Как развивать внимание у детей

Что должен уметь ребенок перед обучением

Осваивать устный счет лучше с 5-6 лет. Желательно, чтобы первоклассник уже умел вычитать и складывать. Перед тем как приступать к занятиям, он должен освоить такие навыки:

  1. Порядковый счет до 10 и больше. Перечисляйте любые предметы, окружающие вас. Числа должны ассоциироваться с количеством. Неплохой вариант научить дошкольника считать – игра в прятки и считалочки.
  2. Графическое изображение цифр. Ребенок не только ассоциирует числа с количеством – он должен знать, как их обозначают. Как правило, дети запоминают цифры быстро по наглядным примерам. Первое время малыши могут изображать их зеркально, с лишними или недостающими элементами. Просите ребенка называть номера кабинетов, номерами машин. Играйте с кубиками, числовыми мозаиками.
  3. Раскладывание цифр в порядке убывания-возрастания. Одновременно с этим малыш изучает понятия «больше-меньше-равно» и другие сравнительные характеристики, учится объединять предметы, убирать лишнее, продолжать ряд. Все это он должен уметь примерно в 4 года. Очень эффективны картинки, где нужно соединять рисунок по точкам.

учимся быстро и правильно считать

Наверное самой известной техникой является обучение счету с помощью карточек доктора Глена Домана, которая подходит даже для раннего развития. Детям показывают карточки с изображением точек, что отлично тренирует зрительную и ассоциативную память, умение быстро считать предметы.

Хорошие результаты дают занятия-игры с использованием таблиц Зайцева, которые можно приобрести в магазине, заказать через интернет или сделать самостоятельно. Применяя в обучении эти таблицы, ребенок гораздо проще и быстрее осваивает навыки сложения и вычитания.

Если ребенок уже знаком с числами второго десятка и знает их последовательность, можно попробовать производить с ними нехитрые действия. Только прежде убедитесь, что материал хорошо усвоен, а для лучшего восприятия поиграйте в такую игру:

Разложите в два ряда по десять одинаковых предметов, пусть это будут палочки, спички, пуговицы или карточки с цифрами. В первом ряду числа первого десятка, во втором — второго. Сделайте так, чтобы под единицей было число одиннадцать, под двойкой — двенадцать и так далее. Объясните малышу, как получается название чисел после десяти. К слову «один» прибавляется «дцать» и получается «один-на-дцать», так точно получаем «две-на-дцать», «семь-на-дцать».

Так же не лишним для ребенка будет посмотреть развивающий мультфильм, в котором забавные зверята решают простые математические задачки.

Первое знакомство с миром чисел

Такие понятия, как «больше», «меньше» или «равное количество», ребенок вполне может усвоить и в ясельном возрасте. Родителям нужно только помочь ему в этом. Формирование навыков количественного сравнения может происходить на каждом шагу. Сравнивать вместе с крохой можно количество бутербродов или конфет в тарелках, ушек-лапок-хвостиков у зверят (их будет, разумеется, поровну), страничек в детских книжках, мелков и карандашей в коробочке, бантиков и косичек у девочек и так далее. Не стоит замахиваться сразу на большие группы предметов: начинать надо с одного – двух, потом увеличивать количество сравниваемых предметов до трех, четырех, пяти.

Параллельно можно учить ребенка порядковому счету. Делается это тоже ненавязчиво в быту: подсчитывают количество столовых приборов и членов семьи, кукол, мишек, ступеньки на лестнице, окошки в квартире, пуговицы на пальто и так далее. На первом этапе достаточно научить малыша считать до десяти. Еще раньше малыш способен различать понятия «много» и «один». Помогут в этом те же игрушки, тарелки на столе, цветы в вазе и другие предметы.

Когда первое знакомство с миром чисел уже произошло, и основные математические понятия крохе знакомы, пора учиться решать самые простые примеры.

Подготовка к обучению устному счету

Подготовка к устному счету должна начинаться с первых шагов в изучении математики. Знакомя ребенка с числами, обязательно нужно приучить его к тому, что каждое число обозначает группу с определенным количеством предметов. Недостаточно посчитать, например, до трех и показать ребенку цифру 3. Обязательно предложите ему показать три пальца, положить перед собой три конфеты или нарисовать три кружочка. Если есть возможность, свяжите число с известными ребенку сказочными  героями или другими понятиями:

  • 3 — три поросенка;
  • 4 — черепашки — ниндзя;
  • 5 — пальцев на руке;
  • 6 — героев сказки «Репка»;
  • 7 — гномов и т.д.

У ребенка должны сформироваться четкие образы, привязанные к каждому числу. На этом этапе очень полезно играть с детьми в математическое домино. Постепенно у них в памяти запечатлеются картинки с точечками, которые соотносятся с соответствующими числами.

Также можно практиковать изучение чисел с помощью коробки с кубиками. Такая коробка должна быть разделена на 10 ячеек, которые расположены в два ряда. Знакомясь с каждым числом, ребенок будет заполнять нужное количество ячеек и запоминать соответствующие комбинации. Польза от этих игр с кубиками еще и в том, что ребенок будет подсознательно замечать и запоминать, сколько еще нужно кубиков для дополнения числа до 10

Это очень важное умение для устного счета!

Как вариант, можно использовать для такого упражнения детали конструктора Лего или применить принцип пирамидок из методики Зайцева. Главным результатом всех описанных способов знакомства с числами должна стать их узнаваемость. Нужно добиться, чтобы ребенок при взгляде на комбинацию предметов сразу (без пересчета) мог назвать их количество и соответствующее число.

В каком возрасте нужно учить ребенка считать в уме?

Специалисты утверждают, что занятия нужно начинать как можно раньше — с того возраста, когда ребенок научился говорить и стал проявлять интерес к счету. Обычно этот момент приходится на период с трех до пяти лет.

Важно не упустить периода, когда интерес к цифрам и счету появится, поскольку, если не заметить оптимальное время начала тренировок, чуть позже будет довольно сложно вовлечь кроху в процесс занятий. Несколько правил, которые помогут родителя научить ребенка считать:. Несколько правил, которые помогут родителя научить ребенка считать:

Несколько правил, которые помогут родителя научить ребенка считать:

  • занятия должны быть систематическими, то есть, ежедневными;
  • подача материала — исключительно в игровой форме и при наличии желания упражняться у ребенка;
  • задачи должны быть посильными для малыша, а наращивание сложности — постепенным (когда ясно, что предыдущий этап освоен и закреплен);
  • если видимого интереса у ребенка нет, помогут игры. Одним не нравится считать кубики, зато они с удовольствием будут делать это, прыгая по ступенькам. Главное — найти то, что нравится конкретному малышу;
  • закрепление материала в повседневной жизни. На прогулке можно считать деревья, машины и прочее;
  • попутно полезно обучать ребенка таким понятиям, как «больше», «меньше» и «равно».

Также важно установить правильную продолжительность занятий. Для детей младшего возраста лучше упражняться 2-3 раза в день по 10 минут, чем один раз полчаса.

7 «Математические пазлы»

Чтобы начать играть в “математические пазлы”, вашему ребенку сначала нужно овладеть базовыми представлениями о числах и их взаимосвязях. Для этого можно использовать простые задания, которые помогут развить устный счет. Например, попросите ребенка “соотнести” цифры от 1 до 10 с предметами в его квартире или доме. Например, к цифре 6 он должен найти и написать количество домиков в квартире.

После того как ребенок достаточно хорошо разбирается в арифметике, можно переходить к более сложным “математическим пазлам”. Например, предложите ребенку играть в игру “Найди отличия”, где на одной картинке будет представлено определенное количество предметов, а на другой – количество этих же предметов, но с добавлением или вычитанием нескольких единиц. Ребенку нужно будет сравнить картинку и понять, что именно “изменилось” в процессе арифметической операции.

Для развития “ментальной арифметики” можно использовать специальные “числовые домики”. Это набор из пяти или шести карт, на которых изображены домики с числами от 1 до 10. Ребенку нужно будет считать количество предметов в каждом домике и сразу вычислять результат операции, например, “сложить” или “вычесть”. Такой вид игры поможет ребенку научиться считать в уме и быстро выполнять арифметические задания.

Какие существуют приемы счета и методы

Большинство детей довольно быстро запоминают цифры. Детсадовцы прекрасно различают понятия «много» и «мало». Этого достаточно, чтобы начать учить малыша счету до 10.

Первое, чему следует научить ребенка – это счет от 1 до 5. Помочь справится с этой задачей, смогут пальцы рук, развивающие мультики, детские считалочки и различные обучающие игры, соответствующие возрасту.

Не стоит забывать и о повседневном подсчете конфет, игрушек, прохожих, пирожков бабушки. Все это должно проходить в игровой форме и быть интересным для малыша.

Психологи советуют использовать в обучении счета дополнительные методики, одновременно развивающие несколько видов способностей:

  1. Карточки с цифрами. Число воспринимается ребенком не только на слух, абстрактно, но и визуализируется, принимая конкретные очертания. Сначала карточки демонстрируются в правильном порядке, затем, как только материал освоится, вразнобой.
  2. Игра «продавец-покупатель». В импровизированном магазине в роли продавца выступают дети, в качестве покупателя – родители. Ребенок должен не только продать товар, но и правильно выдать сдачу.
  3. Лепка пластилина. Тактильные игры очень полезны детям младшего дошкольного возраста. Родители могут совместно слепить с ребенком кошечку или собачку, или даже осьминога. Главное, затем правильно пересчитать лапы и щупальца пластилиновых «питомцев».

Метод игры привлекателен тем, что ребенок в процессе быстро и без усилий запоминает нужную информацию. После того как счет до 10 освоен, можно приступать к манипуляциям с числами. И в этом тоже на помощь придут игры.

«Кубики знаний»

Простая и популярная у родителей игра, состоящая из клеточного поля, 108 кубиков и карточек с цифрами.

Принцип прост:

  1. На поле на первую клетку ставится один кубик.
  2. Рядом устанавливается карточка с цифрой «1».
  3. Далее родитель ставит рядом второй кубик и спрашивает, сколько всего кубиков стоит на поле.
  4. Задача ребенка поменять карточку с цифрой «1» на другую с цифрой «2».

Подобным образом осваивается не только сложение, но и вычитание, включая даже операции с двузначными числами.

«Теремок»

Для реализации этой игра не понадобятся дополнительные траты. Достаточно пустой коробки и нескольких игрушек.

Алгоритм действий следующий:

  1. На пол или стол ставится коробка. Это теремок.
  2. Затем в коробку укладывается одна игрушка, и родитель спрашивает у ребенка, сколько зверей находится в теремке в данный момент.
  3. Малыш отвечает, что один.
  4. Далее в теремок укладывается следующая игрушка и задается тот же вопрос.
  5. Ребенок должен ответить, что 2.

Не стоит торопить и уж тем более ругать малыша за неправильный ответ. Постепенно можно добавлять и отнимать игрушки, а при правильном ответе давать ребенку сосчитать реальное количество зверушек в теремке. Этот метод хорош тем, что позволяет ребенку воспроизводить в уме абстрактный, непривязанный к методическим пособиям, счет.

Техники знакомства с цифрами

Существует огромное количество разнообразных методик, благодаря которым можно обучить ребенка цифрам. Выбрать правильную — непросто, поскольку часто приверженцы одной техники яро критикуют другие и наоборот.

Мы приведем самые распространенные варианты:

подручные материалы. Это могут быть кубики, фломастеры, вагоны поезда, мягкие игрушки и прочее

Важно, чтобы ребенок мог соотнести конкретную цифру и число предметов. То есть, если на листе написано «3», рядом должно лежать 3 кубика, а еще лучше — построить из них башенку

Также можно взять небольшую коробочку, складывать в нее однотипные предметы и просить ребенка сказать, сколько их лежит внутри;

цифры — на видных местах. Можно развесить магниты на холодильник или просто карточки в разных частях дома. Главное, чтобы рядом с цифрой было изображено количество предметов ей соответствующее;

обучающие мультфильмы. В сети можно найти десятки видеоматериалов, в которых игрушечные герои учат мальчишек и девчонок, как выглядят цифры. Такие мультфильмы можно использовать иногда, например, для закрепления пройденного материала;

пальцы рук. Легко научить ребенка цифрам, соотнося их с количеством пальцев. Однако, некоторые специалисты считают этот метод не слишком удачным, поскольку позже ребенок будет использовать его при обучении счету. А это мешает развитию мыслительных навыков (пальцы всегда рядом, думать не нужно, достаточно посчитать их);

разучивание небольших дву- или четверостиший с названиями цифр — это улучшает запоминание (включается не только зрительная, но и слуховая память).

Специалисты рекомендуют не ограничивать фантазию детей — если малыш любит игры с пластилином или тестом, циферки можно и нужно лепить, если обожает возиться с красками, наглядные пособия можно рисовать вместе с мамой и т.д.

Этапы обучения

Процесс умственного счета у детей складывается из двух компонентов: речевого и двигательного.

Речевой компонент выражается в проговаривании счетных действий, затем в прошептывании (один плюс один будет два). И только после этого ребенок будет готов считать «глазами», про себя.

Двигательный элемент состоит в перекладывании считаемых предметов. Так ребенок наглядно представляет – больше или меньше предметов стало. Сначала малыш следит за появляющимися предметами пальчиком, потом – только глазами. И лишь затем он будет готов считать в уме: сначала до 5, затем до 10 и так далее.

Таким образом, для того чтобы научить ребенка считать в уме в пределах десятки, нужно совместить перекладывание предметов с запоминанием этого количества. А к этому ребенка нужно подготовить.

В самом начале дошкольника нужно научить:

  • осознавать разницу между понятиями «один» — «много»;
  • понимать, что значит «больше», «меньше», «столько же» (равно);
  • различать порядковый (первый, второй) и количественный (один, два) счет;
  • понимать, что такое состав числа (например, что 4 – это 2+2, 3+1);
  • связывать в сознании количество с его письменным числовым выражением (то есть понимать, что 5 морковок обозначается цифрой 5).

Учитывая наглядно-действенный способ мышления маленьких детей, объяснять эти понятия нужно на конкретных предметах. Лучше – любимых ярких игрушках малыша, позволяя ему в процессе игры перемещать их, чтобы сделать поровну, больше, меньше, много. Умение сравнивать количество поможет быстрому освоению счета в уме.

Начальным этапом освоения устного счета является усвоение счета сначала до 5, затем до 10. Далее нужно помочь ребенку запомнить все результаты сложения-вычитания чисел первой десятки. После этого дошкольники смогут освоить способы выполнения этих действий в уме с двузначными числами. Здесь уже главным будет научить ребенка понимать и запоминать методику сложения-вычитания в следующих десятках.

На каждом этапе важно не механическое зазубривание, а именно понимание и запоминание каждого шага

Какой возраст лучше всего подходит для начала обучения?

Ответ на этот вопрос очень прост: начинать нужно сразу же, как у ребенка проявился интерес к предмету обучения. Как правило, это бывает в возрасте в 3,5 — 4 года. Главное, помнить, что лучшая возможность детям в это время чему-то научиться — это через процесс игры. Например, малыши легко запоминают различные небольшие стишки, потешки, с радостью слушают различные истории и сказки. Так почему бы не включить сюда еще и занимательные истории с числами? Они с восторгом включаются в любую игру, поэтому, погружаясь в мир чисел, с удовольствием начинают считать свои игрушки, ступеньки по дороге в садик, птичек на деревьях и так далее.

С чего начинать обучение счету?

Сейчас можно найти большое множество разнообразных методик на любой вкус. Кроме того, всегда есть возможность проявить свою фантазию и придумать именно ту, которая будет поддерживать интерес ребенка к счету. Лучше, если она будет в форме какой-то игры и будет только поддерживать у него желание учиться.

Не рекомендуется начинать с так называемой методики «единичек». Например, когда мы просим прибавить к пяти один, чтобы получить шесть, потом к шести еще один и так далее. А затем по тому же принципу мы вычитаем единичку. К сожалению, это способ очень распространен у взрослых и способствует, скорее, к медленному счету, чем к быстрому. Он больше работает на запоминание, чем на мышление. Научиться этому методу довольно легко, а вот отучить от него будет очень сложно.

Нежелательно также обучать ребенка «по линеечке»: когда родитель просит показать на линейке, к примеру, цифру два, а затем спрашивает: «Сколько получится, если, например, к двум прибавить три?» и просит эти три пункта отсчитать вправо и найти получившийся ответ. В этом случае линейка будет играть роль простого калькулятора и совсем не будет способствовать тому, чтобы малыш даже начал задумываться о том, что ему нужно научиться считать в уме.

Как научиться умножать?

Научиться складывать и вычитать гораздо легче, чем умножать и делить. Не каждый взрослый может освоить эти способы счета, не говоря уже о ребенке. Но, дети склонны к быстрому запоминанию новой информации и обучению ей. Поэтому, после того, как первоклашка научился складывать и вычитать в уме, приступайте к умножению и делению. Как?

Начинать нужно с наглядного примера. Возьмите 2 коробки. Сложите в одну и другую по 5 кубиков. Объясните ребенку, что две коробки по 5 кубиков будет 10 кубиков; 3 коробки по 5 кубиков = 15 и т.д. Самое главное в обучении этому методу – наглядность. Продолжайте такие уроки в течение одной недели.

На второй неделе начинайте учить с вашим ребенком стихотворения, где одним стихом будет один столбик из таблицы умножения. Напевайте эти строчки первокласснику, показывайте наглядно, напишите крупным шрифтом и повесьте на стенах комнаты. Через неделю таких постоянных повторений, ваш ребенок запомнит таблицу умножения наизусть. На третью неделю обучения начинайте спрашивать первоклашку по таблице: сколько будет 2*2?

Формулы для более сложных процедур

Когда ребёнок становится старше и уже владеет базовыми арифметическими действиями, можно познакомить его с формулами для быстрого сложения и умножения больших чисел. Таких формул существует немало, и здесь мы приведём лишь некоторые.

Достаточно просто умножать двузначные числа на 11. Например, 23*11. Необходимо просто сложить цифры первого множителя и в ответе записать этот множитель, в середине которого вписать полученную сумму: 2+3=5, следовательно, 23*11=253. Если при сложении цифр получилось двузначное число, то первую цифру этого числа прибавляют к первой цифре множителя. Например, 38*11. 3+8=11; первую единицу прибавляем к тройке, а вторую пишем в середине ответа: 38*11=418.

Сложение больших чисел можно упростить, если увеличить одно слагаемое на какое-нибудь число, которое потом вычтется из ответа. Например: 358+340=(358+2)+340-2= 360+340-2=700-2=698.

Такие формулы наверняка будут интересны и многим взрослым, ведь они существенно упростят рабочий процесс, подсчёт денег и другие насущные операции с числами.

Секреты быстрого обучения счету

Психологи утверждают, что любая информация лучше запоминается, если задействованы все органы чувств. Процесс обучению счету в уме будет проходить быстро и легко, если ребенку не будет скучно, если он будет считать не только глазами. По этой причине целесообразно позволить ему самому перекладывать кубики или другие предметы при обучении счету, приучать его вслух произносить числа на каждом этапе. Можно сделать таблички с цифрами разного веса или размера: чем больше число, тем крупнее табличка. Необходимо подключить ассоциативное мышление, сравнивая кубики или числа с разными сказочными персонажами. Можно подключить к запоминанию чисел даже обоняние и вкус, например, выложив новую изученную цифру на тарелке малыша ягодами или овощами.

Научить ребенка быстро и правильно считать в уме не так уж и сложно, главное, не торопиться и не переживать из-за временных трудностей и случайных неудач.

Второй способ – арифметические подгонки

Приведение примера к удобному виду является достаточно распространенным способом счета в уме. Подгонять пример удобно, когда вам нужно быстро найти примерный или точный ответ. Желание подгонять примеры под определенные математические закономерности часто воспитывается на математических кафедрах в университетах или в школах в классах с математическим уклоном. Людей учат находить простые и удобные алгоритмы решения различных задач. Вот некоторые примеры подгонки:

Пример 49*49 может решаться так: (49*100)/2-49. Сначала считается 49 на сто – 4900. Затем 4900 делится на 2, что равняется 2450, затем вычитается 49. Итого 2401.

Произведение 56*92 решается так: 56*100-56*2*2*2. Получается: 56*2= 112*2=224*2=448. Из 5600 вычитаем 448, получаем 5152.

Этот способ может оказаться эффективнее предыдущего только в случае, если вы владеете устным счетом на базе перемножения двузначных чисел на однозначные и можете держать в уме одновременно несколько результатов. К тому же приходится тратить время на поиск алгоритма решения, а также уходит много внимания за правильным соблюдением этого алгоритма.

Вывод. Способ, когда вы стараетесь умножить 2 числа, раскладывая их на более простые арифметические процедуры, отлично тренирует ваши мозги, но связан с большими мысленными затратами, а риск получить неправильный результат выше, чем при первом методе.

Как научиться быстро считать в уме взрослому

Взрослый человек может использовать для устного счета более сложные алгоритмы. Самым удобным способом быстро считать в уме является округление чисел с последующим дополнением. Например, пример 456 + 297 можно посчитать так:

  • 456 + 300 = 756
  • 756 – 3 = 753

Аналогично производится и вычитание.

Для выполнения умножения и деления разработаны специальные правила действия с отдельными числами. Например, такие:

  • чтобы умножить число на 5, проще умножить его на 10, а затем разделить пополам;
  • умножение на 6 включает выполнение предыдущих действий и последующее прибавление к результату первого множителя;
  • чтобы умножить двузначное число на 11, нужно записать первую цифру записать на месте сотен, а вторую — на месте единиц. На месте десятков записывается сумма этих двух цифр;
  • разделить на 5 можно умножив делимое на 2, а затем разделить на 10.

Существуют правила для вычислительных действий с десятичными дробями, подсчета процентов, возведения в степень.

Ознакомиться с этими приемами можно в школе или найти материал в интернете, а вот чтобы научиться на их основе быстро считать в уме, необходимо тренироваться и еще раз тренироваться! В процессе тренировок многие результаты запомнятся наизусть, и ребенок будет называть их автоматически. Также он научится оперировать большими числами, раскладывая их на более простые и удобные слагаемые.

В каком возрасте можно учить счету в уме

Учить ребенка устному счету можно уже с 3-4 лет, но намного проще это сделать в момент, когда мозг демонстрирует наиболее активное развитие. Этот период приходится на возраст 5-7 лет.

Впрочем, закладывать основы будущего навыка можно же после года. Этому способствует масса детских игр: от Сороки-вороны до Ладушек. С двух лет обучение переходит на кубики и пирамидки. В этот момент родителям стоит начать проговаривать нумерацию каждого элемента. Например, при складывании пирамидки стоит посчитать с ребенком круги, а воздвигая башню из кубиков, обозначить нумерацию каждого кубика.

Учимся считать до 10

Начинать малыша учить счету до 10 можно уже в два-три года. Сначала он должен обучиться считать до 5, а потом до 10. В таком возрасте малыши уже знают, что у них есть две ножки и значит надо надеть два носка. В 3-4 года можно ребенку давать более сложные задания. Самое главное, чтобы ребенок стал понимать значение слов «поровну», «больше», «меньше». Можете приводить ему простые примеры: «У Маши было три мандарина, а Кати – два. У какой девочки больше фруктов, а у какой меньше?»

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как приучить ребенка к чтению и привить любовь к книгам?

Чтобы малышу было легче освоить счет до 10, предложите ему посчитать свои пальчики. Дайте крохе задание сложить 2+1, пусть он поднимет один пальчик на левой руке и два на правой, а затем посчитает общее количество поднятых пальчиков.

https://youtube.com/watch?v=rSaxEYe4JyQ

Такие же манипуляции можно проводить, чтобы малыш научился вычитать: ребенок загибает несколько пальчиков, а потом считает количество оставшихся в поднятом положении. То же самое можно проделывать с различными предметами: карандашами, ручками и т. д.

Действие сложения

Рассмотрим, как взрослому научиться быстро считать в уме сложение многозначных чисел. Надо уметь складывать одинаковые разряды. Исходные данные разбивают на определенные разряды и складывают – тысячи с тысячами, сотни с сотнями и т.д. Разбивка «по старшинству» ускоряет сложение.

Пример сложения 456 и 789:

  • разбивают 456 на 400, 50, 6;
  • разбивают 789 на 700, 80, 9;
  • складывают по разрядам, получая 1100, 130, 15;
  • снова разбивают на части – 1100+100+30+10+5;
  • в итоге получают 1245.

Таким же образом считают все многозначные числа.

Сложение и вычитание натуральных чисел базируется на правилах:

  1. Если слагаемое увеличивают на какой-то показатель, его вычитают из полученной суммы. Например, (650+346+4) – 4. Решают так: (650+350) – 4 = 1000-4 = 996 или 650+346 = 996, обе 4 здесь «снимают», поскольку +/- одинакового числа дает в сумме 0.
  2. Если к одному слагаемому добавляют показатель, из второго вынимают это же число – сумма не меняется. Например, (350+5)+(240-5) = 340+240 = 580, здесь +/- 5 = 0.

Таким образом всегда решают примеры с простыми числами. Техника поможет, если стоит вопрос, как быстро научиться считать сдачу. Ее легко освоит ребенок, знакомый с первыми простейшими действиями – сложение/вычитание.

Особенности обучения

Внимание маленького ребенка трудно сосредоточить на чем-то серьезном. Начинать обучение следует в игровой форме, чтобы заинтересовать кроху. Необязательно садиться с малышом за стол, как за школьную парту

Учиться можно по-разному: двигаясь, сидя на полу, даже прыгая на месте

Необязательно садиться с малышом за стол, как за школьную парту. Учиться можно по-разному: двигаясь, сидя на полу, даже прыгая на месте.

С детьми дошкольного возраста можно приступать к более серьезным, требующим сосредоточенности занятиям. Время, уделяемое счету, также может увеличиться. К примеру, с малышами заниматься желательно по 10 минут около трех раз в день. С дошколятами – по 20 (в лучшем случае 30 минут).

Научить ребенка считать будет проще, если опираться на несколько несложных правил:

  • Создайте благоприятную атмосферу. Криками вы ничего не добьетесь, только отобьете у малыша охоту учиться. В этом деле важными факторами являются терпение и спокойствие.
  • Подключайте к обучению окружающие предметы, покажите ребенку, что умение считать жизненно необходимо. Считать можно тарелки на столе, пролетающих в парке птичек, детей на площадке, фрукты, машины, игрушки, ступеньки в подъезде и многое другое.
  • Не требуйте от маленького ребенка больше, чем он может. Все дети индивидуальны в своем развитии, к каждому новое умение приходит в свое время.

При обучении старайтесь соблюдать три этапа. Сначала дайте малышу привыкнуть к названиям, терминам, самому процессу. Потом добивайтесь того, чтобы он понял суть изучаемого. Простое заучивание нерационально, необходимо, чтобы ребенок учился понимать, осознавать сущность каждого явления

Когда информация понята малышом, он может ее пересказать и объяснить, тогда можно переходить к запоминанию.
Не забывайте, что при знакомстве с математикой стоит обращать внимание не только на счет. Учите также кроху распознавать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве, чтобы он мог показать, где «верх», «низ», «право», «лево». Примерно к трем годам малыш должен уметь определять, какой предмет короче, длиннее, выше, ниже, в каком направлении он идет.

Примерно к трем годам малыш должен уметь определять, какой предмет короче, длиннее, выше, ниже, в каком направлении он идет.

Как объяснить ребенку состав числа

Понимание этого момента очень важно для навыка счета. Объяснить ребенку состав числа тяжело, ведь ему нужно запомнить порядка 50 комбинаций, а потом свободно оперировать ими

Чтобы он быстрее освоил материал, предложите такие задания:

  1. Разложите указанное количество предметов на две тарелки и перемещайте их, создавая разные сочетания.
  2. Пусть ребенок на основе предыдущего задания дополняет число до нужного и наоборот.
  3. Зарисовывайте домино.
  4. Закрашивайте ячейки, на которых записан состав изучаемого числа.
  1. Довести первое слагаемое до 10 (вспоминая, что 10 состоит из 8 и 2).
  2. Понять, сколько еще нужно добавить. За основу берется то, что 7-2=5.
  3. Посчитать, что 10 прибавить 5, будет 15.

Пример вычитания с доведением до 10:

  1. Чтобы вычесть 9 из 16, сначала отнимаем 6. Получаем 10.
  2. Вспоминаем, что состав числа 9 – 6 и 3.
  3. Вычитаем из 10 – 3, основываясь на том, что 6 мы уже вычли. Получаем в итоге 16-9=7.

Освоив понятие состава числа, ребенок в дальнейшем научится:

  • понимать, что результат сложения или вычитания разных чисел может быть одинаковым;
  • складывать и вычитать в пределах 100 и 1000;
  • определять разрядный состав числа;
  • выполнять действия с каждым разрядом по очереди.

Учимся считать до 20

Когда малыш без труда будет считать до 10, уверенно показывать цифры и соотносить нарисованную цифру с количеством предметов, соответствующему ей, можно приступить к изучению дальнейшего счета.

Кроме механического способа заучивания дальнейшего счета, такими же методами, как и применялись при изучении счета от 1 до 10, ребенку нужно объяснить понятия “десяток” и “единица”.

Все должно быть в форме игры, а не скучного занятия. Для этого можно взять 20 конфет и 2 коробки. Нужно предложить ребенку в одну коробку, считая вслух, сложить 10 конфет.

Взрослый должен рассказать малышу, что это называется “десяток”. Придвинув к коробке с “десятком” пустую коробку, нужно складывать туда остальные конфеты поочередно, и произносить вслух счет: 11, 12, 13 и так до 20.

После этого, предложить малышу пересчитать конфеты во 2 коробке

Следует обратить внимание ребенка на то, что получился еще “десяток”. Так можно показать, что в 2 коробках 2 десятка конфет.

Эту игру можно сопроводить с демонстрацией карточек, на которых будут изображены изучаемые числа.

Важно объяснить ребенку, что после 10, все числа будут состоять из двух цифр. Первое из которых “десяток” (первая коробка с конфетами), а второе единица (вторая коробка с конфетами)

Первое из которых “десяток” (первая коробка с конфетами), а второе единица (вторая коробка с конфетами).

Ребенок должен понять систему, по которой все цифры идут одна за другой: 11 после 10, 12 после 11 и т.д.

Нужно продолжать активно использовать обучающие мультфильмы, считалочки, песенки, раскраски с заданиями и т.д. – все то, что применялось при изучении счета от 1 до 10.

Когда у ребенка сформируется понимание “десятка” и “единицы”, то можно осваивать счет дальше до 100.

Не забывайте уделять внимание и другим

Чего делать не надо?

Почему для будущего школьника так важен именно устный счет? Потому что только он помогает дошкольнику развивать интеллектуальные способности, память. А еще – один важный навык, который мы обычно называем смекалкой. Устный счет помогает научиться не только считать, но и думать быстро. Это пригодится при последующей социализации, поможет быть успешным в карьере

Поэтому, обучая дошкольника устному счету, важно не пользоваться методиками, замедляющими его мыслительные процессы

Например, современные педагоги не советуют начинать обучение счету на пальцах. Они всегда под рукой, их можно рассмотреть и потрогать, малышу нет необходимости запоминать количественно изменившуюся картинку. А когда пальцы закончатся – начнутся трудности. Такой подход лишь тормозит развитие памяти интеллекта.

К такому же итогу может привести и обучение при помощи записи примеров или с использованием счетных палочек.

Привычка считать медленно может выработаться и при обучении складыванию или вычитанию по единице (чтобы к 2 прибавить 2, нужно сначала прибавить 1, получится 3, а затем прибавляем еще один – получается 4). Считать – это значит уметь складывать или вычитать сразу все числовые группы.

Очень похож на работу с калькулятором способ счета с помощью линейки (складываемые числа откладывают по сантиметровой линейке вправо, начиная с первого слагаемого, вычитаемые – влево). Тренировки памяти при этом – никакой, однако это упражнение работает на закрепление понятия «числового ряда», которое ребенку помогает понять суть вычитания и складывания чисел.

Зачем учить устному счету?

Счет в уме — прекрасный вариант тренировки мозга. Те, кто регулярно «упражняется» таким образом, имеют более высокий уровень интеллектуального развития, а значит, легко и успешно усваивают практически любую информацию, подаваемую в школе.

Чем еще полезен устный счет для детей:

  • позволяет формировать более быстрые мыслительные реакции;
  • способствует развитию речевых функций;
  • улучшает память;
  • формирует нестандартное мышление;
  • повышает самооценку;
  • способствует развитию аналитических способностей мозга;
  • в любой ситуации облегчает поиск верного решения за счет способности «просчитывать» возможные результаты.

Счет в уме полезен для людей любого возраста. Доказано, что такие занятия способны на много лет «отодвинуть» угасание мозговых функций даже у пожилых!

Рекомендации для родителей по тренировке быстрого счета

Применение методики быстрого счета будет эффективным, только если помнить о следующих правилах:

  • ребенка младшего возраста можно обучать только в игровой форме;
  • нельзя осуждать и наказывать ребенка за неправильные ответы;
  • обязательна награда за верные ответы;
  • перед каждым занятием нужно определять цель, которая должна быть достигнута.

Выбор методики обусловлен индивидуальными особенностями ребенка.

Что нужно родителям, обучающим счету и умножению своих детей?

Первое – запастись терпением. Второе – позаботиться о пособиях и материалах. Третье – изучить методики обучения. Наличие этих составляющих позволит добиться эффективных результатов, но главное, не отобьет у ребенка интерес к учебе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: