Эмоциональный ребенок — правила эмоционального воспитания

Первые месяцы

Эмоциональный интеллект ребенка
Когда начинаются эмоциональные отношения ребенка с родителями? Некоторые полагают, что в утробе матери, когда ребенок ощущает ее волнение или, наоборот, спокойствие. Другие — что сразу после рождения, когда родители его кормят, укачивают и успокаивают. Третьи считают, что этот волшебный момент наступает через несколько недель после рождения, когда ребенок впервые по-настоящему улыбается матери или отцу.

Но большинство родителей согласятся, что самое интересное начинается в возрасте примерно трех месяцев, когда у детей появляется интерес к социальному взаимодействию.

Как ни мал трехмесячный ребенок, наблюдая и подражая, он приобретает огромное количество знаний, как понимать и выражать эмоции

А значит, проявляя отзывчивость и внимание, родители могут начать активный процесс эмоционального воспитания своих детей

Как правило, родители идут на многое, чтобы привлечь и удержать внимание своих младенцев на ранних этапах обмена эмоциональной информацией. Например, родители часто используют речевой паттерн, описанный как «материнский язык» (хотя и папы могут свободно на нем говорить)

Он включает в себя повышение голоса и медленные многократные повторы, сопровождаемые преувеличенной мимикой

Такой разговор с ребенком может показаться смешным и чрезмерным, но родители используют его не зря — он работает! Когда с младенцами общаются таким образом, они оживляются и обращают более пристальное внимание на взрослого

Большинство родителей также ведут невербальные «разговоры» со своими младенцами. Например, ребенок высовывает язык — и мать делает то же самое. Ребенок воркует или гугукает — мать повторяет звук, используя ту же высоту или ритм.

Подражательные разговоры очень важны, так как сообщают ребенку, что родитель обращает на него пристальное внимание и реагирует на его чувства. В такие моменты младенец впервые чувствует, что другой человек его понимает, и это закладывает основы эмоциональной связи

Одновременно с тем, как дети учатся различать эмоциональные сигналы родителей и подражать им, они развивают и еще одну важную составляющую развития: способность регулировать физиологическое возбуждение, возникающее в результате социальных контактов. Многие психологи считают, что дети делают это, чередуя фазы активного общения

Некоторое время они уделяют пристальное внимание окружающим и отвечают на их игру, а затем отворачиваются и игнорируют любые попытки взрослого развлечь их игрушками

Подобная изменчивость приводит родителей в недоумение, однако существует ряд доказательств, что ребенок отключается, потому что ему это необходимо. Например, он может ощутить увеличение частоты сердечных сокращений, и это физиологическое состояние его подавляет. Поэтому ребенок отводит глаза, отворачивает голову и делает все возможное, чтобы избежать дальнейших контактов. Именно так он учится успокаиваться.

Совет тем, кто хочет воспитывать ребенка правильно: обращайте внимание и реагируйте на настроения младенца.

Если ваш ребенок вдруг перестает интересоваться игрой, дайте ему время отдохнуть. Если он начинает капризничать в ситуации, когда вокруг много говорят и его часто берут на руки, унесите его в отдельную комнату, где он сможет успокоиться.

Если ребенок не может успокоиться самостоятельно, сделайте все возможное, чтобы помочь ему. Вам предстоит пробовать и ошибаться до тех пор, пока вы не найдете стратегию, которая лучше всего будет соответствовать темпераменту вашего ребенка. Среди распространенных методов: уменьшение яркости света, укачивание и нежный разговор.

Те родители, кто понимает, что детям необходимо переключаться с активной стимуляции на более спокойную деятельность, эффективнее повышают эмоциональный интеллект своих детей.

Родители, помогающие детям справиться с чувством дискомфорта, преподносят им важные уроки. Во-первых, дети узнают, что их сильные негативные эмоции оказывают влияние на окружающий их мир (родители реагируют на плач), а во-вторых, что, испытав сильную эмоцию, можно успокоиться.

«Не хочу спать, а хочу играть»

«Хочу», «не хочу» — в этих словах кроется весь спектр эмоциональных переживаний ребенка. Эмоции определяют и его поведение, причем «здесь и сейчас», без воспоминаний и прогнозов. Вот почему отдельные сюжеты повторяются ежедневно.

Почему же ребенок не желает идти спать? Прежде всего потому, что он эмоционально (но не физиологически) к этому не готов. Данная ситуация воспринимается им как навязанная извне взрослым, как правило в приказном порядке. Ребенок делает вывод: от меня хотят быстрее избавиться. Также маленькие дети, ложась спать, не в состоянии справиться с тем потоком эмоциональных впечатлений, которые накопились за день. Чем впечатлительнее ребенок, тем труднее его уложить спать.

Правила поведения родителей в данной ситуации

  1. Дайте ребенку возможность закончить игру, предупредив его об укладывании спать.
  2. Настройте ребенка на сон заранее с помощью приятных для него ритуалов (чтение любимых сказок, пение колыбельных или их прослушивание, укладывание игрушечных друзей спать и пр.).
  3. Придерживайтесь режима, укладывая ребенка спать примерно в одно время.
  4. Позвольте ребенку самостоятельно совершить подготовительные ко сну действия (постелить постель, принести новую пижаму и пр.).
  5. Общение перед сном должно быть особенно спокойным и доброжелательным, без спешки.
  6. Прислушивайтесь к просьбам ребенка (оставить свет, любимую игрушку в кровати, открыть дверь и пр.).
  7. Если ребенок без вас не засыпает, побудьте с ним какое-то время, это успокоит его и сократит время засыпания. Постепенно он научится засыпать без взрослых.

Что такое самоконтроль и для чего он нужен ребёнку

Способность регулировать свои эмоции, поведение и мысли, принимать осознанные решения и реализовывать их называется самоконтролем. Его развитие начинается с первого года жизни и продолжается вплоть до 20–25 лет. Однако именно в дошкольном возрасте самоконтроль является ключевой линией развития личности. К тому же способность контролировать себя входит в перечень требований, определяющих готовность ребёнка к школе.

Самоконтроль — важное качество личности, одно из тех, что определяет готовность ребёнка к школе

Наличие самоконтроля у ребёнка предполагает:

  • контроль импульсов (к примеру, съесть конфету не сейчас, после обеда, а то на суп «не останется места») – к 3–4 годам;
  • умение ждать, сдерживая эмоции (сначала своей очереди поиграть с игрушкой, потом маму с работы, потом оценки за выполненную работу);
  • умение сравнить свою работу с образцом и делать выводы относительно их соответствия — увидеть ошибку или убедиться в правильности выполнения (например, определять совпадения или несовпадения цветов раскрашенных элементов в книжке-раскраске с объектами реальной действительности — ёлка зелёная, солнце жёлтое и т. д.);
  • навык выстраивания алгоритма своих действий в соответствии с определёнными правилами и способами их выполнения (к примеру, умение следовать правилам в играх, в том числе и делать ходы по очереди);
  • способность предвосхищать возможные трудности в той или иной деятельности за счёт оценки своих возможностей и находить пути их устранения (так, ребёнок, выбирая рисунок как способ творческого осмысления темы «Новый год», зная, что не умеет рисовать звезду, обратится за помощью к взрослому или товарищу);
  • умение регулировать свои действия в соответствии с пониманием, что «надо», «можно», «нельзя» (на занятиях нельзя кричать, дома можно громко слушать музыку, но надо спросить, не помешает ли это другим членам семьи и т. п.).

Формирование четырёх последних умений завершается к 6–7 годам.

Умеют ли дети договариваться?

Дети не имеют врожденных навыков социального общения, они учатся этому в ходе взаимодействия друг с другом. Это сложный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте, но особую значимость он приобретает именно в школьный период.  К моменту поступления в школу у каждого ребенка есть четкое ощущение своего личного «Я», которое он готов отстаивать.

Вопрос заключается не в том, что малыш хочет заполучить чужую игрушку или начинает капризничать, чтобы добиться внимания и уступок от взрослых. Это все, как говорится, мы «проходили в детском садике». Младший школьник ориентирован на самоутверждение.

Такая ситуация часто приводит к столкновению интересов, что в свою очередь выражается в появлении ссор и конфликтов. И вот здесь обнаруживается очень серьезная проблема — дети не умеют договариваться друг с другом, идти на какие-то уступки и мириться.

В этот период самым распространенным способом решения конфликтов является фраза: «Ах, так, тогда я с тобой не играю!». Часто возникает агрессивная реакция на действия других детей, которые ребенок расценивает как посягательство на его личное пространство. Школьники обзываются, препираются, жалуются учителю друг на друга, могут толкнуть, плюнуть, испортить какую-нибудь чужую вещь. Бывают случаи, что ребенок действует исподтишка, устраивая пакости своим товарищам. Все это приводит к появлению обид, устранить которые самостоятельно дети не могут.  

Задача учителя научить школьников договариваться между собой. Договариваться — значит приспосабливаться к интересам других при одновременном отстаивании своих интересов, т.е. уметь искать компромиссы. Это умение подразумевает наличие таких качеств:

  • уважать мнение других;
  • доброжелательно общаться;
  • правильно формулировать свои требования;
  • управлять своими эмоциями.

Помимо этого детей надо ознакомить с тактикой достижения согласия между собой, приемами воздействия на других участников ссоры, правилами реагирования на их возражения. У них должен появиться социальный опыт правильного решения межличностных конфликтных ситуаций.

Умение сострадать.

Этот навык является одним из самых важных. Прежде всего, он необходим для того, чтобы мы могли успешно и эффективно работать в команде – с другими людьми. Также для того, чтобы заботиться о других, находить счастье в том, чтобы делать окружающих счастливыми.

Научить состраданию можно. Для этого следует объяснять ребёнку, что чувствуют окружающие, как нуждаются в нашей поддержке и помощи.

Кстати, важен и ваш пример: проявляйте сострадание к своему малышу и остальным людям.

Спрашивайте его, что он чувствует, чего бы хотел, как ему помочь. При каждом случае старайтесь показать, как можно облегчить чужие страдания, принести кому-то радость и счастье. Подчёркивайте, что в результате он сам станет счастливее.

СОГЛАСИЕна обработку персональных данных

Я (далее — «Клиент»), свободно, своей волей и в своем интересе, а также в интересе своих несовершеннолетних детей, настоящим предоставляю следующие согласия:

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» предоставляю согласие на обработку моих персональных данных (далее — «ПДн»), а именно совершение действий, предусмотренных пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» на указанных ниже условиях:

Настоящее согласие на обработку персональных данных предоставляется следующим лицам (далее по тексту совместно или по отдельности «Оператор»):Детский Центр «ЛОГОС» в лице Индивидуального предпринимателя Стаферова Анастасия Евгеньевна (Юридический адрес: 125040, г. Москва, 5-я улица Ямского поля, дом 27, ИНН 771472059282, ОГРН 315774600142333).

Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих ПДн Клиента: фамилия, имя, отчество; адрес регистрации; контактные данные (адрес электронной почты, номер телефона); дата рождения.

Настоящее согласие на обработку предоставляется в отношении следующих способов обработки ПДн Клиента: сбор, хранение, накопление, систематизация, уточнение (обновление, изменение), распространение том числе передача), использование, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение; Настоящее согласие предоставляется для обработки ПДн Клиента в следующих целях: выполнения работ и оказания услуг в рамках основной деятельности (в том числе информирование Клиента о проводимых Оператором кампаниях, акциях, мероприятиях; внутреннее использование, статистика и отчетность Оператора); продвижения товаров, работ, услуг путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, проведения программ, направленных на повышение качества продукции и услуг Оператора, и других маркетинговых программ Оператором. Принятие решений, затрагивающих интересы Клиента, на основании исключительно автоматизированной обработки ПДн Оператором не производится.

Настоящее согласие в полном объеме распространяется также на предоставленные мной персональные данные моих несовершеннолетних детей, указанных мной в анкете или иным образом. Настоящее согласие действует со дня его подписания до дня отзыва в письменной форме. Настоящее согласие может быть отозвано Клиентом путем направления в адрес Оператора сообщения об отзыве согласия на обработку ПДн Клиента в письменной форме.Клиент также дает согласие контрагентам Оператора на обработку всех персональных данных Клиента, имеющихся в распоряжении/доступе Оператора и/или контрагентов Оператора, в том числе с целью информирования Клиента об услугах контрагентов. Клиент дает свое согласие на получение рекламы, рассылки, в том числе по сети подвижной радиотелефонной связи, от Оператора, его контрагентов и аффилированных лиц. Настоящим Оператор уведомляет Клиента о начале обработки Оператором ПДн Клиента. Обработка ПДн будет осуществляться Оператором на основании приведенного выше согласия Клиента на обработку ПДн и в указанных выше целях. При подписании настоящего уведомления Клиент уведомлен о правах, предоставляемых субъекту ПДн Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в частности, но не ограничиваясь, о правах субъекта ПДн: на получение сведений, предусмотренных ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»; на доступ к его ПДн; правах, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в отношении обработки ПДн в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке; на обжалование действий или бездействий Оператора.

Зачем учить ребёнка обращению с деньгами?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок жил счастливой, полноценной жизнью, одной из составляющих счастливой жизни является умение обращаться с деньгами. 

Мы подскажем вам как вы можете помочь своему ребёнку ответить на следующие вопросы

  • Как зарабатывать деньги?
  • Как правильно тратить деньги?
  • Как объяснить ребёнку ценность денег?
  • Что такое инвестиции?
  • Что такое кредиты и кредитные карты?
  • Как нести ответственность за свои доходы и расходы?

Никто не будет спорить, что эти знания – жизненно необходимы, тем не менее, управлению финансами довольно сложно научиться. Поскольку ребенок не приобретает такие знания в школе, работа родителей заключается в том, чтобы привить детям мудрость в обращении с деньгами. 

Помимо того, что вы должны быть хорошим примером для подражания для вашего ребенка, вы, как родитель, должны прилагать осознанные усилия, чтобы гарантировать, что ваш ребенок обладает всеми необходимыми навыками.

Financer может подсказать

Если вы не уверены, как научить своего ребенка финансовой мудрости, и чему и когда вообще следует учить, не волнуйтесь. Мы собрали исчерпывающий обзор того, как научить вашего ребенка обращению с деньгами в любом возрасте.

Причины задержки речевого развития к пяти годам

Учёные-педагоги, психологи и медики на основании многолетних исследований и наблюдений накопили огромный объем статистических данных по развитию речи 5-летних детей. Годовалый ребёнок учится произносить слоги, малыш 2-летнего возраста в своём арсенале имеет полсотни слов, трёхлетки могут говорить простыми предложениями из нескольких слов. Ближе к 5 годам дети должны уметь связно высказывать свои мысли.

Ситуации, когда ребёнок в 5 лет плохо разговаривает, встречаются нередко. Расстройства речи выражаются в следующем:

  • у него нарушено звукопроизношение;
  • темп и ритм речи нарушен;
  • расстройства речи возникли из-за нарушения функций слуха;
  • из-за задержки развития он теряет имеющееся произношение.

На основании сказанного можно определить две принципиально различающиеся причины, которые могут влиять на развитие речи:

  1. Органическая — нарушения нервной системы, которые произошли внутриутробно, дефекты прикуса, короткая уздечка, индивидуальное строение артикуляционного аппарата.
  2. Функциональная — психические особенности малыша и специфика его развития.

Перед тем как начинать занятия с ребёнком, необходимо конкретизировать причину нарушения речевого развития.

Органические нарушения устраняются быстрее и проще, поскольку они не связаны с психикой малыша. Проблема будет намного серьёзнее, если имеется нарушение деятельности органов слуха. В таком случае ребёнку будет труднее общаться, его словарный запас беднее по сравнению со сверстниками. Эти проблемы необходимо устранять с помощью таких специалистов, как отоларинголог и сурдолог. Чем раньше родители заметят данные проблемы, тем больше шансов решить их.

Для того чтобы выполнить проверку слуха, нужно что-то громко сказать и проследить за реакцией малыша. Если реакции нет, то можно констатировать нарушение работы органов слуха. К врачам надо обращаться сразу же. Глухота является причиной нарушений речевого развития.

В случае если ребёнок не выговаривает слова, не может произносить некоторые звуки, то за помощью надо идти к логопеду. Если у него отсутствует желание разговаривать, большую часть времени он молчит, а общение с окружающими даётся с трудом, то родители должны идти к неврологу, логопеду, дефектологу и психологу. И чем быстрее, тем лучше. Пять лет — это не два года, когда ещё можно немного потянуть с решением проблем речевого развития.

При недоразвитии речи происходит замедление развития нервных клеточек в речевой зоне. Такая зона расположена в левом полушарии головного мозга. Вероятными причинами могут быть патологии внутриутробного развития, травмы, полученные при родах, интоксикации или инфекционные заболевания. Исправлять данное нарушение достаточно сложно, но реально и возможно.

https://youtube.com/watch?v=VUYY8sEu06M

Игры на изучение эмоционального выражения

Дети познают мир посредством игр и развлечений. Что могут предложить родители:

  1. Вырежьте фигурки, на лицах которых будет изображена какая-то эмоция: злость, радость, обида, страх. Расскажите ребенку, что переживает каждый персонаж: фигурка плачет, она расстроена, или она злится на кого-то, радуется, и т.д.
  2. Привычная игра с мягкими игрушками или куклами может превратиться в ролевую игру, если добавить в нее эмоции.
  3. Пускай в игрушечный мир ворвется злобный персонаж, и тогда мишки, зайки, собачки будут переживать, волноваться, прятаться, пытаться сделать отрицательную игрушку доброй.
  4. Покажите без слов радость, злость, обиду, гнев. Пускай дочь или сын угадают, какую эмоцию вы показываете.

Если ребенок вот-вот устроит истерику, предложите ему немного потанцевать или побегать. Если захочет поплакать, сделайте с ним вместе несколько глубоких вдохов-выдохов. Будьте рядом и помогайте малышу справиться со своими эмоциями, чтобы в дальнейшем ему было проще разобраться со своими чувствами и принимать верные решения, а не прятаться в себя или решать проблемы с помощью физической силы.

Мне нравитсяНе нравится

Что помогает развивать эмоциональную сферу?

Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры. Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение. Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.

Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.

Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.

Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.

Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством. Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло». Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.

Мнение доктора Комаровского

Популярный детский врач Евгений Олегович Комаровский с присущим ему юмором отмечает, что непослушание – это явление нормальное. Чтобы его преодолеть, молодым родителям следует иметь большой запас терпения и успокоительных средств.

Доктор Комаровский

Известный педиатр считает, что возраст 2 лет – это благодатный период для того, чтобы начать учить тоддлера проговаривать свои эмоции и объяснять чувства. Конечно, на самом примитивном уровне – из-за неразвитой речи и неустойчивой детской нервной системы – но пробовать стоит.

Комаровский выделяет самые частые причины непослушания:

  • малышу ранее было все дозволено, но потом многое запретили;
  • крохе не разрешали так много, что со временем он перестал слышать и реагировать на запреты.

Профилактикой этих явлений станет общение с сыном или дочкой с позиции старшего, контроль над запретами (все члены семьи одинаково запрещают или разрешают что-либо), разъяснение своего «нельзя».

В каком возрасте лучше учить малыша проговаривать свои эмоции?
2 года 69.39%

3 года 26.53%

4 года 4.08%
Проголосовало: 49

Если сцена непослушания все же произошла, врач рекомендует не вмешиваться и не отзеркаливать эмоции непоседы. Физические наказания применять категорически не стоит – они только усугубят ситуацию.

Какие методы помогают понять эмоции ребенка?

Наблюдение – один из самых простых и эффективных методов для понимания эмоций ребенка

Это означает, что родитель должен наблюдать за ребенком в различных ситуациях и обращать внимание на его эмоции

Слушание – еще один важный метод, который помогает понять эмоции ребенка. Нужно дать ребенку возможность высказаться и проявить свои чувства. Родитель должен показать, что он готов выслушать ребенка и уважает его мнение.

Эмпатия – это способность поставить себя на место другого человека и почувствовать его эмоции. Родитель должен стараться понять, почему ребенок испытывает ту или иную эмоцию. Это поможет ему лучше понимать свое поведение и настроение.

Обучение – дополнительные знания помогут родителям лучше понимать эмоции ребенка. Они могут прочитать книги, посмотреть видео или посетить курсы, которые помогут им разобраться в тонкостях психологии детей.

  • Наблюдение
  • Слушание
  • Эмпатия
  • Обучение

Невербальная коммуникация

Ребенок еще не умеет говорить, но уже общается с вами. Это происходит не только словами, но и невербальными сигналами: жестами, мимикой, тоном голоса. Именно невербальная коммуникация помогает ребенку выражать свои чувства и передавать информацию о своих потребностях.

Наблюдайте за мимикой ребенка, его жестами и тоном голоса. Они могут говорить о его настроении, о том, что ему нравится или не нравится. Вы можете помочь ребенку понимать эти сигналы, подтверждая его чувства и переспрашивая, если не уверены в своем понимании.

Также важно помнить, что ваша невербальная коммуникация также может влиять на ребенка. Ваш тон голоса, мимика и жесты могут помочь ему понять, как вы относитесь к его чувствам и потребностям

Поэтому старайтесь говорить со своим ребенком так, чтобы он чувствовал вашу любовь и уважение.

Наблюдайте за невербальными сигналами ребенка Подтверждайте его чувства и переспрашивайте при необходимости Обращайте внимание на свою невербальную коммуникацию Говорите с ребенком с уважением и любовью

Расшифровка мимики и жестов

Дети ещё не умеют говорить и использовать слова, поэтому зачастую они выражают свои эмоции и чувства мимикой лица и жестами

Родителям важно научиться расшифровывать эти сигналы для того, чтобы понимать, что чувствует и нуждается ребёнок

  • Улыбка – это проявление радости и довольства. Улыбка может характеризовать детское удовольствие от игры или удовлетворение от выполненной задачи.
  • Слёзы – выражают грусть, боль или разочарование. Ребёнок может плакать, когда ощущает отчуждение, одиночество, страх или беспомощность.
  • Скулы – часто означают злость или раздражение. Может возникать в ситуациях, когда ребёнка постоянно учат, словно он не умеет ничего, или если его не слушают.
  • Поворот головы в сторону – это ответ на нежелательный вид или на нежелательное общение. Ребёнок может повернуть голову, когда он не желает смотреть на общающегося с ним человека.
  • Обнимание – это проявление любви и привязанности. Ребёнок может обнимать, когда он хочет поделиться своими эмоциями и получить поддержку или когда он выражает свою благодарность.

Как правильно расшифровать мимику и жесты ребёнка зависит от контекста и индивидуальности каждого малыша

Кроме того, мимика и жесты не всегда однозначно передают эмоции, поэтому важно учитывать и другие аспекты общения с ребёнком

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: