Варган шамана
Варган — это музыкальный инструмент, атрибут, который в древние времена мастерили из бамбука, кости либо древесины, но с появлением первых кузниц начали изготавливать из металла. Для кого-то подобный атрибут — обычный музыкальный инструмент, а вот для шамана — это настоящий магический артефакт.
Утяжеленный варган
Считается, что если человек играет на этом инструменте, то его тело начинает издавать особенные вибрации. Сама музыка уже даже исходит не от инструмента, а от играющего. Считается, что во время игры может измениться восприятие человека, усиливается чувствительность всех органов и человек способен войти в легкий транс.
Это необходимо, если практик общается с душами умерших, с духами стихий, пытается призвать определённую погоду. Варган каждого шамана индивидуален. Это его источник энергии, поэтому его желательно создавать своими руками, не давать никому. Для каждого ритуала играется особенная мелодия, которую знает только сам шаман.
Кому поклоняютcя шаманы и их способности
Базовый шаманизм считается исконной религией, породившей множество форм, давшей людям представление о мире. Историю возникновения не проследить, есть только предположения. У разных народов духи были почти уникальными, они носили неповторимые имена, олицетворяли силы природы, предков.
Тексты древних песнопений и имена божеств утрачены, но свидетельства верования встречаются в Сибири, Карелии, Африке, Дальнем Востоке.
От шаманизма произошел анимизм, тотемизм, практики медитации, основы современных религий. Некоторые аспекты встречаются у Даосских монахов Востока, в западных течениях нью эйдж.
Издавна маги претворяли в жизнь волю сил, которые распоряжались людьми и были повсюду. Представители религии шаманизма верят, что сакральный смысл есть во всем: в камнях, земле, реке, ветре, а в человеке несколько духов, а не один.
В некоторых поверьях говорили об отдельном духе в каждом органе. Съесть часть тела врага или друга означало перенять его качества: вражескую меткость или дружескую доброту.
В обязанности мага входило целительство, представления о медицине в шаманизме отдают мистикой. В работу служителей предков входила защита народа от злых духов, способных поселиться в теле и вызвать болезнь, проникнуть в воду, почву, сделав их ядовитыми. Черный, злой дух — персонифицированная болезнь.
Шаманами не рождались, и по своей воле личность не превращалась в магическую, их выбирали духи. Когда жизненный срок старого служителя религии подходил к концу, предки и силы природы обращались к новому избраннику. Человек начинал слышать голоса, наблюдать знамения природы. Духи желали исполнения своей воли. Будущий служитель предков заболевал шаманской болезнью – недугом, преследовавший избранного человека, который еще не принял свою роль.
Отказ духами не принимался, если избранный не согласится – погибнет его семья, а затем и сам непокорный.
Когда избранный в шаманизме принимает в дар жизнь посредника миров, ему приходится покончить со старой жизнью, он меняется в лице, фигуре, энергетике. Семья, друзья, привычные занятия становятся недоступными.
Нового предводителя магии ждут испытания, в результате он обретает силы, находящиеся за гранью человеческих, истинную связь с миром духов. Сначала избранный проходит испытание природой. У разных народов этап проходил по-своему. В северных районах Сибири практиковали испытание шаманов холодом. Якут без одежды и возможности согреться отправлялся за пределы селения, в лес или степь, где ему приходилось бороться с сибирским морозом за жизнь. Другую версию использовали приверженцы религии в Африке: человеку нужно было противостоять огню – идти через костер или оставаться несколько дней в яме под палящим солнцем.
Результат испытаний в религии шаманизма – полная невосприимчивость к температуре, какой бы высокой или низкой она ни была.
Затем избранный обучался трансу и медитации. Снадобьями с галлюциногенным эффектом, ритуальными танцами и музыкой он вводился в состояние измененного сознания, где видел свою сущность извне, мог общаться с духами. Это навсегда отпечатывалось в сознании, взгляд на мир менялся.
После инициации человек продолжал учиться всю свою жизнь – изучал старые обряды, придумывал новые, оттачивал технику. Старался овладеть атрибутами учения: бубном, посохом и другими. Служители религии шаманизма общались с духами, толковали их волю, являясь посредниками между людьми и потусторонними силами.
