Какие календари использовались в России до Петра Первого и при Иване Грозном?
До календарной реформы Петра в России использовался так называемый «Византийский календарь», который у нас также носил названия «Миротворный круг», «Церковный круг», «Великий индиктон». По продолжительности года он НЕ отличается от юлианского, однако Новый год в нем отсчитывается не от 1-го января, а от 1 сентября, а само летоисчисление ведется НЕ от Рождества Христова, а от Сотворения мира.
Великий индиктон
Данный календарь предположительно был официально утвержден императором Византийской империи Василием II в. 988 году (удивительное совпадение с официальной датой Крещения Руси) и использовался там до падения данной империи — в 1453 году. Впрочем, считается, что он использовался в Византийской империи и до X века, возможно даже с 462 года.
Когда именно этот Византийский календарь пришел на Русь — доподлинно неизвестно. Однако, насколько можно судить по информации доступной в открытых источниках, некая календарная реформа была проведена в России при Иване Грозном, а, возможно — еще до него в 1492 году. Считается, что тогда дата празднования Нового года была перенесена на 1 сентября (=соответствие с Византийским календарём). До этого времени дата Нового года на Руси приходилась на 1 марта. Причем, видимо, на Руси одновременно существовали две системы, которые давали разночтение в 1 год, довольно часто встречающееся в летописях тех времен:
- Мартовский стиль (год начинался на полгода позже византийского, то есть «1 сентября N византийского года + 6 месяцев»);
- Ультрамартовский стиль (год начинался на полгода раньше византийского, то есть «1 сентября N византийского — 6 месяцев»).
Путешествие Аввакума по Сибири. С. Д. Милорадович, 1898 год.
Византийский календарь до сих пор используется русскими старообрядцами, то есть можно сказать, что это уже третья календарная система (в дополнение к юлианской и григорианской) существующая в современной России.
Когда были впервые введены мартовский и ультрамартовский стиль, а также какие системы летоисчисления им предшествовали — неизвестно. Таким образом, мы не имеем понятия как считались года при ранних Рюриковых. Следует добавить, что впоследствии писцы при копировании более древних летописей имели обыкновении вносить в них правки и самостоятельно пересчитывать даты на современный им лад, если это было необходимо, а так как оригиналов ранних документов до нашего времени не дошло — древнейшие системы летоисчисления на Руси — это тайна покрытая мраком.
Отголосок отвергнутого тренда
— Кажется, что всё наоборот: этот тренд успешно развивается.
— С одной стороны, он развивается, поскольку пока не остановлен. Но с другой стороны, в своих идейных основаниях он исчерпан. Эти основания, в частности, подразумевали признание ущербности и вторичности византийского проекта и православной цивилизации по отношению к цивилизации западной.
— Но сейчас границы этого мира, если вообще можно о нем говорить, фактически ужались до границ России.
— Это понятно. Но на научном, фундаментальном методологическом уровне эта мифологема о предпочтительности западноевропейской цивилизации по сравнению с восточноевропейской развеяна даже самими западными учёными. Теперь общепризнанно, что западноевропейская цивилизация не имеет неоспоримых преимуществ перед восточноевропейской, византийской. Но в общественном мнении, в публичном информационном пространстве старые тренды пока держатся. Они потеряли почву, но сохраняются по инерции. И Россия оказывается в этой ситуации единственной хранительницей старой византийской традиции, сама того не желая. Но к этому её подталкивает западный мир.
Это удивительно. Мы сами не понимаем, почему к нам такое отношение со стороны Запада. А Запад прекрасно понимает, что в основе российского менталитета, российской культуры лежат принципиально другие ценностные модели. Как писал Стефан Баторий Папе римскому, «православный хуже еврея». Православного можно перевоспитывать, переубеждать, но все равно невозможно переделать. Это «конченый человек» для западноевропейской цивилизации. Единственное, что с ним можно сделать, так это превратить его в мусор. Заставить православные народы воевать друг с другом.
Юлианский календарь
В древнем Риме использовался солнечный календарь. Само слово «календарь» ведёт своё происхождение от латинского «calendarium» — книга для записи и учёта долгов. В календы — первые дни месяцев — должники оплачивали проценты от долга. В древнем Риме с календарём творился полный произвол: жрецы за плату могли добавлять дни к месяцам, вычитать их, переносить и переименовывать так, как им вздумается. Случалось так, что календарной зимой на дворе стоял зной, а весной колосились поля.
Памятник Юлию Цезарю на Виа деи Фори Империали в Риме, копия с оригинала, хранящегося в Ватиканских музеяхФото: Vitold Muratov, по лицензии CC BY-SA 3.0
Порядок навёл сам Юлий Цезарь. В 45 году до н.э. он ввёл календарь, позже названый Юлианским, ведущий счёт лет от основания Рима (753 г. до н.э.), состоящий из 12 месяцев и 365 дней, и раз в 4 года вводимым високосным днём, добавляемым в феврале (но не в конце, а к 6-му дню до мартовских календ — 24 февраля, поэтому он и назывался бис-секст — второй шестой, что в русском языке обтесалось до «високосного»). Таким образом, точность Юлианского календаря была — 11 минут в год (365,25 суток вместо истинных 365,2422). За 1693 года, прошедших до реформы римского папы Григория XIII, набежало 10 лишних дней.
Как самому рассчитать даты?
Бытует мнение, что разница между старым и новым стилем составляет две недели — если ориентироваться, например, на то, что Новый год мы празднуем в ночь на 1 января, а Старый Новый год — на 14-е. Однако на деле все обстоит сложнее.
Если вы читаете документ, написанный до 1918 года, и видите дату по старому стилю, как пересчитать ее на новый? Есть вот такие интервалы для расчета с указанием, сколько дней нужно прибавить для событий, произошедших в разных столетиях:
- с 05.10.1582 по 18.02.1700 гг. — 10 дней;
- с 19.02.1700 по 18.02.1800 гг. — 11 дней;
- с 19.02.1800 по 18.02.1900 гг. — 12 дней;
- с 19.02.1900 по 01.02.1918 гг. — 13 дней.
«Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря», принятый Совнаркомом 24 января 1918 г. Этот декрет подписан В. И. Лениным и опубликован 25 января 1918 г.
Григорианский календарь
Григорий XIII добавил в Юлианский календарь правило столетия: каждый год, оканчивающийся на два нуля, не является високосным, за исключением лет, кратных 400. С такой поправкой годовой цикл становится уже 365,2425 суток, всего на 0,0003 суток (26 секунд) отличающийся от истинного. Теперь поправка на 1 день потребуется только раз в 3333 года! Любопытно, что древние Майя разработали календарь ещё более точный — 365,2421 суток в году — всего 8 секунд отличие от истинного!
Кроме того, Григорий XIII начал отсчёт лет не от основания Рима, а от Рождества Христова, которое вычислили астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио.
Введение григорианского календаря. Барельеф на могиле папы Григория XIII в Соборе Святого Петра в РимеФото: Rsuessbr, по лицензии CC BY-SA 3.0
Весь мир переходил на Григорианский календарь долго и мучительно, некоторые страны временно возвращались к Юлианскому, будучи присоединены к другим государствам, на Григорианский календарь ещё не перешедшим. Россия перешла на Григорианский календарь уже при советской власти, в 1918 году. Последним был Египет — в 1928. А Швейцария переходила на новый календарь по частям.
Григорианский календарь (новый стиль)
Однако в конце XVI века Папа Григорий XIII предложил другую систему летосчисления. В чем заключалось отличие Юлианского и Григорианского календаря, если разницы в количестве дней по ним не наблюдалось? Високосным годом теперь уже не считался каждый четвертый год по умолчанию, как в Юлианском календаре. Согласно Григорианскому календарю, если год заканчивался на 00, но при этом не делился на 4, високосным он не был. Так 2000 был високосным, а 2100 високосным уже не будет.
Папа Григорий XIII основывался на том, что Пасха должна праздноваться только в воскресенье, а по юлианскому календарю Пасха каждый раз выпадала на разные дни недели. 24 февраля 1582 года мир узнал о григорианском календаре.
Юлианский и григорианский календари продолжили существовать вместе, но в большинстве стран мира используют именно григорианский календарь, а юлианский остается для расчета христианских праздников.
Готова ли Россия к своей будущей роли?
— Как вы думаете, когда эта большая война может начаться?
— Судя по тому, что они начали это процесс дезинтеграции сейчас, кризис в острой фазе займёт год-два и на пике этого кризиса и должно что-то произойти. Во всяком случае, ясно, что решение принято не в Константинополе.
Вы правильно сказали, что константинопольские архиереи — очень умные и осторожные люди. Они прекрасно разбираются в канонах. Тот же патриарх Варфоломей — доктор канонического права. И если такой человек столь открыто идёт ва-банк, значит, ему даны какие-то гарантии. (Не ему лично, ему уже всё равно — он тяжелобольной человек.) Но он как истинный византиец представляет интересы всей эллинской партии. Очень возможно, что ему пообещали огромный выигрыш, сопоставимый с возрождением Византийской империи, установление общеправославного греческого доминирования. Однако это означает, что условием этого доминирования может быть только устранение России, её дезинтеграция или изоляция.
Так что речь идёт об очень важных вещах — о разрушении православного единства.
— Но почему они, хранители этого единства, пошли на его разрушение?
— Вот я и говорю, что им, очень возможно, было обещано что-то очень серьёзное. Может быть, участие в каком-то эпохальном экуменическом проекте, который будет введен в действие в ближайшее десятилетие. Ведь проект по объединению всех христианских конфессий, которому стукнуло 100 лет, не снят с повестки дня. Более того, теснейшие связи Константинополя и лично Варфоломея с Римом показывают, что между ними сейчас нет никаких сильных разногласий. Единственной существенной помехой является Россия с её многомиллионной, потенциально консервативной и «реакционной» паствой. Когда она будет нейтрализована, интеграция станет реальной. В конце концов, почти все православные сейчас уже живут в Евросоюзе, и их цивилизационное сближение с европейцами идет полным ходом.
Для православного мира этот проект будет куда страшнее Флорентийской унии. И по его итогам Россия останется единственной хранительницей православной традиции. И вопрос в том, насколько она сама будет готова к этой роли.
Реформы календаря
Попытки реформы Григорианского календаря предпринимались в революционной Франции и в революционной России. В обоих случаях отсчёт лет вёлся от революции. Были попытки ввести пяти- и шестидневную неделю, уровнять длину месяцев, ввести внемесячные дни («День Ленина», «День труда» и т. п.). Были переименования месяцев и дней недели. Последний такой опыт был в Туркмении. И всё-таки Григорианский календарь победил: ни одна попытка реформы успехом не увенчалась — рано или поздно всё возвращалось на круги своя.
Однако реформаторы не унывают: уже в 50-х годах прошлого века был разработан календарь, названный «Универсальным» («Всемирным», «Постоянным», «Стабильным»). Он призван устранить недостатки Григорианского календаря. Поскольку Григорианский календарь с астрономической точки зрения почти идеален, то все реформы сводятся к перераспределению дней в месяцах таким образом, чтобы выровнять число дней в кварталах, полугодиях и в некоторых вариантах даже в месяцах. Это, по мысли создателей, должно упростить работу плановых и финансовых органов, устранить разорванные новым годом недели, сделать так, чтобы начало месяцев или кварталов выпадало на один и тот же день недели. И таким образом сделать календарь единым для любого года — вечным.
Один из проектов предлагает разбить год на 4 одинаковых квартала, где 1-й месяц содержит 31 день, а остальные два — по 30. Таким образом, каждый квартал будет включать 91 день, а полугодие — 182 дня. Всего в году будет 364 дня + «день мира» и раз в 4 года «день вискосного года», исключая года, кратные 100, но не кратные 400. Причём день високосного года добавляется после 30 июня и перед 1 июля, чтобы выровнять в эти годы полугодия и просто для симметрии. Все года начинаются с воскресенья, а заканчиваются «днём мира», расположенным между субботой 30 декабря и воскресеньем 1 января. Получается «вторая суббота». Такая же штука будет проделываться и с високосным днём.
Календарь Конта предлагает сделать все месяцы одинаковыми — по 28 дней (что сближает его с лунным циклом), но год оставить солнечный — 364 дня + «день мира». Получается уже не 12, а целых 13 месяцев. Зато дни недели в каждом месяце совпадают. Високосный день опять же вставляется после 6-го месяца. Правда, в этом календаре начала кварталов не всегда совпадают с началом месяцев. Но кварталы опять остаются равными. И все года опять же начинаются с воскресенья.
Ещё один проект предлагает те же месяцы, что и первый проект (30, 30, 31), но неделя становится шестидневной, за исключением последней недели месяцев, содержащих 31-е число. Причём 31-е декабря будет только в високосных годах.
Во всех этих проектах есть один недостаток: в них нарушается непрерывность чередования дней недели. Исправить этот недостаток можно путём введения високосной недели вместо високосного дня, не принадлежащей ни к одному месяцу. Таким образом можно «исправить» и 12-месячный, и 13-месячный год.
Миллионы программ, автоматизированных систем, моря документации сделаны под григорианский календарьФото: mizar_21984, PressFoto.ru
Разделение православного мира
— А что тогда было в России?
— В России ситуация развивалась драматично. Когда стало известно, что чуть ли не весь православный мир перешёл на новый стиль, Патриарх Тихон, который только что вышел из заключения, едва избежав казни, издаёт указ о переходе на новый календарь. Это было в октябре 1923 года. Но буквально через несколько недель приходит сообщение, что многие Поместные Церкви не приняли реформу. И тогда Патриарх издаёт указ: введение нового стиля приостановить. Вызвано это было не только известиями из Иерусалима, но и резкой реакцией православного народа. Середина 1920-х — это пик противостояния между канонической Церковью и обновленцами и стоявшими за ними большевистскими властями. Так называемый «Второй Поместный собор» 1923 г. — псевдособор во главе с обновленцами, низложивший святителя Тихона, — приветствовал реформу. Обновленческий Высший церковный совет уже в июне 1923 года объявил о переходе на «новоюлианский календарь» — всего через несколько дней, после окончания «Всеправославного совещания» Метаксакиса. Кстати, вскоре, уже при следующем патриархе Григории VII, Константинопольский Патриархат официально признает обновленцев, а Патриарху Тихону предложит отречься от престола и ликвидировать Патриаршество… Так что связи обновленцев с Фанаром имели устойчивый характер.
Дело в том, что к 1924 году в Константинополе поняли, что от англичан реальной поддержки не будет. В этих условиях фанариоты стали искать контактов с правительством Советской Россией, рассчитывая с его помощью ослабить натиск кемалистов.
— Что произошло с другими православными странами?
— Болгария и Сербия перешли на новый стиль, но местные Церкви сохраняли старый календарь. В Греческой Церкви, в патриархатах Востока и в мусульманских странах был принят новый стиль кроме Иерусалимского Патриархата и Афона, которые оставили стиль старый. Также оставили старый стиль Грузинская и Русская Православная Церковь.
Затем на новый стиль перешла Румынская Православная Церковь, ещё до войны и вместе с государством. А уже после Второй мировой совершенно неожиданно на новый стиль переходит и Болгарская Церковь. Сербская Православная Церковь так на него и не перешла, несмотря на то, что изобретатель нового юлианского календаря был сербом.
— Получается, православный мир сейчас словно разделен.
— Да, часть Православных Церквей празднует Рождество Христово 25 декабря, часть — 7 января. Поэтому, когда говорят «католическое Рождество» я напоминаю: а греки? Они же православные, но празднуют Рождество 25 декабря. И при желании любой православный может встретить Рождество Христово дважды. Как и вообще все непереходящие праздники. При этом система переходящих праздников, зависящих от александрийской Пасхалии, парадоксальным образом осталась общей. То есть дефект этой реформы был в том, что она, приняв новый календарь, так и не создала Пасхалию, соответствующую новому стилю. И в настоящее время страны православного мира, Церкви, перешедшие на новый стиль, живут в парадоксальной ситуации. Календарь неподвижных праздников — новоюлианский, а календарь переходящих — юлианский. Из-за этого возникают такие абсурдные феномены, как, например, порой исчезновение Петрова поста, другие наложения и сбои. Но страшно не это, а расщепление традиции.
Любопытно, что в последнее время намечается обратный процесс. Так, в 2014 году к юлианскому календарю вернулась Польская Православная Церковь. С 2015 года решением Ватикана католические приходы в Святой Земле отмечают Пасху по православной Пасхалии!
Фактически календарный вопрос сейчас представляет собой отголоски тренда, который в принципе себя полностью исчерпал. Тренд этот был на поглощение восточно-православной цивилизации западной.
Юлианский календарь (старый стиль)
Система летосчисления ориентирована на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому юлианский календарь был “солнечным” календарем. Юлианский год – 365 дней и 6 часов, разделен на 12 месяцев. Через каждые 4 года объявляется високосный год (добавляется один день – 29 февраля), благодаря чему разница в часах сводится на нет.
Используется он в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.
Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.
Вслед за Луной
Основаны были календари на наблюдениях за движением небесных
тел, чем наши предки занимались десятки, а может даже сотни тысяч лет. Речь,
прежде всего, идет о Солнце и Луне, а точнее обращении Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца.
Самыми древними были лунные календари. Смена фаз Луны, пожалуй, — самое заметное
небесное явления после восхода и захода Солнца. Периоды обращения
Луны из-за сложности ее орбиты составляют 27,2—29,6 суток и в целых сутках исчислены
быть не могут. Чтобы компенсировать эту неточность вводили дополнительные дни
или переменную продолжительность месяца. Например, в исламском календаре месяцы
попеременно состоят из 29 или 30 дней.
В лунных календарях продолжительность года принимается
равной 12 месяцам. В соответствии с этим в календарном году может быть 354 дня
— простой год, или 355 дней — високосный год. Из-за разницы в количестве суток примерно за 34 солнечных года набегает один лишний лунный год. Лунная календарная система не привязана к
годичному движению Солнца, поэтому ежегодно лунный календарь смещается
относительно солнечного. Так мусульманские праздники «кочуют» по временам года.
Впоследствии лунный календарь перестал удовлетворять потребностям людей, так как
земледельческие работы привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца.
Поэтому лунные календари, за редким исключением (исламский календарь), неизбежно
заменялись солнечными календарными системами.
1 Юлианский календарь: откуда берет начало и почему от него отказались
Свое название Юлианский календарь получил от имени римского императора Гая Юлия Цезаря. По его распоряжению местные астрономы разработали новое летоисчисление. Цезарю не нравилось Римский подход ко времени — счет велся по лунным фазам. Поэтому у древних римлян каждый месяц состоял из 30 суток. Сначала в этом календаре было десять месяцев, отсюда, кстати, и название нашего последнего месяца года — декабря (от латинского decem — десятый). Все месяцы были названы в честь римских богов.
Идею будущего Юлианского календаря Цезарь подсмотрел в Египте — стране, которую завоевал. Там год делили на 12 месяцев, в году было 365 дней, в месяце — 30. Эта система актуальна до сих пор. Опираясь на египетское летоисчисление, римские астрономы создали свое — в нем год начинался с 1 января. Кстати, само слово «календарь» появилось тогда же, ведь с латинского «calendarium» переводится как «долговая книжка» — каждое первое число месяца (оно совпадало с новолунием) римляне, бравшие в долг, должны были платить проценты по своим займам.
После убийства Цезаря система дала сбой — римские жрецы объявляли каждый третий год високосным, увеличивая февраль на один день. Так они пытались выровнять шестичасовое смещение. Свой вклад в то время в развитие Юлианского календаря сделал император Октавиан Август, в честь которого переименовали один из месяцев.
Это летоисчисление было довольно точным для тех времен — каждый год состоял из 365 дней, не считая високосного. Високосным называется год, который содержит в солнечных календарях дополнительный день, а в лунно-солнечных — дополнительный месяц. Это нужно для синхронизации с астрономическим или сезонным годом.
В юлианском календаре каждые четыре года добавляется один дополнительный день. Поэтому средняя продолжительность юлианского года — 365,25 дней. Это больше продолжительности тропического (солнечного) года на 11 минут и 15 секунд. Это привело к тому, что каждые 128 лет накапливался лишний день. Из-за этого Рождество, которое первоначально совпадало с зимним солнцестоянием, постепенно сдвинулось в сторону весны. Из-за смещения дня весеннего равноденствия возникали проблемы с отсчетом Пасхи.
Солнечная система
Солнечные календари проще. Продолжительность эталонного, так
называемого тропического года
составляет 365,24 суток. Календарный год в солнечном календаре составляет 365
суток. Для приближения средней продолжительности солнечного календаря года к эталонному
добавляются високосные годы продолжительностью в 366 суток. Месяцы в таких
календарных системах с фазами луны не совпадают.
Несоответствие количества суток, лунных фаз (месяцев) и периода обращения Земли
вокруг Солнца (годов) и является главной причиной страшной путаницы в календарях,
которая существует и ныне. Решить ее можно лишь кардинальной реформой. Но на это
никто не пойдет: во-первых, — технически
и организационно крайне сложно, во-вторых, календари имеют сакральное значение, освященное тысячелетней традицией.
Великая французская революция в конце XVIII вводила свой календарь в рамках борьбы
с церковью. Такие планы были у большевиков в России. Оба начинания закончились
безуспешно. В 1954 и в 1956 годах проекты нового календаря обсуждались на
сессиях Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), однако окончательное
решение вопроса было отложено.
Новые материалы
Книги
Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)
Книги
Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).
Книги
Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2
Книги
Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0
Книги
Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).
Книги
Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8
Книги
Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8
Книги
Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2
Книги
Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.
Книги
Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.
Книги
По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.
Книги
Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.
Общественное мнение
Одна группа общественности считает, что переход на григорианский календарь позволит снять с российской православной церкви некоторое обременение и упростить ее взаимодействие с другими православными церквями мира. Они указывают на то, что использование единого календаря поможет устранить разногласия и недопонимания во время празднования христианских праздников.
С другой стороны, есть и те, кто выступает против перехода на григорианский календарь. Они утверждают, что традиции Российской православной церкви обеспечивают связь с историей и духовным наследием предков. Переход на новый календарь мог бы нарушить эту связь и вызвать недоверие со стороны верующих.
Важно отметить, что разговоры о переходе РПЦ на григорианский календарь продолжаются уже долгое время, и принятие окончательного решения выходит за рамки общественного мнения. Окончательное решение может быть принято только церковными властями на основе традиций и догматов Православия
Политическое значение
Отказ Русской православной церкви от перехода на григорианский календарь может быть рассмотрен не только с религиозной, но и с политической точки зрения.
Во-первых, это является одним из способов подтверждения и сохранения традиций и идентичности русского народа. Календарь весьма важен для верующих, и изменение его формата может быть воспринято как нарушение заложенного веками порядка и личных, а также культурных традиций. Этот отказ от перехода на григорианский календарь помогает укрепить связь между верующими и их историческим прошлым.
Во-вторых, решение не переходить на григорианский календарь имеет политическое значение. Русская православная церковь и Российское государство зачастую видят в западных странах своеобразных «колонизаторов» и опасаются утраты своей национальной и духовной идентичности. Если бы церковь согласилась на переход на григорианский календарь, это могло бы восприниматься как подчинение западным ценностям и системе.
Таким образом, отказ Русской православной церкви от перехода на григорианский календарь имеет важное политическое значение в сохранении традиций, укреплении связей с историческим прошлым и подтверждении национальной и духовной идентичности
Отличия григорианского календаря от юлианского
- Возраст. Так как некоторые Церкви живут по юлианскому календарю, то можно с уверенностью утверждать, что он существует. А значит он старше григорианского на примерно 1626 лет.
- Использование. Григорианский календарь считается государственным почти во всех странах мира. Юлианский календарь же можно назвать церковным календарем.
- Високосный год. В Юлианском календаре каждый четвертый год является високосным. В григорианском же високосный год тот, номер которого кратен 400 и 4, но тот который не кратен 100. То есть 2016 год по григорианскому календарю високосный, а 1900 – нет.
- Разница дат. Изначально григорианский календарь, можно сказать, спешил на 10 дней по сравнению с юлианским. То есть по юлианскому календарю 5 октября 1582 года — считалось 15 октября 1582 года по григорианскому календарю. Однако сейчас разница между календарями составляет уже 13 дней. В связи с этим отличием в странах бывшей Российской империи появилось такое выражение, как по старому стилю. Например, праздник, именуемый Старый Новый Год, является просто Новым Годом, но по юлианскому календарю.