Урок 1. Дети нуждаются в автономии — в возможности изъявлять свою волю и контролировать свои поступки
Марисела Корреа-Чавес и Барбара Рогофф, профессора Калифорнийского университета в Санта-Крузе, провели следующий эксперимент: детей попарно заводили в комнату, где одного из них взрослый человек учил делать игрушку, пока второй ребенок просто ждал.
Исследователи хотели проследить, чем станут заниматься дети, оставшиеся без дела. В США большинство детей-наблюдателей делали то, что и ожидалось: ерзали на стуле, смотрели в пол и в целом проявляли признаки отсутствия интереса. Один нетерпеливый мальчик даже сделал вид, будто игрушка — это бомба, и вскинул руки, изображая взрыв и издавая звуки под стать картине массового уничтожения.
В отличие от них, дети индейцев майя из Гватемалы концентрировались на том, чему учился другой ребенок, и смирно сидели на стуле, пока взрослый его обучал.
Исследователи подсчитали, что в целом, по сравнению с детьми майя, время, в течение которого американские дети могли сохранять сосредоточенность, было вдвое меньше.
Но еще интереснее оказалось то, что дети майя, не вполне включенные в систему формального образования, «могли удерживать свое внимание и обучаться дольше, чем их сверстники из семей майя, полностью включенные в западную систему школьного образования». Психолог Сюзанна Гаскинс, на протяжении нескольких десятков лет занимавшаяся исследованиями в поселениях майя, рассказала NPR, что индейцы майя предоставляют своим детям огромную свободу. Психолог Сюзанна Гаскинс, на протяжении нескольких десятков лет занимавшаяся исследованиями в поселениях майя, рассказала NPR, что индейцы майя предоставляют своим детям огромную свободу
Психолог Сюзанна Гаскинс, на протяжении нескольких десятков лет занимавшаяся исследованиями в поселениях майя, рассказала NPR, что индейцы майя предоставляют своим детям огромную свободу.
Родители майя «твердо убеждены, что каждый ребенок лучше знает, что ему нужно, и цели достигаются, только если ребенок этого хочет».
Вместе с тем большинство школ системы формального образования в США и других промышленно развитых стран — это отнюдь не то место, где у детей есть автономия и они могут самостоятельно делать выбор.
По словам Рогофф, «вполне возможно, дети отказываются от самостоятельного контроля над своим вниманием, когда этим постоянно управляют взрослые». Иначе говоря, дети могут привыкнуть к отсутствию контроля с их стороны и, как результат, начать много отвлекаться. Иначе говоря, дети могут привыкнуть к отсутствию контроля с их стороны и, как результат, начать много отвлекаться
Иначе говоря, дети могут привыкнуть к отсутствию контроля с их стороны и, как результат, начать много отвлекаться.
Исследование Райана указывает, когда внимание детей начинает ускользать. Исследователь Роберт Эпштейн, написавший статью «Миф о подростковом мозге» для Scientific American, пришел к похожему выводу:. Исследователь Роберт Эпштейн, написавший статью «Миф о подростковом мозге» для Scientific American, пришел к похожему выводу:
Исследователь Роберт Эпштейн, написавший статью «Миф о подростковом мозге» для Scientific American, пришел к похожему выводу:
Конечно, в подобную строгую атмосферу попадает не каждый американский учащийся, но становится ясно, почему столь многим детям не удается находить мотивацию в школе: их потребность в автономии, в исследовании своих интересов не удовлетворяется.
В отличие от жизни офлайн, в сети у детей есть огромная свобода; у них есть автономия, позволяющая им самим всем заправлять и экспериментировать с творческими стратегиями решения проблем.
«В пространстве интернета, как правило, бессчетное множество вариантов и возможностей и гораздо меньше контроля и надзора со стороны взрослых, — считает Райан. — Поэтому в сети подросток ощущает себя свободным, компетентным и связанным со сверстниками, особенно если в привычном окружении чересчур много контроля и ограничений или оно недостаточно его стимулирует».
Когда родителей начинает беспокоить, что их дети так много времени проводят в сети, они, как ни парадоксально, часто вводят еще больше правил, и эта тактика обычно дает обратные результаты.
Причины зависимости от смартфона у детей
Желание быть в постоянном доступе. Страх быть отрезанным от информационного потока.
Желание быть нужным, значимым, заметным. Все соцсети, по сути, построены на банальном стремлении самоутвердиться. И смартфон подпитывает это чувство
Ребенку важно не только показать в Instagram свои достижения, будь то покупка нового платья или приготовление нового блюда, но и полюбопытствовать, что там у других, кто чем хвастается. Тяга к новому, незнакомому.
Привычка погружаться в яркий калейдоскоп картинок в интернете и пассивно поглощать информацию на лентах новостей возникает очень быстро, а вот избавиться от нее гораздо сложнее
И тут важно вовремя обнаружить первые , чтобы успеть принять меры до того, как у ребенка появиться социофобия, или враждебность к окружающей реальности. А поверхностная подача информации отнимает способность к глубокому творческому размышлению
Как отвлечь ребенка от телефона?
- Договоритесь не пользоваться телефоном, например, на уроках, во время приготовления домашнего задания и, конечно, при передвижении пешком по городу. Ходить по улицам в наушниках, прослушивая музыку или разговаривая с подругой, должно стать табу раз и навсегда — опасно для жизни. Это нужно усвоить твердо, как и то, что нельзя разговаривать с незнакомцами.
- Заведите привычку убирать телефон в сторону за завтраком, ужином и обедом, особенно если у вас гости. Расскажите подростку, что во время трапезы нужно общаться с родными, а не смотреть в экран. Это невежливо, да и «бабушка расстроится».
- Не подавайте детям дурного примера — лимитируйте и свое время пользования телефоном. Если мама и папа привыкли не выпускать гаджет из рук, вряд ли младшие члены семьи будут поступать иначе. И помните, правила существуют для всех. Если сын и дочь должны убирать телефон в сторону за обедом, значит, и родители должны делать то же самое.
- Введите систему бонусов. Например, один (целый) день без Интернета и игр будет поощряться карманными деньгами. Сумму предложите небольшую, но обещанное всегда должно быть выполнено. Рано или поздно чадо замотивируется и начнет пользоваться телефоном меньше.
- Если есть возможность устроить выходные без Интернета, сделайте это. Например, забронируйте номер в отеле, где нет безлимитного Wi-Fi, или отправьтесь кататься на лыжах и коньках, позовите детей поиграть в настольные игры, порыбачить, погулять в лесу или отправиться на велопрогулку.
- Наконец, можно пойти на хитрость — сказать, что сломался роутер или повредился провод, Интернет отключили за неуплату, а зарплата только послезавтра. Такие приемы малоэффективны на перспективу, но могут выручить в крайних случаях. Например, если вы заметили, что ребенок посещал «нехорошие» сайты, а к откровенной воспитательной беседе пока не готовы. Проделывать такое можно нечасто, иначе отрок смекнет, что его обманывают. Этого допустить нельзя, в противном случае доверие будет подорвано.
И главное — никакого насилия и запретов. Предложите подростку альтернативу, а не заберите единственное доступное ему увлечение. Покажите, что отдыхать можно и без смартфона, продемонстрируйте, насколько интересен бывает окружающий мир, и ребенок сам отложит планшет в сторону.
Как оторвать ребенка от компьютера?
Легче предупредить развитие компьютерной зависимости и не допускать, чтобы ребенок все свободное время проводил «в компьютере», чем затем бороться с последствиями. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, нередко чтобы справиться с зависимостью, ребенку нужна помощь психолога, а в особенно тяжелых случаях и медикаментозная терапия. Однако если родители вовремя заметили первые «звоночки» отвлечь ребенка от компьютера им под силу и без посторонней помощи.
Прежде всего, родители должны понимать, что методы отучения ребенка от компьютера напрямую зависят от его возраста. Так, от совсем маленького ребенка, как и от ребенка младшего дошкольного возраста, достаточно спрятать вожделенную игрушку и он о ней забудет. Особенно если родители потратят немного своего драгоценного времени на игры и общение с ребенком.
С младшими школьниками такой номер уже не пройдет и чтобы вытащить любимое чадо из виртуального мира, родителям придется проявить некоторую изобретательность:
- заведите семейные традиции. К примеру, ежедневное совместное приготовление ужина, вечер пиццы и фильмов по пятницам, поход в зоопарк или в парк аттракционов в субботу и т. д.;
- регулярно вывозите ребенка из города . И желательно не на дачу для посадки/уборки картошки! Пусть это будут пешие туристические маршруты по окрестностям вашего города, прогулки на лошадях или велопрогулки, ночевки на природе с палаткой и страшными историями у костра. В общем, покажите ребенку насколько яркий и удивительный мир его окружает!
- помогите ребенку найти хобби. Рисование, лепка, спорт, танцы, фотография это может быть все что угодно. Только, пожалуйста, отнеситесь к этому максимально серьезно и не бросайте ребенка наедине с его новым увлечением. К примеру, если ребенок выбрал фотографию — постигайте это искусство вместе. Не обязательно сразу обзаводиться двумя дорогими зеркалками, для начала подойдет пара бюджетных «мыльниц». Совершайте совместные выходы на охоту за новыми кадрами, вместе читайте литературу о фотографии, посещайте выставки. Тоже самое относиться и к другим увлечениям ребенка. Кстати, если ваш наследник хочет связать свое будущее с компьютером, став, к примеру, разработчиком компьютерных игр, программистом или дизайнером не отмахивайтесь от этого желания. Ваша задача направить энергию в мирное русло.
Сложнее всего справиться с чрезмерным увлечением компьютером у подростка. Ни в коем случае не запрещайте подростку сидеть за компьютером, не отключайте демонстративно интернет и не отказывайтесь оплатить подписку на любимую онлайн-игруиз-за того, что он закончил четверть в школе уже, чем вы ожидали. Все эти методы, в силу особенностей переходного периода у ребенка, приведут к прямо противоположному результату.
Сейчас ваша первоочередная задача научиться слушать и слышать своего ребенка. Вы должны быть ему другом, а не превратиться в карающую длань закона
Очень важно понять, по каким причинам подросток предпочитает виртуальную жизнь реальной. Может быть, у него проблемы со сверстниками, может он встретил свою первую любовь в той самой онлайн-игре, а злые родители препятствуют общению с ней, запрещая войти в игру, может быть ему просто больше нечем заняться и он таким образом убивает время, а может, он вовсе не рисует «дурацких» движущихся чертиков целыми сутками, а пытается создать мультфильм. В любом случае, прежде чем ставить ребенку диагноз «жить не может без компьютера» необходимо разобраться в причинах
В любом случае, прежде чем ставить ребенку диагноз «жить не может без компьютера» необходимо разобраться в причинах.
Если он всерьез увлекся программированием, мультипликацией, дизайном или созданием электронной музыки, поддержите его, если необходимо не только морально, а и материально. Запишите на платные профессиональные курсы или наймите частного репетитора, обеспечьте соответствующей литературой и т. д.
Ну, а если дело в первой любви — постарайтесь взять себя в руки и не вмешиваться. И ни в коем случае не высмеивайте свое чадо, не говорите ему или ей, что все это глупости и таки «любовей» у него будет еще тысяча.
Стадии зависимости ребёнка от компьютерных игр
Игровая зависимость от компьютерных игр у детей и подростков не возникает в одночасье. Это ступенчатый процесс, который проходит в своём развитии несколько последовательных стадий: от самых лёгких до тяжёлых, требующих наблюдения у специалиста.
- Доклиническая стадия. На этом этапе чёткие признаки зависимости не проявляются. Расстройства поведения носят стёртый характер, поэтому со стороны порой даже не заметны. Ребёнок проявляет интерес к играм, проводит онлайн много времени, однако ещё способен самостоятельно отказаться от подобного времяпрепровождения. Ну, или родители смогут убедить его в том, что есть и другие варианты отдыха.
- Стадия клинических изменений. В этот период уже можно чётко увидеть пристрастие ребёнка к играм. В том числе и по отчётливым изменениям в поведении. Подросток становится импульсивным, остро реагирует на запрет сидеть за компьютером. Все его мысли связаны лишь с игровым процессом.
- Клиническая зависимость. Этот этап характеризуется появлением психически нарушений. Ребёнок уже не контролирует своё поведение, самокритика существенно снижена. Формируется так называемый уплощённый аффект, под которым понимают эмоциональное обеднение. Ребёнок становится чёрствым, жёстким и даже жестоким по отношению к родным, друзьям и домашним животным.
- Структурные изменения личности. При общем обеднении эмоций возникают яркие ощущения, которые касаются исключительно игры. У ребёнка появляются навязчивые мысли, появляется безволие, мышление становится нелогичным. Смыслом жизни становятся только компьютерные игры, вся активность сосредоточена лишь возле компьютера или приставки.
Обычно взрослые начинают бить тревогу в тот момент, когда у ребёнка уже сформировалась зависимость и он практически всё время проводит за компьютером. Между тем справиться с проблемой без негативных последствий можно именно на начальной стадии
И обращаться внимание нужно на характерные признаки компьютерной зависимости
Что же делать?
Не нужно паниковать, потому что паника никогда ни к чему хорошему не приводила. Нужно верить, что с Богом можно решить любую проблему. Так что я советую прежде всего обратиться к Церкви, к её опыту борьбы со страстями, которому уже более двух тысяч лет. У нас есть труды святых отцов, которые чётко раскладывают все страсти на семь корней, начиная от гордости и заканчивая чревоугодием
Я убеждён, что надо двигаться по жизни двумя ногами, то есть обращать внимание на телесную и душевную стороны. Телесная сторона — это наши врачи, традиционная медицина, а духовная — это область веры. Так какие же меры предпринимать?
Так какие же меры предпринимать?
Первое — это осознание проблемы, признание, что она есть. Это первый шаг в борьбе с любыми страстями.
Второе — покаяние. Нужно понять, что это мы сами дали в руки детям телефоны, научили ими пользоваться, да и сами не выпускаем их из рук дни напролёт. Правило некогда читать, а в телефон заглянуть время находится. Дети всё это видят. Так что детская зависимость — это общая проблема, и нашего вклада в ней больше всего.
Третье. Надо осознать, что ворчание и укоры типа «ты опять сидишь в телефоне, сколько можно» не работают. Призывы заботиться о своём здоровье и не нарушать нормы бесполезны: ребёнок, даже довольно сознательный подросток, не сможет сам справиться с зависимостью. У него ещё не сформировалась самомотивация, она «заработает» к двадцати одному году. Детям школьного возраста это не по плечу. Если они вам не говорят: «Да, конечно, я был неправ и исправлюсь», — слава Богу: значит, в них нет лукавства.
Развитие речи: первые шаги
Малыши в возрасте от 12 до 18 месяцев начинают активно передвигаться в пространстве, с каждым новым шагом получая опыт, который отражается на развитии речи. Как правило, первые слова дети произносят в 9—18 месяцев: «ма — ма», «па — па», «ба — ба». Легче даются звукоподражающие слова: «муууу», «тик-так» и др.
Иногда дети не могут точно и правильно произносить слова, и часто создают свои или произносят слоги. Иногда, вместо существительных, можно слышать только глаголы — «хочу», «дай» и др.
Первые слова детей — это обобщение, но не те, которые привыкли понимать взрослые. Дети выделяют один признак, по которому могут объединять совершенно разные вещи. Например, «ням-ням» может означать еду, посуду. Иногда, малыши этим обозначают действие — человек, который кушает.
Обобщения детей разнообразны и не всегда родители могут понять, что именно хочет сказать малыш. Развитие речи — процесс необычный, но имеющий свои законы и правила, следуя которым можно активно развивать малыша.
Тактика ваших действий
Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия
Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети
Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.
Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.
Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.
Рекомендация №1
Кому мы больше будем верить: тому, кто говорит, но не делает, или тому, чьи слова и действия совпадают? Верно, второму. Можно сколько угодно вещать о вреде компьютерных игр, но если вы сами играете в танчики, а ребёнок это по-любому видит, то все слова будут тщетны. Можно, конечно, обратиться к гадалке и навести заговор против гаджетов, но лучше использовать личный пример. А он, в свою очередь, должен чётко демонстрировать следующее: гаджет нужен не для развлечения, а для работы. Иногда мне действительно нужно срочно ответить на сообщение в телефоне, тогда я серьёзно говорю Ханне об этом, отвечаю и убираю телефон. Малышка в это время не капризничает, а ждёт, когда освободится мама.
Советы психологов: как отучить ребенка от сотового телефона
Ограничьте время пользования сотовым телефоном. По рекомендациям специалистов было определено, что детям от 2 до 5 лет стоит пользоваться телефоном не больше одного часа, для средней школы — 2 часа. А для старшеклассников разрешается использовать смартфон от 3-х до 4-х часов с постоянными перерывами. Кроме того, учет времени рассчитан без учета других электронных гаджетов – общее число пользования электронными помощниками не должно превышать указанного времени.
Старайтесь уделять своему ребенку больше времени: посещайте, выставки, музеи, цирки или позовите его друзей на чаепитие. Задача родителей в том, чтобы запланировать интересный график, в котором смартфону просто не будет места (музыкальная школа, спортивная секция, языковые курсы).
Ребенок, которому действительно интересно, не станет тратить время на бессмысленные игрушки, когда на носу реальные соревнования, или выступление перед друзьями.
Если вы заметили, что ребенок проводит много времени за игрой в виртуальном мире, постарайтесь аккуратно поинтересоваться, почему ему там интереснее?
Есть вероятность, что у ребенка имеются трудности в общении со сверстниками, или ему просто не хватает новых эмоций
В этом случае постарайтесь уделять ребенку и семье особое внимание, где для каждого члена найдется время
Специалисты рекомендуют использовать метод «свободная зона», который означает что телефоном можно пользоваться только в своей комнате. А на кухне и в гостиной пользование гаджетами запрещено для всех членов семьи, которое касается и родителей.
Будьте примером для своих детей. Если у вас есть любимые игры в телефоне или социальной сети, старайтесь не играть в них при ребенке. Иначе, ребенок просто вас не поймет: «почему маме можно, а мне нельзя?»
Не будьте слишком строгими по отношению к сотовому телефону: ребенок может пользоваться телефоном ограниченное количество времени.
Если ваш ребенок не расстается с телефоном, не стоит сразу отбирать телефон. Лучше на время изъять его, с объяснением: «Я забираю телефон, ты его получишь только после ужина (уборки, выполнения домашнего задания).
Дети – это ваша копия, поэтому они всегда будут стараться быть похожими на вас
Если вы хотите, чтобы ребенок был здоровым и использовал смартфон ограниченное количество времени – обратите внимание на себя. Как долго вы можете обойтись без социальной сети?. Социальная сеть – это бесконечный поток новой и не всегда полезной информации, и если у вас есть возможность – станьте примером для своего ребенка, и постарайтесь ограничить время посещения социальных сетей!
Социальная сеть – это бесконечный поток новой и не всегда полезной информации, и если у вас есть возможность – станьте примером для своего ребенка, и постарайтесь ограничить время посещения социальных сетей!
Поделиться статьёй
Последствия синдрома Алисы в стране чудес
неприятных моментов
Личность становится неуверенной в своих поступках, уходит в себя, старается найти точку опоры в своем внутреннем мире, а потому избегает общения. Искаженное восприятие действительности заставляет не выходить из дому, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, избежать насмешек. Таковы социальные последствия микропсии.
Однако есть и чисто психологическая подоплека болезни. Это ужасное по своим переживаниям ожидание повторных приступов, когда все вокруг вдруг предстанет в нереальном, пугающем своими размерами виде.
Заболевший микропсией ребенок этого еще не осознает, а только плачет от страха, надеясь, что его успокоят родители. А вот подросток или взрослый, страдающий «карликовой болезнью», все понимает, а потому внутренне напряжен в постоянном ожидании нового «наскока» синдрома Алисы.
Все эти факторы в комплексе оказывают очень плохое влияние на психику и физическое состояние заболевшего, когда угнетаются сердечно-сосудистая, нервная, другие системы организма. Это вводит в глубокую депрессию, что может сопровождаться потерей трудоспособности.
Важно знать! Чтобы уменьшить страдания заболевшего микропсией, его необходимо направить на обследование к специалисту. Только врач может дать совет, как облегчить течение болезни
Как отвлечь ребенка-дошкольника от компьютера – 5 родительских хитростей.
Для дошкольника время, допустимое для игры за компьютером, ограничено 15 минутами (без перерыва). «Время монитора» (как и ТВ) – только в строго дозированных «порциях». С заменой реального мира на виртуальный, происходит и замена ценностей: отмирает необходимость в живом общении, в получении удовольствия от жизни естественным путем. Теряется способность размышлять, портится здоровье, портится характер. Что делать, и как отвлечь своего дошкольника от монитора?
- Убрать компьютер и доставать только в строго определенное мамой время. Поставить ограничения на доступ к «взрослым» сайтам, а игры контролировать на предмет их пользы для ребенка.
- Общайтесь с ребенком. Никакой компьютер не заменит общения с мамой и папой. Несмотря на работу, занятость, проблемы и недоваренный борщ – будьте рядом с ребенком. Конечно, это здорово, когда можно отдохнуть и заняться собой, вручив ребенку ноутбук – «на, только не мешай», но со временем у ребенка просто отпадет необходимость в родителях, потому что виртуальный мир затянет его всей своей глубиной и «яркостью» впечатлений.
- Играйте вместе с ребенком. Конечно, в строго отведенное время, но вместе. Заранее подыщите игру, которая будет полезна для развития чада, и проведите время с пользой.
- Спрячьте компьютер на пару дней и займите это время пикниками на природе с поисками заранее спрятанного «клада», интересными развлечениями в городе и домашними вечерами с «лего», просмотром добрых фильмов, созданием бумажных змеев и пр. Покажите ребенку, что мир без компьютера гораздо интереснее.
- Отведите малыша в «кружок». Выбирайте такой кружок, в который малыш будет бежать каждый день, забыв не только о ПК, но и о вас. Ежедневное общение со сверстниками и преподавателем, новые знания и положительные эмоции постепенно вытеснят компьютер из жизни малыша.
Не говорите малышу – «эта игра – плохая, закрой ноутбук!». Говорите – «зайка, давай я тебе покажу более интересную игру». Или «малыш, а не слепить ли нам зайца к папиному приходу?».Будьте хитрее. Запрет всегда вызовет протест. Оттаскивать ребенка от компьютера за уши не нужно – просто замените компьютер собой.