Шабашник. Учиться, чтобы наконец-то «выстрелить»
За 32 года Игорь так себя и не нашёл, зато везде попробовал. Как признаётся мужчина, он всегда хотел стать «звездой», а поэтому в 27 лет он ходил на курсы вокала, актёрского мастерства, танцы, несколько раз пытался попасть на «Фабрику звёзд», пробовал писать статьи для газет, а ещё научился отдельно множеству профессий.
Пока я ещё не стал известным, мне неважно, где работать. Вообще по профессии я инженер (этого хотели родители, и я не отказал), но это не моё
Я не ходил на пары вообще. Закончил на тройки и забыл. Я работал официантом, кассиром, грузчиком, барменом, консультантом в разных магазинах. Во многих компаниях я, конечно, проходил обучение, поэтому во многом разбираюсь. Могу и одежду подобрать человеку, и духи, и косметику, — рассказывает Игорь. — Однако долго я нигде не работал ещё. Просто не моё это. Я хочу заниматься творчеством, у меня есть талант, но никто не видит. Но я уверен, что ещё получится — меня заметят.
Игорь в этом был убеждён в 18 лет, и он искренне в это верит в свои 32. Стоит при этом сказать, что у мужчины нет семьи — он считает, что пока рано. «Да и всё не то».
Мужчина берётся за новое дело, но угасает так же быстро, как и воспылает к новому ремеслу. Игорь считает, что его «уникальность» должны сразу заметить, но этого не происходит ни на одной работе и ни на одних курсах. Его бывшие коллеги говорят, что «он — мальчик который не вырос».
По словам психиатра Михаила Виноградова, «маниакальное желание стать известным» связано с тем, что человек вовремя не «оторвался от семьи».
Раньше было понятие — психопаты, теперь их называют акцентуированными личностями. Здесь очевидно, что семья рекомендовала сыну выбрать определённый «правильный» путь, который не подошёл чаду. Немало известных певцов, музыкантов, художников нашли себя, потому что вовремя оторвались от семьи, от гнёта. Здесь так не получалось, — говорит Виноградов.
Почему так происходит?
Некоторые вещи в жизни мы начинаем понимать только после того, как прошли через определенные жизненные ситуации и получили необходимый опыт. Возможно, мы были слишком молоды и не имели нужных знаний и опыта, чтобы понять некоторые аспекты жизни, или не были готовы к определенным урокам, которые жизнь нам преподносила.
Кроме того, наше восприятие действительности и наша психологическая готовность к определенным урокам и знаниям может изменяться в зависимости от возраста, обстоятельств, нашей культурной среды и многих других факторов.
Важно понимать, что некоторые вещи в жизни мы начинаем понимать только после того, как столкнулись с ними лично или наблюдали за другими людьми, которые прошли через аналогичные ситуации. Каждый из нас имеет свой индивидуальный жизненный путь, свои уроки и опыт, и никто не может знать все сразу
Однако, важно помнить, что мы можем постоянно учиться и расти, осознавая свои ошибки и принимая новые знания и опыт. Не бойся быть открытым и готовым к новым урокам, даже если они могут оказаться трудными
В конечном итоге, это поможет нам стать более мудрыми, эмпатичными и успешными в жизни.
Почему люди продолжают учиться
Вполне нормальным для каждого человека считается наличие желания узнавать что-то новое. Если говорить о вечных студентах, то причин в таком случае может быть несколько, и все они могут относиться непосредственно к области психологии. Некоторые просто не могут или даже боятся покинуть свою зону комфорта и устроиться на работу.
Многие воспринимают работу в качестве рабского труда. Такое восприятие было заложено ещё много лет назад. Если же человек всё время будет учиться, то таким образом получится не просто объяснить, но ещё и оправдать собственные страхи и нежелание действовать.
Ещё одной распространенной причиной является поиск себя. Происходит процесс инфантилизации общества. Сейчас люди начали взрослеть намного позже, чем это фиксировалось ранее
За счёт этого люди получают дополнительную возможность уделять себе внимание, искать собственное предназначение или дольше определяться с профессией
Есть также люди, которым просто нравится процесс обучения. Наличие желания всё время учиться имеет прямое отношение к синдрому отличника. Такие студенты не имеют понятия, где они будут использовать полученные знания и навыки, но при этом они продолжают их получать и не могут остановиться. От процесса они могут получить не просто удовольствие, но ещё и моральное удовлетворение. Вскоре большая часть знаний забывается, если она не применяется на практике.
Встречаются также единичные случаи, когда причиной становится расстройство психического характера. Одновременно с этим не нужно ни в коем случае путать синдром вечного студента с тем, что человек просто хочет получить образование в более зрелом возрасте, когда он точно осознаёт, насколько необходимы ему те или иные знания.
На самом деле в длительном обучении нет ничего плохого, но нужно понимать, что это не позволит спрятаться от повседневных проблем. Нужно начинать действовать, используя полученные знания.
При любом обучении очень важно поддерживать мозг в тонусе. Этому способствуют когнитивные тренажёры Викиум
Стоит ли обращаться к психологу?
Если вы чувствуете, что не способны самостоятельно решить проблему, есть смысл обратиться к психологу. В отдельных случаях нежелание принять на себя ответственность за профессиональную самореализацию может проявиться в нежелании быть ответственным и за остальные жизненные сферы.
Стремление избегать ответственности может спровоцировать страх перед отношениями, мешающий создать собственную семью. Такой человек вряд ли будет готов добровольно взять на себя родительские обязанности и быть ответственным за своих детей.
Если инфантилизм проявляется не только в профессиональной, но и в личной сфере, здесь без психологической помощи точно не обойтись.
До сих пор мы говорили о втором типе вечных студентов. Но есть еще и те, которые никак не могут собраться с силами и просто закончить вуз, получив наконец-то вожделенный диплом. Им профессиональная помощь психолога тоже будет весьма кстати.
Давайте разберемся, почему эта категория вечных студентов никак не может завершить начатое? Этому обычно способствует целый ряд причин:
- в их жизни существует нечто, мешающее уделить достаточно времени учебному процессу (например, семейные неурядицы, сложное финансовое положение, вынуждающее много работать);
- недостаточная сила воли, предпочтение большую часть времени уделять личной жизни, насыщенной и интересной в отличие от принудительного просиживания за учебниками и конспектами, нервотрепки с экзаменами;
- отсутствие целеустремленности, приводящее к сомнениям в необходимости высшего образования в принципе;
- отсутствие уверенности, что он выбрал правильную специальность, приводящее к недостаточной мотивации в учебе;
- особенности темперамента и психического склада ума (флегматичность, заторможенные реакции, медлительность), мешающие успевать наравне с остальными студентами.
Квалифицированный психолог поможет разобраться в данной ситуации, найти причину затянувшегося процесса получения высшего образования. С его помощью вы сможете понять, свое ли место в вузе вы занимаете или вам лучше сменить профиль обучения. Он может предложить вам индивидуальный учебный график, подскажет, как организовать свое время, чтобы все успевать, как замотивировать себя на учебу.
Некоторым студентам помогает смена формы обучения. Так, индивидуальный график будет удобен при дистанционном образовании. Работу и учебу проще совмещать, переведясь с очного на заочный факультет.
Главное — вовремя обратиться за помощью. Если упустить момент, то стрессовая ситуация может привести к депрессивному состоянию, требующему медикаментозного лечения.
Человек всю жизнь за редким исключением чему-то учится. Такое желание надо только поощрять. Но при этом необходимо четко осознавать, где проходит та грань, которая разделяет реальную потребность в приобретении новых знаний для саморазвития и профессионального роста и желание спрятаться от решения насущных проблем взрослой жизни.
Если вы сомневаетесь в правильности выбора специальности, то стоит попробовать ее на вкус, чтобы убедиться, ошиблись вы или нет. Только тогда вы сможете обоснованно принять решение о необходимости получения еще одного высшего образования.
Комплекс отличника
Давно существует мнение, что люди, которые отлично учатся, достигают в жизни намного меньше, чем те, кому обучение даётся хуже.
И это уже было неоднократно доказано. Отличник – это тот человек, который всегда делает на отлично то, что ему поручили.
А вот троечник сто раз подумает над тем, как бы ему достичь цели, но при этом вложить минимум усилий.
Напрашивается вывод, что троечники могут хорошо мыслить логически, и поэтому хитрее и мудрее отличников.
Именно поэтому человек, который с отличием окончил школу, всегда будет стремиться ориентироваться в искусственной системе.
Ему нужно получить как можно больше образований, чтобы он мог гордиться этим.
А люди, которые меньше уделяли внимания обучению, склонны хорошо ориентироваться в реальной жизни. Поэтому им будет достаточно одного образования, чтобы приступить к работе.
Не хватает. Учиться, чтобы не чувствовать себя одиноким
Довольной жизнью, как может показаться сначала, Ольге — 34 года. Она работает в консалтинговой компании, получает больше 100 тысяч рублей в месяц и, живя в одиночестве, может все деньги тратить только на себя. Но она носит одежду из синтетики — что-то покупает в переходах метро, что-то на рынке, иногда в дешёвых магазинах. Она не ходит в рестораны и кафе (разве что в «Макдоналдс»), редко ездит за рубеж. Большая часть заработка уходит «на образование».
Ольга учится актёрскому мастерству, двум языкам, ходит на пилатес, гимнастику, йогу, секс-тренинги и курсы личностного роста. Все эти занятия она меняет, как перчатки, хотя хотела бы так переключаться с мужчины на мужчину.
Вся неделя женщины расписана: ещё до работы она может пойти в спортзал, а вечером — позвонить репетитору по чему-нибудь
Это неважно. Выходные вовсе превращаются в гонку: из дома Ольга выходит в 10-11 утра, а приходит спустя 8-9 часов
Её «всё устраивает». Ну, почти всё.
Женщина никогда не была замужем и у неё нет пока детей. Ольга убеждена, что с ней что-то не так, но если она будет всё уметь, то непременно станет кликабельней в Tinder и привлекательней на рынке невест.
В режиме нон-стоп курсов «учащаяся» уже шестой год. Слава богу, заработок позволяет. Однако на занятиях с мужчиной своей мечты она пока так и не познакомилась, а полученные навыки в консалтинге ей пока не пригодились.
Иногда Ольга сдаётся и плачет. Почти у всех подруг уже есть семьи, а потому развлекаться и забываться приходится самой.
Руководитель Центра экстренной психологической помощи Михаил Виноградов утверждает, что такие женщины не страдают от своих увлечений, они таким образом ищут мужчину и пытаются найти спутника и, как следствие, саму себя.
— Нужно либо найти мужчину, чтобы успокоиться, либо пойти к специалисту. Это, конечно, не болезнь, но идея, с которой можно так до старости проходить. При этом, как и в других случаях с вечными студентами, причину нужно искать в воспитании. Девушка не может определиться с выбором пути, отсюда неуверенность и невозможность создать семью.
Сексолог, психиатр Александр Полеев считает, что основополагающая причина постоянной «учёбы» — сексуальная неудовлетворенность. Если у человека есть постоянный любовник, то ему не нужно никак сублимировать.
— Это достаточно частая проблема молодых, неустроенных женщин (старше 27 лет). Несмотря на то что такие дамы образованны и хорошо зарабатывают, есть некие личные качества, которые мешают им устроить личную жизнь. И девушки рассчитывают, что курсы или тренинги в этом им как-нибудь помогут, — сказал Полеев. — Мой опыт говорит, что тренинги — это неплохо. Масса девочек, ранее «психологически неуклюжих», повышали таким образом самооценку, учились общаться и знакомиться.
Однако нужен психолог, который скажет, какой тренинг (психологический или нет) вам поможет. От женщин может исходить неуверенность, из-за чего мужчины после секса могут их сразу оставлять. Неинтересно, и вот тут надо сексологу разбираться — почему так, какие занятия нужны, в чём корень проблемы. Просто так постоянно что-то учить и забивать себе курсами голову не стоит — пустая трата денег.
Как рассказал член Гильдии маркетологов Андрей Милехин, целый сегмент курсов и тренингов рассчитан на «одинокую аудиторию».
— Это такая целевая группа. Причём, как правило, это люди, имеющие большой доход и свободное время. Речь идёт о курсах, связанных с личностным ростом, установлением межличностных отношений, тренингах, с помощью которых можно не просто приобрести знания, но и, возможно, новый социальный статус, — говорит Милехин. — Сейчас, благодаря прогрессу, у человечества появилось огромное количество пустого времени. А чем его заполнять — неясно (не было продумано это), поэтому мы начали заполнять его телевизором и Интернетом.
Откуда берется синдром вечного студента
Вечный студент не думает о том, куда он применит знания, он их копит впрок. Но мы должны понимать, что непрекращающееся желание учиться часто неподконтрольно студенту и в основе этого стремления лежат очень глубокие психологические процессы.
1. Страх выйти из зоны комфорта.
Многие из нас после окончания института испытывали страх перед будущим: «Куда идти работать? А вдруг никуда не возьмут? А образование я вообще какое нужно получил?» Для кого-то страх становился движущей силой и помогал доказать всему миру, что «я молодец».
Кто-то подходил к нему рационально и спокойно искал работу, осознавая, что все проходят через этот этап. А некоторых он буквально сковывал, заставляя оставаться дома и учиться снова и снова, чтобы не чувствовать свою никчемность. Ведь куда проще погрузиться в безопасную институтскую среду, чем обивать пороги компаний в поиске работы.
2. Комплекс неполноценности и глубокая неуверенность в себе.
«Я недостаточно умен / знаю». Такие мысли толкают человека снова открывать двери альма-матер и наполнять себя знаниями. В этот момент вечный студент совершенно не думает о том, что не мешало бы включить в свою жизнь и практику. Нет, его волнует исключительно то, что он может быть не так умен, как нужно. О том, что, возможно, его знаний достаточно, он тоже не размышляет. Собственно неуверенность в своих силах часто и не дает выйти из зоны комфорта.
3. Комплекс отличника или нехватки знаний.
«Я могу лучше! А вдруг знаний не хватит?!» И если комплекс неполноценности толкает учиться, чтобы доказать себе, что «я молодец», то комплекс отличника — это стремление объять необъятное и быть умнее всех. «Я уже умен, а буду еще умнее».
4. Непонимание своего призвания и отсутствие цели в жизни.
Немногие из нас, поступая в институт, четко понимали, чего они хотят. Более того, не всегда это понимание приходило и после его окончания. Но многие после института сразу окунаются в жизнь, плывут по течению и разбираются на ходу. Кто-то решает еще «поразбираться» и оказывается в лодке очередного студенчества. Бывает, что узнать свое призвание возможно, только начав заниматься реальной работой. Кстати, подробнее об этом можно почитать в нашей статье «Как найти призвание: 5 шагов к делу жизни».
5. Любовь к учебе.
Есть люди, которые любят учиться. Им нравится эта атмосфера студенчества, они получают удовольствие от нее. Но никакая учеба не должна мешать делать реальные шаги в жизни: строить карьеру, зарабатывать деньги, жить взрослой жизнью. Эта любовь не должна превратиться в болезнь и стать способом сбежать от жизни.
Как быть, если вы обнаружили у себя синдром вечного студента?
Вы точно уверены, что являетесь тем самым «вечным студентом», признаки которого мы подробно описывали выше? Возможно, вы учитесь не ради учебы как таковой, а для возможности применять полученные знания на практике? Людей, которым нравится учиться, очень много. Нужно уметь отделять одних от других. Но если вы четко осознаете, что ваши знания вам нужны только для того, чтобы ими похвастать при случае, равно как и полученными дипломами, то как минимум первый шаг на пути к исцелению вы уже сделали — признали свою проблему.
Второй шаг — это стремление избавиться от синдрома собственными силами. Если этого не сделать, то проблема может усугубиться, а это приведет к весьма нежелательным последствиям:
- Вас преследует страх выйти из зоны комфорта и столкнуться с неизвестностью, с вероятностью наделать ошибок и получить «неудовлетворительную оценку». Этот страх мешает вашему личностному росту. Вы словно бегаете по замкнутому кругу вместо того, чтобы перейти на следующий уровень и начать двигаться по спирали. Чем дольше это продолжается, тем сложнее будет сделать качественный рывок в своем развитии.
- Инфантилизм, опасение начать самостоятельную жизнь, в которой есть место ошибкам и разочарованиям, нежелание брать на себя ответственность могут вызвать навязчивые мысли, неврозы и прочие психические проблемы.
- Вы постоянно откладываете начало своей профессиональной карьеры и тем самым крадете у себя время, необходимое для успешной самореализации. Пока вы сомневаетесь в собственных способностях и силах, забивая голову не обязательными знаниями, ваши сверстники строят карьеру и добиваются успеха.
- Вы тратите драгоценное время на знания, которые вскоре забудутся, потому что им не нашлось практического применения в реальной жизни.
Научиться чему-либо по-настоящему можно, только выйдя за рамки комфортного существования, встречая трудности и преодолевая их, даже если это не всегда приводит к успеху. Любой приобретенный практический опыт полезен. Временная неудача — это лишь очередная ступенька на пути к успеху. Подобные уроки дают возможность развиваться как духовно, так и в профессиональном плане.
Применяя свой опыт и знания в реальных условиях, вы сможете понять, где у вас действительно имеются пробелы, которые необходимо закрыть дополнительным образованием.
Если не использовать теоретические знания на практике, то совершенно не имеет значения, много их у вас или мало. Они обретают смысл только будучи воплощенными в жизнь.
Невозможно научиться делать что-то идеально, углубляя только свои теоретические познания в этой области. Вы не научитесь это делать, пока не реализуете теорию на практике, не превратите знания в навыки и умения.
Обладать знаниями и уметь применить их в нужный момент — это далеко не одно и то же. Как бы глубоко ни была изучена теория, мастерство придет к вам только с практикой.
Любой работодатель согласится, что начинающий специалист, только что получивший диплом, не может быть профессионалом своего дела. Никто от него этого и не ждет. Поэтому вы никого не разочаруете. Преодолейте свой страх показаться некомпетентным, не бойтесь ошибок. Все великие люди пробовали, ошибались, и снова пробовали. Это единственно верный путь к успеху.
Деньги делают людей
Случаев, когда человек идет получать второе высшее образование сегодня не перечесть. Кто-то, отучившись несколько курсов на первой специальности, понял, что это не его, кто-то не смог найти работу, а кому-то интересно продолжить учебу просто для себя. «На юрфак я поступила спонтанно, — рассказывает мне моя бывшая однокурсница Катя Скубак, — подумала, даже если по специальности потом работать не пойду, в жизни всегда пригодится. Выбрала Институт коммерции и права на Таганке. Экзаменов сдавать не пришлось — все зачли из первого диплома. Это был последний год, когда набирали специалистов, так что меня отправили сразу на четвертый курс, это считается, как первый курс для второго высшего». Теперь пять дней в неделю Катя работает, а на выходных превращается в студентку.
Пожалуй, единственное условие, необходимое для поступления на второе высшее — наличие денег. Конечно, если вы заканчивали вуз по программе специалитета, у вас есть шанс поступить в магистратуру бесплатно, причем не только по своей специальности, но и по любой, где будет похожий перечень дисциплин. Однако мало кто решается связываться с новой волной экзаменов, гораздо проще пройти собеседование, на котором вам озвучат плату за учебный семестр. В зависимости от вуза цена колеблется от 40 до 100 тысяч рублей.
С ЕГЭ шутки плохи
Ни Катя, ни Андрей не столкнулись с главным препятствием абитуриентов на пути к светлому будущему — с ЕГЭ. Тем не менее, бывают случаи, когда сдавать его приходится не сразу после школьной скамьи, а вместе с собственными детьми. Это случилось и с Маргаритой Александровой. Сегодня ей 46 лет, женщина не скрывает своего возраста и очень гордится тем, что год назад снова стала студенткой.
«Так получилось, что первое образование я не закончила. Забеременела первым ребенком на последнем курсе, муж настоял, чтобы диплом отложила. Но, как это часто бывает, потом захлестнули заботы, появился второй ребенок, в общем, вуз я так и не закончила. Это не помешало мне найти работу и прожить вполне счастливую жизнь. Но чувство невыполненного долга меня не оставляло. Тогда я решила поступить в университет», — рассказывает Маргарита.
Естественно, никаких свидетельств, кроме академической справки, о том, что когда-то она почти закончила вуз, не осталось. Пришлось начинать с нуля. Поступать женщина решила в РГСУ (Российский государственный социологический университет). Маргарита выбрала направление «документоведение», и даже для вечернего факультета понадобилось сдавать ЕГЭ по русскому языку, истории и обществознанию. «Сдавали в специальном центре при вузе, готовилась вместе с младшим сыном, который заканчивал школу. Нанимали репетиторов и занимались каждый вечер. Конечно, мне все давалось сложнее — со времен школы все давно забыла. Но проходной балл набрала», — говорит Маргарита.
Сегодняшние вечные студенты, может, и успешнее тех, что были сто лет назад, а все-таки тоже романтики в душе. И нет им дела до того, что за одной партой с ними может оказаться кто-то вдвое младше, а друзья, услышав об очередной сессии, в очередной раз спросят: зачем все это? Главное для них — возможность продолжать узнавать новое и может быть, именно так бесконечно продлевать свою молодость.
Поиск своего истинного предназначения
После того как вы окончили вуз, необходимо определиться, кем вы хотите работать.
Важно понимать, удастся ли вам применять на практике полученные знания. Также перед человеком встаёт вопрос о размере заработной платы
Если он считает, что за такую работу платят мало, то постоянно будет недоволен своим рабочим местом.
Именно эти вопросы заставляют человека вновь возвращаться к обучению, а не искать для себя подходящую вакансию.
Очень много случаев, когда люди впадают в депрессию из-за того, что они не могут найти своё призвание.
К примеру, работают юристом, но мечтают стать медиком. Никогда не поздно осуществить свою мечту.
Да, многим из нас обучение даётся нелегко, но попробовать всё же стоит. Если вы, конечно, не хотите всю жизнь работать там, где вам не место.
Почему люди хотят беспрерывно учиться
Страх перед началом взрослой жизни
Некоторые студенты за время учебы в университете так и не становятся зрелыми, взрослыми личностями, продолжая оставаться «вчерашними школьниками». Чаще это происходит с теми, кто даже во время своего студенчества оставался под строгим родительским контролем.
Их инфантильность спровоцирована чрезмерной родительской опекой, подавлением стремления к самостоятельному принятию решений. Действуя якобы из благих намерений, родители полностью подавляют волю своего ребенка, навязывая ему выбор профессии, контролируя процесс учебы, обеспечивая бытовой комфорт.
В результате студент так и остается ребенком, не способным взвалить на свои плечи ответственность, которую он будет нести как член рабочего коллектива, он боится принимать ответственные решения в своей жизни. Ему гораздо комфортнее как можно дольше продлить свое «детство», чем начать действовать самостоятельно.
Комплекс отличника
Как ни странно, но жизненный опыт доказывает, что отличники, привыкшие дотошно выполнять указания учителя, в жизни добиваются гораздо меньших успехов, чем пресловутые троечники, которые не желают тратить свое время на изучение неинтересного им предмета. Из отличников получаются хорошие исполнители, а из продуманных троечников — предприниматели, которые точно знают, чего хотят, и чего не хотят в этой жизни.
В то время как практичному троечнику легко приспособиться к окружающей жизни и найти в ней свое место, отличнику проще оставаться в системе, где нужно послушно выполнять указания и получать за это хорошие отметки, продолжать делать то, что у него отлично получается еще со школы.
Человек продолжает учиться не ради конечного результата, связанного с применением полученных знаний в реальной жизни, а ради продления привычного и комфортного учебного процесса.
К этому же комплексу относится и перфекционизм.
Перфекционист — человек, который берется за дело только в том случае, если уверен, что сможет его выполнить идеально. Его девиз — «или идеально, лучше всех, или никак».
Отличники, привыкшие стремиться в выполнении учебных работ к идеалу, жутко боятся «сесть в лужу», начав применять теоретические знания на практике.
Они убеждают самих себя и окружающих, что еще недостаточно хорошо подготовлены к началу реальной деятельности. Заявляют, что им надо еще что-то выучить, в чем-то окончательно разобраться, чтобы стать квалифицированным специалистом, и уже тогда предлагать себя на рынке труда.
Перфекционисты могут бесконечно посещать самые разные курсы, семинары, вебинары. Они тратят уйму денег на онлайн-обучение, уверенные, что каждый тренинг непременно принесет им новые знания, но начать реально зарабатывать, используя их, так и не решаются.
Поиск своего предназначения
Заканчивая университет, выпускник должен найти свою нишу на рынке труда, ту область, где бы он мог применить полученные знания на практике, получая за это достойное материальное вознаграждение. В связи с этим его начинают мучить сомнения, сможет ли он не просто зарабатывать деньги, но и получать удовольствие от своей работы.
Придется ли выбранная работа ему по душе? Достаточно ли она перспективна? Является ли эта работа воплощением его планов на взрослую жизнь? Даст ли она необходимую свободу или поработит окончательно? Удастся ли ему устроиться туда, куда он хочет? Достаточно ли у него знаний, чтобы занять престижную должность?
А вдруг он ошибся с выбором специальности и тем самым закрыл перед собой другие, более подходящие ему возможности? Зачастую подобные муки выбора оттягивают принятие ответственного решения, и бывший студент решает еще немного поучиться, чтобы окончательно определиться со своим предназначением.
Текст Ефремов И.А об образовании
Осенью 1925 года я поступил в Академию наук лаборантом геологического музея.
Казалось бы, мне оставалось только закончить университет. На деле получилось совсем не так. Разнообразная деятельность лаборанта, сама наука так увлекли меня, что я часто засиживался в лаборатории до ночи. Все труднее становилось совмещать столь интенсивную работу с занятиями. К тому же с весны до глубокой осени приходилось бывать в экспедициях. Вскоре и совсем бросил занятия, не будучи в силах совмещать дальние экспедиции в Среднюю Азию и Сибирь, где я уже работал в качестве геолога, хотя и не имел еще диплома.
Мне посчастливилось быть в рядах тех геологов, которые открыли пути ко многим важным месторождениям полезных ископаемых. Эта трудная работа так увлекала нас, что мы забывали все. Забыл и я о своем учении.
Я то и дело «спотыкался», когда приходилось отстаивать свои взгляды, выставлять проекты новых исследований или «защищать» открытые месторождения. Наконец, мне стало ясно, что без высшего образования мне встретится слишком много досадных препятствий. Будучи уже квалифицированным геологом, я ходатайствовал о разрешении мне, в порядке исключения, окончить экстерном Ленинградский горный институт. Мне пошли навстречу, и в течение двух с половиной лет удалось, не прерывая работы, закончить его.
Сколько я каялся и бранил себя за то, что оставил учение и не довел его до конца раньше, когда у меня было еще мало обязательств, накоплено мало исследований, требовавших спешного завершения.
Сейчас, когда я, пожилой, много видевший ученый и писатель, смотрю в прошлое, мне ясно, что стремление и воля к знаниям не оставляли меня. Я пробивался к знаниям, чувствуя и понимая, какой огромный и широкий мир открывается передо мной в книгах, исследованиях, путешествиях. Но каковы бы ни были мои способности и желания, сделать доступным все духовное богатство мира могло лишь систематическое образование. Все это — школа и уроки, диктовки и задачи — было трудным препятствием, но и в то же время ключом, открывшим ворота в новое, интересное, прекрасное.
Мне повезло с учителями — на пути оказались хорошие, высокой души люди. Настоящие педагоги, сумевшие разглядеть в малообразованном, плохо воспитанном, подчас просто грубом мальчишке какие-то способности. Но мне думается, что если бы этого не случилось, то все равно я бы продолжал преодолевать все трудности учения. Воля, как и все остальное, требует закалки и упражнения. То, что казалось трудным вчера, становится легким сегодня, если не уступать минутной слабости, а бороться с собой шаг за шагом, экзамен за экзаменом.
Тренировка стойкости и воли приходит незаметно. Когда учишься ездить на автомашине, трудно справляться с ней и следить за дорогой, знаками, пешеходами. И вдруг вы перестаете замечать свои действия, машина становится послушной и не требующей напряженного внимания. Так и с трудностями жизни. Привычка к их преодолению приходит незаметно, учиться становится легко, только нельзя давать себе распускаться и жалобиться. Товарищи будут с уважением называть такого человека собранным, волевым, мужественным, а он будет удивляться: что такого в нем нашли особенного?
И если вы действительно стремитесь к знаниям, то не поддавайтесь слабости, никогда не отменяйте своего решения. Дорогу осиливает и ослабевший человек — пока он идет. Но, упав, ему будет трудно подняться, много труднее, чем продолжать идти!
По И.А. Ефремову
Как избавиться от синдрома вечного студента и начать жить
Первый шаг — осознание
Важно увидеть в себе человека, чересчур увлекшегося учебой. «Образование не может быть собственно целью», — сказал философ Ханс Георг Гадамер
А это значит, что нужно найти приложение этим знаниям. Необязательно ставить крест на учебе, но нужно отдавать себе отчет в том, где эти знания затем возможно применять. И делать это.
Часто вечные студенты не обращают внимания на другие сферы своей жизни. И обучение становится отдушиной
Мы можем посмотреть на свою жизнь и распределить внимание в равных долях. Найти интересное хобби, заняться спортом, устроить личную жизнь.
В зависимости от причин, лежащих в основе стремления учиться, нужно искать средства. Если нас на постоянную учебу толкают страхи и неуверенность в себе, значит, нужно обратиться к специалисту и решать эти проблемы. Если нам кажется, что непрерывное обучение поможет понять свое призвание, то можно попробовать пройти тесты профессиональной ориентации и раскопать то, к чему есть склонность.
Я и плотник, и юрист
Но бывают истории и заковыристее. Андрей Смоляков свой первый диплом получил еще в 2000-м году. С того момента он успел пополнить коллекцию еще двумя. Друзья уже привыкли к его вечному статусу студента, а сам Андрей сетует, что скидками по студенческому билету пользуются только дневники.
«Я уже привык быть студентом. Даже когда слышу «бедный студент» — неизменно ассоциирую с собой, несмотря на то, что мне уже за 30 и бедным меня не назовешь. Хотя от скидок в кино не отказался бы, — смеется Андрей. — Первое образование у меня филологическое. Когда поступал, мне казалось, что с таким дипломом смогу работать кем угодно, хоть учителем, хоть ученым. Почти так и получилось — работал я и учителем, и строителем, и продавцом, только до ученого дело не дошло. Через два года скитаний решил открыть свой бизнес: небольшой магазин стройматериалов, потом открыли целую сеть. Тогда стало понятно, что без юридического образования не обойтись. Так мною был получен второй диплом. А потом, когда дела пошли в гору, я просто вошел во вкус. Сразу после окончания юрфака пошел на истфак. Просто так, потому что всегда была интересна история России», — говорит Андрей.
По словам бизнесмена-студента, времени на учебу ему хватает, занятия проходят по субботам, а на время сессии он уходит в небольшой отпуск. «Кто-то любит на пляже отдыхать, а я вот люблю экзамены сдавать. Не жизнь, а поэзия», — снова отшучивается Андрей.
Поможет ли психолог в решении проблемы
Если вы не можете избавиться от проблемы самостоятельно, попробуйте обратиться к психологу. Чем раньше вы это сделаете, тем проще будет с ней справиться. В отдельных случаях страх перед принятием решения о начале взрослой жизни в плане профессиональной самореализации может перейти в страх перед несением ответственности и в других сферах.
Это может быть фобия перед серьезными отношениями и созданием семьи, перед возможностью стать родителем и нести ответственность за ребенка. Когда подобные проблемы проявляются в комплексе, работать над ними гораздо сложнее и уж точно не решить в одиночку.
Психолог наверняка окажется полезен и тем «вечным студентам», которые никак не могут доучиться до получения диплома. Тому, что студент растягивает первое высшее образование во времени, наверняка есть причины. Это могут быть:
- причины связанные с психическими процессами (замедленные реакции, флегматичный темперамент, не позволяющий укладываться в общепринятые рамки);
- неуверенность, что он занимает свое место в этом университете (не может понять, действительно ли он изучает то, чем хочет заниматься в дальнейшем);
- сомнения в том, что ему вообще нужно высшее образование;
- желание иметь больше времени на личную жизнь, стремление к свободе вместо просиживания долгих часов за скучными лекциями и занятиями, вечных недосыпаний из-за экзаменов;
- другие причины, мешающие посвятить больше времени качественной учебе (необходимость подрабатывать из-за тяжелого финансового положения, семейные проблемы).
В этом случае консультация грамотного психолога просто необходима. Он поможет разобраться, в правильном ли направлении вы двигаетесь. Благодаря ему вы поймете, что вам действительно необходимо и как это реализовать. Психолог может посоветовать индивидуальный график обучения, подходящий именно вам.
Возможно, есть смысл перевестись с очного отделения на заочное или даже онлайн-обучение. Если же не разобраться со своими проблемами вовремя, то из-за стресса и неуверенности в своем будущем может начаться длительная депрессия, требующая медицинского вмешательства.
Разумеется, желание всю жизнь чему-то учиться достойно всяческой похвалы, но надо во всем знать меру. Иногда очень трудно вовремя увидеть ту грань, где практическая необходимость новых знаний для саморазвития и самосовершенствования превращается в удобное убежище от решения реальных жизненных проблем.
Не бойтесь пробовать себя на профессиональном поприще. Если вы на практике убедитесь, что вы ошиблись с выбором, то решение о получении дополнительного образования будет в этом случае обоснованным, а не надуманным.