Как по детскому рисунку понять, что ребенку не хватает похвалы, любви и силы

Как понять ребенка через его рисунки?

Расшифровка детского рисунка семьи

Можно расшифровать детский рисунок семьи и понять из этого, как он относится к любому члену семьи. Малышу нужно дать лист бумаги, карандаши или краски и попросить нарисовать своих родственников. Поскольку дети обычно любят рисовать, то малыш это задание выполнит с удовольствием. Дальше нужно будет применить знания детской психологии при расшифровке готового рисунка.
За процессом рисования полезно тихонько наблюдать. Рисунок семьи ребёнок обычно начинает с самого значимого и авторитетного для него человека. Если у всех нарисованных членов семьи малюсенькие фигурки, то это говорит об очень низкой самооценке автора. Если фигурки сгруппированы вверху листа, то это говорит о недовольстве малышом собственным статусом в семье, и он подсознательно хотел бы исправить положение. Если они помещены внизу листа, то у ребёнка слишком низкий уровень притязаний. Самый любимый член семьи не только рисуется первым, но и лучше остальных прорисовывается.
Расстояние между фигурками говорит о близости отношений в семье. Расположенные вплотную фигурки намекают на доверительные отношения, о том же говорит отсутствие между ними прочих предметов. Если фигурки обособлены или разделены предметами, заняты разными делами, то это говорит о разобщённости семьи и не слишком тёплых отношениях в ней.Интересно оценить также автопортрет малыша. Если он нарисовал себя ростом равным или даже выше, чем взрослые, то считает себя важным и особенным. Напротив, слишком сжатая фигурка говорит о чувстве униженности. Нарисованная шляпа сигнализирует о необходимости защиты. Плохо прорисованные черты лица намекают на закрытость, внутренняя агрессия прорывается в оскале рта, а страх выглядывает из больших глаз. Широко расставленные ноги означают уверенность ребёнка в себе, а о неуверенности можно судить по спрятанным в карманы или заложенным за спину рукам. Обычно дети не рисуют уши, но если эта деталь присутствует, то означает, что слова родителей важны для малыша и он прислушивается к ним.На детских рисунках очень часто присутствует солнце, символизирующее благополучие и тепло. Если же там есть фигура, загораживающая солнце для малыша, то такой человек в реальности может лишать ребёнка теплоты и комфорта. Если на рисунке есть множество бытовых предметов, то, скорее всего, родители нацелены больше на материальное благополучие, чем на духовное. Плохо, когда на рисунке отсутствует кто-либо из членов семьи, что говорит о неприязни или безразличии ребёнка к нему, а ещё хуже, если там нет самого малыша, то есть, он не чувствует себя нужным в семье. Если на семейном рисунке присутствуют посторонние люди, то это означает, что малыш стремится что-то поменять в семье. Самого нелюбимого члена семьи ребёнок нарисует прерывистыми резкими линиями, а всех любимых родственников изобразит боле тщательно, используя плавные линии.

Значение рисунков: анализ по размеру

Самооценку человека можно определить по размеру рисунка на листе бумаги, а не на каком-то не обозримом пространстве.

  • Большие рисунки – самооценка у человека высокая. Неестественность рисунка указывает на высокомерность и стремление к похвалам. Причина такого поведения кроется очень глубоко – в неуверенности не только в себе, но и в своих силах.
  • Рисунок, который занимает все свободное пространство говорить о неуверенности. Этот человек не может справиться со своей проблемой в реальной жизни, поэтому пытается полностью реализовать себя на бумаге и захватить все пространство. Этих людей называют экстравертами. Все эмоции они переносят на изображения и таким образом реализуют себя. Но только на бумаге.

    Большой

  • Маленькие рисунки указывают на интровертов. Эти люди зажаты, всего боятся, переживают по любому поводу, впадаю в панику. Им тяжело открыться другим, они чувствуют себя не очень комфортно в обществе других людей.

Наш опыт или Немного о том, как мы полюбили рисовать

Как я уже говорила, до рождения дочери я всегда была уверена в том, что рисовать не умею, и потому всячески избегала рисования. Признаться, это очень неудобно, когда не можешь при необходимости элементарную картинку изобразить, и потому мне очень хотелось, чтобы дочь избежала моей участи. Когда я заметила, что Таисия начала проявлять первые признаки осмысленного рисования, я стала активно предлагать ей изображение простых картинок – домиков, солнышек и т.п., искренне веруя в то, что подобными действиями я стимулирую развитие ее художественных навыков.

Иногда Тася, конечно, соглашалась, но чем дальше, тем больше она противилась шаблонным рисункам и упорно выводила каракули. Меня, как человека тогда еще ничего ведавшего о принципах свободного рисования с детьми, это очень расстраивало, и я приговаривала что-то вроде «Ну что ты все непонятности какие-то рисуешь, давай нарисуем то-то и то-то». В итоге Таисия стала вообще отказываться от рисования со словами «Не умею», «Не хочу».

И только когда дочери было 2 года 8 месяцев, мне, к счастью, попалась чудесная книга Марины Озервой «О детском рисовании», которая в корне переменила мое отношение к рисованию и указала на все мои ошибки. Помню, как вдохновленная идеями книги, я взяла на прогулку ведерко с мелками и предложила дочери нарисовать закалякушки, какие ей только заблагорассудится. На что она спросила меня: «Мама, а тебе понравится?». На меня как ушат холодной воды вылили. Как же мне тогда было стыдно! Ведь и правда, ограничивая ее в рисовании каракулей и предлагая свои заезженные шаблоны, я, по сути, критиковала ее творчество!

В общем, тогда-то и началась новая ступень в нашем совместном рисовании. Я напрочь убрала из творческих занятий изображение каких-либо образов и добавила много новых материалов и экспериментов. Мы рисовали ватой, губками, льдом, машинками и т.д. Одним словом, впустили творчество в нашу жизнь.

Признаюсь я, человек, всю жизнь, считавший себя нетворческим, загорелась так, что не остановить. У меня и у самой пропал страх перед чистым листом и боязнь «что не получится». А у Таси медленно, но верно вновь просыпалась творческая искра, данная каждому из нас от природы. Вот такой способ рисования придумала она сама (это специальные мелки для ванной):

Примечательно, что у Таси, которая ранее была приучена к рисованию шаблонного человечка (с туловищем, руками и ногами) после череды вот таких свободных занятий, стали появляться те самые , о которых так много говорят психологи. Для меня это стало лучшим сигналом того, что мы вступили на правильный путь.

Сейчас Таисии 4 года 8 месяцев, и я с уверенностью могу сказать, что больше всего дочь любит именно рисовать. Заберите у нее любую игрушку, она и не заметит, но если пропадет один из карандашей, то все, нет покоя всей семье

Завтрак принцессы, 4 года 8 мес

Я обязательно напишу статью (и, наверно, даже не одну) с различными вариантами нетрадиционного рисования с малышами

А пока благодарю за внимание и до скорой встречи. Подписывайтесь на обновления блога , Инстаграме,

Подписывайтесь на обновления блога , Инстаграме, .

Искренне ваша, Яна Разначенко

Задавайте открытые вопросы

Когда расспрашиваете ребенка о том, что он делает, вы показываете уважение к нему и его работе. А также узнаете все самое главное. Кроме того, ребенок приучится думать о том, что он делает. «Открытыми» я называю вопросы, которые не предлагают ответов и не заключают их в себе (это непедагогично, ведь вы спроецируете свои мысли на работу ребенка). Спросите, например: «Можешь рассказать мне о своем рисунке?».

Такие вопросы могут вызвать новый творческий процесс. Если ребенок ответит: «Это человек», вы сможете предложить варианты, которые помогут ему уточнить свою идею. Например, спросить, ребенок это или взрослый, мальчик или девочка, сколько лет этому человеку, о чем он думает. Что с ним случилось перед тем, как его нарисовали? Что будет дальше? И так далее. Таким образом вы стимулируете воображение своего ребенка.

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники

Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет

Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания

О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя

Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Что делать, если ребёнок не принимает ошибки

Если ребёнок не воспринимает свои ошибки — это не проблема. Родителям помогут несколько советов:

1. Не относитесь критично к своим ошибкам. Если в семье к малейшему промаху относятся очень критично, то и ребёнок не сможет адекватно анализировать свои ошибки.

2. Не обесценивайте чувства ребёнка. Только потому что для родителя они ничего не значат — не повод решать за малыша, что он должен чувствовать.

3. Общайтесь с ребёнком. Дайте ему выговориться и поделитесь своим опытом, но позвольте самому выбирать, что перенять себе из рассказа.

4. Помните, что каждый ошибается. Ошибки — это возможность роста и развития. Не стоит слишком критично относиться к неудачам, ведь без них человек никогда не научится чему-то новому.

Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Все дети ошибаются

Ошибки — часть любого обучения, поэтому важно научить ребёнка относиться к неудачам спокойно и принимать их как необходимый опыт. Репетиторы Тетрики знают, как заинтересовать учёбой, подтянуть школьную программу или подготовить малышей к школе

Они говорят: «Как же у вас ребёнок будет развиваться дальше, если вы никогда не исправляете его ошибки?»

Большинство учителей думает, что их главная задача — всегда критиковать, чем они и занимаются, и не только в отношении учёбы, но и в вопросах нравственности. Они считают, что в отношении подготовки ребёнка должен действовать принцип кнута и пряника. Если ребёнка надо награждать или наказывать, то, значит, у него отсутствует способность управлять собой, и тогда это должно стать функцией учителя. Но предположим, ребёнок сам начинает работать — тогда призы и наказания оказываются ненужными, они только оскорбляют свободу его духа. Поэтому в таких школах, как наша, выступающих в защиту спонтанного развития ребёнка и ставящих своей целью свободу ребёнка, очевидно, нет места призам и наказаниям. Более того, ребёнок, который находит себе занятие без принуждения, тем самым показывает, что они ему совершенно не важны.

Призы мы могли бы отменить без серьёзных протестов, потому что это, во-первых, экономия, во-вторых, это касается немногих детей и имеет место только один раз в году. Но наказания! Это совсем другая история. Наказания случаются каждый день. Что означает проверять тетради? Это значит, ставить там оценки от 0 до 10. Как может 0 помочь справиться с недостатками? Потом ещё учитель говорит: «Ты продолжаешь повторять одну и ту же ошибку. Ты не слушаешь, что я говорю. Ты так никогда не сможешь сдать экзамены!».

Все исправления, сделанные учительницей в письменной работе ребёнка, вся её брань оказывают лишь негативное влияние на его энергию и интересы. Если говорить ребёнку, что он непослушный или тупой, это только его унизит, обидит и оскорбит, но никоим образом не улучшит. Потому что, чтобы ребёнку перестать делать ошибки, для этого ему надо развить свои умения, а как он может это сделать, если помимо того, что он не соответствует стандарту, его ещё и лишают уверенности в себе? В старые времена учителя приделывали тупым детям ослиные уши и били по рукам за плохое письмо. Но если бы они даже пустили на ослиные уши всю бумагу в мире и разбили бы им руки в кровь, никаких свежих сил человеку это не принесло бы. Исправить неспособность могут только упражнение и опыт, и нужна длительная практика, чтобы обрести все необходимые навыки. Недисциплинированный ребёнок становится дисциплинированным благодаря работе в компании других, а не потому, что ему говорят, что он непослушный. Если вы говорите ученику, что он не может что-то сделать, он вполне может сказать в ответ: «А к чему тогда об этом говорить? Я это и сам вижу!».

Это не коррекция. Это констатация факта. Улучшение и исправление могут произойти только в том случае, если в течение длительного времени ребёнок практикуется добровольно. Правда, может так случиться, что ребёнок делает ошибку, не сознавая этого, но ведь и учитель может бессознательно ошибаться. К сожалению, обычно учителя думают, что они сами никогда не должны совершать ошибок из-за боязни показать плохой пример. Если учительница и совершает ошибку, она точно не признается в этом ребёнку. Её чувство собственного достоинства основывается на том, что она всегда права. Учитель должен быть безупречен. Однако это заблуждение надо отнести не только на счёт учителя. Виновата вся школьная система, которая, к сожалению, базируется на искажённой основе.

О чем говорят цвета

  • Желтый цвет говорит о непосредственности, оптимизме, положительных эмоциях. Но дети, выбирающие этот цвет, любят беспорядок и не могут самостоятельно принимать решения.
  • Зеленый выбирают малыши, которым недостает материнской любви. Они упрямы, настойчивы. не любят перемен.
  • Коричневые цвета чаще выражают отрицательные эмоции, физический дискомфорт. Это цвет преобладает и у больного малыша. 
  • Красный используют дети с большой силой воли и легковозбудимые. Они любят активные игры, непослушны, неусидчивы. Для таких детей важна похвала.
  • Фиолетовый цвет предпочитают малыши с богатой фантазией и хорошо развитой интуицией. Дети, выбирающие фиолетовые оттенки, артистичны и чувствительны. 
  • Черный выражает подавленность и протест.

Какие тесты родитель может провести сам?

Самый известный проективный тест для исследования бессознательного предложил американский клинический психолог Дж. Бук в 1948 году — «Дом — дерево — человек». Его модернизировал английский психолог Р. Бёрнс. Художнику предлагают изобразить на одном листе дом, дерево и человека. Когда рисунок готов, ребёнка просят пересказать сюжет картины. Если дети задают вопрос «А как надо?», уверенно отвечайте: «Рисуй, как хочешь, но не отклоняйся от задания». 

<<Форма семейного образования>>

Поговорим, как трактовать результаты теста. 

Посмотрите, как нарисован дом. Если он уютный и красивый, то ребёнок чувствует себя в семье безопасно. Насторожиться стоит, когда строение мрачное или разрушенное. Большой по сравнению с другими элементами дом говорит о том, что семья очень важна для художника, а маленький домик на заднем плане может символизировать чувство отстранённости от родителей. О внутренних конфликтах можно судить, если ребёнок перерисовывал дом, он зачёркнут, контуры неуверенные. 

Присмотритесь к ступенькам. Если они упираются в стену без дверей — это может говорить о внутреннем противоречии, из-за которого ребёнок закрывается от общения. В домике должны быть окна и двери. Если их нет, то малыш, возможно, замыкается от окружения. Большие замки на дверях говорят о недоверии к людям вокруг. Решётки на окнах — страх агрессии, чувство опасности или зависимости и несвободы. Крыша показывает фантазию ребёнка.

Сломанное дерево без листьев и корней говорит о депрессии или эмоциональном дискомфорте. Отсутствие корней — знак слабой связи с семьёй. Когда корни выглядят неестественно или дерево нарисовано отдельно от земли, можно предположить, что ребёнок не чувствует почву под ногами или дезориентирован. Если тщательно прорисована кора — возможны страх агрессии и потребность в защите.

Дупло, особенно детально прорисованное, может обозначать пережитую травму. Какое-то животное в дупле — призыв к защите и потребность в покое. Ветки отражают общительность. Густую крону рисует контактный художник. Когда ветки прижаты друг к другу или прорисованы схематично, двумя-тремя линиями, можно предположить некоторую отчуждённость. Скрытые листьями ветви — признак необщительности. Отсутствие кроны — символ того, что ребёнок плохо представляет своё будущее. Отсечённые ветви — психологическая травма или депрессия. 

При анализе фигуры человека важно оценить голову, руки, ноги и позу. О некоторых аспектах мы сказали уже выше, поэтому коротко опишем некоторые важные моменты. 

Обратите внимание на руки. Длинные руки изображают в основном амбициозные художники

Очень крупные руки говорят об импульсивности. Отсутствие руки может быть звоночком о травмах. Если ребёнок не нарисовал ладони, возможно, он не чувствует материнскую любовь. 

Немаловажно оценить и то, как стоит человек и что он делает. Бегущий человек может говорить о желании сбежать, возможно, на художника давит какая-то ситуация в семье

Стоящий в спокойной позе человек отражает внутреннее равновесие и безопасность. Расплывчатая фигура говорит о нежелании иметь что-то общее с окружающими. Например, такое может быть у подростка, у которого есть проблемы в общении со сверстниками. Тело в неестественном положении или в необычном пространстве указывает на напряжение.

Дома

Например, большое внимание к дверям показывает, что ребенок заинтересован в отношениях с другими людьми, в получении доступа к их вселенной. Детали, сделанные рядом с дверью, также раскрывают определенные вещи

Животное или забор возле дома указывает на необходимость большей защиты. Несколько окон говорят о том, что ребенок хочет, чтобы другие видели, что происходит в его доме. Открытая дверь отражает открытое, дружелюбное отношение.

Рисунки с хорошими пропорциями, четко очерченными деталями, тем более если лица улыбаются, выразительны, а части тела определенно очерчены и детали не пропущены, показывают, что ребенок любит работать, ему нравится учиться, он настойчив.

Неорганизованные рисунки, без структуры, когда объекты расположены беспорядочно, занимают неправильное место или кажутся нереальными, могут говорить о наличии дефицита внимания, а также импульсивности.

Интерпретация рисунков

Итак, рассмотрим рисунки вашего малыша более подробно. На стандартных детских рисунках обычно присутствуют дома, деревья, цветы, трава, насекомые, животные и люди.

Если на всех просмотренных вами рисунках вы нигде не обнаружили изображения человека, вам стоит задуматься. Возможно, у вашего малыша имеются некоторые проблемы в общении.

Если основную часть рисунков составляют агрессивные по виду животные или некие рогатые, зубастые, клыкастые существа – ваш ребенок явно напряжен или испытывает некоторую тревогу. Не стоит придавать значения лишь рисункам подобных героев из мультипликационных фильмов. Это говорит только о том, что он рисует то, что недавно видел.

Мальчики 6-7 лет часто рисуют воинов, оружие, динозавров или опасных змей, скорпионов и пауков. Повода для беспокойства здесь не ищите. Таким образом они приучают себя к мысли защитников слабых, готовят себя к роли мужчины в обществе. Это абсолютно соответствует их возрасту и полу.

То же самое можно сказать и про девочек этого возраста. Рисунки с принцессами, королевами, каретами, бантиками и цветочками говорят, что они в полной мере ощущают себя будущими женщинами, роль которых быть красивыми и привлекательными.

Особое внимание нужно обратить на то, чтобы все рисунки были, если можно так сказать, адекватными. Что это означает? Например, нарисован человек, но у него не хватает руки, ноги или голова расположена не в том месте, где должна быть. Быть может, ваш малыш еще слишком мал и не умеет передавать на бумаге то, что хочет

Но и не стоит исключать наличия некоторых проблем в его развитии. В любом случае сразу пугаться и паниковать не нужно, присмотритесь к его поведению и только потом делайте выводы

Быть может, ваш малыш еще слишком мал и не умеет передавать на бумаге то, что хочет. Но и не стоит исключать наличия некоторых проблем в его развитии. В любом случае сразу пугаться и паниковать не нужно, присмотритесь к его поведению и только потом делайте выводы.

Психология рисунка анализ. О чем расскажет рисунок?

Психологический анализ личности человека по его рисункам как метод профессиональной психологии возник в начале XX века. Тогда появились первые тесты, целью которых являлась диагностика разных аспектов личности по рисункам человека.

В наше время у психологов не возникает никаких сомнений в том, какое большое значение имеет рисунок в психологии, ведь именно рисунок является важнейшим источником знаний о психике человека.

Психологическая «расшифровка» рисунка дает качественное представление о личности взрослого человека, «подделать» или предугадать результат практически невозможно, ведь диагностика и интерпретация рисунка – сложный и многослойный процесс, в чем-то схожий с определением характера по почерку человека .

Доктор психологических наук, профессор Елена Потемкина в период с 1985 по 1995 годы провела масштабное психологическое исследование. Это анализ и интерпретация более 100 000 рисунков, которые были выполнены людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях.

Таким образом, профессору удалось составить общую модель анализа рисунка, с помощью которой стаёт возможна качественная диагностика и интерпретация особенностей психологии человека, определение его характера по рисунку.

В таблице представлены общие признаки, по которым можно определить отдельные особенности личности.

Общая модель анализа рисунка

Особенности рисунка Особенности личности
-Общий вид-пропорции-цвет-размеры-Расположение на странице-Состав линий-Построение композиции-Способ прорисовки-Наличие штриховки-Сила нажима -Степень его осмысленности -Самооценка и общая направленность личности-Степень интеллектуального развития-Особенности темперамента-Эмоциональное состояние-Развитие воображения и фантазии-Особенности мотивации-Особенности межличностных

Психологическая диагностика с помощью рисунка в психологии называется проективной диагностикой. Такое название объясняется тем, что в психологии рисунок является индивидуальной проекцией внутреннего мира человека, его характера и личностных особенностей. Тесты по рисункам человека психология называет проективными тестами или методиками, они имеют ключевое значение среди других методик.

Существует много интересных проективных методик, как например «Рисунок семьи» или тест «Несуществующее животное» , которые многое могут поведать о характере создателя рисунка.

О чем же конкретно говорят рисунки человека?

Вы узнаете об этом на примере интерпретации проективной методики «Автопортрет».

Безусловно, качественная диагностика должна совершаться профессиональным психологом с использованием широкого диапазона различных методов, но ведь мы с вами знаем, как интересно бывает самостоятельно «продиагностировать» себя и своих близких, узнать о себе и других нечто новое и интересное. На просторах интернета можно найти множество различных тестов, но уверенны ли вы в их подлинности и эффективности?

Именно поэтому вашему вниманию предлагается полное описание профессиональной проективной методики «Автопортрет» в адаптации американского исследователя Р. Бернса с дополнениями Е. Потемкиной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: