Как креститься в церкви или проходя мимо нее
Далеко не каждый прихожанин знает, как правильно креститься в церкви. Верующий человек, осеняя себя крестом, публично исповедует Православие и веру в Господа и Спасителя нашего . Следует помнить слова Господа:
Креститься православному следует благоговейно и правильно. Тогда крестное знамение будет иметь большую силу, побуждать к добрым делам и отгонять всякое зло. Если же прихожанин крестится быстро, «всей пятерней», слишком размашисто, то тем самым он показывает свое неуважение к Богу и совершает кощунство.
Если православный верующий проходит мимо церкви, то согласно правилу благочестия, ему рекомендуется остановиться, осенить себя крестным знамением и совершить поклон храму. Тем самым воздается слава Божия Господу Иисусу Христу. Этим действием христианин публично исповедует веру православную.
В заключение необходимо отметить, что крестное знамение должно следовать с православным христианином всю жизнь. Осеняя себя крестом ранним утром или поздним вечером, перед входом в храм или выходом на улицу, перед приемом пищи или по окончании трапезы, верующий меняет не только образ мыслей и поступки, но и свою душу, которая становится более светлой и чистой.
Как правильно креститься, должен знать каждый христианин. Крестное знамение имеет большую силу, и потому его надо совершать с благоговением и молитвой. Креститься нужно тремя перстами. Это значит, что складывают вместе кончики трех пальцев правой руки – большого, указательного и среднего. Две других пальца прижимают к ладони. Три пальца, сложенных вместе означают три Лица Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. А два пальца, прижатых к ладони, символизируют две природы Господа Иисуса Христа – божественную и человеческую. Крестное знамение наносят на себя следующим образом: сначала касаются тремя сложенными пальцами лба, затем живота, затем правого плеча и наконец левого. При этом произносят слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Таким образом получается, что при нанесении на себя крестного знамения мы крестимся правой рукой и наносим его справа налево. То, как крестятся православные, отличается от того, как наносят на себя крестное знамение католики. Одним из отличий является то, какой рукой крестятся православные: они крестятся правой рукой. Другим отличием является то, что православные крестятся справа налево, а католики – слева направо. Как нужно правильно креститься следует объяснять детям с раннего детства. Кроме необходимого внешнего запоминания правильного нанесения крестного знамения детям нужно объяснять смысл производимых действий. Верующие люди осеняют себя крестным знамением очень часто и в разные моменты своей жизни: и в радости, и в горести, перед началом всякого доброго дела и по его завершении, перед отхождением ко сну и после его пробуждения, в момент опасности и после того, как опасность миновала, во время молитвы и богослужения. Неспроста в народе бытует такая поговорка: когда кажется, креститься надо. Она связана с тем, что бывают ситуации, когда человек что-то видит, но не уверен в своем верном понимании увиденного. Он тогда говорит, что ему это кажется, так как он не уверен. В христианских духовных текстах есть много случаев описания действия лукавых сил на зрение и воображение человека. Если человек осенит себя крестным знамением, то тогда эти наваждения проходят, и он видит верное состояние вещей.
Почему важно креститься правильно
Неправильное освещение себя крестным знамением может не только вызвать осуждение со стороны других посетителей храма, что неприятно, но неопасно. Нанесенный неверно крест сводит на нет всю силу молитвы. Считается, что беспорядочное размахивание руками в попытке осветить себя крестным знамением, привлекает бесов. Человек как бы лишает себя защиты перед искушениями дьявола.
Движения во время освещения себя или
близкого человека
крестом должны быть неторопливыми и четкими. Каждое прикосновение ко лбу, животу или плечам должно как бы впечатывать символ в тело. При совершении этого церковного ритуала мысли должны быть чистыми и упорядоченными, то есть нужно думать только о Боге.
Многие люди при покрытии себя крестом не доводят руку до живота, а останавливают ее на уровне груди. Священнослужители считают такой крест перевернутым и оттого неправильным. Такое знамение раньше использовали те, кто противился обрядам
православной церкви
и предпочитал свой способ обращения к Богу. Но если человек уже решился посетить храм, то стоит для начала узнать, как нужно правильно креститься.
История крестного знамения
Последователи Христа начали осенять себя крестным знамением ещё в апостольский век. Однако в те времена крестились лишь одним пальцем. Таким образом подчёркивалась вера в единого Бога, поскольку тогда ещё было распространено языческое многобожие. Также известно, что крестное знамение первоначально налагали только на лоб, лицо или сердце. Уже в 3 веке данный жест использовался в богослужениях. Живший в то время богослов Тертуллиан в труде «О венце воина» пишет:
Всё тело, а также неодушевлённые предметы начали крестить примерно в 4 веке. По свидетельству поэта того времени Пруденция, римские солдаты-христиане осеняли себя крестным знамением перед сражениями. Его современник преподобный Ефрем Сирин отмечает:
В 8 веке, отстаивая перед еретиками догмат о двойственной природе Спасителя, христиане стали всё чаще креститься двумя перстами. В таком виде жест пришёл на Русь, принявшую христианство в 988 году. Знакомое нам трёхперстное крестное знамение как знак исповедания догмата о Святой Троице окончательно утвердилось в 13 веке в Византии. На Руси же новый обычай крестного знамения был введён лишь в середине 17 века. Не принявшие данное и другие новшества церковной реформы верующие (старообрядцы) и по сей день крестятся двумя перстами.
Сильная молитва — обращение к Всемогущей Крестной Силе Господа
Частицы Животворящего Креста сегодня находятся во многих храмах мира. Возможно, и в вашем городе есть частица Животворящего Креста Господня, и вы можете приложиться к этой великой святыне. Крест зовут Животворящим — творящим и дарующим жизнь, то есть имеющим великую силу. В утренних и вечерних молитвах, находящихся в каждом православном молитвослове есть молитвы, призывающие силу Божию, происходящую от Креста Господня. Православные христиане, таким образом, ограждают себя на каждый день и на каждую ночь силой Креста Господня.
Обратитесь с молитвой ко Господу, оградите себя крестным знаменем и искренней верой в Бога — и вы увидите, как изменится ваша жизнь.
Читать краткую молитву Кресту можно наизусть и онлайн, особенно важно это в момент опасности:
Огради меня, Господи, силой Честного и Животворящего ТВоего Креста и убереги меня от зла. Спаси, Господи, людей Твоих и благослови Церковь Твою, победы православным христианам на врагов подавая и Твоих сохраняя крестом Твоим людей верующих.
Вера, дарованная Господом, знание о Его помощи должны умножаться среди людей. Поэтому, в отличие от заговоров, которые распространяют служители темных сил и которые должны «читаться тайно», вы можете и должны делиться своей верой, рассказывать о чудесной помощи Божией и его милости. Благие дела, которые творятся с призыванием Божией благодати, будут совершены всегда успешно.
Молитвами всех святых и силой Креста Своего да хранит вас Господь!
Как совершать крестное знамение в разных ситуациях
При входе в церковь нужно трижды перекреститься, стоя лицом к ней. После каждого крестного знамения кланяются в пояс.
Находясь перед святой иконой в храме, крестятся однократно. После этого нужно поставить церковную свечу, произнести молитву вслух или мысленно.
Пребывая в православной церкви во время литургии или чтения акафиста, одновременно с сотворением креста также необходимо выполнять поклоны. Делается это тогда, когда священником произносятся слова «Господи, помилуй!» и «Аминь».
Сотворить крест нужно, проходя или проезжая мимо церкви. Таким жестом мирянин показывает свою принадлежность к православию и выражает соблюдение религиозных правил.
Если человек самостоятельно читает молитвенный текст дома, следует креститься в начале и в конце беседы с Богом. При этом надо быть у иконы с горящей свечой. Во время домашней молитвы выполняется неглубокий поясной поклон, говорящий о почтении к Господу и смирении перед Его Волей.
Христианин, желающий перекрестить другого человека или предмет, делает это по зеркальному принципу. В подобном случае крест делается в правую сторону, затем налево.
Перед входом на кладбище и уходя с него, крестятся трижды. Прежде чем начинать уборку в месте погребения усопшего, крестное знамение выполняют один раз, читают молитву и просят прощения у покойного.
Как крестятся греко-католики, евреи?
Говоря о католиках необходимо отметить тот факт, что существуют римо-католики и греко-католики. И те, и другие имеют нечто общее между собой и различное.
- Греко-католики признают Папу Римского, как видимого главу Церкви и относят себя к Римской Католической Церкви.
- При этом стоит сказать, что греко-католиков многое объединяет с православными, в том числе и способ нанесения креста.
- Крестятся они правой рукой, при этом кистью руки выводят крест таким образом: сверху вниз, справа налево.
- Также у греко-католиков и у православных общее сложение пальцев. При крещении пальцы складываются таким образом: 3 первых пальца соединены вместе, а мизинец и безымянный прижаты к ладони.
- Представители данного течения, проживающие на Западе Украины, часто при крещении совершают и другие движения. Например, совершается движение рукой, которое отмечает пронзенное ребро Христа.
- Если же для сравнения взять римо-католиков, то они наносят крестное знамение иначе. Движения выводятся от головы к чреву, а затем от левого плеча к правому. При этом пальцы складываются по-разному. Это и двухперстное, и трехперстное сложение.
Теперь поговорим о евреях:
Начнем с того, что традиционной религией, которую исповедует этот народ, является иудаизм.
Слова «еврей» и «иудей» очень схожи и на сегодняшний день во многих языках мира имеют одинаковое значение. Однако в нашей стране принято считать, что «еврей» — это все-таки национальность, а «иудей» — исповедуемая религия.
Прежде чем ответить на вопрос «Как крестятся евреи?» поговорим немного о том, что значит для них сам символ «крест». К слову, целесообразнее было бы задаваться вопросом «Крестятся ли евреи вообще?».
Так вот, в давние времена крест ассоциировался у иудеев со страхом, наказанием и собственно смертью. В том время, как у христиан крест – это главный символ, который может защитить и оберечь от несчастья и бед.
На сегодняшний день евреи признают священный крест, однако вкладывают в него немного иное значение. Для них это символ возрождения Спасителя
По-большому счету крест не несет в себе такой важности (как у христиан), поэтому соответственно нет необходимости накладывать знамение и на себя. Из этого напрашивается вывод, что иудеи не крестятся вообще.
Как в древней Церкви совершалось крестное знамение?
Чаще всего в ранних источниках упоминается совершение крестного знамения одним пальцем или всей рукой, подчеркивая этим веру в единого Бога – в противовес языческому многобожию. Однако какое при этом употреблялось перстосложение и каким было направление движения (слева направо или справа налево), не указывается. Вероятно, наиболее распространенной формой было крестное знамение одним (указательным или большим) пальцем, о чем писали свт. Епифаний Кипрский и свт. Григорий Великий (). Однако свт. Кирилл Иерусалимский, говоря о крестном знамении, использует множественное число – «пальцами» (“Поучения огласительные” и также ). Наиболее распространенным местом наложения крестного знамения был лоб, о чем, например пишет Тертуллиан (), иногда в сочетании с др. частями тела: лбом и областью сердца (о чем сообщает Пруденций — “Аврелий Пруденций Клемент”) или лбом, ушами, глазами и устами (согласно Киприану Карфагенскому). Также упоминается наложение крестного знамения на глаза, уста и область сердца (согласно Григорию Нисскому — “Послание о жизни преподобной Макрины”), уста и грудь и на все тело (согласно Тертуллиану — ). К IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, то есть появился «широкий крест».
Двоеперстие при совершении крестного знамения, как считают некоторые исследователи, своим появлением было обязано распространению начиная с середины V в. ереси монофизитства; хотя прямых подтверждений этой точки зрения нет, из монофизитских источников и из позднейших свидетельств православно-монофизитской полемики видно, что для монофизитов одноперстие служило аргументом в пользу монофизитства, что заставляло православных использовать двоеперстие в качестве контраргумента. Распространению двоеперстия (имевшему место не только в греческом мире, но и на Западе) должно было способствовать и закрепление его в иконографии (но не наоборот).
Знаменитый пример использования пальцев руки в богословской дискуссии — выступление свт. Мелетия Антиохийского на Антиохийском Соборе 361 г. с обличением арианства, когда он проиллюстрировал мысль о единосущии Отца, Сына и Св. Духа путем разгибания трех пальцев руки и затем сгибания двух из них (много позднее на Руси этот пример сыграл определенную роль в полемике вокруг двоеперстия, поскольку интерпретировался как свидетельство об определенном перстосложении, хотя из рассказа древних церковных историков такой вывод сделать нельзя).
После распространения двоеперстия его богословское толкование как исповедания двух природ во Христе (что символизируют соединенные вместе указательный и средний пальцы) и одновременно троичности Лиц Божества (что символизируют соединенные вместе остальные пальцы) стало в Византии классическим. Тем не менее и после распространения двоеперстия византийская святоотеческая мысль продолжала подчеркивать второстепенность способа перстосложения по отношению к самому знаку креста, — напр., прп. Феодор Студит писал, что тот, кто изобразит крест «хоть как-нибудь и одним только перстом, тотчас обращает в бегство враждебного демона» (Патрология Миня).
Когда Русь крестилась в Православие, в Византии была достаточно распространена традиция креститься двумя перстами, каковой обычай перешел и на Русь. Около XIII в. в Византии двоеперстие было вытеснено троеперстием. Первым ясным свидетельством о троеперстии у греков является т. н. Прение Панагиота с Азимитом. Впрочем, известны и более поздние свидетельства о продолжении бытования у греков двоеперстия. Тем не менее со временем троеперстие распространилось в греческом мире повсеместно (так, в Пидалионе прп. Никодима Святогорца, в комментарии на 91‑е прав. свт. Василия Великого, Д. упоминается как старая форма перстосложения), а имевшие, очевидно, место случаи сосуществования троеперстия и двоеперстия никогда не вызывали споров и полемики, как это случилось на Руси.
В силу отрыва Руси от Византии, обычай совершать крестное знамение тремя пальцами не был введен на Руси до Никона. Староверы, не зная ничего о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за двуперстие.
Когда нужно креститься
Полно и образно на вопрос «когда нужно креститься» отвечает преподобный Ефрем Сирин (306-373 гг.):
Крестное знамение сопровождает православного христианина в каждом деле. В начале молитвы и в конце, при благословении пищи и благодарении после трапезы, прежде чем выйти из дома, перед сном…
Но важно не только уделят внешнее внимание, как крестятся православные. Главное совершать крестное знамение со страхом и благоговением, осознавая святость и величие данного жеста
Когда нужно креститься во время молитвы в храме
Особое место в жизни христианина занимает церковное богослужение. Во время службы есть определенный порядок совершения молитвенного жеста. Это касается поклонов, которым должно заканчиваться крестное знамение.
Поклон свидетельствует о нашем смирении перед Богом, готовности служить Его славе и следовать Его воле. Существует два вида поклонов: поясные и земные. Из их названия нетрудно догадаться, как правильно их совершать. При поясном поклоне мы сгибаем спину в пояснице таким образом, чтобы рука коснулась пола. При земном поклоне наша голова склоняется пред Господом до самой земли, для чего мы становимся на колени.
Когда нужно креститься с поясными поклонами
1) Чтя и уважая храм как дом Господень, нужно перед входом и выходом из него три раза перекреститься с поясным поклоном.
2) Одно из самых частых песнопений во время богослужения — возглас «Господи, помилуй», то есть «Подай, Господи».
3) Перед началом чтения Символа Веры, Апостола, Евангелия, молитвы Отче наш. После завершения чтения Евангелия также необходимо поклониться.
4) Во время молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».
5) Подсказками для совершения поясного поклона служат такие возгласы, как «поклонимся», «припадем», «Аллилуиа», «Придите, поклонимся», «Слава Тебе, Христе Боже».
6) При благословении священником молящихся Крестом, Чашей со Святыми Дарами, Евангелием.
Когда нужно креститься с земными поклонами во время церковной службы
Земной поклон – коленопреклонение – совершается в следующих случаях:
1) Один из важнейших моментов богослужения – чтение Евхаристического канона, после пения «Тебе поем, Тебе благословим…»;
2) При выносе священником Святых Даров для Причастия верующих Святых Таин при его возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите»;
3) После прославления Пресвятой Богородицы молитвой «Достойно есть»;
3) Перед пением молитвы «Отче наш» при возгласе «И сподоби нас, Владыко…»;
4) При возгласе священника «Святая Святым»;
6) В особые дни на аналое в храме лежат Крест или Плащаница. Прикладываясь к ним, нужно совершить земной поклон (даже в день Причастия).
Сила креста
Зная о силе спасительных мук Христа, бесы боятся крестного
знамения как огня. Поэтому святые отцы советовали как можно чаще осенять себя
крестным знамением, а также пищу, воду для питья, мебель, кровать, стол, жилище
и т.д. Таким образом, отгоняется лукавство врагов и освящается естество.
Много раз крестное знамение спасало людей даже от смерти. Перекрестив отравленную пищу, верующие оставались живы. Есть описанные многочисленные случаи.
В Древнем Патерике рассказан случай о том, как одному монаху явились бесы в образе ангелов света и уговаривали его сесть в огненную колесницу, чтобы унестись на Небо, подобно пророку Илии. Но монах, который уже занёс ногу на колесницу, осенил себя крестным знамением. В результате бесовское искушение разрушилось, колесница исчезла, а сам монах увидел себя на краю пропасти. Если б он послушал бесов и сел в колесницу, то упал бы с обрыва и разбился насмерть.
Другой случай рассказывает, как один святой запер беса в
сосуде с помощью крестного знамения.
Мы всегда должны осенять все вокруг и себя крестным знамением, чтобы избежать стрел лукавого и смертельной опасности. Но делать это надо с особым благоговением и внимательностью, медленно и не торопясь.
Символика крестного знамени
В православии все действия наполнены глубоким смыслом и всегда имеют
символическое значение
. И, конечно же, крестное знамение в особенности. Православные христиане вместе с представителями некоторых других христианских конфессий верят, что осеняя себя крестом, они отгоняют всех нечистых духов, защищают себя от зла.
Как правильно креститься
Для того чтобы перекреститься, необходимо сложить три пальца правой руки в щепотку, а оставшиеся два пальца прижать к
внутренней стороне
ладони. Такое положение пальцев не случайно — оно говорит нам о природе Господа нашего Иисуса Христа, который по своей свободной воле пострадал ради спасения каждого человека. Три сложенных пальца вместе — это триединство Бога во Святой Троице (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой). Троица едина, но при этом имеет три отельных ипостаси. Два пальца, прижатых к руке, свидетельствуют о двойном происхождении Христа — он одновременно и Бог, и человек.
Для того, чтобы правильно перекреститься, человек сначала подносит руку ко лбу и произносит «Во имя Отца», далее рука опускается на живот со словами «И Сына», далее идет правое плечо «И Святого» и левое плечо «Духа». В конце совершается поклон и произносится слово «Аминь».
Такая формулировка, опять же, раскрывает природу Бога. Упоминаются все три ипостаси Святой Троицы, а слово «Аминь» в конце утверждает истинность Божественного триединства.
Само по себе наложение на человека крестного знамения символизирует Крест Господень, на котором он был распят. Своим распятием, смертью и воскресением из мертвых Господь наш Иисус Христос сделал орудие позорной казни орудием спасения душ человеческих. Именно поэтому православные христиане издавна используют данный жест как символ сопричастности к смерти Господа, а потом и Его воскрешения.
Историческая справка
Крестное знамя использовалось христианами с самого начала зарождения веры. После Воскресения Христа, первые исповедники веры налагали на себя символ орудия его казни одним пальцем, как бы желая показать свою готовность быть также распятыми за Господа.
Позже, в различные периоды времени, существовали обычаи креститься несколькими пальцами, а также всей ладонью. Прикасались при этом к глазам, губам, лбу — основным органам чувств человека, чтобы освятить их.
Важно! С распространением именно православной веры среди христиан стало принято креститься двумя пальцами правой руки, осеняя лоб, живот и плечи.
Примерно в XVI веке распространилась практика осенять грудь вместо живота, поскольку именно в груди находится сердце. Столетие спустя сформировалось и закрепилось правило креститься тремя пальцами правой руки, накладывая их снова на живот, вместо груди. Именно такой способ используется православными и доныне.
Интересно! Приверженцы старого обряда
церковного богослужения
(старообрядцы) по сей день практикуют двуперстное прикладывание.
В центре мира – Бог или человек?
Происхождение католического крестного знамени, когда верующий католик крестит себя слева направо не совсем выяснено. Православные богословы считают, что такое расхождение вызвано мироощущением, которое у католиков и православных различается.
В жизни европейского человека преобладает индивидуализм и антропоцентризм, в центре европейского мира стоит сам человек, сознание же православного верующего теоцентрично и ставит в центр всего Бога-Творца. Крестное знамение справа налево символизирует Божье благословение, а если рука перемещается слева направо, это значит, что человек обращается к Богу.
Немного истории
Первые христиане уже изображали на себе знамение креста. Но они это делали сначала одним перстом, изображая его на челе или груди, или осеняя пищу и жилье. Потом в четвёртом веке появилось широкое крестное знамение, похожее на современное, но опять же, его изображали на себе одним пальцем.
Святой Ефрем Сирин, живший в четвертом веке, призывал всех христиан осенять себя и всё вокруг крестным знамением. В шестом веке появилось первое упоминание о триперстном крестном знамении.
В девятом веке триперстное знамение сменилось двуперстным.
Это произошло при появлении ереси монофизитов, которые говорили о том, что у
Христа была лишь одна природа. В опровержение этой ереси верующие стали
креститься двумя перстами, доказывая двоякую природу Спасителя.
Триперстное знамение вернул патриарх Никон в двенадцатом
веке. Тогда случился самый обширный раскол в истории Церкви. Старообрядцы
отстаивали правильность двуперстного знамения, за что были отвержены.