Характеристика гуманистического направления в психологии

Гуманистическая психология: что это, плюсы и минусы

Методики консультирование и терапия

Данное течение включает несколько подходов к консультированию и терапии. К основным методикам гуманистической психологии относятся принципы гештальт-терапии, которая помогает понять что, настоящее влияет и на прошлое. Ролевая игра играет важную роль в гештальт-терапии и обеспечивает адекватное проявление чувств, которые не были бы выражены в других условиях. В гештальт-терапии вербальные выражения являются важными признаками чувств клиента, даже если они контрастируют с тем, что фактически выразил клиент. Гуманистическая психотерапия также включает в себя такие элементы, как глубокая терапия, целостное здоровье, телесная терапия, чувствительность и экзистенциальная психотерапия. Экзистенциалист-интегративная психотерапия, которая была разработана ​​Шнайдером, является одним из новых методик гуманистической психологии, а также экзистенциальной психологии. Экзистенциализм подчеркивает представление о том, что люди свободно создают свое понимание жизни, что они могут определять себя и делать то, что они предпочитают делать. Это элемент гуманистической терапии, который побуждает понимать свою жизнь и ее цель.

Существует некоторый конфликт в отношении свободы и ограничений. Ограничения, как представляется, включают генетику, культуру и другие связанные с этим факторы. Экзистенциализм направлен на решение таких проблем и ограничений. Эмпатия также является основным элементом гуманистической терапии. При этом подходе подчеркивается способность психолога оценить ситуацию и мир, основанный на чувствах и восприятии клиента. Без этого качества терапевт не может полностью оценить состояние клиента.

Библиографический список

гуманистическая психология консультирование

1.Абрамова Г.С. Практическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2003 — 496 с.

2.Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с.

3.Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с.

4. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в: Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.

5.http://www.pcnp.ru/clients/gum.php

6.http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/index.html

Критика

Гуманистическая психология – это популярное, но не универсальное направление. За время своего недолгого существования представители школы неоднократно сталкивались с критикой своих идей.

Некоторые ученые считают, что подход очень субъективен. Большое значение имеет личный опыт специалиста, который мешает объективному восприятию. Например, нельзя однозначно сказать, прошел ли индивид самоактуализацию или нет.

Создание разных теорий позволило сформировать новые понятия, например, самоактуализация или я-концепция. Подобное обилие терминов может осложнять исследования. Большинство методик основано на теоретических представлениях. В таком случае сложно проверить их обоснованность.

Некоторые специалисты считают, что подход западных психологов не подходит для всего мира из-за особенностей национального менталитета. На восточных территориях принято ставить во главу всего общество, а не отдельного индивида.

Современные психологи также полагают, что новые представители гуманистического течения превозносят идею заносчивости. Они считают, что человек должен быть ценным, но при этом не учитывается один факт: индивид живет среди людей. Поэтому чужие границы тоже нужно уважать.

Несмотря на критику, многие психологи предпочитают работать в гуманистическом направлении. Такой подход позволяет им понять ценность человеческой жизни.

Что такое гуманистическая психология. Гуманистическая психология

Словообразование. Происходит от лат. humanus — человечный и греч. psyche — душа + logos — учение.

Категория. Ряд направлений в современной психологии.

Специфика. Ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством А.Маслоу была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе. К данном у направлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурард и др. Получила название «третьей силы» в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления М.Мерло-Понти о «битии-для-мира», в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования — самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию «хорошего гешатальта». Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой «окружающего поля», к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

Принципы. Методологические позиции гуманистической психологии могут быть сформулированы в следующих принципах:

— человек целостен;

— ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

— главной психологической реальностью являются переживания человека;

— человеческая жизнь — единый процесс;

— человек открыт к самореализации;

— человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Терапия. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Особое значение придается принципу «здесь и теперь» — прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической психологии (логотерапия В.Франкла, психодрама Я.Морено, гештальттерапия Ф.Перлса, клиентоцентрированная терапия К.Роджерса), характерен акцент не на объяснении поведения, а на осознании и отреагировании эмоций. Роджерс узаконил совершенно новые взаимоотношения между пациентом и терапевтом, которые стали носить субъект — субъектный характер. В гештальттерапии целью является актуализация содержания сознания для уяснения целостного контекста нерешенных жизненных проблем.

Основные положения

Маслоу построил подход на таких принципах:

  1. Индивид как единое целое. Если в других направлениях в психотерапии на первое место вставал анализ конкретных случаев, то здесь основатель метода считал, что каждую личность нужно изучать рассматривать как уникальное и целое явление. «Психологи изучали деревья, а не лес» – говорит Маслоу.
  2. Природа человека. Родоначальник направления утверждает, что все человеческие проблемы рождаются в результате фрустрации, то есть невозможности удовлетворить основные потребности. Ни подавление сексуальных и агрессивных стремлений, ни врожденные пороки не имеют такого значение, как невозможность заполучить самое основное.
  3. Потенциал личности. Творческие влечение есть у всякого, говорит Маслоу. Однако этот навык теряется и тормозится культурой и воспитанием, особенно официальное образование.
  4. Экзистенциальное состояние человека – наиболее важный источник информации о нем. То, что он переживает сейчас, имеет наибольшую ценность.
  5. Природа личности не предопределена. Психика человека всегда находится в состоянии динамики: она растет, развивается и изменяется.
  6. Самоактуализация – одна из основных сфер человеческого бытия, на которую нужно делать упор.
  7. Любой человек не имеет ограничений в реализации своей свободы и самого себя. Всякая личность должна обладать свободой.

Принципы

Различные теории гуманистической психологии не противоречат следующим основополагающим принципам:

  1. Развитие. Данный принцип подразумевает желание человека двигаться к новым целям, его самосовершенствование и потребность развиваться, которые являются врожденными, а не приобретенными качествами.
  2. Целостность. Человек должен рассматриваться, как целостная сложная система, стремящаяся к развитию собственных потенциалов.

Гуманность. Данный принцип подразумевает, что человек от природы наделен добротой, и только лишь внешние факторы, которые препятствуют реализации его истинной сущности, ведут к проявлению агрессии.

Целевой детерменизм. Человек ориентирован на будущее в соответствии с его ожиданиями, стремлениями и ценностями.

Активность. Человек самостоятельно мыслит, однако при всем этом он способен создавать условия, необходимые для развития другого человека и оказывающие на него влияние.

Неэкспериментальное исследование. В основе данного принципа лежит принцип целостности, который отрицает экспериментальное исследование по той причине, что человек должен рассматриваться в контексте всех составляющих системы, а не отдельно взятых фрагментов опыта.

Репрезентативность. Заключается в совпадении цели и объектов изучения, поскольку для этого берутся здоровые самореализующиеся личности.

Практическое применение. Рычаги и клавиши

Идеи и знания, полученные в результате исследований в области гуманистической психологии, нашли отражение, прежде всего, в психотерапевтической практике.

Многочисленные методы исследования и анализа психики, разработанные А. Маслоу, С. Джурардом, Ф. Бэрроном, К. Роджерсом, применяются в практике учеными со всего мира.

Еще один способ практического применения теоретических знаний в гуманистической психологии — педагогика, основанная на принципах не директивного контакта учителя с учеником, а товарищеского: такого, в рамках которого ребенок может проявить весь свой творческий потенциал и стать полноценной, уникальной личностью.

В социально-психологическом тренинге, руку к которому приложил и сам Карл Роджерс, гуманистическая психология проявилась в полной мере.

В рамках данного направления можно было использовать основные идеи подхода и реализовать идею улучшения социума посредством улучшения отдельных личностей и межличностных взаимоотношений в малой группе.

Гуманистическая психология стала важной частью таких сфер, как психотерапия, психология, педагогика, здравоохранение, политика, терапия и других. Гуманистическая психология стала одной из первых психологических школ, возникших в мире, которая сумела занять прочное положение в психологической науке в целом. Гуманистическая психология стала одной из первых психологических школ, возникших в мире, которая сумела занять прочное положение в психологической науке в целом

Гуманистическая психология стала одной из первых психологических школ, возникших в мире, которая сумела занять прочное положение в психологической науке в целом.

В современном мире у Роджерса, Маслоу и других ведущих умов направления много последователей, благодаря которым гуманистическая психология находит все больше приверженцев и развивается в разных аспектах.

Засим прощаемся! Подпишитесь на наш телеграм-канал, если интересно разбираться в психологии, и вы непрочь небольшими порциями получать полезный контент прямо в Мессенджер.

Методики в гуманистической психологии: самоотчет клиента

Любые методы в данном направлении предполагают не тот опыт, который личность получила в течение жизни

Именно поэтому терапевты данной психологической школы большое внимание уделяют самоотчетам, предоставляемым испытуемыми. Это позволяет учитывать индивидуальное восприятие клиентом себя

Другие же способы исследования, считающиеся традиционными, должны лишь добавлять субъективные.

Многие авторы подчеркивают, что для полноценного и всестороннего изучения личности необходимо начинать персональные исследования с наблюдения, проективных методик, а уже после этого применять опросники, эксперимент.

Основные принципы гуманистической психологии

Гуманистическая психология, которая является теоретической основой гуманистического направления в психологическом консультировании, -это особое направление, отличающееся от других школ по ряду принципиально важных для понимания природы человека положений. К нему традиционно относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, теория и индирективная психотерапия К. Роджерса, представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности, идеи Р. Мэйя.

Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, создает оригинальные представления о внутреннем мире человека и его развитии в процессе жизни, проверяет и обосновывает данные, полученные в ходе эмпирических исследований, и в процессе психотерапевтической работы с клиентами. Различия, существующие между теориями, тем не менее не являются препятствием, которое не позволило бы рассмотреть их с позиции общеметодологических принципов.

Такими принципами являются:

  • Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей — стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
  • Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
  • Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.
  • Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.
  • Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера.
    9 стр., 4051 слов

    Гуманистические теории личности Маслоу и Роджерса

    … гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Гуманистическая психология рассматривает личность как психически здоровую, гармоническую, …

    Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

  • Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.
  • Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.

Теория К. Роджерс

Первое из гуманистических направлений принято называть психотерапией Карла Роджерса или клиент-центрированной терапией.

Идеи Карла Роджерса и практические подходы к максимальной реализации внутреннего потенциала человека нашли широкое применение не только в психологии и психотерапии, но и в образовании, социальной работе и юриспруденции. Они были приняты в политике, промышленности, армии, широко используются в религиозной деятельности и повлияли на развитие современной философии и теологии.

Как уже упоминалось выше, Карл Роджерс и его последователи исходят из утверждения, что тело и личность каждого нормального человека от природы наделены позитивными силами, которые способствуют здоровью, развитию и совершенствованию. Роджерс предполагает, что желание достичь своего уровня компетентности и саморазвития не всегда является осознанным, и что этот уровень может сильно различаться у разных людей из-за биологически обоснованной атрибуции.

Именно достижение своего уровня компетентности или хотя бы движение в этом направлении обеспечивает человеку чувство личной целостности и уверенности в себе и спасает его от многих психологических проблем, тревоги, неудовлетворенности и неврозов.

Роджерс отводит решающую роль в жизни и развитии человека Я-концепции, т.е. представлению о себе).

Именно эта Я-концепция (представление о себе) определяет поведение и действия человека в определенных ситуациях.

Каждый человек думает или чувствует, что он таков и должен вести себя так в подобной ситуации. При этом его мнение о себе обычно недостаточно объективно и порой по сути не соответствует действительности.

Сознание человека изначально не содержит объективной оценки себя. Однако это предубеждение в значительной степени компенсируется жизненным опытом, который постоянно вносит коррективы в самооценку человека и позволяет ему лучше чувствовать свои возможности, а также восприятие его другими людьми. Важным направляющим механизмом в объективации самооценки и своего поведения является чувство разрешения (или облегчения) внутреннего конфликта, которое сменяется внутренним удовлетворением, возникающим (или возрастающим) по мере самоактуализации.

Можно сказать, что суть процесса личностного роста (по Роджерсу) и состоит в постоянно совершенствующейся петле обратной связи, которая осуществляется как одновременный процесс корректировки своих отношений с другими и уточнения своей концепции себя в процессе этих отношений и принятия других.

В терапии Роджерса, как и в других формах гуманистической терапии, главная роль смещается с терапевта на клиента. Роджерс считает, что сам клиент является ключом к решению своих проблем. Терапевт может только помочь ему найти эти ключи и показать, как лучше их использовать.

Между тем, основная задача терапевта — установить дружеские и творческие рабочие отношения с клиентом и создать атмосферу психологического комфорта и безопасности, в которой клиент сам начнет «раскрывать» и реализовывать потенциальные возможности своего аутентичного «я». Именно эта атмосфера ускорит процесс объективизации и принятия реального образа себя и других.

Терапевту необходимо уметь поддерживать позитивное отношение к клиенту, точнее, веру в позитивное начало его/ее бытия, которое должно быть высвобождено из-под жизненных блокировок и ложных защит личности. Только в этом случае он/она сможет сохранить открытость естественного общения и в то же время не реагировать отрицательными эмоциями на негативные проявления личности клиента.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Константин Николаевич ,Корнилов, отечественный психолог
  2. Принцип сознательности и активности в педагогике
  3. Маргиналы в истории
  4. Противоречия процесса обучения
  5. Понятие арт-терапии
  6. Жизненные ситуации и активность человека
  7. Возможности использования гипноза и внушения в терапии психосоматических расстройств
  8. Педагогика и методика начального образования
  9. Виды общей психологии
  10. Межличностные отношения в группе детей и их детерминанты

Карл Роджерс – основатель клиент-центрированной терапии

Карл Рэнсом Роджерс родился в США. Отец Роджерса был глубоко религиозным протестантом. Юный Карл много учился, любил заниматься самообразованием. В детстве практически не имел друзей. Религиозные родители решили переехать подальше от города, чтобы его обстановка не оказывала «пагубного влияния» на их шестерых детей. В 1924 году Роджерс женится на девушке по имени Хелен Эллиот. Вопреки ожиданиям родителей с обеих сторон, Карл Роджерс не устраивается на работу, а делает выбор в пользу образования. Новоиспеченное семейство Роджерсов переезжает в Нью-Йорк. Там будущий ученый поступает в аспирантуру, чтобы стать теологом.

Но затем его начинают одолевать сомнения насчет сделанного выбора. Роджерс меняет изначально выбранную теологию на психологию, поступив в Педагогический колледж. Он был очень удивлен, что человек, не будучи частью церкви, может проводить психологическое консультирование и получать за это немалые деньги. Его первая книга под названием «Консультирование и психотерапия», вышедшая в 1942 году, имела огромный успех среди народных масс. Но на собственном факультете Карл Роджерс практически не имел единомышленников. Идея о том, что клиент может управлять процессом психотерапии, казалась им чересчур крамольной. В 1945 году Роджерс основывает собственный психотерапевтический центр, и занимается изучением личности вплоть до своей смерти в 1987 году.

Терапия и психотерапия

Методы терапевтов основаны на борьбе с отсутствием смысла существования пациентов, с одиночеством, чувством тревоги и со страхом смерти.

Все эти негативные факторы ведут к возникновению у них экзистенциальной боли.

При работе терапевтами данного направления должны быть достигнуты переживания пациентами реальности собственного существования, которому препятствуют неврозы, страхи, отсутствие смысла жизни и боязнь личной свободы.

По К. Роджерсу, стратегия психотерапии должна включать следующие шаги:

  1. Клиент сам определяет для себя необходимость обращения к специалисту за помощью.
  2. При взаимодействии клиента с терапевтом уточняются причины его обращения за помощью.
  3. Терапевтом создается атмосфера, максимально способствующая самовыражению клиента.
  4. Психотерапевт воспринимает клиента во всех его проявлениях.
  5. Между психотерапевтом и клиентом создается доверие, последний привыкает к специалисту, его чувства стабилизируются.
  6. Определяются истинные причины, которые привели к просьбе о помощи.
  7. Клиентом осознаются истинные причины его обращения к психотерапевту.

При помощи психотерапевта клиент определяет для себя стратегию дальнейшего поведения.
Конкретные действия и борьба с истинной проблемой.
Обретение обратившимся уверенности в себе и собственных силах.
Достижение клиентом чувства самодостаточности и независимости, отсутствия необходимости в помощи специалиста.

Гуманистическая психотерапия подойдет людям, потерявшим свою цель в жизни, разочаровавшимся в собственных возможностях, а также тем, кто желает максимально реализовать свой потенциал, добиться независимости и свободы. Подходит она как для отдельно взятых личностей, так и для семей или пар.

Гуманистическая психология, несмотря на критику, является не только альтернативным взглядом психоанализу и бихевиоризму, восполняет пробелы, допущенные в данных взглядах, но и имеет практическое значение, помогая человеку определиться с жизненными целями, обрести смысл в жизни и максимально самореализоваться.

О гуманистической психологии в этом видео:

https://youtube.com/watch?v=5b8Te4BSHgA

Наша интересная группа Вконтакте:

Предыстория появления гуманистических теорий личности

Гуманистические теории личности стали логическим этапом развития психологии и прочих наук, в центре внимания которых был человек. Достаточно долго в психологии господствующее положении занимали теории, согласно которым сущность и поведение человека предопределяется, в основном, биологическими факторами.

На этом постулате строились гипотезы, аналогии с животным миром млекопитающих, проводились эксперименты и прочие исследования. С этих позиций удалось исследовать многие аспекты личности человека, но далеко не все. Обрела актуальность задача найти методы объяснения тем аспектам личности, которые не поддаются экспериментальному исследованию и объяснению с точки зрения физиологии.

Альфред Адлер

Первым позволил себе отойти от биологической составляющей как главной детерминанты поведения человека австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер. Он в качестве главного фактора развития человека выделил социальный интерес. Также Адлер стал первым, кто отвел огромную роль творческой составляющей в личности человека. Под творческим «Я» Адлер понимает стремление человека найти свою уникальность и создать свой собственный жизненный опыт.

Соответственно, каждого человека можно рассматривать как уникальную личность со своим набором характеристик, взглядов, мотивов, ценностей. Адлер считал, что основы будущего стиля жизни человека закладываются в раннем детстве и зависят от множества факторов, вплоть до того, каким по счету в семье появился на свет ребенок и какие детские воспоминания кажутся ему самыми яркими во взрослом возрасте. От этого же зависят возможные комплексы человека и компенсаторные механизмы, которые начинают работать в сознательном возрасте.

Эрих Фромм

Большой вклад в отход от биологизации человеческой сущности в науке сделал немецкий психолог, социолог и философ Эрих Фромм. Он выделил пять социальных потребностей, свойственных человеку и предопределяющих его развитие в большей степени, чем физиологические факторы или условия жизни.

Социальные потребности человека по Фромму:

  1. Связь с другими людьми.
  2. Трансцендирование.
  3. Укорененность.
  4. Система ориентации.
  5. Возможность быть собой.

Простыми словами, это означает, что человек создает свои собственные отношения с людьми, стремится подняться над животной природой, желает принадлежать социуму, семье, группе, но при этом сохранять самоидентичность и иметь систему ориентиров, как воспринимать окружающий мир, других людей и себя самого. Часто потребности входят в противоречие, например, потребность быть самим собой и потребность принадлежать к группе, и тогда начинается «бегство от свободы», которому Фромм посвятил целую книгу.

Виктор Эмиль Франкл

Однако настоящий прорыв в восприятии человека как высокодуховной личности, способной оставаться таковой, невзирая на все преграды, совершил австрийский психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл. Его судьба уникальна тем, что он получил ужасающую возможность проверить жизнеспособность своих научных взглядов в условиях нацисткого концлагеря, куда попал в годы Второй Мировой войны.

Еще до войны Франкл начал работать над собственной теорией смысла жизни и пришел к выводу, что человек способен к самоактуализации даже в тяжелых жизненных обстоятельствах и при ограниченных возможностях материального мира. Франкл объяснил это тем, что человек способен быть трансцендентен самому себе, т.е. находить смысл жизни за пределами себя. Кроме того, человек, при желании, может отстраниться от ситуации и увидеть себя в ней как бы со стороны.

Взгляды Адлера, Фромма, Франкла и их последователей подготовили основу для гуманистических теорий личности, которые начали активно развиваться во второй половине 20 столетия. Кстати, Виктор Франкл, продолживший заниматься наукой после войны, создал авторскую методику психотерапии – логотерапию, основанную на поиске смысла жизни как основы психического здоровья.

Актуальные методики гуманистической психологии. Общие сведения

Личность в гуманистической психологии — не только предмет исследования, но и особая ценность, к которой нужно относиться с вниманием и уважением. Самореализация, стремление к познанию, психическое здоровье, долг, личный выбор и ответственность за него — самые важные элементы полноценной личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы

В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием

Гуманистическая психология считает неприемлемым отношение к предмету исследования, характерное для естественных наук, которое разделяли некоторые психологические школы. В таких науках изучаются объекты, лишенные разума и собственного видения мира, не способные образовывать связи с другими людьми и наполнять пространство и время собственным содержанием.

Человек же в силах оценивать каждую новую ситуацию, выбирать подходящую ей модель поведения — в общем, активно творить и преобразовывать собственную жизнь. Если исследователь не учитывает эти фундаментальные отличия человека от остальных живых организмов, то он существенно ограничивает себя и не может представить полную картину функционирования психики человека.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Такая система взглядов предъявляет определенные требования к методам науки, которые должны быть в состоянии продемонстрировать уникальность людей. Наиболее адекватные методы гуманистической психологии по-разному определялись последователями этого направления. Кто-то, например, говорил о допустимости методов когнитивной психологии, кто-то предлагал разработать собственные способы познания. В целом эта проблема остается одним из уязвимых мест данной научной школы.

Заключение

На основе проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

В центре внимания гуманистической психологии — человек, индивид, рассматриваемый как носитель уникальных характеристик, делающих его высшей ценностью Бытия. Человек устремлен к будущему, к свободной реализации своих потенций (Оллпорт), в особенности творческих (Маслоу), для чего он нуждается в укреплении веры в себя и в возможность достижения «идеального Я» (Роджерс).

Важнейшая роль при этом отводится не схемам, обеспечивающим приспособление к среде, данностям реальной жизни, не конформному поведению, а росту конструктивного начала человеческого Я, целостности и силе переживания.

С точки зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.

Для теории личности Роджерса характерны все основные положения гуманистической психологии , в рамках которой эта теория создана. В качестве основной движущей силы функционирования личность рассматривается тенденция к само актуализации или потребность чел. реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса являются феноменологический и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т. е. субъективный опыт, соответственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отд. частям его личности.

Маслоу заложил основные принципы гуманистич. психологии, предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности

Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого чел. как единое, уникальное, организованное целое

Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения невротических личностей и наконец сосредоточить свое внимание на здоровом человеке, ибо нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое здоровье. Основной темой жизни человека является самоусовершенствование, которое невозможно выявить, исследуя только людей с психическими отклонениями

6 стр., 2998 слов

Гуманистическое направление в теории личности (А.Маслоу)

… Маслоу центральной характеристикой личности является непременноеединство и общность.          Неуместность экспериментов на животных. Сторонники  гуманистической психологии … заложены все возможности полноценного человеческогосуществования. Для гуманистического психолога такой … Маслоусчитал, что психоаналитическая теория является однобокой,  ей …

Психологическое консультирование призвано помочь человеку, личности стать более цельной, выработать собственные жизненные стратегии и тактики, стать социально успешнее, вырасти как личность, и, в конечном счете, прожить свою, а не чужую жизнь;

Проблемы клиентов рассматриваются консультантом, одновременно и как возможность адаптироваться к наличным условиям настоящего, и, как возможность изменить свое будущее, и как необходимость принять свое прошлое;

Теоретическими основами консультирования выступают теории личности, относимые, главным образом, к трем направлениям: психоаналитическому, когнитивно-бихевиоральному и гуманистическому;

Каждое из этих направлений в процессе своего развития выработало особые методы и техники, многие из которых применяются в консультировании. Гуманистический подход разработал специальные методы понимания, слушания. При работе в гуманистическом ключе постулируется изменение не только клиента, но консультанта в их взаимодействии;

Изменение личности в процессе обучения, консультирования, психотерапевтической практики, социально-психологического тренинга в современном обществе рассматривается как возможный путь социальных изменений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: