Как помочь развитию речи детей раннего возраста
Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.
Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка
Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д
— мир так богат для тренировки чувства осязания!
Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
Зрение
Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание)
Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.
Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов — сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?
Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги)
Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками
Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!
Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.
Речевое развитие детей по возрастам
Речь ребенка формируется с самого его рождения: его общение с окружающими начинается со звуков, эмоций, но постепенно малыш пополняет свой пассивный словарь, учится понимать значение слов, произносить их и менять интонацию. Поначалу его речь — это простое повторение за взрослыми, а подросшие малыши уже наделяют свои слова смысловой нагрузкой
И очень важно знать усредненные показатели, относительные нормы речевого развития, которые применимы к детям в разном их возрасте. При этом «отклонение» от таких норм на пару месяцев (как опережение, так и отставание) также считается нормой, поэтому, если в полтора года малыш говорит на несколько слов меньше своего ровесника, не стоит отчаиваться. Итак, ребенок первого года жизни:
Итак, ребенок первого года жизни:
- в 2-3 месяца произносит отдельные звуки, гулит, появляются первые «поющие» звуки (спонтанно), которые направлены на общение с мамой;
- в 4 месяца звуки, издаваемые ребенком, могут перетекать один в другой;
- в 5 месяцев может проявиться первый лепет, гласные звуки могут сменяться согласными, а иногда они могут сочетаться (появляются первые слоги);
- в полгода идет совершенствование лепета, ребенок может повторят одинаковые слоги (ба-ба, да-да);
- в 7-8 месяцев ребенок уже понимает смысл слов взрослого, может при помощи лепета «завести диалог», учится выстраивать общение и имитировать звуки, произносимые взрослыми, в «режиме эхо»;
- 9 месяцев – время более сложного лепета, возможно произношение первых слов, состоящих из одинаковых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба);
- в 10-11 месяцев малыш подражает речи взрослого, произносит новые слоги, может повторять облегченные слова («на», «да», «ав»);
- в годовалом возрасте в речевом арсенале ребенка может быть до 10-12 различных простых слов, смысл которых он понимает; малыш быстро накапливает словарный запас, пытается подражать взрослым, услышав новые слова.
На втором году жизни ребенок пытается произносить более сложные слова, но часто облегчает их, произнося только первый слог (дерево – «де», машина – «ма»), при этом одним и тем же словом (слогом) он может обозначать сразу несколько слов или даже целое предложение.
В 1,5 года малыш ассоциирует слова с изображениями, и, глядя на картинку, может произнести, что на ней изображено (так же, проговаривая лишь первый слог). К концу второго года жизни могут присутствовать слова с двумя или тремя разными слогами (каша, мишка, собака). Как правило, речь ребенка на данном этапе состоих из существительных, но к двум годам в его речи появляются глаголы (пить, кушать, гулять), а также простые прилагательные (хороший, красивый). Всего в арсенале ребенка может быть до 150-200 слов.
В начале третьего года жизни малыш уже может употреблять существительные во множественном числе, а глаголы – в прошедшем времени. Начинается развитие активной речи, она становится связной, словарь ребенка стремительно расширяется. Появляются первые фразы и предложения, которые к 2,5 годам становятся более сложными. Ребенок может допускать ошибки в словах и фразах, повторять или прерывать слова, запинаться, но эти явления исчезают к 4-м годам. На третьем году жизни малыши охотно запоминают и повторяют первые простые стихотворения, а иногда выдумывают свои собственные слова, которые поднимают настроение родителям. К 3-м годам в речевой арсенал малыш может насчитывать до 1000 разных слов, которыми малыш пользуется в ежедневном общении.
Малыш не говорит. Что делать?
В разговоре о развитии речи от 0 до 12 месяцев мы уже говорили о том, что нужно быть осторожным с модным ныне ранним обучением. Это касается и возраста от года до двух лет. Подчас родители буквально с пеленок начинают знакомить своего малыша с геометрическими фигурами, буквами, цифрами, забывая при этом о реальных, жизненных предметах и ситуациях, окружающих ребенка. Ведь буквы и цифры – это абстракция, которая возможна только в результате большого опыта, а его у ребенка нет, как и нет физиологической возможности для абстракций такого уровня.
Его мозг пока не созрел для подобных действий. В результате такого раннего обучения речевое развитие малыша сбивается с заложенного природой курса. В этом случае стоит на время отвлечься от многочисленных кубиков и сложных интеллектуальных программ. Гуляйте, играйте, пусть ваше общение будет живым и эмоциональным. Для малыша сейчас это гораздо важнее, чем все новомодные методики раннего интеллектуального развития.
Если к двум годам ваш ребенок не начал говорить, прежде всего, постарайтесь выяснить, пытается ли он общаться какими-то другими способами – с помощью жестов, интонаций, «тарабарского» языка. В этом случае первые «настоящие» слова, скорее всего, вот-вот появятся. Если же малыш никак не пытается установить контакт с окружающим миром, нередко родители замечают и другие особенности ребенка: он играет в одни и те же шаблонные игры, повторяет стереотипные движения, не всегда откликается на свое имя, не смотрит в глаза, не отвечает на множество обращенных к нему вопросов, не чувствует вашего состояния. Зачастую у таких детей речь развивается трудно и поздно
Особое внимание нужно обратить, если раньше ребенок пытался общаться с вами и другими детьми, а потом внезапно перестал это делать
В этом случае, не откладывая, обратитесь за помощью к хорошему психологу.
Удачи вам и терпения, и совсем скоро вы будете вести со своим малышом вполне полноценные диалоги.
Инесса Смык
По материалам журнала «Аистенок»
Темпы овладения речью
Стоит заметить, что индивидуальные темпы овладения речью могут очень сильно различаться. Если начавшие ходить дети произносят первые слова несколько позднее своих сверстников, это не значит, что они отстают от них в развитии. Возможно, сейчас они просто сосредоточены на упражнении других навыков. Если у ребенка до 2 лет в активном словаре всего 2–3 слова, то это не повод для беспокойства, особенно если он понимает речь взрослых, с интересом их слушает и узнает названия многих вещей. Если активный словарь ребенка не растет и положение дел в 2–2,5 года не меняется, то тогда уже нужно внимательно присмотреться к ребенку, понять, почему он молчит, и помочь ему заговорить.
В. Ветрова приводит следующие типичные варианты речевых трудностей у детей 2–2,5 года:
- Задержка на стадии называния. Ребенок может вслед за взрослым повторить названия различных предметов, но сам не говорит. Часто родители этих детей учат их названию предметов, но мало разговаривают с ними, мало взаимодействуют, не читают. Слово, не включенное во взаимодействие с окружающими людьми, активным стать не может.
- Задержка на стадии эмоционального общения с взрослым. У родителей с ребенком взаимная любовь: эмоциональное приятие, ласки, улыбки; слово — лишнее. Нужно переходить на новый уровень взаимодействия с ребенком, чтобы он заговорил. Делать это эффективнее всего, при совместных действиях с предметами.
- Ориентация на предметный мир. Обычно этот ребенок «завален» игрушками, он с удовольствием ими манипулирует, занимает себя сам, проявляет двигательную активность, не стремится к взаимодействию с другими людьми. В этом случае необходимо включать в предметную деятельность сотрудничество с взрослым: вместе играть, читать книги, развивать эмоциональный контакт с ребенком, учить его игровым действиям, носящим «человеческий характер» (кормить куклу, жалеть мишку) и т.д.
- «Детские» слова могут препятствовать развитию нормальной речи. Если родители исполняют все желания ребенка и говорят на «детском» языке (например, «ав-ав», «кус-кус», «бо-бо»), то освоение речи замедляется. Подобная задержка часто бывает характерна для близнецов, интенсивно общающихся друг с другом на общем для них детском языке. Взрослым необходимо переходить на более «взрослый язык» в общение с ребенком.
- Стремительность речевого развития. Если ребенок все понимает, с интересом слушает, сам очень много говорит, с хорошей дикцией, причем развернутыми правильными предложениями и сложными словами; но при этом плохо спит, плачет во сне, у него много страхов, он вялый, капризный и т.п., то он не справляется с информационной нагрузкой. Такого ребенка необходимо ограничить от лишних речевых впечатлений: больше гулять, играть, взаимодействовать со сверстниками.
Важно подчеркнуть, что необходимость обладания речью, ставится перед ребенком часто взрослыми. Дети начинают активно произносить слова под влиянием настойчивых воздействий взрослого
Поэтому необходимо больше времени разговаривать с ребенком, особенно при совместной игре.
Эксперты высказываются о развитии речи двухлетнего ребенка
Специалист Саид Хашба, детский невролог из филиала клиники «Хадасса» в Сколково, делится своим мнением:
— Сначала важно понять, что вызывает задержку речи. Она может быть связана с неврологическими проблемами, возникшими из-за сложной беременности (например, хроническая гипоксия плода, внутриутробная инфекция, угроза прерывания и другие факторы) или травмы при родах
Чтобы поставить точный диагноз, нужно провести дополнительные исследования, такие как нейросонограмма (для детей с открытым большим родничком) или МРТ с наркозом. Они позволят выявить поражение головного мозга и определить степень серьезности проблемы. Основываясь на результатах, врач сможет предоставить родителям прогноз дальнейшего развития ребенка.
Если у детей подтверждено поражение центральной нервной системы, это может указывать на задержку психомоторного развития. В таких случаях требуется комплексный подход: врач-невролог наблюдает за ребенком, идет постоянная реабилитационная терапия, а также занятия с нейропсихологом, нейродефектологом и логопедом. Невролог ставит диагноз, назначает лекарственную поддержку для коррекции неврологических дефицитов, рекомендует реабилитационную терапию и консультации других специалистов.
После этого родителям придется быть терпеливыми и довериться реабилитационному процессу. Без регулярных занятий с дефектологом, логопедом и реабилитологом эффективность лекарственной терапии будет низкой.
Если у ребенка наблюдается гармоничное развитие, соответствующее его возрасту, и отсутствуют патологические неврологические симптомы, но имеются выраженные нарушения психического развития, невролог рекомендует обратиться к психиатру для установления или исключения наличия патологий.
Задержка в речевом развитии может иметь не только патологические причины. Возможно, ребенок пережил сильный стресс или испугался. В таких ситуациях невролог стремится исключить наличие патологии и также направить на консультацию к психотерапевту или психиатру.
Врач-логопед детской клиники “СМ-Клиника” Оксана Клоновец рассказывает:
— У нас в клинике часто обращаются родители неговорящих детей и детей с задержкой речевого развития. Чтобы для каждого ребенка выбрать оптимальные пути компенсации и коррекции, необходимо различать патологическое и задержанное развитие.
У каждого возраста свои установленные нормы. Например, ребенок начинает ползать в 6 месяцев, а ходить — в 12 месяцев. Аналогичные нормы существуют и для оценки речевого развития. В возрасте 8-10 месяцев появляется адресованный слушателю лепет и слова «папа-мама». В 12-14 месяцев дети произносят первые слова: «дай», «буду», «киса», «баба» и так далее. В возрасте 16-20 месяцев происходит активное обогащение словарного запаса. В 18-24 месяца слова уже объединяются в фразы, формируется фразовая речь: «буду спать», «дай лялю», «хочу пить» и так далее.
Учитывая индивидуальные особенности развития ребенка, возможно увеличить указанные нормы на 1 год. Это означает задержку в развитии. Всё, что превышает 1 год, считается патологией. Если ребенок в возрасте 1 года и 8 месяцев не произносит слов «мама», «папа» и не проявляет обращенного лепета, если в возрасте 2 года и 2 месяцев нет первых слов, если в возрасте 3 лет не появляются грамматически правильно строенные фразы, то это считается патологическим развитием.
Задержанное и патологическое развитие могут быть вызваны следующими причинами:
- Снижение слуха и зрения.
- Врожденная слабость или патологии мышц, отвечающих за органы речи.
- Нарушения развития головного мозга вследствие органических повреждений, возникших в перинатальном периоде.
- Травмы и воспалительные заболевания головного мозга.
- Поражения центральной нервной системы.
- Внешние факторы, такие как социально-психологические и бытовые условия: педагогическое запущение, семейное двуязычие, нервная обстановка в доме.
- Если возникают проблемы с развитием речи у ребенка, родители не должны просто ждать, а немедленно обращаться к специалистам. Чем быстрее вы обратитесь к логопеду, тем больше шансов на полное или частичное восстановление речи. Также может понадобиться помощь невролога, психиатра, дефектолога, психолога, стоматолога и других специалистов.
Не теряйте время, если ваш ребенок имеет проблемы с развитием речи. Вместо ожидания, сразу обратитесь за помощью к профессиональным специалистам. Чем раньше вы обнаружите отклонения и приступите к лечению, тем больше вероятность полной или частичной реабилитации.
Как помочь формировать речь по возрастам
До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой
Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно

1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.
От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.
Логопедические занятия по развитию речи у детей
Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.
Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае
Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.
Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.
Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития
Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.
Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами
Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами
Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.
Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!
Что делать, если ребенок говорит что-то неправильно?
Допустим, ваш 18-месячный ребенок пытается сказать мяч, но вместо этого говорит «ба». Стоит ли их исправлять? Или стоит позволить им произнести это слово неправильно (но очаровательно!)?
Эксперты по речи на самом деле рекомендуют вам не напрямую поправляйте своих детей, когда они говорят неправильное слово. Вместо этого они рекомендуют смоделировать пример правильного произнесения слова, который ваш ребенок со временем усвоит. Поэтому, если они укажут на мяч и скажут: «Ба! Ба!», вы можете ответить: «Хотите ли вы мяч?»
Хотя это помогает улучшить произношение, эксперты по речи говорят, что это также помогает детям учиться взаимодействию вперед и назад и учиться на основе этих взаимодействий. Кто знал, что вы добьетесь так многого в таком простом разговоре?!
Этапы развития речи у ребенка до трех лет

Период до трех лет – самый сложный и интенсивный в плане развития
Маленький человек осваивает такой объем информации за такой короткий срок! И очень важно ничего не упустить – то, что будет не усвоено или усвоено неправильно, потом займет намного больше времени и усилий для того, чтобы «добрать» недостающее или исправить неверное.. Итак, вот основные этапы развития речи до трехлетнего возраста:
Итак, вот основные этапы развития речи до трехлетнего возраста:
-
2-6 месяцев. В этом возрасте малыш гулит, лепечет, начинает реагировать на свое имя, различать взрослых и пробует сам разные интонации.
-
6-12 месяцев. Ребенок начинает подражать взрослым, осваивает произнесение разных согласных звуков, формируем и «выдает» разные слоги. Ближе к году он начинает произносить первые простые слова.
-
1 год. У малыша появляется указательный жест, он знает близких по именам, понимает слова «да», «нет», «нельзя».
-
1,5 года. Ребенок понимает и выполняет простые просьбы, имеет активный словарный запас в 20-30 слов, может сформировать простые предложения, типа «Мама, пока», «Папа, дай». Также он знает основные части тела, игрушки, простые фигуры, в плане коммуникации может кивать и отрицательно мотать головой, махать рукой в знак приветствия и прощания.
-
2 года. Словарный запас расширяется – ребенок знает уже 50-100 слов. Новые слова в лексиконе могут появляться буквально каждый день. Он уже говорит простыми предложениями из 2-3 слов, может выполнять уже более сложные инструкции («включи свет», «угости бабушку конфетой» и т. д.). Все активнее используются местоимения, близкие люди полностью понимают речь малыша, а посторонние – половину и более.
-
3 года. Ребенок знает 300-500 слов, говорит простыми предложениями из 3 и более слов, начинает употреблять прилагательные, наречия и более сложные конструкции. Выполняет инструкции из двух и более действий, может рассказать простую историю, которая в большинстве случаев понятна и близким, и окружающим. В целом, ребенок в состоянии уже полноценно общаться, могут оставаться искажения некоторых звуков.
Стоит различать и виды речи: активную и пассивную. У ребенка может быть небольшой запас активной речи, которую он использует для общения, но при этом богатый пассивный словарный запас – то есть слова, которые он знает, понимает их значение, но для произнесения они пока слишком сложны
Развитие пассивной речи не менее важно, чем активной: это расширяет кругозор и знания, а произносить все слова ребенок все равно рано или поздно начнет.
























