Как проверить готовность ребёнка к школе за 15 минут: простые тесты для родителей

В первый класс в 8 лет: закон об образовании, проблемы с зачислением, мальчику

Распространенные заблуждения родителей

Ребенок готов к школе, если научился читать. Данные навыки описывают уровень интеллектуального развития детей

Опираясь исключительно на них, вы забываете о важности психологического и эмоционального фактора, о возможном наличии тревоги и отсутствии мотивации. Умные не по годам ребята могут быть попросту не готовы к поступлению в 1-й класс из-за комплекса причин, никак не связанных с их интеллектуальным развитием

Любого ребенка можно подготовить к раннему поступлению в школу. На практике это не так: вы можете вложить в голову определенные знания, но не научите за пару месяцев выстраивать корректные отношения с людьми, не измените его психику. Желание видеть в своем чаде вундеркинда и успевающими за всеми отличника нередко селит в его подсознании тревогу. Излишний прессинг приведет к снижению самооценки – в результате ребенок только пострадает.

Мальчики должны идти в школу раньше девочек. На самом деле это не так. К каждому случаю необходимо подходить индивидуально. Часто наоборот: девочки обладают достаточно развитым интеллектуальным развитием в возрасте 6 – 6.5 лет, тогда как мальчики догоняют их лишь к 7-ми годам. Это связано с психическими и физиологическими особенностями детей.

Чем раньше ребенок идет в школу, тем выше будет его успеваемость. Действительно, некоторые дети уже при поступлении в первый класс демонстрируют существенные отличия от одноклассников. Они проявляются в развитых навыках чтения и письма, в оригинальности при играх, в хорошем уровне физической подготовки. Многое зависит от темперамента – легче всего учебный процесс дается сангвиникам. Однако по мере взросления детей их «стартовые возможности» уравниваются.

Дети не хотят идти в школу из-за лени. На самом деле, они не хотят идти туда из-за отсутствия мотивации. Им не интересно познакомиться с новыми людьми, они не хотят менять существующий распорядок дня на новый. Они часто боятся перемен из-за излишнего прессинга, проблем с коммуникацией или тревоги. Назвать точную причину может только психолог, поэтому при отсутствии мотивации к обучению обязательно обратитесь к специалисту.

Ребенок не готов начать обучение из-за задержки интеллектуального развития. Это далеко не всегда так – неготовность к школе можно связывать с интеллектом только после получения соответствующего диагноза от лечащего врача. Дети развиваются по своему индивидуальному графику, легко догоняют и перегоняют сверстников. Ставить на их умственных способностях крест из-за неготовности обучаться в 6 лет не стоит.

Резюме

В каком возрасте ребенка лучше отдать в школу? Действующее законодательство предусматривает возрастные рамки в диапазоне от 6 лет 6 месяцев до 8 лет. Соответственно большинство детей могут поступить в 1-й класс в один из двух учебных лет. При выборе времени для начала обучения необходимо руководствоваться комплексом факторов.

Ключевые из них – уровень физического, психологического и эмоционального развития. На успеваемость также могут повлиять коммуникативные навыки, темперамент, достигнутая самостоятельность и даже половая принадлежность

Потому перед принятием решения важно получить консультацию у психолога, педиатра и квалифицированного педагога

В школу с 6 лет: все «за» и «против»

Определенный возраст начала поступления в школу тщательно продуман и выверен детскими психологами и педагогами. Против раннего обучения они приводят следующие доводы:

  • у подавляющего большинства шестилетних детей низкий уровень физической, мотивационной, психологической, эмоциональной готовности к обучению;
  • сами школы не готовы принять шестилеток, поскольку в учреждениях нет практически никаких условий для дневного сна;
  • поведение детей шестилетнего возраста не всегда произвольно, они руководствуются сиюминутными желаниями, предпочитая играть, а не слушать педагога, к тому же им сложно усидеть на одном месте в течение стандартных 40 минут;
  • ребенку придется «напрягать спинку» минимум четыре часа (4-5 уроков в день), что приводит к неправильной осанке и даже сколиозу, не забудьте и о портфеле с учебниками и тетрадками.

И все же некоторые родители приводят аргументы в защиту раннего поступления в школу. Они уверены, что:

  • лишний год в детсадовской группе способен затормозить психологическое развитие одаренного малыша, особенно если он по всем параметрам подготовлен к школьному обучению;
  • напротив, в начальных классах шестилетки тянутся за более взрослыми одноклассниками, стремясь узнать как можно больше новой информации, что затруднительно в условиях детсадовской группы.

В 6-7 лет ребенок должен уметь:

ВНИМАНИЕ — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение. ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений

ПАМЯТЬ — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.

МЫШЛЕНИЕ — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.

МАТЕМАТИКА — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве, определить его запас знаний и отношение к школе.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  6. Кем работают твои родители?
  7. У тебя есть сестра, брат?
  8. Как зовут твоих друзей?
  9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
  10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
  11. Назови дни недели, времена года.
  12. Какое сейчас время года?
  13. Чем отличается зима от лета?
  14. В какое время года на деревьях появляются листья?
  15. Как называется планета, на которой мы живем?
  16. Как называется спутник Земли?
  17. Каких домашних животных ты знаешь?
  18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  19. Чем отличается город от деревни?
  20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
  21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
  22. Ты хочешь учиться в школе?
  23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
  24. Зачем надо учиться?
  25. 25. Какие профессии ты знаешь?
  26. 26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
  27. 27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

Оценка результатов

  • Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
  • Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.

Кто чаще всего идёт в школу в 6 лет

Как показывает современная жизнь, малышей, которые родились летом, родители без особых колебаний отправляют за парту в 7 лет. «Осенние» же ребята чаще всего идут в школу в шестилетнем возрасте: взрослые мотивируют это тем, что их чаду совсем скоро исполнится семь, а идти в первый класс почти в восемь — это уже как-то поздно.

Больше всего сомнения одолевают родителей «зимних» малышей. С одной стороны, им кажется, что в школу ещё рановато, а с другой, не хочется терять лишний год в детском саду.

«Весенние» малыши (как и летние) чаще всего идут в школу в полных 7 лет. В шесть лет их отдают учиться только очень немногие родители. В основном, это обусловлено стремлением попасть к конкретному учителю (например, своей родственнице). Отдельная же категория взрослых — те, кто стремится уже в этом возрасте избавить мальчика от службы в армии.

Мой сын ходил в детский сад с одним мальчиком (он так же, как и мой, родился весной). И уже в средней группе его мама «огорошила» меня вопросом: «А вы разве не пойдёте в школу в 6 лет?». Она приняла решение отдать сына в первый класс раньше времени исключительно потому, что очень боится армии, куда, она уверена, её 18-летнее чадо заберут сразу же после окончания 11-го класса — буквально со школьного крыльца. Эта женщина искренне недоумевала, почему я не поступаю так же

Родителям детей, родившихся зимой, труднее всего сделать выбор

Вообще, сегодня укоренилась тенденция отдавать детей в школу раньше, нежели это было пару-тройку десятилетий назад.

Помню, в моём классе была одна «декабрьская» девочка Аня. Её отдали в первый класс в шесть лет, в то время как большинство детей в коллективе родились весной и летом (соответственно, им было уже по семь). Так вот, её часто дразнили по этому поводу, называли «малышкой». В то же самое время другая одноклассница Ира (она родилась в ноябре) была самой старшей в классе, поскольку пошла в школу в неполные восемь. Она очень гордилась этим и часто подчёркивала свой старший возраст. Сейчас же, наблюдая за взаимоотношениями в ученическом коллективе сына, я вижу, что такого уже нет: рядом совершенно спокойно «уживаются» ребята с разницей в возрасте в год.

Примером таких методик могут быть следующие:

1. Имитация написанного текста (вариант задания из теста «Школьной зрелости» А.Керна и И.Ирасека).

Ребенку дается лист бумаги с написанным коротким предложением и предлагается написать на другом листе то же самое. При этом оценивается не то, как дошкольник умеет писать (этого от него не требуют), а насколько он может выполнять не очень интересное задание, копируя предложенные слова. В процессе обучения в школе детям приходится выполнять не всегда интересную для них работу. Чтобы это было возможно, у ребенка должны быть достаточно хорошо развиты волевые качества. Проверить уровень их развития как раз и помогают такие задания на подражание образцу.

Также в процессе выполнения таких заданий выявляется, насколько хорошо развита тонкая моторика кисти рук и двигательная координация. Это очень важные показатели того, как ребенок в дальнейшем будет овладевать письмом, а также способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом.

2. Методики оценки развития мышления и речи.

Одна из таких методик заключается в том, что психолог называет ребенку несколько несложных слов в единственном числе и просит назвать их форму множественного числа.

Выполнение этих заданий позволяет ориентировочно выявить понимание множественности предметов, наличие понятия «один – много», а также понятия о грамматических конструкциях на примере существительных множественного числа, правильное их использование в соответствии с ситуацией. Дети, допустившие много ошибок, нуждаются в дополнительной работе по развитию речи (организация бесед, пересказ, лингвистические игры)

Недостаточный уровень развития речи может сказаться не только на трудностях в усвоении новой информации, но и на общении ребенка со сверстниками, которые могут обращать внимание, высмеивать ошибки в его речи

3. Методика «Умозаключения» (Э.Замбацявичене, Л.Чупров и др.)

Ребенку предлагают выбрать пару к слову по аналогии с образцовой парой слов. Например, подобрать к слову «гвоздика» такое, которое подходило бы так же, как слово «овощ» к слову «огурец». Выбрать пару предлагается из нескольких данных слов («сорняк», «роса», «садик», «цветок», «земля»).

С помощью этой методики оценивается способность дошкольника делать умозаключения в соответствии с образцом, то есть уровень развития словесно-логического мышления. Выясняется, видит ли он логические связи и отношения между понятиями, может ли выделить существенные признаки вещей и использовать эти признаки для умозаключений. В каждом последующем задании основной признак меняется, и, основываясь на закономерности из предыдущего задания, ребенок будет ошибаться. При оценке результата теста также учитывается, насколько быстро дошкольник начал самостоятельно и без помощи психолога давать правильные ответы. Это говорит о том, насколько быстро впоследствии ребенок будет овладевать знаниями.

Помимо использования тестов, психолог может оценивать психосоциальную зрелость ребенка и в процессе наблюдения за его поведением: быстротой реакций, сомнениями или уверенностью в своих ответах, проявлениями тревоги, включенностью в процесс решения задач, утомляемостью, эмоциональным состоянием

Отмечается, понимает ли ребенок важность ситуации поступления в школу в целом. При этом лучше всего, когда он чувствует серьезность этого шага, знает об изменениях, которые ждут его, но при этом не боится их и излишне не переживает, что может не попасть в школу. При этом важна и высокая компетентность психолога, проводящего тестирование

Низкие результаты тестирования могут говорить не только о том, что у ребенка недостаточный уровень школьной зрелости. Например, специалисту не удалось наладить контакт с ребенком, поэтому, даже зная верные ответы на вопросы, ребенок может отказаться на них отвечать или ответить неправильно из-за смущения и растерянности

При этом важна и высокая компетентность психолога, проводящего тестирование. Низкие результаты тестирования могут говорить не только о том, что у ребенка недостаточный уровень школьной зрелости. Например, специалисту не удалось наладить контакт с ребенком, поэтому, даже зная верные ответы на вопросы, ребенок может отказаться на них отвечать или ответить неправильно из-за смущения и растерянности

Важно, чтобы психолог во время беседы создавал атмосферу доверия, подавал ему положительные, одобрительные оценки, независимо от успехов ребенка, подбадривал его

Для начала требуется оценка вашей ситуации

  • большой или маленький город проживания;
  • есть помощники или нет, график работы, расписание уроков у ребенка;
  • каким образом добираться: на машине, общественным транспортом, пешком;
  • степень адаптации ребенка к школе и т.д.

Согласитесь, если школа находится прямо во дворе и ее вход виден с вашего окна – это одно, а когда до школы приходится идти пешком минут 15-20 или добираться общественным транспортом – это другое. 

Если вы живете в маленьком городе, где все друг друга знают и школа в 5 минутах ходьбы от дома, то ребенок спокойно может добираться до нее самостоятельно уже с 3 месяца обучения

Почему не с самого начала? У ребенка будет адаптационный период, поэтому важно быть рядом

Его внимание может сосредоточиться на том, что происходит в стенах школы, а не вовне. Он может быть рассеянным по дороге в школу. . Если вы живете в большом городе и до школы приходится долго добираться, то тут нужно грамотно скоординировать свои действия

Четко понимать, за сколько времени до работы вы будете отводить ребенка, может ли вас кто-то заменить, договоритесь ли с другими родителями отводить детей по очереди и т.д

Если вы живете в большом городе и до школы приходится долго добираться, то тут нужно грамотно скоординировать свои действия. Четко понимать, за сколько времени до работы вы будете отводить ребенка, может ли вас кто-то заменить, договоритесь ли с другими родителями отводить детей по очереди и т.д.

После того, как у родителя в голове сложится полное видение ситуации, нужно перейти к анализу психологической и физической готовности ребенка. 

Эмоциональная готовность к школе

Она заключается в наличии здоровой мотивации учиться и получать знания. Эмоциональный настрой — то, что определяет внутреннюю готовность. На ее сформированность оказывают влияние родители. Именно они первыми говорят детям о школе, рассказывают о том, что там будет интересно и хорошо, или наоборот — готовят к трудностям, чем провоцируют появление тревоги.

О том, что ребенок готов к обучению психологически, говорят следующие факторы: сборы в школу вызывают у него радостное волнение, он с удовольствием посещает подготовительные уроки, легко расстается с родителями на время, проявляет активность и стремится заслужить похвалу за хорошо сделанную работу. Его настроение не омрачается мыслями о возможных сложностях и неудачах, он не испытывает патологического страха перед учителем, с первого раза понимает правила школьного распорядка и старается соблюдать их.

Критерии подготовленности ребенка к школе

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;

желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям;

управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке;

владение приемами умственной деятельности — предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала;

проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи;

отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми;

отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения;

умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.. Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития

В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать

Дети в возрасте 6-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем развития. В это время формируется определённый объём знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребёнка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.

Что должен уметь ребенок перед школой

Социальные навыки

1. Ребенок должен уметь слушать и слышать других — и взрослых, и детей. То есть, он должен уметь молчать, когда это необходимо. Даже если ему есть, что сказать, бывают ситуации, когда нужно не говорить, а слушать. Даже если другие дети знают меньше, говорят хуже, он должен уметь ждать.

2. Ребенок должен понимать, что такое групповые роли. Могу ли я быть лидером или экспертом? То есть, у ребенка должен быть некий опыт, который позволит ему, оказавшись в группе, ориентироваться в групповых ролях

Это очень важно для адаптации

3. Ребенок должен знать свои ресурсы. Например, для первого класса умение шевелить ушами — это ресурс, а игра на скрипке — нет. Вы можете научить ребенка каким-то навыкам, которые обеспечат ему признание в группе. Например, загадывать загадки или показывать фокусы.

Для адаптации в первом классе ребенку важно получать социальные очки, то есть признание других детей. И все эти моменты помогут в этом.. 4

Ребенок должен уметь извлекать из среды нужные вещи. То есть, брать из коллектива то, что ему нужно в данный момент

4. Ребенок должен уметь извлекать из среды нужные вещи. То есть, брать из коллектива то, что ему нужно в данный момент.

5. Ребенок должен понимать, что его действия вызывают чувства у других людей. Этому научить ребенка можете только вы, только в семье, только своим примером.

Когда я делаю вот это, мама довольна. Когда делаю вот это, мама слегка злиться. Когда я делаю вот это, мама в ярости. Также ребенок должен понимать, что одни и те же действия, вызывают у разных людей разные чувства.

Когнитивные навыки

Речь не о письме и чтении. Список этих навыков можно найти в интернете, но я приведу примеры.

— обобщение по признаку (малина, клубника, голубика — это ягоды; молоток, пила, отвертка — это инструменты)

— найди лишнее (сыр, масло, пластилин, колбаса… что лишнее?)

— сходства и различия (морковь и картошка похожи, потому что это овощи и они растут в земле, но они отличаются цветом, формой)

— ребенок должен уметь составлять связный рассказ по картинкам. Для этого есть два алгоритма:

1. Сюжет. Все началось с того, что… Потом произошло следующее, а закончилась эта история вот так…

2. Герои. Главными героями этой истории являются… Вот что с ними случилось сначала, вот что с ними случилось потом, а вот чем все это закончилось…

— общий кругозор (дни недели, название месяцев, признаки времен года)

Таким вещам нужно учить. Сами дети этому не учатся. Школьная программа подразумевает, что у ребенка эти навыки уже развиты.

Когда поступление в первый класс лучше отложить

Обычно родители сами решают, в каком возрасте идут в школу их дети. Но есть ряд очевидных «противопоказаний» к раннему началу учебы. Идти в первый класс до достижения ребенком 7-ми лет не стоит в следующих случаях:

  1. Психологические проблемы. У детей отсутствует мотивация, в их жизни наступает тяжелый период (например, родители ссорятся или расстаются), в семье появляется еще один малыш и потенциальный первоклассник начинает получать меньше внимания.
  2. Социальные проблемы. На ребенка оказывается излишнее давление, от него слишком многого требуют в школе, он испытывает трудности из-за отдаленности учебного заведения от дома и необходимости ежедневно добираться до школы на общественном транспорте.
  3. Проблемы со здоровьем. У ребенка есть хронические или психические заболевания, не так давно он перенес серьезную травму, наблюдается сниженный иммунитет.

Перед принятием решения обязательно проконсультируйтесь с психологом, педиатром и педагогами школы, в которую вы хотите отдать малыша. Прислушайтесь к мнению специалистов и желанию самого ребенка в корне изменить свою жизнь уже сейчас.

Адаптация к школе

Итак, как же адаптировать ребенка, чтобы его готовность к школе материализовалась в виде интереса к учебе, новых знаний и хороших оценок? Что для этого должны сделать учителя и родители?

Методические рекомендации учителям начальных классов по успешной адаптации первоклассников к школе содержатся в уже достаточно подробно рассмотренном нами письме «Об организации обучения в 1-м классе 4-летней начальной школы» . Там расписано буквально все, вплоть до того, как лучше организовать для первоклашек уроки математики, музыки, рисования и прочие.

Для пап и мам первоклашек можно порекомендовать книгу «Советы родителям первоклассника. Самые главные вопросы и ответы» . Для желающих «углубиться» в тему подойдет книга «Гвозди для школы: Топ-10 навыков будущего первоклассника» .

И, конечно, стоит прислушаться к советам действующих учителей школ, которые имеют возможность наблюдать за большим количеством детей и по этой причине имеют более обширный статистический материал для обобщений, чем родители, занятые воспитанием только своих детей. Особенно, если педагоги систематизировали собранный материал, как это сделали, к примеру, в московской школе № 1586 .

Рекомендации родителям первоклассника:

  • Помнить, что ваш ребенок учится всего лишь в 1 классе, и воздержаться от избыточных требований.
  • Уважать самостоятельность ребенка, его личное пространство, воздержаться от проверки личных вещей и портфеля ребенка без его ведома.
  • Воздержаться от перекладывания вещей ребенка в шкафу и учебных принадлежностей на столе на свое усмотрение, по возможности приучая его к порядку методом объяснения.
  • Воздержаться от тотального контроля и отнестись с пониманием, что у ребенка формируется свой круг общения, появляются новые друзья в школе и стремление общаться с ними вне школы.
  • Относиться с уважением к личности ребенка, особенно в присутствии его сверстников и одноклассников, не критиковать его промахи в присутствии посторонних.
  • Проявлять интерес к делам ребенка, интересоваться, что интересного было в школе и что нового он узнал на уроках.

Эти несложные правила помогут вам найти взаимопонимание и установить доверительные взаимоотношения с ребенком, что обязательно даст свои плоды в переходном возрасте, когда подростки склонны к необдуманным поступкам. При наличии доверия и взаимопонимания в семье гораздо больше шансов, что ребенок будет с вами советоваться по разным вопросам, и вы сможете его уберечь от каких-то глобальных ошибок, плохо влияющих на его здоровье и дальнейшую жизнь.

Итак, мы с вами разобрались, что такое психологическая готовность к школе, из чего она складывается, как ее проверить, и, главное, как сделать, чтобы ребенок не разочаровался в учебе, а с интересом получал новые знания об этом прекрасном мире. Помните, что в школе будет учиться ваш ребенок, а не вы, поэтому не нужно делать за него то, что он обязан делать сам. Если вы посчитаете нужным помочь ребенку с уроками, помогите, но не делайте их вместо него.

Мы желаем вам и вашим детям успешной учебы, добра и взаимопонимания. Если подготовка детей к школе вызывает у вас больше беспокойства, чем радости от предстоящего нового этапа жизненного пути, рекомендуем нашу программу «Психическая саморегуляция». После этой программы вы будете намного меньше беспокоиться из-за мелочей, которые от вас не зависят, и более эффективно контролировать обстоятельства, на которые можете влиять.

В заключении мы предлагаем вам ответить на вопрос по теме статьи и поделиться своими соображениями относительно нюансов подготовки детей к школе:

Как определить уровень психосоциальной зрелости ребенка?

Во многих школах перед тем, как записать ребенка в первый класс, с ним знакомится школьный психолог и проводит тестовую беседу, предложенную С. А. Банковым. Он задает ребенку ряд вопросов, таких как: «Назови свои фамилию, имя, отчество», «Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?» или «Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха?» За каждый ответ присуждается определенное количество баллов, которые потом суммируются. В процессе такой беседы специалист получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненных ситуациях, о положении в семье.

Следует отметить, что по результатам тестовой беседы школьный психолог имеет право сделать только предварительные выводы, которые должны быть подтверждены и проверены результатами диагностики по другим методикам общего обследования ребенка на школьную зрелость. Чаще всего, для этого используется несколько тестов, определяющих, помимо психосоциальной зрелости, наличие знаний об окружающем мире, уровень восприятия, развитие зрительной и слуховой памяти, мышления, речи, уровень умственной трудоспособности и способности к произвольным действиям.

На что стоит обратить внимание

Физическое развитие: во время занятий физкультурой особенно полезны упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, шеи

Это поможет ребенку в дальнейшем переносить нагрузку во время долгого сидения.
Готовность руки: с 5 лет нужно обращать внимание на то, как ребенок держит карандаш или ручку. Чтобы у него выработалась правильная привычка, для письменных работ покупайте трехгранные карандаши и ручки

Рисовать только фломастерами нежелательно: они не способствуют развитию мелкой моторики, ребенок не чувствует нажим стержня. Для тренировки мышц руки подходят такие задания, как раскрашивание, обведение по контуру и штриховка — обычным цветным карандашом.
Произвольность: ребенок должен уметь самостоятельно раздеваться/одеваться, убирать сменную обувь в мешок, вешать на место куртку и сменку; организовывать свое рабочее место; соблюдать правила группы; уметь работать по инструкции.

Личностные качества: в возрасте 6-7 лет нужно знать моральные нормы: что можно, что нельзя; что хорошо, а что плохо. Проверять готовность к школе можно по тому, как ребенок общается с детьми и взрослыми, как выходит из конфликтных ситуаций, как и во что играет на площадке (двигательные игры, без правил или умеет слушать, отстаивать свое мнение).
Когнитивные функции: будущий первоклассник должен уметь составить рассказ по картинке, копировать узор по клеткам/без клеток, быть внимательным (найди 10 отличий), хорошо запоминать наизусть.

Социальная и психологическая готовность

Социальная готовность тесно связана с психологической готовностью к школе.

Критерии социальной готовности:

  • умение вести себя сдержанно на уроке;
  • умение взаимодействовать с учителем, подчиняться правилам поведения и дисциплины даже если не хочется;
  • умение взаимодействовать со сверстниками;
  • позитивное отношение к получению новых знаний и школе. Оно напрямую зависит от родителей. Это тот случай, когда «что посеешь, то и пожнешь».

Чтобы у ребенка развивалась правильная самооценка, не нужно сравнивать его с другими детьми, а его результаты и достижения нужно сравнивать с его же результатами, достигнутыми в другой раз. Например, «Вчера это задание у тебя получилось лучше, чем сегодня. Но если ты постараешься, то и сегодня может получиться хорошо. Давай попробуем еще раз.»

Обязательно хвалите ребенка при достижении успеха, даже самого незначительного на ваш взгляд.

Добавим еще критерии психологической готовности ребенка к школе:

  • адекватное восприятие себя (отсутствие завышенной или заниженной самооценки);
  • соответствующий возрасту уровень развития памяти, внимания, мышления.

Если вы заметили, что у вашего ребенка в первом классе начались проблемы с памятью, а именно скачки при запоминании, например, в один день ребенок все схватывает на лету, а в другой — не может запомнить и пары слов, то обратите внимание на общее состояние здоровья ребенка. Такое часто случается с ослабленными и болезненными детьми

Контролировать свое поведение ребенок учится в течение всего дошкольного периода. И от того, насколько успешно он овладел навыками самоконтроля, зависит успешность его учебы и протекание адаптационного периода в 1-ом классе.

Излишняя строгость, так же как и чрезмерная опека могут привести к неумению выполнять требования взрослых, соблюдать правила поведения в зависимости от ситуации, регулировать свое поведение.

Навыками самоконтроля и самостоятельности ребенок овладевает в процессе общения и совместной деятельности со взрослыми. Вы замечали, что когда ребенок чем-то увлечен, то он может заниматься этим длительное время, не отвлекаясь на посторонние факторы.

Задача родителей — прививать интерес к получению новых знаний, к процессу обучения

Важно учить ребенка доводить начатое дело до конца, даже если не очень интересно. Ребенок должен уже понимать, что бывают важные, необходимые дела, которые нужно выполнять независимо от желания, например, убирать за собой игрушки, приводить одежду в порядок, помогать маме и т.п

В последнее время дети зачастую не проявляют восторга по поводу поступления в школу и не горят желанием учиться. А ведь это целиком и полностью заслуга родителей. Нужно очень трепетно отнестись к воспитанию у детей заинтересованности процессом обучения и школой, желанию стать учеником, уважению к учителю.

Когда нужно задумываться о готовности ребенка к поступлению в 1 класс?

Есть такое замечательное выражение: «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве). С самого рождения ребенка вы заботились о нем, постепенно обучая быть самостоятельным, жить в обществе, грамотно разговаривать. Развитие малыша – дело длительное и не одномоментное, и к 5-6 годам дети уже накапливают довольно большое количество необходимых для школы знаний и умений. Когда же стоит озадачиться вопросом: а готов ли ребенок к школе?

Как вы поняли, подготовка к учебе – это процесс очень широкий и многосторонний. К 6-летию ребенка вы уже сделали многое, и чтобы понять степень его готовности к новому жизненному этапу, желательно заранее обратиться к психологу. Сделать это лучше примерно за 9 месяцев до предполагаемого «дня Х» – 1 сентября, когда ваш малыш должен отправиться в школу. Таким образом, общение со специалистом желательно наметить на ноябрь-декабрь. Раньше – вряд ли имеет смысл: дети в этом возрасте быстро развиваются, и несколько месяцев могут менять их радикально. Если вы спохватитесь уже весной, есть вероятность, что психолог скажет о необходимости работы в каком-то направлении, а времени на это уже будет недостаточно. К тому же, подача документов в школы начинается уже 1 апреля, и это тоже является стимулом раньше задуматься о готовности ребенка к учебе.

Решение о возрасте, в котором ребенок отправится в первый класс – очень серьезное и ответственное

Если вы решили, что время пришло, сделайте первый учебный день малыша настоящим праздником! Украсьте комнату, приготовьте торт и отметьте важное событие всей семьей. В жизни ребенка начинается важный этап ответственной, самостоятельной жизни, полной побед и достижений. Специально для lovingmama.ru

Специально для lovingmama.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: