Помогать адаптироваться к непредвиденным ситуациям
Вставая перед трудностями незапланированных ситуаций, многие подростки отдаляются от родителей, становятся скрытными и замкнутыми.
К таким факторам можно отнести:
- развод родителей;
- переезд в другой район и переход в новую школу;
- появление второго ребенка в семье.
В стрессовом состоянии ребенок перестает идти на контакт, родители ужесточают контроль над ним, еще больше усугубляя ситуацию. Но выход найти можно.
Если отдаление от взрослых произошло по причине перехода в новую школу, родители должны ненавязчиво интересоваться, все ли там хорошо, нормально ли проходит адаптация, каковы отношения со сверстниками
Можно попросить классного руководителя или социального педагога уделить внимание ребенку, посмотреть, как происходит выстраивание отношений с одноклассниками
В ситуации, когда подросток становится нервным и раздражительным из-за перемен в семье, важно не упустить момент и оказать эмоциональную поддержку. Например, при появлении в семье еще одного ребенка, многие старшие дети испытывают чувство ревности
Им не уделяют столько внимания, сколько раньше, да еще и требуют помощи по дому или в уходе за малышом, которого они, в общем-то, не просили рожать.
Стоит хвалить подростка за его достижения: «Спасибо, что посидел с сестренкой, пока я ходила в магазин», «Молодчина, без тебя я бы не справилась». Понимание, благодарность и оценивание поступков ребенка сработают гораздо лучше, чем брань и приказы о выполнении домашних дел из-под палки.
Всегда ли переходный возраст проходит проблемно
Не всегда поведение подростков доставляет неудобства их родителям и окружающим. Если родители будут учитывать возрастные и гендерные особенности ребенка, им удастся минимизировать признаки переходного периода.
Если у подростка в 14 лет сформированы доверительные отношения с родителями, он не боится рассказать им о своих проблемах со сверстниками, бурного протекания психологического кризиса не будет. При этом родители не должны ставить перед собой задачу решить все трудности индивида, которому уже четырнадцать лет. Их миссия состоит в другом: научить отпрыска анализировать ситуацию и выбирать адекватные способы ее преодоления.
Родители должны стать для подростка заинтересованными друзьями ,а не злыми критиками
Как общаться с подростком на одном языке
Вторая хорошая новость заключается в том, что именно вы можете ему помочь
Для этого вам важно научиться общаться с подростком на одном языке, без криков, нотаций, придирок и неработающих ультиматумов, из позиции «Наставник». Научиться понимать, что происходит в душе у ребёнка
И здесь следует найти баланс – не устраивать допросы с пристрастием, но и не дистанцироваться, не игнорировать подростка
Да, ему важно личное пространство и свобода в действиях. Но так же важно понимать, что родители всегда рядом, к ним можно обратиться за помощью и поддержкой в любое время, если будет необходимо
Как распознать замкнутого ребенка
Существует 3 типа поведения, которые часто путают. Похожим образом ведут себя интроверты, стеснительные и замкнутые дети
Важно понимать, что каждый тип требует особой реакции, и не всегда попытки изменить его будут безопасны для ребенка
Интроверты. Это не отклонение, а темперамент. Интроверт не нуждается в открытом диалоге с обществом, он черпает энергию из внутренних ресурсов, и делает это в тишине или даже в одиночестве. Общение с ровесниками не в тягость такому ребенку, он способен заявить о своих потребностях, проблемах и задать интересующие вопросы. Устав от чужих голосов и эмоций, интроверт ищет уединения, чтобы вернуться в комфортные для него условия. Такой ребенок не нуждается в помощи психологов, так как нормальному развитию интроверсия не препятствует.
Стеснительные дети. Младенцы не умеют стесняться
Этот навык приходит со временем, когда ребенок понимает, что чрезмерное внимание со стороны не всегда несет только позитивные эмоции. Стеснительность менее безобидна, чем интроверсия
Однако, бороться с ней просто – объясняя ребенку его право на голос и самовыражение. Стеснительность можно перерасти, перебороть, можно изменить окружение на более доброжелательное. Ребенок, который боится озвучить свои потребности перед публикой, теряет возможность получать необходимые блага. Чтобы избежать или предотвратить такой сценарий, родителям следует уделить внимание вопросу развития самостоятельности у ребенка.
Замкнутые дети. Этих детей легко спутать со стеснительными или необщительными
Но есть одно важное отличие – страх. Замкнутый в себе человек боится вступать в коммуникацию с окружающим миром, так как наверняка имеет негативный опыт
Такой ребенок имеет тесный круг общения, состоящий иногда из одного близкого друга. И даже в такой компании никогда не проявляет себя лидером, не выступает инициатором игр, молчит, если его что-то не устраивает. Быть удобным и незаметным – главная задача ребенка. С такой позицией родители должны бороться при первых проявлениях проблемы. Обратиться за помощью к психологу нужно как можно раньше.
Признать, что ребенок стал взрослым
В подростковом возрасте дети начинают считать себя самостоятельными, пытаясь доказать это окружающим, в том числе и родителям, всеми возможными способами
Если сын или дочь отдаляется эмоционально – важно показать принятие процесса взросления. Стоит начать уважать личное пространство ребенка
Например, заходя в комнату, нужно стучать. Если мать хочет попросить подростка выполнить какую-то работу по дому, лучше поинтересоваться, есть ли сейчас у него время или он сделает это позже. Такие нехитрые способы позволят снизить раздражение ребенка по поводу внезапных вторжений. Но нужно быть готовыми к тому, что он ответит «не сейчас».
Лечение подростковый социофобии
Часто родители подростков или они сами обращаются за помощью к педиатру или терапевту, жалуясь на соматические проявления социофобии (головокружение, головные боли, повышенное давление, учащенное сердцебиение). Несомненно, в сложных случаях требуется исключение соматической патологии. А также бывает необходима консультация психиатра.Индивидуальная терапия помогает исследовать паттерны поведения, установки, навязчивые мысли, снизить аффект в безопасной обстановке и поддерживающих отношениях, изменить автоматические паттерны на более эффективные, снизить страх и тревогу, развивать коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект.Обязательно нужны консультации с родителями, чтобы изменить стиль общения с подростком. В случае выраженной тревоги у родителей им самим стоит обратиться к терапии, так как их паттерны поведения влияют на паттерны подростка.Так же эффективна групповая терапия, где подростки учатся новым формам общения. В группе быстрее происходит нормализация и сплочение, что помогает сформировать самооценку и выработать адаптивные формы поведения.Продолжительность терапии – от трех месяцев до года.
Вам может быть интересно
31.07.2019 Циркадные ритмы. Печень знает, что ты не спишь
17.05.2018 Индуизм
06.05.2019 Ребенок врет: какая правда скрывается за детской ложью?
05.04.2019 Что делать, если отношения с ребенком превратились в кошмар
24.10.2019 7 рекомендаций, чтобы переступить через собственную лень и начать заниматься спортом
25.07.2019 Ставки на спорт: зачем детям вести активный образ жизни
18.04.2019 Хотите похудеть? Визуализируйте себя правильно
21.06.2019 Привычки, которые помогут зарабатывать больше
24.10.2019 Если постоянно хочется спать: как бороться с немотивированной сонливостью и упадком сил
31.05.2019 Займ, пропажа или кража? Как распознать и решить проблему детского воровства
27.06.2019 Помнить о важном: поможем улучшить память
01.08.2019 Ароматные воспоминания: если событие сопровождалось неприятным запахом, оно обязательно отложится в памяти
Как общаться с подростком
- В общении с подростком нужно быть доброжелательным. Авторитетом у подростков пользуются те взрослые, которые умеют общаться на равных. Тинейджеры не любят слушать нотации и поучительные истории. Предпочтительно так выстроить беседу, чтобы сначала можно было обсудить те вопросы, мнения по которым у сторон совпадают.
Чтобы подросток прислушался к мнению взрослого, родители в общении с ним должны избегать нравоучительного тона и стремления доминировать
Инициатива в диалоге должна принадлежать взрослому. Но при этом он должен демонстрировать свое умение посмотреть на ситуация с позиции подростка. Интерес взрослого к общению с подростком должен быть искренним. Чуткие родители замечают малейшие изменения в настроении ребенка и сразу реагируют на это. Их готовность выслушать и помочь настраивает ребенка на искренность
Важно задавать уточняющие вопросы, стимулировать ребенка к подробному изложению. Показать свою заинтересованность можно, если обращаться к подростку по имени
Если ребенок рассказывает родителям о своих проблемах и неудачах, он ждет от них совета и помощи. Не стоит лишний раз говорить подростку где и в чем он ошибся, это его разозлит. Лучше помочь ему проанализировать собственные действия и выработать конструктивную стратегию выхода из сложившейся ситуации. Хорошим стимулом для личностного роста у подростков является то, что родители замечают их достижения. Психологи установили, что в период с 12 до 17 лет поощрения – это лучшее средство формирования желаемого поведения. Наказания не дают во время переходного периода ожидаемого эффекта.
Таким образом, особенностью подросткового возраста является то, что в этот период онтогенеза происходит активное формирование мировоззрения личности. Подростковый возраст называют переходным, так как именно в возрасте начинается процесс взросления индивида.
Мне нравится4Не нравится
Читайте далее:
Способы развития коммуникабельности у детей
Стадии гнева с точки зрения психологии
Плюсы и минусы асоциальности
Как справиться с экзистенциальным кризисом
Что делать родителям, если ребенок смотрит аниме
Что делать родителям, если учитель невзлюбил
Причины замкнутости детей
В здоровой атмосфере взаимоуважения и любви растут уверенные в себе, общительные дети. Если ребенок замыкается в себе, это говорит о проблемах внутри семьи или в ближайшем окружении. Часто родители практикуют традиционные методы воспитания, не подозревая об их опасности для здорового развития личности. Причины замкнутого поведения детей могут быть разными:
- Боязнь новых задач, когда сказать «я не умею» безопасней, чем не справиться;
- Негативный опыт общения с ровесниками, когда ребенок становился объектом насмешек, розыгрышей или физического насилия;
- Негативный опыт в самовыражении – ребенок мог делиться эмоциями или проблемами с другим человеком и каждый раз слышать в ответ грубости или откровенно равнодушные отзывы;
- Попытки взрослых втянуть ребенка в действия, неприятные ему;
- Неспособность делать самостоятельный выбор часто развивается у детей слишком строгих, властных родителей;
- Большой багаж негативных воспоминаний, обиды, связанных с одним или несколькими людьми;
- Постоянное напряжение, состояние тревоги из-за ощущения, что сам ребенок или его близкие в опасности;
- Свалившийся на ребенка багаж обязанностей, с которым он не в силах справиться;
- Страх быть наказанным приводит к замкнутости, когда наказания отличаются жестокостью;
- Ребенок, ставший жертвой сексуального насилия или рискующий ей стать, нуждается в регулярном посещении врачей;
- Общая слабость, болезненность;
- Длительное перенесение тяжелого заболевания;
- Завышенные требования от родителей, которым не нравятся любые отклонения от образа идеального ребенка;
- Недостаток внимания и любви членов семьи.
Замкнутые дети испытывают трудности, о которых не могут сказать. Со временем проблем становится больше, и уже во взрослой жизни человек столкнется с серьезными трудностями.
Подростковый возраст как этап онтогенеза
Возрастными периодизациями развития установлены границы подросткового возраста. Он начинается в 11 — 12 лет, а заканчивается в 15 – 16 лет. В психофизиологии и возрастной психологии этот период онтогенеза принято называть пубертат.
Ребенок 12 – 13 лет уже имеет некоторый багаж жизненного опыта, но использовать его в повседневной жизни он пока еще не умеет. Дети-подростки обладают слабыми навыками самоконтроля, так как префронтальные отделы коры головного мозга находятся в стадии формирования. Лимбическая система, которой объясняются эмоциональные реакции человека на внешние раздражители, в подростковый период опережает развитие рационалистического компонента личности.
В соответствии с медицинской психологией, подростковым возрастом считается период онтогенеза от 10 до 19 лет. Сдвиг границ переходного возраста в медицинской периодизации обусловлен тем, что взрослость характеризуется не только новым уровнем психологического развития, но и физиологическими изменениями. В 15 лет уровень физического развития подростка еще отличается от взрослого человека. Поэтому, по мнению медиков и клинических психологов, возрастные границы переходного возраста нужно увеличить на 3 – 4 года.
Как разговаривать со скрытным подростком
Александр Кардашов Эксперт в сфере «Психология»
Если вы заметите несколько таких признаков, обязательно обратите свое внимание и постарайтесь выяснить, что именно беспокоит вашего ребенка
Важно подходить объективно и иметь истинное желание помочь подростку. Необязательно некоторые симптомы могут говорить о скрытности
Например, усталость и нежелание посещать школу, может быть вызваны переутомлением и эмоциональным напряжением, подготовкой к экзаменам и другими объективными вещами. Главное – говорить с ребенком, делиться своими переживаниями, аккуратно задавать вопросы. Подростки очень ранимы и их легко оттолкнуть от себя
Необязательно некоторые симптомы могут говорить о скрытности. Например, усталость и нежелание посещать школу, может быть вызваны переутомлением и эмоциональным напряжением, подготовкой к экзаменам и другими объективными вещами. Главное – говорить с ребенком, делиться своими переживаниями, аккуратно задавать вопросы. Подростки очень ранимы и их легко оттолкнуть от себя.
- Не нужно давить своим авторитетом. Подросток уже не малыш, у него есть своя четкая позиция, мнение, формируются жизненные принципы. Он уже не так нуждается в поддержке родителей (по крайней мере, он так думает).
- Не запрещайте, а объясняйте. Не пускаете вечером на прогулку, на дискотеку, в гости друзьям – не говорите просто «Нет», а объясните причину отказа и запрета без эмоций и давления. Это даст подростку понять, что вы запрещаете ему не потому что, не доверяете, а на то есть другие, сторонние причины.
- Спрашивайте совета и делитесь своими переживаниями. Подросток почувствует, что вы тоже нуждаетесь в поддержке и цените его мнение. Поэтому будет доверять и доверяться вам.
- Не уходите от разговора. Если подросток сам изъявил желание с вами поговорить, даже на неловкую тему, не увиливайте от диалога. Откажитесь от других дел и посвятите время ребенку. Иначе получив отказ, он просто больше к вам не обратится.
Сколько длится подростковый возраст?
Условно подростковый период начинается в 10 – 13 лет и длится до 21 года. Он подразделяется на три этапа. Ранний — «самый невыносимый», по словам психотерапевта. У детей появляются новые запросы, они уже «немаленькие», но не понимают, как с этим быть. Мальчики становятся похожими на неандертальцев, неловких, неуклюжих. Они грубят и хотят, чтобы их оставили в покое. Девочки, в свою очередь, начинают бояться и всего стесняться, в том числе себя самих.
Второй этап начинается с 16 лет и протекает легче. Подросток уже ощущает реальность, но пытается подстроить ее под себя. Третий этап, она же молодость. По словам Локтионовой, только в этот период подросток примиряется с реальной жизнью и начинает нести ответственность за свои поступки.
Что такое девиантное поведение
Девиантное поведение — это поведение, отличающееся от норм и стандартов, принятых в обществе: правовых, моральных, возрастных. Так как нормы могут варьироваться в зависимости от возраста, региона проживания, социального положения, то и понятие девиантного, отклоняющегося поведения будет иметь разное значение.
И в первую очередь стоит объективно оценить поступки подростка. В чём заключается проблема? Подросток ворует? Или просто красит волосы не в тот цвет, который считается нормальным среди взрослых и серьёзных людей?
Выделим основные формы девиантного поведения в подростковом возрасте, которые требуют повышенного внимания со стороны взрослых.
Научим договариваться и достигать компромисса
Записаться на консультацию
Почему подростковый возраст считается переходным
Период пубертата принято называть переходным, так как в это время вчерашний ребенок постепенно превращается во взрослого. Процесс трансформации запускается актуализацией противоречий между стремлениями подростка и его актуальными возможностями:
- тинейджер стремится к независимости, но вынужден соблюдать нормы и ценности, принятые в группе сверстников, иначе он станет изгоем;
- дети-подростки хотят оторваться от семьи, жить самостоятельно, но не имеют для этого средств;
- физиологическое и психическое созревание идут неравномерно, поэтому отношения с родителями и сверстниками могут испортиться.
К концу подросткового возраста девушки и юноши успевают накопить багаж жизненного опыта, который необходим для вступления в самостоятельную жизнь. Когда вчерашние подростки начинают самостоятельно зарабатывать деньги, съезжают на съемную квартиру или в комнату в общежитии, можно говорить о том, что переходный период детством и взрослостью завершился.
Чтобы быть принятым в группу сверстников, подростку нужно демонстрировать то, что он разделяет нормы и ценности этой компании
Причины замкнутости
Любая замкнутость ребенка является следствием каких-либо причин, которые привели к такому состоянию. Каковы наиболее типичные причины этого?
Прежде всего, замкнутость может возникнуть вследствие обиды на что-то или огорчения от действий или бездействия взрослых и сверстников. Например, ребенок попытался выразить свои искренние чувства, а в ответ получил насмешки от окружающих сверстников или отсутствие всякой реакции от родителей или учителей. Слишком строгое, а иногда и жестокое наказание за проступок тоже часто приводит к затаенным обидам.
В семьях, где уделяется излишнее внимание к «правильному» поведению ребенка, очень часто к нему предъявляют повышенные требования. Это выражается в том, что в школе он должен иметь только отличные оценки по всем предметам независимо от склонностей к определённым наукам
В спорте от ребенка ждут только громких побед, а в быту его нагружают массой трудновыполнимых обязанностей. Естественно, что любую, неизбежно периодически приходящую, неудачу такие родители моментально перекладывают на плечи их чада, а это только способствовует замкнутости.
В жизни любого человека – и взрослого, и ребенка, — возникают сложные ситуации, которые требуют решения. И вместо того, чтобы научить ребенка сложную проблему делить на ряд простых, взрослые отправляют его самого искать решение. Очень часто дети не могут самостоятельно справиться с этим, что и рождает чувство неполноценности, приводящее к замкнутости.
Тяжелая болезнь ребенка или частая болезненность, болезнь близких и тревога за них — тоже могут стать причинами замкнутости. Потери домашних животных, своих любимцев, в детстве воспринимаются особенно тяжело. Если к этому добавляется непонимание и равнодушие взрослых, то очень часто это приводит к замкнутости.
Любой член семьи, в том числе и ребенок, должен участвовать в семейных делах. Если не спрашивают мнение ребенка или ему не доверяют, то он может ощутить себя ненужным и лишним. Детям свойственно перекладывать это на себя, поэтому неполноценность они проявляют излишней замкнутостью.
Причины девиантного поведения подростков
Скорее всего, многие наши читатели нашли в особенностях девиантного поведения и свои подростковые проблемы. Этот период действительно очень непростой для детей. Давайте разберём, какие причины могут спровоцировать неадекватное поведение у подростков.
Физиологические и психологические причины
1. Кризис подросткового возраста
Сам по себе кризис является сложным этапом. Сопровождается раздражительностью, вспыльчивостью, стремлением к независимости. Подростки начинают больше прислушиваться к мнению сверстников. Физическое развитие даёт ощущение взрослости, но при этом большей свободы ребёнок не получает, что приводит к конфликтам.
2. Половое созревание
Тоже становится причиной асоциального поведения подростков. Тело меняется, и подростки часто чувствуют себя неуклюжими. Появляются новые желания, сексуальное влечение. Изменяется гормональный фон, возникают проблемы с кожей, запах пота становится более резким. Многие дети с трудом принимают происходящие изменения, критично относятся к своему телу и внешности, что сказывается на настроении и самооценке.
3. Раннее половое созревание
В некоторых случаях пубертат начинается раньше нормы, до 10 лет, и может провоцировать дополнительные проблемы с поведением и эмоциональным состоянием у детей. Также на этом фоне могут возникать головные боли и быстрая утомляемость, которую родители часто принимают за лень.
4. Недостаток сна и отдыха
Как и у взрослых, отсутствие или недостаток сна вызывает тревожность у несовершеннолетних и провоцирует девиантное поведение. Дети, которые мало спят, чаще жалуются на плохое настроение, вспышки злости, хуже контролируют эмоции и справляются со стрессом. Поэтому здоровый сон важнее сделанных в ночи уроков или дополнительных кружков.
5. Особенности созревания мозга
В 13 лет начинают активно созревать зоны мозга, отвечающие за эмоции, но при этом те зоны мозга, которые сдерживают эти эмоции — развиты недостаточно. Поэтому подросткам бывает сложно контролировать свои поступки.
Внешние причины
1. Выученная беспомощность
Апатичное состояние, в котором подросток не делает ничего, чтобы улучшить своё положение, даже если имеет возможность. Подросток не верит в свои силы, ему кажется, что изменения невозможны. Причины возникновения такого состояния:
- у ребёнка нет опыта успешной самостоятельной деятельности, так как родители перехватывают инициативу и торопятся делать всё за него;
- ранее ребёнок сталкивался с ситуациями, которые оказались для него непосильны, из чего он сделал вывод, что в принципе не может влиять на ситуации;
- ребёнок воспринимает любые ошибки как катастрофу: я неудачник, у меня ничего никогда не получается, всё бесполезно.
2. Сексуальное насилие
Может вызывать девиантное поведение, в том числе и сексуальные девиации, которые, в свою очередь, могут спровоцировать появление и других видов девиантного поведения подростков: агрессию, употребление алкоголя и т.д. Требуются особая деликатность в обсуждении этой темы, работа с психологом и бережное отношение к подросткам, пережившим сексуальное насилие.
3. Девиантное поведение в семье
Девиантное поведение членов семьи может послужить причиной формирования асоциального поведения у подростка, ведь ребенок берет пример со своих родителей. Насилие в семье по отношению к ребёнку также способно спровоцировать поведенческие проблемы в подростковом возрасте.
4. Асоциальное поведение в окружении
Плохая компания также вызывает развитие этой проблемы. Друзья, которые пьют алкоголь, могут подтолкнуть непьющего пока подростка к употреблению спиртных напитков. А если среди знакомых есть правонарушители, риск того, что подросток также нарушит закон, возрастает.
5. Школьное образование
Чем более авторитетной и справедливой кажется школьная система, тем менее выраженную форму принимает девиантное поведение подростков. Отрицательная оценка школы, а особенно несправедливое отношение учителей к ученикам, может вызвать протест у подростка, например, прогулы, срывы уроков или отказ учить предмет.
Характер и физическое развитие детей подросткового возраста
Подростковый возраст не имеет четких, абсолютных и определенных границ и характеристик. Всегда имеются некоторые различия, которые могут быть довольно существенными. Они объясняются влиянием:
- специфических социальных факторов;
- различных условий воспитания и обучения подростков.
И все же основную характеристику и линию развития детей в переходном периоде выделить можно. Прежде всего, стоит отметить, что именно для этого возраста характерно интенсивное и довольно часто неравномерное физическое созревание. Если условно изобразить этот процесс на графике, то получится довольно характерная кривая: постепенное плавное развитие ребенка до десяти лет сменяется стремительным и неравномерным подъемом, на пике которого происходит перелом и где-то к 15 годам кривая снова становится пологой и мягкой.
Младший подростковый возраст – это время бурного роста и формирования организма. Интенсивно растет тело, идет процесс окостенения скелета, совершенствуется мускульный аппарат. При этом апогей роста обычно приходится на 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков. Подчас подросток выглядит угловатым и нескладным. Всему виной неравномерное физическое развитие. Особенно интенсивно растут скелет и конечности в длину, при этом рост и формирование грудной клетки немного отстают. Все это и провоцирует некоторые характерные психологические особенности подросткового возраста. Подросток осознает свою нескладность и угловатость, стесняется ее и старается замаскировать, принимая вычурные и порою неестественные позы
Нередко он пытается отвлечь внимание от своей внешности напускной грубостью и бравадой. Даже легкая ироничная насмешка в отношении его походки, позы или фигуры может вызвать бурную реакцию, ведь подростка сильно угнетает мысль, что он нелеп и смешон в глазах окружающих его людей
Именно поэтому отношения в подростковом возрасте нужно строить крайне аккуратно, при этом особенную осторожность должны проявлять именно взрослые. Возможны возрастные несоответствия и в развитии сердечно-сосудистой системы
В этот момент происходит значительное увеличение в объеме сердца, которое становится сильнее и работает более мощно. При этом кровеносные сосуды в развитии отстают, что нередко приводит к:
Возможны возрастные несоответствия и в развитии сердечно-сосудистой системы. В этот момент происходит значительное увеличение в объеме сердца, которое становится сильнее и работает более мощно. При этом кровеносные сосуды в развитии отстают, что нередко приводит к:
- краткосрочным расстройствам кровообращения;
- возрастному напряжению сердечной деятельности;
- повышению кровяного давления.
В результате у некоторых подростков могут порой наблюдаться головокружения, временная слабость, учащенное сердцебиение, головные боли и сравнительно быстрая утомляемость. Все это совпадает с началом интенсивной деятельности щитовидной железы и прочих желез внутренней секреции и, как правило, приводит к скоропроходящим нарушениям в работе нервной системы подростка. Этим объясняется излишне бурное поведение в подростковом возрасте. Для подростков характерна повышенная возбудимость, раздражительность и вспыльчивость, которые часто выражаются в резких реакциях.
Нервная система подростков не всегда может выдерживать воздействие сильных или длительных монотонных раздражителей, и под их влиянием она часто переходит в состояние сильного возбуждения либо торможения. Подобным образом на подростка может подействовать длительное ожидание волнующего события, обилие впечатлений или сильные нервные потрясения. Реакция на подобные раздражители может быть кардинально противоположной. Одни подростки под их влиянием становятся вялыми, рассеянными и сонливыми, так как их нервная система тормозится. Другие могут совершать абсолютно несвойственные им поступки, порой вообще бессмысленные. Они становятся нервозными и раздражительными, начинают нарушать дисциплину, ставя в тупик учителей и родителей.
Естественно, все это не означает, что подростковый возраст является каким-то «инвалидным». К подростку вовсе не нужно относиться как к больному. Напротив – это возраст грандиозных замыслов и больших дел, пора активности и кипучей энергии. И грамотный педагог обязательно должен учитывать это в процессе организации учебно-воспитательного процесса.
Психологическая ломка
Психологический дискомфорт в период активного взросления испытывают не все, но большинство подростков. Причин для ломки немало — это и физиологические изменения, и неприятие со стороны родителей, отвержение сверстниками, непонимание собственных задач и места в мире. На фоне психологической нестабильности подростковый период становится временем появления серьезных нарушений — депрессии, повышенной тревожности и более тяжелых расстройств психической сферы.
Самомнение подростков
В подростковом возрасте ребенок начинает ощущать себя не как часть родителя, а как отдельную, полноценную личность. Это проявляется в демонстрации своего несогласия с родителями, конфликтах с ними. Ребенок настаивает на своем мнении — именно его он считает самым правильным.
Не все мамы и папы готовы принять и понять такое поведение еще вчера такого послушного малыша. Подобное неприятие влечет за собой проблемы в отношениях внутри семьи, отстраненность и недоверие со стороны подростка. Но он нуждается в том, чтобы делиться и получать эмоции, в понимании, чувствовать свою причастность к группе. Находит подросток это в компании сверстников — одноклассников, или друзей со двора.
Быстрые изменения в подростке и статичность родителей, их неготовность к изменениям — главная причина проблемы. Если же мать с отцом проявляют гибкость, не стремятся демонстрировать свой авторитет и с уважением относятся к ребенку, ломка проходит мягко.
Внутренний конфликт
Основное противоречие, которое не дает покоя подросткам — несоответствие между “я сильный и взрослый, я могу и хочу” и “мне нельзя”. Действительно, подросток уже физиологически созрел для продолжения рода, достаточно силен чтобы работать, считает, что так же умен, как взрослые. Но поступать, как взрослые, нельзя.
Ограничение не только в том, что у подростка нет тех прав, которые предоставлены совершеннолетним людям. Особенности строения мозга в возрасте 14-17 лет таковы, что подросткам сложно прогнозировать последствия своих действий. Отсюда возникает тревожность, страх будущего и неуверенность в своих силах.
Отрицание действительности
Средний подростковый период — время отрицания. Негативизм возникает на фоне того, что ребенок дезориентирован во внутреннем и внешнем мире. Он больше не видит в зеркале знакомого человека, воспринимает окружающий мир не так, как раньше. Это создает в его душе раздрай, непонимание ситуации.
Переход из детства в состояние взросления сопровождается ломкой устоявшихся интересов, разрушением привычных схем поведения. Для подростка особую трудность представляет соприкосновение с различными психологическими установками, что создает почву для внутреннего и внешнего протеста, отрицания всего и вся.
Проявления кризиса независимости |
Проявления кризиса зависимости |
|
|
Выдержка, спокойствие и понимание требуется от родителей ребенка в период отрицания. Такое состояние ребенка большинство психологов считает необходимым элементом взросления, а отсутствие отрицания — неблагоприятным признаком.