Сильные маги не владели собственной жизнью, она принадлежала духам.
☢️ ☢️ ☢️ НЕТ ЯДЕРНОЙ КАТАСТРОФЕ
(отрыть картинку) Всем государствам-членам ООН участникам Договора о нераспространении ядерного оружия: «Мы, граждане со всего мира, шокированы вероятностью ядерной катастрофы в Украине и призываем вас использовать возможности обзорной Конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия, чтобы призвать к запрету любых боевых действий вблизи всех ядерных реакторов, к их демилитаризации и созданию «зон безопасности» радиусом не менее 30 км. Мы также призываем вас потребовать от России немедленного предоставления доступа независимым инспекторам Международного агентства по атомной энергии к Запорожской АЭС в Украине.» Запретите любое вооруженное нападение на атомные электростанции. Добавьте свой голос. Когда петиция приобретет массовый характер, мы передадим наш призыв непосредственно участникам переговоров в Нью-Йорке. ПЕТИЦИЯ
Ритуалы и символы
После смерти проводника духов — шамана — привязывали к столбу дерева или производили погребение. Буряты верят, что смерть избранного сопровождается природными катаклизмами: обвалы, град, наводнение, гроза, ураган, ветер.
Душа шамана остается в среднем мире людей. Иногда она перевоплощается в орла, ворона, или родится одним из местных божеств. У бурят орел имеет особое значение. По легенде этой птице первой подарили дар шаманства. Люди верят, что, убив орла, принесешь горе в семью.
Некоторые жители Бурятии считают, что души умерших проводников могут охранять свои места захоронений. И стараются обходить могилы стороной, не зная, какой шаман, светлый или темный, там похоронен.
Обряды разделяются на индивидуальные и групповые, регулярные и нерегулярные. Групповые ритуалы называют «тайлаган – божественное чествование». В этот день богам преподносят подарки в виде животных. Их устраивают летом и осенью.
Жертву приносят богу, который покровительствует какой-то стихии. Также есть не кровавые обряды. Как ранее упоминалось, с разбрызгиванием молока. Подарки преподносят богам, чтобы они принесли плодотворный урожай, увеличили скот, подарили счастье семьям.
Самым популярным тайлаганом у населения считается обряды закрытия и открытия врат Неба. Весной, когда земля оживает и природа пробуждается, шаманы помогают вратам открыться, и тогда все неземные сущности сходят в мир людей. А осенью происходит ритуал закрытия врат.
Все традиционные ритуалы совершаются на священных местах. Тут есть уникальные столбы-бариса, которые обвязывают разноцветными ленточками. Также люди украшают камни и деревья около святилища.
Буряты, проходя мимо священных ритуальных мест, в знак уважения могут оставить разные предметы — конфеты, сигареты, крупу, спички, монетки.
Почитание рода
Работа с Духами Рода — одна из самых востребованных шаманских практик. Считается, что наши ушедшие предки способны оказать поддержку в любом деле, поделиться теми дарами, какими сами обладали, будь то богатство, счастливая семья, плодовитость и многое другое. У шаманов существует обряд славления Рода, во время которого накрывается богатый стол для всех родичей, а сам практик возносит благодарность своим предкам.
Каждый из нас может при желании обратиться к своему Роду за помощью в любом деле. Такие обращения желательно приурочить к так называемым родительским дням (христианская традиция) или весенним и осенним дедам (славянская традиция). Накройте для своих ушедших родственников стол, поставьте на него то, что они любили, зажгите свечу. Вспомните тех, кого знали при жизни, поблагодарите тех, кто ушел давно — всех ваших неведомых предков. В вас есть сила каждого из них. После, если вам нужна помощь в каком-либо деле попросите членов вашего рода помочь в этом. В течение девяти дней после такого общения будьте внимательны к снам и любым знакам. В них может быть скрыта подсказка, которая поможет в решении вашего вопроса.
Как шаманы входят в транс?
Если вы решили попробовать войти в транс по методике шаманов, обязательно воспользуйтесь поддержкой и помощью кого-то из опытных практиков. Наличие учителя будет очень кстати, он сумеет подать сигнал, когда вам нужно будет возвращаться в наш мир.
Церемония вхождения в транс
Определите для себя подходящую частоту ударов на барабане. В среднем выбирают 200-220 ударов в минуту. Вы можете использовать реальный барабан либо воспользоваться аудиозаписью. За день до подобной практики нужно отказаться от употребления алкогольных напитков, никотина, любых воздействующих на психику веществ. За четыре часа до проведения ритуала постарайтесь ничего не есть.
Проводятся манипуляции в темном месте, куда практически не попадает свет. Глаза следует завязать повязкой. Лягте на пол, снимите обувь и расстегните одежду. Настройтесь на удары бубна, сделайте глубокий вдох и выдох, закройте глаза и постарайтесь не открывая их устремить взор на переносицу. Настройтесь на собственное глубокое дыхание и представьте, как будто вы движетесь вперед.
Шаманы говорят, что они видят любые вещи, которые связаны с входом в землю: болото, нору и так далее. Позвольте себе войти в появившийся тоннель. Не пугайтесь, спуск не будет травмоопасным. Не пытайтесь напрягаться, торопиться, медленно глубоко дышите и будьте внимательны
Не важно, кого вы встретите, будьте максимально спокойны
Зачастую шаманы используют сигнал, который свидетельствует о том, что пора возвращаться — это четырехкратный удар в барабан. Посмотрите обратно на тоннель, который ведет в реальность. Возвращаться нужно так же неторопливо, как вы и спускались. Дайте себе войти в тоннель, после чего вернитесь в тело.
Почувствуйте, что вы опять находитесь в комнате, после чего пару минут полежите с закрытыми глазами, а только потом полностью заканчивайте проведение обряда.
Жизнь шамана весьма увлекательна, так как он имеет возможность пообщаться с различными духами, побывает в других мирах. Такие люди способны укрепить здоровье человека, притянуть в его жизнь все необходимые блага и сделать его поистине счастливым.
Молитва
Ежедневное обращение к высшим силам — знакомая практика множества религиозных конфессий. В утренней молитве, как правило, мы просим об удачном дне, благословлении на наши дела и о защите. В вечерней — благодарим за все то, что с нами случилось.
На сегодняшний день существует немало научных исследований, которые доказывают, что у молитв есть не только эзотерический или религиозный подтекст. Они непосредственно влияют на физическое и ментальное здоровье. Как минимум, соединенность с божественным началом помогает избавиться от иррациональных страхов и избежать эмоциональных спадов.
У шаманов нет сборника молитв, как, например, в монотеистических или языческих верованиях. Шаманский практик пишет свою молитву сам и в ней он упоминает всех своих Духов. В каждом таком обращении есть и нечто общее — шаманы молятся «во благо всех живых существ на земле».
Отличные варианты молитв, которые не привязаны к религиозным конфессиям, написаны Джозефом Мерфи. Ниже один из предлагаемых им вариантов, который подойдет для утреннего обращения к высшим силам.
Молитва Божественной Любви
Божественная любовь окружает меня.
Божественный покой наполняет мою душу.
Божественный свет указывает мне путь.
Божественное руководство теперь принадлежит мне.
Божественная красота наполняет мое сердце.
Бог благоприятствует мне во всем!
Вечерняя молитва может быть очень лаконичной. «Я благодарю тебя Единый Творец за прожитый день и за те возможности, которые ты дал мне для реализации воплощения моей души в этом мире и для моей полноценной жизни, духовного и физического развития».
Роль шамана в прошлом и сегодня
Шаман сопровождал любого из наших предков постоянно. Он освящал специальными обрядами каждую веху человеческой жизни — рождение, достижение зрелости, создание семьи, смерть… Шаман наставлял юных, помогал советом взрослым, поддерживал мудрым словом старых и немощных. В его обязанности входило также общение с силами природы и духами предков, старейшинами других — враждебных или дружественных — племен. При помощи специальных ритуалов шаман должен был поднимать дух воинов, повышать стойкость соплеменников к голоду, непогоде и болезням в трудные времена. Количество обязанностей шамана, его роль и авторитет разнятся в различных культурах, но в любой из них они значительны.
