9 простых упражнений, которые повысят продуктивность мозга

Нейроны головного мозга: что это такое, где находятся, функции

Как управлять вниманием и научиться концентрироваться

Внимание — это направленность восприятия на объект изучения. Именно оно позволяет нам выбрать что-нибудь из всего разнообразия внешнего мира, сконцентрироваться на нем — и потерять из виду все остальное

Нейробиология пока не может ответить на вопрос, какой процесс более важен для направленного внимания: усиленная обработка мозгом сигналов от объекта, на котором мы сконцентрированы, или приглушение «шумов», — потому полезно понять, что есть что. В наших силах минимизировать именно «шумы», закрыв лишние вкладки браузера, выключив смартфон или найдя более уединенный столик в кафе. Улучшить концентрацию можно, только регулярно упражняясь в этом искусстве.

Корпоративный культ многозадачности приводит к тому, что мы уже считаем вполне естественным постоянно отвлекаться от предмета нашего изучения на десяток мессенджеров и соцсетей. Подразумевается, что человек может одновременно концентрироваться на нескольких процессах и быть в каждом из них одинаково эффективным. На самом деле это миф.

Для такого переключения необходимы время и ресурсы — и чем чаще и бессистемнее происходит эта перемена фокуса концентрации, тем сильнее утомляется мозг. Потому чем дольше вы работаете в режиме многозадачности — тем хуже результаты вашего труда.

Сегодня уже говорят о ситуативно обусловленном синдроме дефицита внимания, когда здоровые люди из-за того, что они постоянно отвлекаются, демонстрируют такие же симптомы, что и те, кто с рождения страдает СДВГ: неспособность сосредоточиться и довести дело до конца, повышенная утомляемость и раздражительность — а в итоге депрессивность и отсутствие веры в себя. Обычно приобретенный дефицит внимания корректируется расстановкой приоритетов и тренировкой однонаправленной концентрации. Последняя тоже отнимает довольно много сил и порой утомляет похлеще физических нагрузок, но всё же этот «скилл» можно «прокачать», причем не только с помощью медитации, но и регулярно выполняя специальные упражнения.

Принципы теории

Польский нейробиолог Е. Конорски в 1948 году в ходе исследований обнаружил, что импульсы, поступающие через синаптические контакты к нервной клетке, кроме инициации процесса возбуждения нейрона провоцируют пластические изменения, которые выражаются в структурно-функциональных преобразованиях стойкого характера.

В 1973 году ученые Т. Блисс и Т. Лемо доказали возможность усиления синаптических контактов с долговременным эффектом. В 1999 году ученые представили результаты исследований, подтверждающие способность элементов в составе нервной системы к регенерации, что послужило поводом для появления терминов нейропластичность и нейрогенез.

Считается, что нервная система способна к структурной перестройке, увеличению количества нервных клеток и формированию новых синапсов на протяжении всей жизни индивида. Под нейрогенезом понимают многоуровневый процесс трансформации нейробластов – предшественников нервных клеток, которые в дальнейшем проходят этапы дифференцировки, миграции, интеграции новых нейронов в общую сеть.

Способность аксонов, подвергшихся повреждению, регенерировать и образовывать новые контакты на уровне синапсов с возрастом ослабевает. Нейрон с поврежденным аксоном может атрофироваться и погибнуть. В случае регенерации и роста поврежденного аксона происходит реиннервация (повторная иннервация) периферической мишени, что приводит к восстановлению свойств и синаптических связей нервной клетки.

В рамках теории рассматривается понятие церебральный резерв, который зависит от исходного количества нейронов и образованных ими связей, особенности функционирования нейрональной сети, ее потенциал в контексте формирования новых синапсов, церебральных трактов и способов передачи нервных импульсов.

7. Продукты полезные для мозговой активности

Продукты с содержанием омега-3 — это одни из самых полезных продуктов для работы мозга. Омега-3 в первую очередь содержится в жирных сортах рыб, обитающих в холодных океанических водах (рыба выращенная на рыбных фермах не годится)
. Также много омега-3 содержится в печени трески, семенах льна, льняном масле, грецких орехах, кунжуте. Такой вид полиненасыщенных жирных кислот является профилактикой депрессии, нарушения памяти, инфарктов, инсультов, благотворно влияет на сердечнососудистую систему, улучшает состояние стенок кровеносных сосудов.

Ранее ученые заявляли, что нервные клетки не восстанавливаются. Теперь эскулапы добавляют: действительно, зачем им восстанавливаться, если на их месте рождаются новые? Как оказалось, человек может самостоятельно «наращивать» свой мозг и для этого нужно всего лишь желание. Как сообщают ученые, это возможно благодаря нейропластичности, особому свойству нашего мозга. Что такое нейропластичность и как она влияет на тело человека? Как тренировать нейропластичность и для чего это нужно?

Как запомнить материал и потом найти его в памяти

Знания в мозге не хранятся в отдельном месте, как драгоценности в шкатулке. Более того, попадая к нам в голову, они теряют свою целостность и как бы по битам растаскиваются по ассоциативным зонам, существуя в полуразобранном состоянии в виде нейронных сетей.

Именно эта особенность нашего мозга лежит в основе всех мнемонических приемов — например, несвязанная последовательность слов запоминается гораздо хуже, чем их цепочка, в которой они объединены в какую-нибудь историю. По тому же принципу работает метод систематизации данных в виде блок-схем и таблиц: информация графически дублируется, и расположение геометрических объектов позволяет подключить визуальные ассоциации для запоминания отношений между абстрактными понятиями.

Связывание нейронов — важнейший этап запоминания, а потому лучший способ удержать в голове какой-либо факт — «соединить» его ассоциативным мостиком с другим, хорошо вам известным и часто используемым. Такие сведения с большей вероятностью останутся у вас в памяти, нежели бесхозные, ни с чем не связанные (их мы часто называем «бесполезными»). Это еще одно свойство нейропластичности: то, что не используется мозгом, исчезает из него вместе с нейронными путями.

Принципы упражнений для развития мозга

Основополагающим принципом упражнений нейробики является использование всех имеющихся у человека пяти чувств

Важно, чтобы данные нам природой чувства использовались в непривычных сочетаниях, самым неожиданным образом. Это позволяет мозгу создавать новые ассоциативные связи между видами получаемой информации, что, в свою очередь, способствует его развитию

Одна

по-новому выполнять привычные и рутинные действия

Повторимся, что заниматься гимнастикой для развития мозга полезно в любом возрасте. Для выполнения упражнений нейробики не требуется специальной подготовки. Тренировками можно заниматься в дома и на работе, во время прогулок и при приеме пищи.

Польза гимнастики для мозга

Почему же родители по всему миру всё чаще обращаются к нейрогимнастике? Дело в том, что упражнения для мозга позволяют решить множество задач, связанных не только с работой мозга в целом, но и с когнитивными способностями. 

В частности, нейрогимнастика помогает детям:

  • стимулировать развитие мыслительной деятельности;
  • улучшить память и развить способности к быстрому воспроизведению информации;
  • снизить утомляемость на занятиях и уроках, повысить работоспособность;
  • улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;
  • развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений;
  • укрепить вестибулярный аппарат;
  • развить подвижность плечевого пояса;
  • снять стресс и напряжение;
  • предотвратить нарушения, связанные с восприятием пространства и времени.

Нейрогимнастика помогает ребёнку не только в школе, когда детский мозг находится в активной работе. Выполненные упражнения благоприятно скажутся и во взрослой жизни, когда человеку придётся работать на компьютере, водить автомобиль или управлять иным транспортным средством, использовать различные приборы или механизмы.

Солнечные ванны

Все прекрасно знают, что существуют вещества, стимулирующие работу мозга. Но не стоит думать, что все эти вещества запрещены законом или наносят вред нашему организму.

Прежде всего, набраться сил вашему мозгу помогут витамины. Американские исследователи из Национального Института Психического Здоровья доказали удивительную эффективность витамина D. Он ускоряет рост нервных тканей мозга.

Витамин D положительно влияет именно на лобные доли, которые отвечают в том числе за память, обработку и анализ информации. К сожалению, анализы доказали, что большинству взрослых людей сегодня не хватает витамина D. Между тем, получить нужную дозу не так уж сложно: витамин D вырабатывает наш организм под воздействием солнечных лучей. На крайний случай подойдет и солярий.

Какие упражнения делать для развития мозга?

На программах коуча, эксперта-аналитика Татьяны Гогуадзе дети и их родители преимущественно выполняют психофизические упражнения. Они не только обеспечивают более эффективную связь тела и мозга, но и помогают одновременно улучшить почерк, навыки чтения и справиться с другими трудностями в обучении.

К базовым упражнениям, которые рекомендованы всем школьникам и которые могут выполнять все дети, относятся:

Перекаты

Простое упражнение для мозжечковой стимуляции, преодоления раскоординированности тела, моторных трудностей и слабой концентрации внимания.

«Тучка-Солнышко»

Упражнение помогает преодолеть рассогласованность в работе мозга, выработать выносливость к монотонной нагрузке, улучшить иннервацию пальцев рук и технику захвата ручки/карандаша при выполнении письменных работ.

«Бой мяча»

Эффективное психофизическое упражнение для мозга и тела. Развивает зрительно-моторную координацию, учит ребёнка переключаться, повышает концентрацию внимания, регулирует психику, снимает тонус с запястий.

Какие ещё нужно выполнять физические упражнения для мозга и почему нужно отдавать предпочтение циклической физической нагрузке, более подробно изложено в этом материале.

Улучшить работу мозга легко! И для этого достаточно начать выполнять вышеперечисленные физические упражнения. На программах Татьяны Гогуадзе дети всего за 14 дней кардинально меняются: у них появляется мотивация учиться, улучшается психоэмоциональное состояние, решаются проблемы с чтением и письмом.

Записывайтесь на программы «Mind-ретрит», «Успешный Старт» или выбирайте услугу «Онлайн-сопровождение» – и вы сможете сами убедиться в том, как может быстро измениться ваш ребёнок в лучшую сторону.

Чем питаются нейроны головного мозга?

Распределение «богатства» — Общеизвестно, что для нормального функционирования всех органов нашего тела необходима энергия. Бόльшую часть энергии при обычном рационе человек получает путем превращения поступающих в организм углеводов в глюкозу и разложения последней до углекислого газа и воды, что сопровождается запасанием необходимой для нас энергии в виде аденозинтрифосфатов ( АТФ ) или других макроэнергетических соединений,

Каким же образом осуществляется распределение полученного организмом «богатства» в виде источников энергии — согласно законам социализма (равное количество для каждого) или капитализма? Оказалось, что даже в условиях нашего организма запасы энергии расходуются среди всех органов неравномерно. И здесь это распределение скорее напоминает разделение «по заслугам».

Обычно мозг использует до 50% всей глюкозы, поступающей из печени в кровь, что соответствует примерно 100 граммам глюкозы в день. Не так уж мало для мозга, вес которого равен приблизительно двум процентам от массы всего тела. Установление ведущей роли мозга в потреблении энергетических запасов легло в основу теории «эгоистичного мозга» ( «selfish brain» theory ),

Такое интенсивное расходование энергии мозгом обусловлено, с одной стороны, большими затратами общей энергии клеток на генерацию трансмембранных ионных градиентов и нервных импульсов, а с другой — на ведение «домашнего хозяйства»: процесса, обеспечивающего целостность и нормальное функционирование клеток мозга.

Соотношение между этими двумя процессами оценивается как 2:1, Самое активное участие в энергозависимых процессах мозга принимают две группы клеток — нейроны и астроциты.

Восстановление утраченной связи между полушариями головного мозга

Здоровый человек — это целостная личность, и в нём гармонично сочетаются два разных типа мышления. Они, взаимно дополняющие друг друга, обеспечивают естественную интеграцию человека в сложный и многомерный мир. За целостное восприятие многозначного мира и за основанное на этом восприятии поведение ответственно правое полушарие. Левое полушарие — это база абстрактного мышления, которая ищет и находит в этом мире гармонию причин и следствий. И если связь между полушариями нарушается, тогда возможности нашего мозга не используются в полную силу. Полноценное взаимодействие предполагает согласованную и уравновешенную работу обоих полушарий.

Каждый человек рождается с огромным количеством мозговых клеток. И все зависит от нейронных связей. Но оказалось, что наше умственное развитие, творческие способности, умения, навыки и т.д. зависят не от количества нейронов, образующих наш мозг, а от количества нейронных связей, которые эти клеточки смогли образовать между собой. Около 7—9% нейронных связей образуются автоматически без нашего участия и отвечают, как правило, за физиологические процессы (дыхание, пищеварение, кровообращение, движение и т.д.). Нейроны, которые учувствуют в энергетических процессах организма для связи и управления, составляют намного большее количество, но чтобы их задействовать, их нужно активировать. Да, вы правильно поняли, эти нейроны существуют, но, как бы не включены, поэтому их нужно включить или активировать. В дальнейшем сам процесс такого включения буду называть активацией.

Изучение языков

Изучение второго языка в детстве дает преимущества на всю жизнь. Это отличная «подпитка для мозгов», которая улучшает мышление и память. Исследования показали, что двуязычные школьники обладают большими способностями в запоминании и усвоении информации, чем их одноязычные одноклассники.
Согласно результатам исследования, опубликованным в издании NeuroImage – изучение языков способствует росту гиппокампа.

Это часть лимбической системы головного мозга, которая отвечает за эмоции и память. Изучение иностранных языков в пожилом возрасте помогает отстрочить деменцию памяти и сократить вероятность болезни Альцгеймера.

Как создать прочную связь?

Формирование ПРОЧНОЙ новой нейронной связи возможно в двух случаях:

  • путем многократных регулярных повторений нового навыка
  • МОМЕНТАЛЬНО через ЯРКУЮ ЭМОЦИЮ

Этим, в том числе, объясняется влияние психотравматического опыта в детстве на жизнь взрослого человека.

Например, высмеянный воспитателем в саду пластилиновый грач может отрубить желание творчески проявлять себя на всю жизнь.

Поэтому в процессе работы с клиентом психологу необходимо «заходить» и через яркие эмоции, и закреплять наработанное на поведенческом уровне многократно. Ибо задача: ВЫРАБОТАТЬ НОВЫЕ АВТОМАТИЗМЫ (читай: новые прочные нейронные цепи).

Чем она полезна

Как же применять нейропластичность в повседневной рабочей жизни? Представьте, что ваш мозг — огромная энергосистема. Каждый раз, когда вы думаете, чувствуете или делаете что-либо, активизируются миллионы связей.

Нейропластичность предполагает построение новых связей и в то же время укрепление существующих. Это помогает не только быстрее обрабатывать информацию, но и предотвращать умственное переутомление. А значит, вы будете испытывать меньше стресса и реже совершать ошибки.

«Посмотрите на мозг как на мышцу», — предлагает доктор Линда Шоу, психолог и когнитивный нейробиолог, а также член Королевского сообщества и научный сотрудник Британского психологического сообщества. Она считает, что, подобно работе над мышцами, правильная и регулярная тренировка мозга делает его сильнее.

По словам экспертов, нейропластичность приносит еще большую пользу во время удаленной работы, поскольку смена обстановки требует выработки новых привычек и ритуалов. Доктор Шоу считает, что начальникам следует стимулировать адаптацию сотрудников инновационными и креативными способами.

Физическая активность

Аэробные упражнения, такие как бег, гимнастика, йога, способствуют нейропластичности и улучшению обучаемости, из-за усиления притока крови к мозгу. Пожилые люди, ведущие малоподвижный образ жизни, которые занимаются аэробными упражнениями, могут задержать сокращение префронтальной коры, области, максимально чувствительной к возрастному объемному уменьшению. Исследование, опубликованное в журнале Journal of Alzheimer’s Disease, показало, что регулярные аэробные упражнения могут увеличить объем мозга в областях, связанных с памятью и когнитивными функциями.Исследование из Journal of Clinical Psychiatry свидетельствует, что физические упражнения уменьшают симптомы депрессии и тревоги, негативно влияющие на работу мозга.

Лечение после алкоголизма, после инсульта, после ковид

Причины отказа нейронов и их связей все те же, что и описаны выше: недостаток кровоснабжения. Вызвано это может быть закупоркой сосудов (капилляров) или еще каким-то способом, но факт остается фактом. Нейрон не может накапливать питательные вещества и кислород, потому если они к нему не поступают, он умирает. Тут все зависит, насколько обширная зона страдает. И чем она больше, тем опаснее. Но даже при обширном инсульте быстро приняв необходимые меры, можно полностью восстановить функционал мозга.

В любом случае заниматься медикаментозным самолечением не советую. Именно по этой причине не буду здесь что либо рекомендовать. Еще потому, что сам я не являюсь медиком и не имею соответствующего образования. Сам я стараюсь избегать применения фармацевтики. За исключением экстренных случаев. Кода дело совсем плохо, западная медицина придет на помощь. В подобных случаях лучше обратиться к врачу.

Что касается применения витаминов, о которых я писал выше, то если они натуральные, их можно применять самостоятельно, водорастворимые постоянно, жирорастворимые курсами.  Но лучше проконсультироваться у специалиста. Все случаи индивидуальны.

А вот что мы можем сделать самостоятельно, так это заняться восстановлением нейронных связей головного мозга путем его прокачки, тренировки и поддержки в тонусе.

Упражнения для детей

  1. Непривычное рисование.Одновременно правой и левой рукой рисовать одинаковые рисунки.

Что дает: развивает моторику, улучшает пространственное восприятие, синхронизирует полушария мозга.

  1. Кулак – ребро – ладонь.Выполнить поочередно 3 движения: сжать ладонь в кулак, поставить ребром на стол, положить ладонью вниз. Сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно.

Что дает: активизирует процессы чтения и письма, повышает концентрацию, улучшает мыслительные процессы.

  1. Восьмерки.Рисовать в воздухе перед собой восьмерки – от центра по часовой стрелке, а потом против. Следить за движениями только глазами, не поворачивая голову.

Что дает: активизирует мыслительные процессы, снимает лишнее напряжение, подготавливает к восприятию визуальной информации.

  1. Слон.Стоя, немного согнуть колени, наклонить голову к плечу, вытянуть руку вперед и рисовать ею в воздухе восьмерки – от центра против часовой стрелки. Выполнить поочередно каждой рукой.

Что дает: запускает мыслительные процессы, активизирует творческое мышление.

  1. Кнопки мозга. Стоя массировать одной рукой область возле пупка, а другой – углубление под ключицей.

Что дает: помогает проснуться, подготавливает мозг к усвоению информации, уравновешивает вестибулярный аппарат.

Нейрогимнастика очень проста и доступна – упражнения можно выполнять в любое время, выделяя на это хотя бы несколько минут. Но если вы хотите подойти к развитию ребенка еще серьезнее, запишите его на занятия по ментальной арифметике. Они направлены как раз на активизацию и синхронизацию правого и левого полушарий мозга, повышают интеллектуальный уровень ребенка и улучшают его умственные способности.

Как подготовить мозг к тренировкам

Так же, как спортсмены готовят своё тело к физическим упражнениям, мозг человека нужно подготовить для интеллектуального развития. Для этого достаточно помнить и следовать трём условиям, которые помогут сделать мозг пластичным и готовым к усвоению и переработке нового материала. Они помогут вам и вашим детям тренировать свой мозг.

  1. Высокая физическая активность. Если вы постоянно находитесь в сидячем или лежачем положении, то у вас есть риск появления гиподинамии. Из-за этого жирные кислоты, которые находятся в вашем организме, не расщепляются. К тому же из-за недостатка движения нарушается кровообращение. А из-за этого в мозг может поступать недостаточное количество кислорода, что ухудшит его работу.
  2. Употребление фосфатов и углеводов. Обязательно нужно есть продукты, которые включают в себя фосфор (тыква, соевые бобы, орехи, фасоль, плавленый сыр) и полезные углеводы (рис, кукурузные хлопья, макароны, кефир, рыба, креветки).
  3. Обильное питьё. Приучите ребенка пить много воды. Она очищает организм от токсинов, а также помогает поддерживать нейронные связи, тем самым обеспечивая развитие когнитивного мышления.

Развитие левого полушария

Левое полушарие отвечает за логическое, рациональное мышление и в силу нашего стиля жизни доминирует практически у всех людей, за исключением левшей. Система образования построена на развитии именно левого полушария, то есть необходимые навыки ребенок получает уже в школе. Но есть несколько способов, как быстрее развить левое полушарие:

  • ежедневно решать математические задачи разной сложности;
  • тренироваться в задачках на логику и смекалку;
  • разгадывать ребусы, кроссворды, шарады и т. д.

Развитие правого полушария

Установлено, что правое полушарие, отвечающее за творческое и образное мышление, доминирует у людей с рождения. Однако в процессе обучения происходит перекос в сторону левого полушария, которое постепенно подавляет правое. У левшей правая часть мозга все равно остается доминирующей, но вот другим детям полезно узнать, как развить правое полушарие:

  • посещать творческие мероприятия (выставки, музеи, галереи и т. д.);
  • сочинять стихотворения или рассказы;
  • задействовать левую руку при выполнении привычных действий;
  • визуализировать различные образы;
  • воспроизводить в уме знакомые звуки, запахи, ощущения.

Но главное условие всестороннего развития ребенка – тренировка и налаживание связи между полушариями. Для этого и нужны нейрогимнастические упражнения. Наибольший эффект от их выполнения наблюдается у детей от 7 до 12 лет – в этом возрасте они наиболее активны и любознательны.

Нейронная теория строения мозга

Нейронная теория предполагает, что у ЦНС клеточное строение. Клетки нервной ткани – нейроны, являются структурно-функциональными элементами центральной системы. В зависимости от того, где именно в нервной системе находятся нейроны, они выполняют разные функции. Мозг – высокоорганизованный орган.

Командные клетки управляют исполнительными клетками. Нервная деятельность представляет собой результат взаимодействия между элементами системы. Нейроны, образующие головной мозг – это такие элементы системы, которые организуют реакции в ответ на раздражения, что обуславливает появление стандартных рефлексов.

Что ещё сделать для поддержания здоровья мозга

Гуляйте (особенно по пересеченной местности!). Прогуляйтесь по неровным дорогам — так вы по-настоящему взбодрите мозг

Регулярное преодоление пересеченной местности улучшает пространственную ориентацию, внимание и память.
Откажитесь от социальных сетей в пользу личного общения. Живое общение стимулирует выработку гормонов радости и поддерживает когнитивное здоровье в целом

Чаще встречайтесь с друзьями!
Путешествуйте. Поездки в незнакомые места заставляют мозг активно анализировать и принимать решения. Ученые полагают, что путешествия даже могут стать профилактикой болезни Альцгеймера.
Задействуйте неведущую руку. Чистите зубы или обедайте, используя левую руку, если вы правша. Этот процесс увеличит количество нейронных связей и улучшит синхронность полушарий.
Ешьте больше фруктов и овощей: они богаты антиоксидантами и витаминами, которые защищают мозг от старения.
Читайте книги. Чтение — еще один приятный способ поддержать работу мозга. И речь не об обучающих книгах. Ученые говорят, что эмпатию и воображение развивает именно художественная литература.
Пейте больше зеленого чая. Он поддерживает рабочую память, которая связана с временным хранением информации, построением рассуждений и принятием решений. Комбинация кофеина и L-теанина в чае помогает успокоиться, улучшает внимание и другие способности мозга. 

Заключение

Лишь недавно нейрофизиологи начали серьезно относиться к нейрогенезу у взрослых. С 1998 года, когда было проведено исследование, подтвердившее способность взрослых людей регенерировать клетки мозга, каждый год появляются новые, революционные открытия в области нейрогенеза.

И с этими новыми, революционными открытиями появляются новые, перспективные ноотропные соединения, которые усиливают естественные процессы мозгового строительства с помощью умной, питательной для мозга биоактивности.

В заключение следует отметить, что правильные ноотропы, в дополнение к общему здоровому образу жизни мозга (с аэробикой), помогают вам вырастить новые клетки мозга, одновременно поддерживая здоровье и когнитивные способности мозга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: