12 архетипов личности и их стиль в одежде — краткое руководство

Архетип — это что такое в психологии и философии

Архетипы, сознательное, бессознательное: связь терминов

Каким же образом архетип связан с понятиями сознательного и бессознательного?

При подавлении шаблонов архетипов коллективного бессознательного по Юнгу, фантазии или желания ищут способ стать осознанными, проявиться хотя бы где-то. В частности, удается им это во снах благодаря образам и различной символике.

Часть образов и символических обозначений в тех же снах нельзя трактовать буквально. Отсюда и появились различные вариации сонников.

Образы и символы, в свою очередь, это проявление бессознательной части структуры психики. Соответственно, через архетипы личности Юнга взаимодействуют друг с другом сознательное и бессознательное.

Почему эта связь трех терминов важна в учении Юнга?

У людей в глубокой древности бессознательная и сознательная часть не различались от природы. Это не актуально для современного человека, у которого степень дифференциации достигла довольно высоких показателей. Тем не менее ее все равно не хватает для того, чтобы люди могли пренебрегать бессознательной частью как балластом (про пользу бессознательного написано далее) и принимать решения исключительно на основе сознательной части.

Каждый же конкретный архетип выражает в себе бессознательное содержание, которое под действием временных изменений стремится превратиться в нечто осознанное.

Из этого можно сделать вывод, что архетипам необходима актуализация, они подстраиваются под текущее время, чтобы люди могли их превращать из бессознательного в осознанное. Именно поэтому постоянная эволюция (актуализация) архетипов необходима человеку.

Архетип Маг

Такой человек работает со своим сознанием. Он верит в то, что изменить мир можно, поменяв свое мышление, и всегда двигается изнутри наружу. Маги постоянно совершенствуются, нередко пытаются развить у себя особые способности (экстрасенсорику, ясновидение, телепатию).

Они изучают законы Вселенной, умеют видеть скрытые взаимосвязи между событиями и явлениями. Многие из них помогают людям увидеть свои таланты, обрести свой внутренний центр.

Магия: умеют материализовывать свои мечты и желания, могут научить этому других. То, что делают маги, людям и правда кажется настоящим волшебством.

Ахиллесова пята: осознав свое влияние на людей, могут скатиться в манипулирование и шарлатанство, так и не раскрыть полностью свои таланты и возможности.

Сказка ложь, но только от части

Коллективное бессознательное – это, пожалуй, самая вкусная часть, в которой много философии и абстракции, но, которая имеет конкретное влияние на каждого из нас. Именно понимание этой части в структуре личности человека, вызвало наибольшее разногласие между Юнгом и Фрейдом.

Согласно представлениям Юнга, в коллективном бессознательном находятся все образы, всё наследие наших предков, которое передается каждому из нас на генном уровне, и имеет непосредственное влияние на формирование нашей личности. Юнг предавал очень большое значение этой структуре, так же, и в эволюционном развитии человеческого общества в целом.


Giphy

Прямым подтверждением существования коллективного бессознательного, согласно его теории, является наличие общих образов в эпосах, сказаниях, сказках и преданиях, которые встречаются в культурах разных народов. Например, образ «Матери» имеет одинаковое описание у всех народов Мира, и, часто, воплощается в образе богини Плодородия, Верховной Жрицы, Божей Матери и тому подобных персонажах.

Фрейд же утверждал, что главными динамическими механизмами в развитии личности человека являются подавленные сексуальные влечения и агрессия. Кто из них был по-настоящему прав? Мы не будем вдаваться в полемику на эту тему, и перейдем ближе рассмотрению архетипов в структуре коллективного бессознательного.

Как распознать и расшифровать архетип

Научиться распознавать и расшифровывать архетипы окружающих людей можно, если познакомиться с основами аналитической психологии в целом и учением К.Г. Юнга в частности. В работах этого психолога и его последователей содержится описание не только мужских и женских архетипов, но и других врожденных архетипических начал личности, которые не связаны с полом.

Понимание ключевых основ теории архетипов может дать старт личностному росту человека. Зная характеристики архетипов, индивид начинает лучше понимать себя и окружающих.

Дополнительная информация. Для того чтобы определить собственный доминирующий архетипический образ, можно выполнить психологический тест. Для этого необязательно обращаться к квалифицированному психологу – такие тесты есть в сети Интернет в свободном доступе. Расшифровка результатов и рекомендации в них написаны доступным языком, который понятен каждому.

Как определить свой архетип

Как же понять свою принадлежность к той или иной группе? Как определить собственный архетип? Конечно, лучше всего поработать с психологом. Специалист поможет выявить характерные для определенной категории черты. Однако узнать свой архетип можно и самостоятельно. Для этого достаточно пройти тест в домашних условиях.

Тест на архетип

Данный тест предназначен для женщин. Именно он поможет узнать, к какому архетипу вы относитесь.

Какая вы греческая богиня?

1. В детстве (до 14 лет) вы:

a) свои радости и печали доверяли дневнику, а не подружкам;

b) рано научились читать, удивляли всех своей находчивостью и смекалкой;

c) были гиперактивны, занимались всем — от танцев и до вольной борьбы, легко дрались с мальчишками;

d) были самой очаровательной девочкой в округе, имели толпы ухажеров и мечтали победить в конкурсе красоты;

e) мама и бабушки пытались подыскать вам женихов по соседству, а вы уже с детства мечтали о свадьбе.

2. Какие люди сыграли наибольшую роль в вашем становлении:

a) я сама;

b) отец или дедушка;

c) ваш учитель, любимый писатель или философ;

d) мужчины;

e) мама, тетя, бабушка.

3. Как складывались отношения у ваших родителей?

a) родители часто ссорились или даже развелись;

b) меня воспитал отец (дедушка);

c) я не вникала в их отношения, они предоставляли мне свободу действий;

d) меня все холили и лелеяли;

e) у нас был патриархальный уклад: главным был отец, мама все делала для семьи.

4. Вы решили, что уже взрослая, когда:

a) первый раз поборола свою неуверенность в себе;

b) поступила на факультет с самым высоким конкурсом;

c) совершила что-то неординарное — отправилась автостопом на Грушинский фестиваль, стала рьяной защитницей животных и т.д.;

d) почувствовала свою женскую привлекательность;

e) вышла замуж.

5. Какое определение наиболее подходит вам сейчас:

a) «Главное то, что происходит внутри: мое творчество, мои чувства. Я должна быть гармонична»;

b) «Я живу разумом, а женские качества помогают быть успешной»;

c) «У меня есть цель. И я сделаю все, чтобы ее достигнуть»;

d) «Я потрясающая, меня все любят, и я люблю!»;

e) «Мне повезло с мужем, а ему повезло со мной. Я хорошая хозяйка и жена».

6. Любовь по-вашему — это:

a) полное взаимопонимание;

b) то, что мешает работе;

c) интересный опыт;

d) суть всей жизни;

e) хорошая основа для брака.

Результаты теста:

a — на пограничное состояние и некую двойственность, которая свойственна для богини Персефоны, указывает большинство ответов «a».

b — если вам оказались ближе пункты «b», то ваш прототип — Афина, для которой характерна мудрость.

c — чаще всего вы отдавали предпочтение ответам «c»? Значит, вы относитесь к группе Артемида.

d — если чаще всего выбирали вариант «d», то ваш архетип — Афродита, воплощение любви.

e — если у вас большинство ответов под «e», то вы — Гера, богиня семейного очага.

Проявление у русского народа

Важно понимать, что это явление касается не только какой-либо группы людей, но и целого народа. КБ у русской нации имеет личный архетип Отечества

Если следовать старинной мудрости казаков, то Отечество является подарком наших отцов, дедов и прадедов. Это наша земля, страна и Родина. Отечество — это всё и даже больше, накопленное со старых времён вплоть до наших дней.

Русский народ готов бороться и погибать за свою Родину, об этом говорит наследие патриотизма. Исторически сложилось, что Отечество у россиян может принадлежать только к имперскому. Благодаря этому архетипу царская империя набрала мощь и перешла в советскую.

Система коллективной бессознательности может составлять отражение природы человека. В случае разрушения коллективных бессознательных архетипов может так сложиться, что произойдут нарушения в психике людей. И наоборот, если народ придерживается своей традиционной культуры, тогда психика нации нормализуется. Поэтому, согласно К. Г. Юнгу, искажение архетипов приведёт к гибели психического здоровья нации.

Что такое архетип по Пирсон

В 2001 году американская учёная Кэрол С. Пирсон в соавторстве с коллегами выпустила книгу The Hero and the Outlaw: Building Extraordinary Brands Through the Power of Archetypes — «Герой и бунтарь. Как использовать архетипы на пользу бизнесу и творчеству». Свою долгую научную карьеру она посвятила изучению теории архетипов и нарративному анализу и в этой работе предложила свою интерпретацию юнгианских понятий для более «приземлённых» сфер, чем аналитическая психология и философия — бизнеса, брендинга и маркетинга.

В книге «Герой и бунтарь Пирсон разобрала шесть основных архетипов, которые определяют поведение людей, а позже развила эту концепцию до модели 12 архетипов.

В сумме архетипы поддерживают те действия, которые помогают человечеству не только выживать, но и процветать и, в идеальной ситуации, делать это без постоянного страха. Архетипы помогли нам создать удивительную цивилизацию: крупные социальные системы и величественные соборы, города, полёты в космос, красоту моды, еду, музыку и развлечения.

Кэрол С. Пирсон

Согласно Пирсон архетипы не просто абстрактное понятие из психологии, которое описывает глубины коллективного бессознательного: их можно использовать как прикладные инструменты для саморазвития или позиционирования бизнеса.

Для каждого из 12 архетипов характерно своё поведение и типичные реакции на триггеры — слова, визуальные образы, ситуации. Если распознать, какой архетип доминирует в личности человека или в коллективном образе (бренде, компании, организации), то можно предсказать развитие «сюжетной линии» с участием этого человека или бренда.

Архетипы в системе Пирсон — это:

  • Невинный или Идеалист.
  • Сирота, Славный малый, Простодушный, Обычный, Гражданин или Реалист.
  • Воин или Герой.
  • Мученик, Альтруист или Родитель.
  • Путешественник, Искатель или Исследователь.
  • Любовник.
  • Разрушитель, Революционер или Бунтарь.
  • Создатель или Креатор.
  • Правитель.
  • Глупец или Шут.
  • Мудрец.
  • Маг.

У каждого архетипа бренда есть несколько «имён»: они синонимичны, но выражают разные эмоциональные или поведенческие оттенки. Либо служат более «приличным», маркетинговым наименованием: вряд ли какая-то компания станет позиционировать себя как «Мученика» или «Разрушителя» — термины «Альтруист» и «Бунтарь» звучат лучше.


Героя также могут называть Атлетом, Освободителем, Спасителем и ВоиномИзображение: Meredith Schomburg / Behance

Однако важно понимать: «чистых» образов не бывает. И личность конкретного человека, и бренд в теории Пирсон — это всегда сумма архетипов и других черт, поэтому при анализе выделяют архетип-доминанту для конкретной ситуации

Например, для рекламной кампании спортивной версии электроавтомобиля выбирают архетип Героя, а для продвижения того же авто в «семейной» комплектации — Гражданина.

Что представляют собой архетипы личности?

Архетип трактуется Юнгом, как «первичная модель» – основа человеческой психики, слепок души. Он влияет на наше поведение, реакции, действия, принимаемые решения, одним словом – на когнитивную составляющую разума. В ней скрываются неподконтрольные сознанию человека процессы (сны, стереотипы, интуиция, вдохновение). Архетипы личности Юнга – это базовые образы подсознания, которые складывались по мере становления цивилизации, причем каждое поколение вносило в них свои коррективы. Они характеризуются:

  • устойчивостью;

  • набором положительных и отрицательных качеств;

  • способностью вызывать эмоциональную реакцию на какие-либо события;

  • наличием у всех людей, вне зависимости от национальности, вероисповедания, уровня интеллекта и т.д. 

Архетипы Юнга для выявления скрытых (темных) сторон личности используют все виды психопрофилактики, направленные на предупреждение психических заболеваний или их обострения.

Возникновение в семейной жизни

Более простой пример проявления КБ — смерть одного из членов семьи, где есть маленький ребенок. Факт внезапного отключения из коллективного сознательного умершего оставляет соответствующую информацию в психологическом пространстве. Это чувствует маленький человечек, он владеет этой информацией, она относится к нему. Но сознание этого факта не воспринимает, поскольку оно принадлежит малышу и еще не имеет достаточной базы для возможности осмыслить.

Стараясь уберечь ребенка от стресса, от него скрывают, что родной человек умер, то есть выключен из общего психического пространства. К примеру, они говорят, что близкий уехал надолго или улетел в космос. В силу своего возраста малыш верит словам взрослых, он иначе не может.

Но в какой-то момент ребёнок начинает словно оплакивать это событие так, будто знает правду. Он может стать капризным, неуправляемым и постоянно плакать из-за сущих мелочей. Он способен потребовать некую вещь (в том числе принадлежащую умершему) и, не получив ее, начнёт отчаянно оплакивать факт того, что не может прикоснуться к ней. Это и будет ярким проявлением действия коллективного бессознательного.

Характеристики коллективного бессознательного

В 1936 году Карл Юнг прочитал доклад «Понятие коллективного бессознательного» в Обществе Абернети в Англии. В нем он наделил понятие рядом характеристик:

  1. Развивается не индивидуально, а передается по наследству.
  2. В его состав входят так называемые архетипы или модели и образцы инстинктивного поведения.
  3. Также состоит из однотипных образов поведения, одинаково присутствующих у всех людей.
  4. Коллективное бессознательное идентично для каждого человека. А значит, можно назвать его основанием душевной жизни всего человечества в целом.
  5. Имеет мифологические элементы.
  6. Состоит из отдельных образов, у которых нет расовых или кровных различий. Они принадлежат всем живущим на планете.
  7. Коллективное бессознательное — это своеобразное хранилище воспоминаний о далеком прошлом. Его нельзя контролировать или менять с помощью силы воли.

И еще один факт — коллективное бессознательное активизируется только в больших группах людей. Это приводит ко всеобщему помешательству, результатом которого являются революции и войны.

Важнейшие архетипы Юнга

Логично, что число архетипов должно быть равно количеству типовых (повторяющихся, схожих) ситуаций нашей жизни, из чего понятно, что речь идет о фактически неограниченных их количествах. Однако, Юнг выделял особо, лишь некоторое количество самых важных из них, это маска (персона), анима, анимус, тень и самость.

Именно этот набор архетипов принимает особое участие в в формировании личности, во многом определяя ее структуру (см. рисунок).

МАСКА (персона). Один из важнейших для личности архетипов название которого говорит само за себя.Маска, это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом.Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски.Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.Маска очень важная часть нашей личности, которая ответственна за успешную социальную жизнь, но, как и любая полезная вещь, она несет в себе, как благо, так и зло. Зачастую маска начинает играть такую большую роль для большинства из нас, что мы намертво забываем то, кто мы на самом деле, это значит, что мы попадаем под власть искусного инструмента, который незаметно порабощает нас. Из сказанного легко сделать вывод, что МАСКА (ПЕРСОНА) — архетип, находящийся в процессе постоянного изменения, суть которого постоянно приспосабливаться к новым обстоятельствам.

ТЕНЬ. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые, по разным причинам, не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень — двоякой по сути.С одной стороны, она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же, является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например, направить ее энергию в творческое русло.

Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисной структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются, как в личном бессознательном, так и непосредственно в сознании.Роль Эго заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии.Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло.С другой стороны, это означает использование Персоны, как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.

АНИМА и АНИМУС. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины.Для мужчины Анима образ — идеал, связанный, с одной стороны, с матерью, с другой, несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также и представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши.Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность.Игнорирование женской стороны своей натуры приводит к определенной дисгармонии в развитии мужской личности и потере определенных возможностей.

Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика.Так же как и в случае с мужчиной, игнорирование или отвержение мужской части личности приводит к одностороннему развитию.

САМОСТЬ. (Я, такой как есть). Не проявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл ИНДИВИДУАЦИЕЙ.Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние, в обычных условиях находящиеся в антагонизме структуры, приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии.Только тогда, определяющим архетипом личности становится Самость.Юнг считал, что самоактуализация Самости  весьма редкое явление, тем не менее, это основная цель человеческого существования. По мнению Юнга, Самость представляет собой воплощение нашей естественной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.

Мишель Фуко и его мнение

У психолога и философа Мишеля Фуко, который был научным представителем антипсихиатрии и основателем Первой французской кафедры психоаналитики, бытовало мнение, что общественная коллективная бессознательность в области психологии — это глубинная совокупность архетипов, а в философии она представляет собой бессознательное в культуре (культурное) и истории (историческое).

Философ представлял в виде текста бессознательное. Во время изучения различных эпох Мишель приметил один момент: «проблематичное поле» присутствует в каждом отрезке времени, которое образуется из обсуждений различных научных дисциплин. Всё это открытие формирует цельную систему знаний. Она возникает в виде конкретного языкового шифра, содержащего нормы, запреты, бессознательно оказывая влияние, определяя мышление и поведенческие особенности, которые находят черты в конкретной эпохе — коллективном историческом.

Взаимодействие с коллективным бессознательным

Какие есть способы взаимодействовать с коллективным подсознанием? Их два. Про первый мы уже вскользь упомянули: это получение чего-то из коллективного подсознания. Если Вам чего-то не хватает, то в определенном состоянии Вы можете это получить. Этот доступ есть у каждого человека. Конечно, информация из данного источника редко бывает в виде готовых книг, симфоний и формул, она ощущается в форме озарений.

Наверняка каждый из Вас в тот или иной момент жизни с этим сталкивался. Когда Вы о чем-то долго думали, потом немного расслаблялись, и в этот момент вдруг приходила мысль. Эта мысль, как правило, имеет определенное качество, она позволяет Вам перейти на новый уровень, она что-то сильно меняет в Вашем понимании проблемы или жизни в целом. Это первый вариант взаимодействия с информационным полем.

Второй вариант – это отправление заказа, запроса, намерения в коллективное бессознательное и получение оттуда какого-то результата. С этим Вы тоже, без сомнения, сталкивались, когда чего-то хотели, затем тоже на время расслаблялись, и желание исполнялось. Иногда это приносили другие люди, иногда Вы просто оказывались в ситуации, где желаемая вещь сама приходила Вам в руки. Как видите, с информационным полем можно взаимодействовать таким образом: Вы закладываете туда свое намерение и получаете его оттуда в реализованном виде.

Оба варианта взаимодействия с коллективным бессознательным на самом деле существуют в природе. Первый из них исследован больше, второй – меньше, и, скорее всего, каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с этими явлениями.

И фрейдовское, и юнговское представления о подсознании являются верными. То есть у нас есть индивидуальное (индивидуальное) подсознание (изолированный чулан) и коллективное бессознательное (общий склад) с доступом к информационному полю. От нашего внутреннего состояния и наличия практических навыков зависит то, к какому из этих подсознаний мы можем получить доступ в каждый конкретный момент.

Новогодняя акция!

Только с 24 декабря по 7 января Вы можете купить аутотренинги, медитативно-релаксационные программы, аудиовизуальные сессии, нейрокорректоры и другие инструменты для саморазвития со скидкой 33%

20.10.20182906+12

Мужские и женские архетипы. Определение термина

Работы К. Юнга и до настоящего времени остаются для многих загадочными и не до конца понятными. Причиной этому является необычный стиль его психологической теории, который большинством воспринимается не столь однозначно. Тем не менее, если рассматривать теорию Юнга с точки зрения ценности, то она является бесценной.

Так что же такое архетип? Данный термин довольно часто встречается в мифологии. В работах с проведением теоретического анализа его первым начал использовать швейцарский психиатр К. Юнг. Однако он придал этому термину значение, отличное от его конкретного перевода. Архетипы в интерпретации Юнга являются не чем иным, как начальными схемами различных образов, которые воспроизводятся на бессознательном уровне и активизируют наше воображение. И только впоследствии все это находит отражение в снах и мифах, в фантазиях и верованиях человека, в искусстве.

Важно понять, что архетипы — это вовсе не образы, а всего лишь схемы. Их еще называют возможностью и психологической предпосылкой. У Юнга архетипы обладают формальной характеристикой

Первая из них может проявляться в том случае, когда определенный образ проникнет в сознание и начнет наполняться жизненным опытом. Сам Юнг считал, что благодаря мифотворчеству происходит определенная трансформация. Она и способствует превращению понятия в образ. Порой подобное происходит при невольных высказываниях, относящихся к душевным событиям и носящих, как правило, бессознательный характер

У Юнга архетипы обладают формальной характеристикой. Первая из них может проявляться в том случае, когда определенный образ проникнет в сознание и начнет наполняться жизненным опытом. Сам Юнг считал, что благодаря мифотворчеству происходит определенная трансформация. Она и способствует превращению понятия в образ. Порой подобное происходит при невольных высказываниях, относящихся к душевным событиям и носящих, как правило, бессознательный характер.

Несмотря на то что архетип представляет собой нечто бессодержательное, формальное и обобщенное, он обладает определенными свойствами. По мнению специалистов, исходя из уровня своей эмоциональной насыщенности и отчетливости, такие начальные схемы способны увлечь и впечатлить человеческую природу. И только после этого рождается художественный первообраз, столь необходимый для творчества.

Кроме этого, по утверждению Юнга, человечество наследует архетипы. Другими словами, первообразы представляют собой коллективное бессознательное наследие.

Архетип может быть рассмотрен с точки зрения концепции или символа. При этом он объединяет в себе психику, тело, образы и инстинкты. Принадлежность человека к тому или иному архетипу оказывает существенное влияние на его мировоззрение, жизненный сценарий и позицию. Прообраз, доминирующий в психике индивида, задает ему определенный тип мышления, становясь той моделью поведения, которая определяет дальнейшую судьбу личности. Почему мы говорим о доминирующем архетипе? Да потому, что в человеке их может быть не один, а два или три. При этом они находятся в постоянном соперничестве друг с другом. Присущие индивиду архетипы управляют своим носителем. Они определяют направление его деятельности, область интересов, а также приверженность определенным идеалам.

В своей теории Юнг дал описание мужских и женских архетипов. Знание и тех, и других весьма полезно для изучения человеком своего внутреннего «Я», часто скрытого от нас на подсознательном уровне. В этой статье мы рассмотрим мужские архетипы.

Архетипы в аналитической психологии Карла Густава Юнга

Роль архетипов в психологии была акцентирована швейцарским психиатром Карлом Густавом Юнгом (1875-1961). Он считал, что архетипы присутствуют в нашей психике в форме коллективного бессознательного, то есть не осознаются человеком и, соответственно, не реализуются непосредственно в форме модели поведения. В сознании человека, а если выражаться верно в терминах аналитической психологии, то в предсознании, они проявляются в виде отдельных образов или символов, а также во сне, в бредовых и трансовых состояниях. Таким образом, архетипы по Юнгу не имеют отношения к личности как совокупности привычек, черт и психических особенностей, то есть в аналитической психологии они не являются моделями поведения.

По Юнгу, роль архетипов заключается в том, что они предрасполагают индивида к определённому способу восприятия и реакции. Например, соответствующий архетипу образ или символ, встречаемый в реальной жизни, вызывает эмоциональный ответ. А эмоции, соответственно, оказывают влияние на поведение человека.

Набор архетипов, по Юнгу, присутствует в каждой личности. Например, архетип матери присутствует, в том числе в коллективном бессознательном мужчин, реализуясь в форме уважения и почитания женщины.

Архетипы в брендинге

Концепция, разработанная К.Г. Юнгом, нашла практическое применение в такой отрасли, как брендинг. Архетипы в брендинге используются для создания уникального образа компании, продукта или личности. На основе использования идей теории архетипов в бизнесе можно:

  • В короткие сроки составить психологический портрет клиента, определив его систему ценностей. Эта информация необходима в индивидуальной работе с клиентом: она определяет стиль общения продавца с покупателем и выбор той или иной тактики продаж.
  • Привлечь в компанию подходящую целевую аудиторию.
  • Разработать эффективную кадровую политику, предполагающую грамотный подбор персонала и быстрое продвижение по карьерной лестнице перспективных сотрудников.
  • Сформировать психологически здоровую корпоративную культуру организации.

Если объяснить термины вербальное, архетип, символ, тень, эго, получится краткое содержание основных идей архетипической психологии. В условиях современной действительности концепция архетипов, разработанная Юнгом, находит применение во многих сферах экономической жизни.

Архетипы в жизни

Что такое коллективное бессознательное

Согласно теории Юнга в психологии, коллективное бессознательное — это один из пластов или слоев подсознания. Если сказать по-другому — это информационное поле, в котором находится большое количество самых разных данных. Что формирует структуру коллективного бессознательного по Юнгу? Жизненный опыт, но не каждого отдельного человека, а всего общества.

Сам Юнг описывал это понятие так: «Коллективное бессознательное — это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга». В отличие от индивидуального бессознательного, коллективное является общим для всех живших и живущих на планете людей, независимо от их жизненного опыта или истории. По сути, это некий общий знаменатель, объединяющий кардинально отличающихся друг от друга людей.

Архетип Тени в литературе и кино

Самый яркий пример Тени – это Мефистофель в «Фаусте» Гёте. Согласно сюжету, Фауст стал скучным и чрезмерно образованным человеком. Он прочел много книг, изучил все, что его интересовало, и утратил интерес к жизни. Фауст задумался о самоубийстве, и в этот день ему перешел дорогу черный пудель, который превратился в Мефистофеля.

Затем Мефистофель соблазняет Фауста бросить науку и отправиться с ним, чтобы открыть другой мир, полный плотских утех и наслаждений. Он знакомит интеллектуала с его чувствами, страстью и трепетом спящей сексуальности.

В романе случилось то, что Юнг называл энантиодромией. Это переход личности в противоположный для нее тип. Фауст принял Тень и временно жил, питаясь ее качествами и энергией. В итоге душа Фауста спаслась от дьявола и ада только благодаря милости Бога.

Часто можно увидеть архетипы Тени и Персоны в кино:

  • В фильме «Мелифисента» главная героиня в исполнении Анджелины Джоли представляет архетип Тени и тайный аспект Анимы.
  • Мультфильм «Мулан» демонстрирует процесс поглощения Тенью лидерских качеств китайской девушки. Ведь древняя культура диктует нормы поведения для девушек и юношей. Тень Мулан ожидала подходящего случая, чтобы проявить себя. И девушка, рискуя всем, идет на войну вместо своего отца.
  • Еще один пример – фильм «Билли Элиот» – история о мальчике, который мечтал стать артистом балета. Но его желание жестоко пресекалось отцом-работягой. Картина имеет счастливый финал, парню все-таки удалось проявить себя и стать профессиональным танцором, несмотря на препятствие и «социальный прессинг».
  • В фильме «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана показан конфликт маленького мальчика и жестокого, эмоционально холодного эпископа. В одной сцене священнослужителю снится сон, в котором он пытается снять с себя маску, но она не поддается. В результате он сдирает ее вместе с лицом. Это момент является демонстрацией конфликта Эго и Персоны.

Часто в художественных произведениях показывают символическую встречу с Тенью, как отражение себя в зеркале.

Архетипы по Юнгу

Карл Юнг и структура личности

Фото автора Olya Prutskova: Pexels

Карл Юнг – знаменитый психолог, психотерапевт, ученик Фрейда, который осмелился быть несогласным со взглядами своего учителя. Его имя известно любому человеку, который интересуется психологией. Вклад Юнга в психологию личности человека трудно переоценить.

Ему мы обязаны такими, широко используемыми, и знакомыми понятиями, как «интроверт» и «экстраверт». Если эти понятия легко понимаются на бытовом уровне, в силу своей конкретной привязки к определенному человеку, то «архетип», который имеет прямое отношение общей культуре конкретного общества, вызывает непонимание.

Архетип Шут

Шут любит веселиться сам и веселить людей. Он предпочитает жить здесь и сейчас и брать от жизни все самое позитивное. Шуты не любят людей, которые жалуются и пребывают в депрессии. Они умеют остроумно шутить, подмечают интересные особенности и черты в других. У них острый ум.

Шут убежден, что люди должны принимать его таким, какой он есть, и не слишком думает о том, чтобы кому-то понравиться. Умеет разрядить обстановку шуткой, неожиданным действием или поведением. Любит веселые компании, где можно подурачиться, поиграть.

Магия: умение выпутаться из любой, даже самой сложной ситуации. Шут умеет жить настоящим моментом, «входить в поток», и это дает ему колоссальные возможности для решения возникащих на пути проблем.

Ахиллесова пята: не думая о будущем и потакая своим ежеминутным слабостям и желаниям, рискует потратить жизнь впустую. Иногда его легкий характер обретает черты безотвественности и легкомысленности.

Классификации и мой выбор

На самом деле классификаций личности в мире великое множество. Самые известные в психологии — это, пожалуй, теория 4-х темпераментов, акцентуации характера по Личко и Леонгарду, соционическая классификация.

Эзотерики предлагают свой набор: зодиакальный и иные гороскопы, архетипические фигуры Таро, дизайн человека и другие типажи.

Однако далеко не все из них удобны в практическом, каждодневном применении. И не в каждой из них характеристики типов представлены достаточно ярко, чтобы суметь «навскидку», без предварительного обучения или обращения к специалисту, определить, кто перед тобой.

Также есть проблема и самоопределения — ведь часто то, что мы думаем о себе, не совпадает с тем, кем мы являемся на самом деле.

Я не буду сегодня «открывать Америку» — классификация, с которой я вас познакомлю, хотя и достаточно молода, но в целом не нова. И наверняка это не истина в последней инстанции, однако мне она показалась интересной, потому что:

  • предлагает несложный вариант определения типа, так как представленные в ней типажи хорошо узнаваемы и их не слишком много
  • дает большие возможности для познания своих сильных и слабых сторон
  • основана на исследовании основных потребностей и ценностей людей, а также на врожденных психических структурах
  • во многом совпала с моим личным видением типов людей
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: