьного психолога. Главное, не волноваться, систематически заниматься подготовкой ребенка к школе (в том числе, используя упомянутые нами вопросы и задания), но при этом не ограничивать его готовыми ответами и шаблонами.
Специфика методики
Филлипс — психотерапевт из Великобритании, автор нескольких трудов, посвящённых психологическим и педагогическим проблемам стресса, беспокоящих состояний у школьников, учителей и родителей.
Он не только сформулировал понятие школьной тревожности, но и выделил отдельные её разновидности, которые отличаются исходя из источника формирования беспокоящих состояний. На основе сформулированной методологии были составлены тест и шкала оценки тревожных состояний.
Назначение
- Определение уровня школьной тревожности.
- Разграничение источников возникновения беспокоящих ситуаций.
- Изучение характера переживания тревоги в различных школьных ситуациях.
В рассматриваемой методологии Филлипса школьная тревожность занимает центральное место. Состояние имеет тесную привязку к школе, т. к. пространство обучения является источником его формирования.
По методологии Филлипса школьная тревожность (ШТ) — психологическое состояние ребёнка, выражающееся в переживании неприятных эмоций неопределённости, ожидания наступления нежелательных событий из-за незначительных поводов в школьной жизни, при взаимоотношении со сверстниками и учителями.
ШТ важна для оценки из-за высокой степени своего влияния на состояние ребёнка. Её наличие проявляется в следующих аспектах:
- физическое, психологическое и эмоциональное состояние,
- уровень успеваемости,
- характер общения со сверстниками и учителями,
- поведение в учебном заведении и за его пределами.
Факторы формирования тревожности
- Коммуникация со сверстниками в классе, другими детьми в школе.
- Взаимодействие со взрослыми людьми — учителями.
- Успешность деятельности в школе. Деятельность может быть учебной, творческой, спортивной и т. д.
- Самовыражение, позиционирование своего «Я» в окружении «Я» других детей.
- Социальная роль в коллективе.
Возрастная группа
Методика тревожности Филлипса зарекомендовала себя благодаря простоте проведения, проверки и обработки.
По своим функциональным возможностям она предназначена для оценки беспокоящих состояний детей младшего и среднего школьного возраста. Оптимальная возрастная группа для диагностики — дети от 7 до 14 лет.