Сегодня шаманизм — скорее что-то красочное и диковинное, к чему прибегают более из любопытства или озорства. К шаману идут не как к советчику или мудрецу (ведающему), а как к колдуну, чтобы, подивившись на яркие ритуалы с песнопениями, бубенцами и дикими плясками, быть может, еще и результат желаемый получить. А для современного ведуна, серьезно относящегося к своему занятию, шаманизм — способ саморазвития, познания себя, Природы и Вселенной. А самое главное — сегодня есть выбор, кем быть — любопытствующим или адептом одной самых древних духовных практик.
Может быть Вас заинтересуют следующие статьи:
- Паразиты энергоинформационных потоков — страшная правда
- Аурические взаимодействия между людьми
Шаманская прогулка
Успешность работы шамана заключается, в том числе, и в умении концентрироваться на запросе, с которым он обращается к Духам, не отвлекаясь на посторонние мысли и внешние раздражители. Он — пустой сосуд, который пропускает через себя информацию.
Вы также можете получить подсказку от Духов, воспользовавшись техникой шаманской прогулки. Что для этого нужно? Прежде всего четко сформулированный запрос, на который не предусмотрен ответ «да» или «нет», например. «почему я не могу выйти замуж» или «как мне расширить свое материальное благополучие». Держите этот запрос в голове и отправляйтесь гулять, желательно по городским улицам. Концентрируйтесь на том, что видите, слышите, обрывки каких фраз до вас долетают, какая музыка доносится из проезжающих мимо машин. Дома вы проанализируете полученные таким образом подсказки внешнего мира на ваш запрос и, возможно, найдете ответ.
Как шаманизм работает на самом деле
Шаманы верят, что все в мире обладает жизненной силой. В каждом предмете и явлении существует дух, и все они соединены энергетическими связями в единую систему. В нее входит и человек. Из этого следует, что слышащие духов считают, что в мире высших сущностей, недоступном нашим осязаемым чувствам, есть ответы на все вопросы.
Современные шаманы подходят к своей работе по-разному. Некоторые придерживаются традиций «старой школы». Опираясь на интуицию и знаки, они помогают людям. Эти шаманы обычно живут скромно, охраняют природный баланс и помогают людям за символическое вознаграждение.
Параллельно существуют те, кто используют свой дар в коммерческих целях. Они могут проводить массовые или частные ритуалы для всех желающих. Однако это не означает, что первые лучше вторых. В шаманизме сложно ставить «диагнозы». Нельзя оценивать оккультистов, утверждает парапсихолог. Каждый шаман имеет свой уникальный подход и стиль работы.
Кто может стать шаманом
В древности шаманы передавали свои священные знания по наследству. Однако в современном мире это уже не является обязательным требованием. Нет необходимости обладать определенными внешними характеристиками или быть из особого рода.
Однако не каждый может стать шаманом. Такое решение принимают высшие силы по своему тайному принципу. Иногда опытные шаманы обучают других людей своему мастерству по воле высших сущностей.
Существует вера, что одним из критериев для обучения является наличие «шаманской болезни». Она может проявляться через различные признаки, такие как:
- цветные сны;
- галлюцинации;
- чувство одиночества, несмотря на попытки установить контакт с окружающими;
- сильные головные боли и панические атаки;
- обмороки и потери памяти.
При этом люди редко находят помощь в обычной медицине. Однако они часто ощущают облегчение и благополучие при прослушивании ритмической музыки или во время проведения духовных практик.
Значение слова «шаман»
Если обратиться к толковым словарям, то можно увидеть, что они дают несколько трактований этому слову.
Согласно одному определению шаманом является человек, который, по мнению окружающих, обладает особой магической силой. То есть он колдун, или по-другому волшебник.
Другое определение говорит, что шаман представляет собой человека, который входит в контакт со сверхъестественными силами с помощью камлания. Это специальный ритуальный экстаз, достигаемый посредством особых приемов. Об этом речь пойдет немного позже.
Есть еще одно значение, согласно которому шаман выступает в качестве предоставителя услуг религиозного, этнического и медицинского характера. Делает он это в состоянии сознания, подобного экстазу. Считается, что в целительстве принимают участие сверхъестественные силы.
Литература[править | править код]
- Шаманство — статья из Большой советской энциклопедии.
- Веселовский Н. И. Шаманизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Басилов В. Н. Шаманство как ранняя форма мистицизма // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. Мистицизм: проблемы анализа и критики / Редкол. В. И. Гараджа (отв. ред.) и др.; Акад. обществ. наук ЦК КПСС. Ин-т научного атеизма. — М.: Мысль, 1989. — С. 94—108. — 335 с. — 22 765 экз. — ISBN 0321-0847.
- Берснев П. В. Священный Космос Шаманов. Архаическое сознание, мировоззрение шаманизма, традиционное врачевание и растения-учителя. — СПб., 2012. — 368 с. ISBN 978-5-903931-29-3
- Галданова Г. Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее // Сибирь: этносы и культура (традиционная культура бурят). Москва-Улан-Удэ, 1998.
- Горшунова О. В. Тяжкое бремя шаманского дара: судьба современной ферганской бахши // Шаманский Дар. Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, т.6. Москва: ИЭА РАН, 2000. Сс. 191—204.
- Горшунова О. В. Образы духов-покровителей среднеазиатских шаманов (бахши): К вопросу о психоментальном аспекте в этнографическом исследовании // Материалы международного интердисциплинарного научно-практического симпозиума. Экология и традиционное религиозно-магическое знание. Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, том 7, часть 2. Москва: ИЭА РАН, 2001. Сс. 22-33.
- Дандарон, М. Б. Космос шамана и современные научные представления о пространстве и времени // Сборник научных статей «Сибирь: Этносы и культура». — М.-Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2004. — С. 38—49.
- Зомонов М. Д., Манжигеев И. А. Словарь бурятского шаманизма. Улан-Удэ: Буряад Унэн, 1998.
- Зомонов М. Д. Концепты шаманизма: семиотико-компаративистский подход // Диалог философских культур и становление трансверсальной философии. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. С. 187—192.
- Ксенофонтов Г. В. Хрестес, шаманизм и христианство: (факты и выводы). Иркутск, 1929.
- Ксенофонтов Г. В. Шаманизм: Избр. труды. Якутск, 1992.
- Кызласов Л. Р. О шаманизме древнейших тюрков // Советская археология. 1990. № 3. С. 261—264.
- Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. — М.: Вост. лит., 2004. — ISBN 5-02-018475-6
- Стивенс Д. Секреты шаманизма. М: Киев- София, 2001.
- Шаманизм и ранние религиозные представления / отв. ред. Д. А. Функ. — М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1995.
- Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII—XX вв. — СПб.: СПбГУ, 2006. — ISBN 5-8465-0424-8
- Gorshunova O. Tajik shamanism (Central Asia) //Shamanism. An Encyclopedia of World Beliefs, Practices, and Culture, vol.1.Edited by Eva Jane Neumann Fridman and Mariko Namba Walter. Santa Barbara, CA.: ABC-CLIO, 2004. pp. 629—633.
- Thiel J. Shamanism im Alten China // Sinologica. Vol. 10 (1968)
Мировоззрение
В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы. Весь окружающий мир представлялся населенным духами, которые принимали участие в жизни людей, в промысле. Большинство народов Сибири верили в духов—хозяев природы, населявших средний мир вселенной — горы, леса, реки, моря, огонь. Считалось также, что каждый вид животных имеет своего духа—хозяина. Народы Сибири верили, что от расположения духов—хозяев стихий и животных зависит благополучие в жизни, удача в промысле.
У народов Сибири и Дальнего Востока шаманы делились на категории в зависимости от их способностей. Наиболее сильными считались так называемые «железные» шаманы Центральной и Восточной Сибири (например, эвенки), связанные с кузнечеством и использовавшие металл (преимущественно, железо) в атрибутике. Отличительной чертой южно—сибирского шаманства (алтайцев, тувинцев, хакасов) и связанного с ними якутского и бурятского являлось разделение шаманов на белых, камлавших в Верхний мир, и черных, камлавших во все миры.
В основе шаманизма бурят лежит представление о трехмерном пространстве Вселенной. Согласно мифологии бурят есть три мира. Верхний — мир, где обитают божества—тэнгрии (девять небесных сфер, которые дифференцируются в зависимости от степени почитания их земными существами). На самой высшей девятой сфере живет творец Вселенной и всех живых существ, его имя ЭЭ! Хайрхан (Милостивый). Он податель всего, жизни и смерти, бедности и богатства и т.д. У него много эпитетов и разных имен. Он является прародителем всех богов—тэнгриев, как злых, так и добрых, а через них он является предком «хаатов» и «заянов». Срединный мир — это мир, где живут люди и земные существа, подверженные различным чувственным страданиям, где жизнь дана им как испытательный срок, чтобы каждый человек совершенствовал и развивал в себе благие и благородные качества. Нижний мир — это мир, где живут различные духи ада, которые наказывают души грешников за их земные прегрешения. Считается, что существует семь подземных слоев — миров ада. Владыкой же этого мрачного мира является Эрлен Номун Хан (Эрлик—Хан), которому служат духи—писари, заносящие в Скрижаль Судьбы каждого все плохие и добрые мысли и деяния, всех людей и живых существ, для последующего наказания после смерти и согласно благих заслуг или дурных поступков. Душа человека переродится птицей, зверем, растением, насекомым или его душа «войдет» — сольется с горой и т.д. Всех Божественных Духов ещё называют Гении—Хранители семьи, рода, племени.
Способности шаманов из Сибири
У некоторых этносов, проживающих в Сибири, шаман для того, чтобы получить сверхспособности, должен пройти целый ряд пыток, включающих в себя испытание, огнём, водой и холодом. Но, тем не менее, множество шаманов, как принято считать, рождается уже с предрасположенностью к колдовству.
До сих пор доподлинно неизвестно, какими конкретными способностями обладают сибирские шаманы. Но, безусловно, им присущи следующие:
- предсказывание будущего;
- исцеление от различных болезней и патологий;
- вхождение в транс;
- путешествие в астрале между невидимыми человеку мирами;
- изменение погоды;
- посылание на врагов засухи, неурожая и различных проклятий, связанных с болезнями и смертью;
- общение с высшими силами с различной целью. Например, прошение помощи в войне и т.п.
Сибирский шаманизм в современности
Шаманизм в Сибири нисколько не угасает, даже наоборот – растёт. Появляется множество приверженцев шаманской культуры не только в России, но и по всему миру.
В местах, где зарождалось течение шаманизма: на Чукотке, Алтае, в Хакасии и Якутии, повсеместно появляются специальные школы, где потомки опытных шаманов прошлых времён обучают людей для появления у тех сверхспособностей.
Шаманская ритуальная одежда
Костюм для шамана всегда делали особенный. Он должен был выглядеть устрашающе
Было очень важно, чтобы на практике было как можно больше разнообразных подвесок, которые бы имитировали человеческий скелет. Такой наряд должен был защищать своего хозяина от любого негативного магического влияния
Создавали себе костюм не сами шаманы, для этого привлекались специальные мастерицы.
Обязательными элементами одежды были шапка, шуба и обувь. Шапка выполнялась в виде короны без верха. С разных сторон обязательно должны были располагаться метровые ленты. На передней части вышивали лицо: глаза, нос, рот, уши. Сзади пришивались ленты с кисточками на концах.
Шуба шилась из шкуры оленя
Важно, чтобы мех был внутри. На левой стороне может быть нашито изображение человека из желтых полосок
Такие же полоски изображались на спине и на руках (издалека они должны были напоминать кости). На локтях пришивались небольшие пучки птичьих перьев.
Подол шубы обязательно украшался разноцветными полосками. Чаще всего использовались белые, желтые или оранжевые. На правой стороне шубы нашивалось пять металлических бляшек. На левой — десять. Считалось, что на костюме должно быть 11 ленточек и 285 жгутов, которые крепились непосредственно к лентам и оканчивались кожаными кисточками.
Сапоги также шились из оленьей шкуры. Голенища были не менее 40 сантиметров. Непосредственно на кожу могли нашиваться яркие красные кусочки тканей. По верхней части носка вышивалось изображение ступни человека (от подъема до пальцев).
Как видите, костюм должен быть выглядеть весьма устрашающе. Это примерное описание внешнего вида шамана. У каждого народа были свои особенности. Кто-то наносил социальные шаманские узоры, кто-то использовал конкретные цвета в одежде. Каждый народ пытался сделать своего медиума наиболее грозным и устрашающим.