Сюжет и основные мотивы
«Когда деревья были большими» – фильм о настоящей дружбе и силе человеческих отношений. Главным героем истории является Брюс, подросток, который переезжает вместе с отцом в новый город. На новом месте Брюс знакомится с Райаном, у которого есть своя проблема – он страдает от болезни Ходжкина и ему осталось всего несколько месяцев жизни.
Не смотря на разницу в характере, Райан и Брюс становятся лучшими друзьями. Они проводят все время вместе, делятся своими взглядами на жизнь, а также проходят через различные испытания, заставляющие их оценивать свою дружбу по истинной цене. Вот лишь несколько мотивов, которые делают этот фильм особенным:
- Проблема болезни, которую переживает Райан, является мотивом, который раскрывает значение настоящей дружбы.
- Поиск истины о самом себе – это еще один мотив, который раскрывается через сюжет данного фильма.
- Мотив потерь и утрат, который повсюду сопровождает историю Райана и Брюса.
В целом, сюжет фильма «Когда деревья были большими» проникновенно показывает, насколько важно иметь настоящих друзей и окружать себя людьми, которые всегда готовы тебе помочь в трудных моментах
Главные герои фильма
Джек — основной герой и непосредственный наблюдатель за событиями фильма. Он дружит с красивой и дерзкой героиней, которая помогает ему раскрыть свою личность и понять, что такое настоящая дружба.
- Энн — молодая девушка, которая разорвала связи со своей семьей и отправилась за автостопом в поисках своего места в мире. Она помогает Джеку в его приключениях и становится его близким другом.
- Мистер Фройд — местный ветеран, который помогает Джеку в его стремлении к самоопределению. Он сочувствует молодому человеку и приглашает его на работу своего парка, чтобы помочь ему найти свой путь в жизни.
- Бен — друг Джека, который живет в маленьком городке, где происходят события фильма. Он помогает своему другу не потеряться в новом окружении и находить свою цель в жизни.
Главные герои фильма «Когда деревья были большими» являются примером настоящей дружбы и верности
Они учат нас понимать, что важно не количество друзей, а их качество и настоящая поддержка в трудные моменты жизни
Смысл финала фильма «Когда деревья были большими»
Ближе к концу кинокартины мы узнаём и о том, что у той старушки тоже большая и добрая душа. Увидев Иорданова в родном селе, она не выдала его, чтобы не нарушить покой девушки Наташи, которая, наконец, стала счастлива, обретя отца.
В конце фильма главному герою приходит повестка из милиции. Он напуган, так как уверен, что его афёра раскрылась, и теперь ждет наказание. Иорданов решил собрать свои вещи и уехать. Он ничего не рассказал вновь обретенной дочери, а понуро опустив голову идёт на станцию.
По пути Иорданов встречает председателя колхоза. От того Кузьма Кузьмич узнаёт, что в милицию его вызвали лишь потому, что он уже долгое время живёт в деревне, но так и не прописался здесь.
Главный герой несказанно обрадовался тому, что всё хорошо. К концу фильма становится понятно – бывший тунеядец и дебошир полностью переродился. Он снова пойдет работать слесарем, так как начал вспоминать уже забытые навыки, и теперь Иорданову хочется трудиться
Он искренне полюбил свою приёмную дочку, которая окружила отца любовью и вниманием. Конечно, в ответ на такое, уже загрубевшее сердце бывшего фронтовика дрогнуло
Пробуждению лучших чувств его души помогла и искренность Наташи, которая своим примером помогла вновь обретенному отцу поверить в себя и измениться в лучшую сторону.
Сюжет[править | править код]
Главный герой, бывший слесарь Кузьма Кузьмич Иорданов живет в Москве, пьянствуя и перебиваясь случайными заработками. Майор милиции взывает к его рабочей совести и предлагает ему хоть завтра выйти на работу слесарем на заводе, а после отказа Иорданова угрожает выслать его из столицы. Желая подзаработать, Иорданов вызывается помочь пожилой женщине доставить до дома стиральную машину, но случайно роняет агрегат в лестничный пролёт, а затем, пытаясь сбежать и оступившись, падает и сам и попадает в больницу. Старушка приходит его навестить. Рассказывая о своей жизни в деревне, она упоминает о девушке Наташе, которую они воспитали всем колхозом (эшелон с эвакуированными разбомбили около их деревни).
Кузьма, преследуя корыстные цели, решает выдать себя за отца Наташи и приезжает в деревню. Чистая и доверчивая по натуре, девушка верит самозванцу на слово, не требуя никаких доказательств. Ей даже кажется, что она помнит его с детства, с того времени, «когда деревья были большими». Иорданов, поселившись в ее доме, продолжает привычную для него жизнь бездельника и пьяницы. Наташа прощает «отцу» все, но другие жители деревни (и в том числе Наташин жених Лёня) крайне недовольны его поведением. Лёня открыто высказывает Кузьме свое возмущение, обвиняя его в эгоизме и черствости. Позже в родную деревню неожиданно приезжает старушка, рассказавшая Кузьме о Наташе и прекрасно знающая, кто такой Иорданов. Кузьма всячески старается избежать встречи, но она все равно происходит. Однако старушка, не желая травмировать девушку, сохраняет тайну Кузьмы. Афериста, которого, казалось бы, уже ничем не проймешь, начинает мучать совесть. Кузьма готов обманывать кого угодно, но не Наташу, которую он успел искренне полюбить. Он решается рассказать ей правду. Однако девушка не верит ему: ей проще закрыть глаза на нестыковки, чем потерять любимого папу. Иорданов, до слез тронутый этой сценой, «признается», что он по-дурацки пошутил, и Наташа — его родная дочь.
Иорданов заходит в мастерские, где работает Лёня, и, решив вспомнить свою прежнюю профессию, просит дать ему на обработку какую-нибудь деталь. Буквально через полчаса выясняется, что Кузьма — слесарь высочайшего класса, ничего не забывший за годы пьянства и безделья. Вернувшись домой, он сообщает об отъезде в город, где будет работать слесарем. Но Наташа останавливает его, говоря, что работа для слесаря найдётся и в деревне. В ту же ночь Наташа выходит замуж за Лёню; заработавшийся до ночи председатель сельсовета сразу на месте оформляет брак.
В конце фильма Иорданов неожиданно получает повестку из милиции, и, не желая попасть в тюрьму за мошенничество, решает бежать. Однако по пути он узнаёт от председателя колхоза, что его вызывают только потому, что он до сих пор не прописался в деревне. Кузьма возвращается домой к любимой дочери.
Превратности судьбы
Эдуард Тимошенко, актер Алтайского краевого театра драмы, заслуженный артист России, лет пятнадцать трудился Дедом Морозом на губернаторских елках.
– Мы со Снегурочкой, в роли которой была телеведущая Настя Первушина, открывали елку на площади Сахарова, – вспоминает актер. – По сценарию перед очередным нашим появлением на сцену выходили алтайские моржи в плавательных костюмах, чтобы продемонстрировать, какие они закаленные. Для пущей убедительности к сцене подкатили пожарную машину и поливали моржей из шлангов, а они изображали совершенный восторг. Когда началось шоу, нас нечаянно окатили из шланга тоже. Переодеваться было некогда и не во что, мы вышли со Снегурочкой в заледенелых костюмах, с сосульками на шапках и шубах. Дубак был невероятный, кое-как провели праздник.
Вторая трагикомическая история произошла с ним в молодости, когда он дедморозил по квартирам, поздравлял детишек.
Однажды 31 декабря поехал я с новенькой Снегурочкой на очередной адрес. Мы колесили с ней по Барнаулу на такси с обеда до самого вечера, еле-еле успеваем отработать все заказы. А тут еще российская традиция – Деда Мороза со Снегурочкой шампанским угощать. Я отказываюсь, а Снегурочка решила взять удар на себя. Мы снова в такси, остается минут 20 до Нового года, у нас еще один адрес, мы с таксистом ищем, где находится нужный дом, нервничаем, чтобы успеть к ребенку, Снегурочка в это время безмятежно посапывает, развалившись на задних сиденьях такси. Подъезжаем, я не знаю, что делать: бежать галопом к ребенку или Снегурочку будить. Видя мои мучения, водитель такси говорит: «Иди один, я подожду». Поднимаюсь на нужный этаж, звоню в дверь, мне открывают родители: «Дед Мороз, что же ты так поздно, дети уже спят».
Я оправдываюсь, говорю, что вызовы у нас по всему городу. Мол, раньше не смогли.
Они ничего не хотят слушать, хлопают дверью перед носом. Я, конечно, расстроился. Стою растерянно на лестничной площадке, начинаю даже в какой-то мере завидовать Снегурочке, которая все успела и теперь счастливо забылась сном.
И вдруг слышу: из-за всех дверей бьют куранты. Как говорится, с Новым годом!
Смысл фильма «Когда деревья были большими»
На первый взгляд кажется, что история довольно простая, хотя и не часто встречающаяся во времена СССР. Сначала мы видим человека, который не имеет постоянного места работы. Зовут его Кузьма Кузьмич Иорданов. Сейчас про такого человека сказали бы, что он фрилансер. Но в советские времена ещё не было данного слова. Тогда людей, перебивающихся случайными заработками, называли шабашниками. Еще во времена СССР была статья в Уголовном кодексе. Согласно ей, человека, который нигде не работал по неуважительной причине, могли привлечь по статье за тунеядство.
Когда Кузьму Кузьмича вызывают в милицию, служитель закона проводит с ним разъяснительную беседу. Майор говорит, что Иорданов ведёт антисоциальный образ жизни, нигде не работает, пьянствует. Это совсем непозволительно для бывшего фронтовика, имеющего награды. Так зрители узнают, что он был доблестным участником Великой Отечественной войны. Но затем что-то случилось в жизни этого человека. Ведь он одинок, не имеет ни жены, ни детей. Без семьи Иорданов постепенно стал скатываться вниз социальной лестницы.
Майор грозится выселить Кузьму Кузьмича из Москвы. Но затем жизнь главного героя круто меняет один случай.
Когда он с напарником решает подработать и помочь старушке отнести стиральную машину домой, то нечаянно роняет технику, затем падает сам.
Этот несчастный случай привел к травме, Иорданов попал в больницу. Когда старушка пришла его навестить, то рассказала, что у них в деревне есть девушка Наташа. Она сирота. Тогда в голову Иорданова приходит мысль выдать себя за отца этой девушки, чтобы продолжать бездельничать, но жить на всём готовом.
Искренняя и наивная Наташа поверила, что это её отец. Планы Иорданова начинают сбываться. Он продолжает бездельничать, живёт в своё удовольствие на свежем воздухе в деревне.
Но постепенно главный герой начинает обретать себя. И вот его уже мучает совесть. Кузьма Кузьмич разрешает рассказать девушке, кто на самом деле, но Наташа, которая наконец-то обрела своего папу, не хочет верить в эту историю. Она просит ставшего родным мужчину никогда больше так не шутить.
И Кузьма Кузьмич не может приносить девушке страдания, поэтому больше не возвращается к этому сложному разговору.
Когда этот бывший фронтовик приходит на работу к молодому мужу своей приемной дочери, то видит, как работают слесаря. Иорданову хочется вспомнить былое, он пытается выточить деталь. Сколько радости было у главного героя, когда у него всё получилось. Вот так перед зрителями открывается главный смысл фильма «Когда деревья были большими», что исправиться никогда не поздно. Человек, который в начале фильма был тунеядцем, лицемером и выпивохой преображается на глазах. Ведь его окружают такие положительные люди, как искренняя дочка, работящий зять, мудрый директор колхоза. Под их влиянием главный герой начинает перерождаться. Проснулась его совесть, ему уже тоже хочется трудиться.
Нестандартный подход
Легендарным называют в барнаульских агентствах Деда Мороза с 40-летним стажем Виктора Чепурнова.
– Я не люблю, когда детям или взрослым скучно, всегда стараюсь что-нибудь этакое придумать, – поделился он. – Например, мы елки для детей в лесу устраиваем. Родители заказывают праздник, приезжают, разводят костер, накрывают стол, а за несколько минут до появления детей меня закапывают по грудь в сугроб, маскируют чем-нибудь сверху. Моя супруга, с которой мы работаем на праздничных мероприятиях в паре, проводит с детьми конкурсы, а потом в определенный момент спрашивает: «Вы не видели Дедушку Мороза? Говорят, он где-то мимо проходил, давайте его поищем». Ребятишки старательно ищут, проверяют каждый сугроб, как только доходят до нужного, я из него выпрыгиваю. Вот визгу потом и веселья! А еще мы с товарищем перед Новым годом наряжаем машину и ездим по улицам города, поздравляем прохожих, создаем праздничное настроение. Ведь многие жалуются, что Новый год в последнее время не чувствуется. Помню один случай, поехали мы, как всегда, людей веселить, вдруг увидели на улице женщину лет 35, видно, что чем-то сильно расстроена, на лице тушь от слез растеклась. Мы остановились на машине, закружили ее в хороводе, развеселили. Оказалось, у нее только что кошелек украли, деньги, как водится, последние были. И вдруг откуда ни возьмись Дед Мороз и Леший выскакивают. Через 10 минут она и думать забыла о деньгах. Такой праздник, такая радость ни с того ни с сего на нее свалилась.
Без бороды, с зелёными губами
Вот хотя бы взять ту, что поведал нам Анатолий Кошкарев, актер Молодежного театра Алтая:
– В начале 2000-х я несколько лет подряд подряжался работать в разных клубах, мотался всю ночь туда-сюда. Тогда деньги дуром за корпоративы шли, только успевай зарабатывай. Однажды со мной приключилась такая история. Дело было в кафе «Эльбрус», я вел новогодний корпоратив. Без пятнадцати двенадцать по сценарию на сцену должен был выйти Дед Мороз. Я предупредил об этом артиста, он кивнул в знак согласия. И тут мне стало ясно, что он подшофе. Делать было нечего, о замене актера в пик новогодних мероприятий нечего было и мечтать, и, решив, что на все воля Божья, я отправился на сцену продолжать веселить публику, проводить конкурсы. Без пятнадцати двенадцать объявляю Деда Мороза, на сцену выходит герой новогодних сказок с бокалом шампанского в руке, без бороды, в шапке набекрень и с зелеными губами – за два часа до этого он представал перед зрителями в костюме динозавра и, видимо, не стер весь грим. Он произносит единственную, но запомнившуюся, наверное, всем участникам шоу фразу: «300 лет татары Русь топтали-топтали…» Далее Дед Мороз завалился набок, ударился головой о косяк двери и вырубился. На этом поздравительная программа закончилась. Когда очнулся, потребовал гонорар за выступление.
История создания фильма[править | править код]
Сценарий фильма, присланный по почте на киностудию имени Горького, был написан режиссёром и кинодраматургом Николаем Фигуровским и имел название «Благоразумная ведьма». Кинодраматург Наталья Фокина (супруга Льва Кулиджанова) показала сценарий Сергею Герасимову, который в то время возглавлял киностудию, после чего автор сценария был приглашён в Москву, где позже, в процессе доработки сценария, Фигуровский изменил название на «Когда деревья были большими».
Вначале на главную роль в фильме был приглашён Василий Меркурьев, который, прочтя сценарий, дал своё согласие. Однако позже режиссёру фильма Льву Кулиджанову пришлось отказать Меркурьеву, поскольку тому было сложно выезжать в командировки, а снимать натуру, как предлагал Меркурьев, рядом с его дачей под Ленинградом было невозможно по финансовым соображениям.
После этого Кулиджанов остановился на Юрии Никулине. Наталья Фокина вспоминала: «Перед пробами мы пошли с Лёвой в цирк, где Юра выступал вместе с Карандашом. Юра нам очень понравился. Я с Юрой была хорошо знакома, но мы не пошли к нему за кулисы, решили подождать фото и кинопроб. По существу, больше конкурентов у него не было. Решено было его утвердить».
Никулин, до этого снимавшийся только в комедийных ролях, сказал Кулиджанову, что не знает, сможет ли справиться с ролью Иорданова. В своей книге «Почти серьёзно» он писал: «Я спросил: „Лев Александрович, а почему вы утвердили меня на эту роль? Видели в кино?“ — „Вы знаете, — ответил Кулиджанов, — самое любопытное, что ни одной вашей роли я в кино не видел. Только на днях мы посмотрим картину с вашим участием. Я видел вас в цирке. Только в цирке. И Вы мне понравились“».
Василий Меркурьев, узнав, что ему нашли замену, умерил свои требования. Но после того, как был утверждён Никулин, режиссёр вместе со всей киногруппой уже не могли представить никакого другого артиста в роли Иорданова. Сценарист Николай Фигуровский переписал некоторые сцены уже специально под Никулина.
Фильм снимался в течение 1961 года, сначала в Москве, затем в Московской области — в деревне Мамонтово Ногинского района. Съёмки начались в Москве с трёх эпизодов, действие которых проходило в лесу, на рынке и в милиции, и которые демонстрировали московскую жизнь Иорданова: однажды, пытаясь заработать, он отправился в лес за ландышами, где его ужалил шмель, после чего с опухшим лицом отправился на рынок продавать цветы. Рыночные торговки накинулись на конкурента и устроили драку; милиционеры разогнали драку, а Иорданова задержали на пятнадцать суток, посчитав зачинщиком. Эти эпизоды при окончательном монтаже в фильм не вошли.
Встреча главных героев, Кузьмы Кузьмича и Наташи, снималась на железнодорожной станции «Белокаменная» Малого кольца Московской железной дороги (в фильме — станция «Селиваново»), где снимались эпизоды многих художественных фильмов.
Дочь Инны Гулаи Дарья Шпаликова в интервью рассказывала: «В картине „Когда деревья были большими“ есть эпизод, на котором я всегда плакала. Тот, где Наташа встречает отца. Мама говорила, что режиссёр Кулиджанов требовал: „Ты должна бежать ему навстречу, почти не касаясь земли, — лететь!“. Маме это казалось очень неправильным. И она шла по перрону, нелепо косолапя, будто ноги вдруг стали ватными. Очень трудно шла. Кажется, они с Кулиджановым даже ссорились из-за этого, но, в конце концов, режиссёр понял, что актриса права — этот эпизод нужно играть именно так. И он стал самым сильным, самым пронзительным в фильме».
В картине дебютировала Людмила Чурсина.
При сдаче фильма худсовету в декабре 1961 года против картины резко выступили Георгий Мдивани и Марк Донской. Однако немного позже картину поддержали Сергей Герасимов и министр культуры СССР Екатерина Фурцева.
Премьера фильма состоялась 26 марта 1962 года.
В ролях[править | править код]
Актёр | Роль |
---|---|
Инна Гулая | Наташа |
Юрий Никулин | Кузьма Кузьмич Иорданов, бывший фронтовик |
Леонид Куравлёв | Лёня, возлюбленный, позже муж Наташи |
Екатерина Мазурова | Анастасия Борисовна (тётя Настя), старушка из деревни Селиваново, переехавшая в Москву |
Василий Шукшин | председатель колхоза |
Аркадий Трусов (в титрах В. Трусов) | Григорий Мартынович (дядя Гриша), председатель сельсовета |
Елена Королёва | Нюра, подруга Наташи |
Людмила Чурсина | Зоя, бывшая возлюбленная Лёни |
Виктор Павлов | почтальон / парень у парома (озвучивание; в титрах не указан) |
Евгения Мельникова | проводница |
Георгий Шаповалов | железнодорожник, дежурный по станции |
Владимир Лебедев | Володя, дед-спекулянт |
Павел Шальнов | участковый милиционер |
Марина Гаврилко | соседка Кузьмы Кузьмича по коммуналке |
Данута Столярская | соседка Кузьмы Кузьмича по коммуналке |
Ия Маркс | соседка Кузьмы Кузьмича по коммуналке |
Вера Орлова | сторожиха |
Оля Петрова | Оля, девочка в больнице |
Галина Биневская | мама Оли |
Борис Юрченко | Фёдор, односельчанин (нет в титрах) |
Надежда Самсонова | буфетчица (нет в титрах) |
Владимир Смирнов | водитель (нет в титрах) |