Скороговорки на р, л и шипящие

Рекомендации для проведения занятий

Главное в занятиях по улучшению дикции – системность. Поскольку для упражнений не нужно выделять определенное место и время, их можно проводить, совмещая с другими делами. Главное – иметь возможность громко и четко проговаривать фразы. Не нужно торопиться, правильно произнесенная в медленном темпе скороговорка принесет артикуляционному аппарату значительно больше пользы, чем торопливый и невнятный пересказ.

Сложно выделить лучшие скороговорки, ведь для эффективного результата их необходимо достаточно часто менять, в ходе занятий коллекция будет обязательно пополняться.

Уделите подобным занятиям всего несколько минут в день, вскоре речь станет заметно лучше, выразительней, в ней появятся новые интонации, это заставит людей прислушиваться к вашим словам и, несомненно, добавит вам уверенности, а это – прямой путь к успеху.

Средней сложности скороговорки

Эти скороговорки – как золотая середина между простыми фразами, которые мы легко произносим, и сложными, требующими искусства и аккуратности. Средние скороговорки предоставляют нам возможность выйти из зоны комфорта и подвергнуть себя некоторым вызовам. Они требуют более тщательной координации языка и губ, а также лучшего контроля над дыханием. Преодоление этих трудностей стимулирует развитие наших артикуляционных навыков, делая нашу дикцию более яркой и выразительной.

Более того, средние скороговорки помогают нам освоить нюансы произношения звуков и сочетаний звуков, которые мы можем упускать в обыденной речи. Используя эти скороговорки, мы учитываем мельчайшие детали произношения, что способствует более четкой и понятной коммуникации в повседневной жизни.

Примеры средней сложности скороговорок

  1. Сила сказанной с силой сказывается.Эта скороговорка предоставляет отличную практику для различения звуков “с” и “с”, что иногда вызывает затруднения даже у взрослых. Она также требует контроля над интонацией и громкостью, что способствует уверенному выражению мыслей.
  2. Черная ворона ворует воронье варенье.Эта скороговорка развивает скорость произношения и помогает нам укрепить связь между соседними словами. Она требует от нас быстроты и точности, что полезно при разговоре с высокой скоростью.
  3. Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.Этот пример скороговорки вдохновлен сценой из кино и помогает развивать произношение сложных фраз и интонацию. Он также требует ловкости и силы в произношении.
  4. На пыльной полке пять пыльных полотенец.Эта скороговорка учит преодолевать трудности при произношении “п” и “л”, а также развивает координацию между губами и языком.
  5. Под пудрой дерево долго пудрит. – Здесь мы имеем дело с повторением звука “п”, что требует от нас более высокой скорости произношения и ловкости в движении языка.
  6. Шумят шишки, шипят щи. – Сочетание звуков “ш” и “щ” делает эту скороговорку неплохим способом тренировать четкое произношение согласных звуков.
  7. Три сушки сушились на сосновых сучках. – Эта скороговорка содержит множество согласных, и произношение их всех с высокой четкостью и скоростью представляет некоторую сложность.
  8. Пятьдесят пятьдесятников пришли на пятьдесят пятидесятников. – Эта скороговорка предоставляет хорошее упражнение для различения чисел и развития произношения согласных сочетаний.
  9. Трое тараканов тащили телевизор три трапезы. – Произношение “т” и “тр” звучит забавно в этой скороговорке, и она требует аккуратности.
  10. Великий великолепный великан велосипед великого мальчика. – Эта скороговорка помогает развить интонацию и произношение гласных звуков в длинных словах.
  11. Грозные громы грозились грозой, а гроза грозила грозным грозам. – Скороговорка подчеркивает разницу в произношении “гр” и “з”, а также требует хорошей интонации.
  12. Слон с усами уселся на сенокосе. – Эта скороговорка развивает произношение “с” и “сн” и требует точности в выражении согласных.

Еще 40 скороговорок по буквам алфавита

Здесь мы собрали для вас еще 30 скороговорок по буквам алфавита, благодаря которым вы сделаете свою речь красивой, выразительной и понятной.

Буква Б 

У быка болят бока, была в бурьяне вся трава.

Буква В 

Волк учил волчонка выть, чтобы волком мог он быть.

В саду во вторник на обед — суп-вермишель и винегрет.

Буква Г

Гром гремел и грохотал, мглу и тучи пригонял.

Гогочат гуси на лугу, главный гусь ушел к пруду.

Буква Д 

Дразнит дятла дикий дроздЗа длинный клюв и длинный нос.

В деревне деревянный дом, дверь из дуба в доме том.

Буква Ж

Жарко жабе в теплой лужеЖабе дождик срочно нужен.

Буква З 

Зебра азбуку зубрилаЗебра букву З забыла.

Зуб у зайца заболел, зефира заяц много съел.

Буква К 

Короткие ножки у крошки сороконожки.

У Кондрата куртка коротковата.

Буква Л 

Лань нашла волшебный клад,Клад отнял злой леопард.

Буква М

Мышка сушек насушила,Мышка мышек пригласила.Мышки сушки кушать стали,Мышки зубики сломали.

Буква Н 

Новый год на носу, а снег нет еще в лесу.

Буква П 

В пруду у Поликарпа — Три карася, три карпа.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Буква Р 

Рыбу рак кормил червями, рак держал червей клешнями.

Буква С 

Соловей спросил сороку:Сшить сюртук удастся к сроку?

Спал слоненок сладко – сладко, снился сок и шоколадка.

Буква Т 

Встретил кит в воде кита, в океане суета.

По тарифу от таксиста от метро к театру – триста.

Буква Ф

Финик фрукт жираф жует,Финик в Африке растет.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Буква Х 

У хорька была халва,Хороша хорька еда.

В холодильнике храню:Хлеб, горох, орех, хурму.

Буква Ц

Циркуль сделал целый круг и кольцо возникло вдруг.

Этот цветик – семицветик в разноцветном вырос цвете.

Буква Ч 

Червяк чинил свой чемодан,Потом, бурча, чинил диван.

Буква Ш

Шла с базара кошка, у кошки сушки в лукошке.

Буква Щ  

Хищники по лесу рыщут,Хищники добычу ищут.

Как произносить скороговорки?

Скороговорки — своего рода усложненные дикционные упражнения. При их отработке обязательны: четкость и легкость произношения согласных и гласных, незаметный добор воздуха, ясная логика (нужно не просто твердить слова, а выражать мысль, заложенную в тексте), динамика речи, непременное следование правилам орфоэпии.

Сначала скороговорку произносим медленно, как будто запоминая и вникая в ее смысл. Голос не форсируем, не завышаем. Не «проглатываем» окончания слов и звуки внутри слова, не путаем слоги. Не «бубним», не «долбим» словами, не «поем», а разговариваем, изменяя темп.

Затем полезно объединять скороговорки по смыслу, по задаче (перечислить, противопоставить, задать вопрос), по трудности произношения. Старайтесь «пробегать» гласные. Именно так, а не проглатывать. Благодаря этой технике «пробегания» вы избавитесь от говора.

Скороговорки для дикторов

Каждый диктор знает, что с помощью скороговорок можно добиться объемного и полного звучания голоса, а также значительно улучшить четкость произношения. На нашем сайте вы найдете небольшую коллекцию скороговорок, которые помогут вам в работе. Но сначала поговорим о том, как правильно произносить скороговорки и что нужно сделать, чтобы добиться максимального эффекта от упражнений.

Прежде чем приступать к проговариванию скороговорки, займемся тренировкой мышц неба. Для этого нужно в ровном темпе произносим трижды согласные «Г» и «К», затем с полуоткрытым ртом постараемся произнести гласные «О», «А» и «Э» (также три раза).

После этих упражнений нужно расслабить мышцы, представив, что вы полощете рот, но не водой, а воздухом. Теперь переходим к чтению скороговорок.

Как правильно произносить скороговорки

Начинать чтение любой скороговорки диктору стоит по следующему принципу: все гласные звуки должны быть почти беззвучным, но согласные, напротив, необходимо произносить четко и звонко. После этого скороговорка уже должна произноситься в полный голос. При этом диктор должен прислушиваться к себе, чтобы определить, при какой артикуляции голос будет звучать наиболее плавно и четко.

Во время прочтения скороговорок наклоняйте голову из стороны в сторону. При этом нужно пытаться выдвинуть язык к губам, это даст эффект тихих гласных звуков.

Еще одно простое упражнение, которое в сочитании со скороговорками поможет улучшить дикцию: глубоко вдохнув и задержав дыхание, слегка зажмите нос пальцами и в таком положении начинайте читать скороговорку. Выдыхать и снова вдыхать воздух через нос можно в тех местах, где необходима пауза.

Не нужно пытаться быстро прочитать труднопроизносимые слова скороговорки. Фразы, которые вызывают у вас затруднение по началу произносите медленно, постепенно увиличивая темп.

Для большей эмоциональной окраски ставьте четкое ударение на необходимых слогах. В каждом звуке, слове или фразе должна чувствоваться перспектива.

Скороговорки для дикторов

Для занятий диктору вполне подойдут обычные скороговорки для развития речи, знакомые всем нам с детства. Вы можете выбрать смешные скороговорки или придумать свои. В любом случае, начинайте разминку с простых скороговорок, постепенно переходя к более сложным.

Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.

Скороговорщик скороговаривал скороговорные скороговорки, И нам скороговорщик скороговорил, что все скороговорки перескороговорить сможет, Но в ходе скороговорения скороговорок, скороговорщик заскороговорился, И проскороговорил нам скороговорщик последнюю скороговорку: «все скороговорки выскороговариваешь да не выскороговоришь!»

У вас наш нож у нас ваш нож.

Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы

У попа папа кок, у кока папа поп

Параллелограмм паралеллограммил паралеллограммил да не выпараллелограммировал.

Стаффордширский терьер ретив, А черношёрстный ризеншнауцер резв.

Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Пришёл Прокоп, кипел укроп, Ушёл Прокоп, кипел укроп; Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипел укроп.

Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Скороговорки скороговорю скоровыговариваю, Скороговорить скороговорилками не заскороговаривать.

Прост обряд или сложен обряд — нельзя обряды строить в ряд.

Добыл бобыль бобов.

Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Купи кипу пик. Купи кипу пуха.

Заноза осе впилась в жало, что та аж визжала.

Я человек фертикультяпистый, могу зафертикультипнуть и выфертикультипнуть.

Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.

Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Нёс Петро ведро, Ведро било Петра в бедро. Пнул Петро ведро, Ведро не ядро, но летело быстро.

Скороговорки для дикции и речи

В данном разделе мы собрали наиболее популярные скороговорки, которые знают все дети и взрослые. Они тренируют произношение всех букв и звуков русского языка. Даже если вы будете регулярно заниматься только с ними, через месяц уже добьетесь значительных результатов.

  1. Карл у Клары украл кораллы,А Клара у Карла украла кларнет.
  2. Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали.
  3. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  5. От топота копыт пыль по полю летит.
  6. Сшит колпак, не по-колпаковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
  7. Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.
  8. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
  9. Два дровосека, два дроворуба, два дровокола говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
  10. У ежа ежата, у ужа ужата.
  11. Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, в капюшоне кукушонок смешон.
  12. Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.
  13. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
  14. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!
  15. Чеpепахa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.

— Скороговорка на букву Щ

________

* * *
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

* * *
Ты нас мама не ищи,
Ищем мы щавель на щи.

* * *
Щеглиха у щегла щеголихою была.

* * *
Щипцы да клещи — вот наши вещи.

* * *
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Смешные скороговорки
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

* * *
Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.

* * *
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

* * *
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу
А Мишутка съел селёдку под шубкой.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

* * *
За поселком у проселка в поле пела перепелка
Перепел прилетел,перепелку перепел.

* * *
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

* * *
Вёз корабль карамель,
Налетел корабль не мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

* * *
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

_______

Длинная скороговорка «Лигурия» для развития дикции

Необходимость создавать обучающие видео и аудио материалы, предъявляет повышенные требования к качеству речи. Поскольку моя дикция далека от идеала, задался вопросом, как улучшить дикцию и речь? Собственно говоря, гадать необходимости нет, поскольку известно, что улучшить дикцию и четкость речи можно при помощи скороговорок. На YouTube нашел хороший пример — скороговорка «Лигурия» в исполнении Светланы Тульской.

Скороговорка довольно длинная — даже проговаривая ее всего один раз в день, можно добиться существенного прогресса в течение месяца. Скопируйте текст скороговорки на свой компьютер и приступайте к занятиям.

Текст скороговорки «Лигурия»

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа- ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бссперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.

Лигурия — административный регион Италии на северном побережье Лигурийского моря. Красивые места!

Дополнительные упражнения

Демосфен считается одним из знаменитейших ораторов древнего мира (384-322 г. до нашей эры). Добиться выдающихся результатов, ему удалось несмотря на то, что он с детства страдал косноязычием (невнятная речь), имел слабый голос и короткое дыхание. Плюс ко всему этому набору, у Демосфена была привычка подергивать плечом. Что бы научиться ясно произносить слова, он произносил речи с камнями во рту. Подобный способ тренировки речи используется и сейчас.

  • Читайте скороговорки положив в рот несколько орехов.
  • Можно читать скороговорки зажав зубами пробку от вина или обычный карандаш.
  • Старайтесь произносить слова как можно более ясно. Чтобы оценить качество произношения, запишите звук на компьютер или диктофон, а потом прослушайте его. Можно будет сравнить внятность речи в первый день занятий и по прошествии определенного срока, например двух недель.

Скороговорки для развития дикции

А

А мне не до недомогания. Архип осип, Осип охрип.

Б

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Брит Клим брат,Брит Игнат брат,Брат Игнат бородат.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

В

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Проворонила ворона вороненка.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Г

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Д

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.

Скороговорки — упражнения для дикции

Е

Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.

Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

Ж

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

З

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Все озера — зеркала Из зеленого стекла.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

И

Инцидент с интендантом.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.

К

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.

Коваль ковал коня, Конб копытом коваля, Коваль кнутом коня.

Л

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

М

Вы малину мыли-ли? Мыли, но не мылили.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.

Н

Не мы ли на Ниле налима ловили?

Наш Наум себе на уме.

П

Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.

Пётр первый пошёл погулять,Поймал перепёлку пошёл продавать.

Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Р

Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом из-рыла, Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

С

Сух сук нес барсук.

Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;Санки хлоп, Санька — вбок,Сонька — скок, Сеньку с ног.

Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи

Т

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Под деревом тетерев тетерева встретил:«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ:«Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»

Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.

У

Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится:«Ну что из них получится?»

Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!

Утят учила утка-мать Улиток на лугу искать. Улитки на лугу без шуток Учились прятаться от уток.

Ф

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Фока фантазировал, Фёдор фокусничал, Феофан фехтовал с Феоктистом.

У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.

Х

Хохотушка буква Х Рассмеялась: Ха-ха-ха!

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.

Хвастун похвалялся-хвастался, Похвалялся-хвастался, да и выхвалился, Да и выхвастался.

Ц

В цветнике цветут цветы.

Куцая лисица в платьице из ситцаМучицу из пшеницы сеет через ситце.

Ценит цепь косец по косовице.

Ч

Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто!

Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.

Чики-чики-чикалочки.Едет гусь на палочке.Уточка — на дудочке,Курочка на чурочке,Зайчик на тачке,А мальчик на собачке.

Ш

Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.

Прошкина Шавка укусила Пашку;Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.

Щ

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Щёголь-щегол над чащобой щебечет.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Ю

Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

Я

Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.

Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Роль скороговорок в развитии детской дикции

Скороговорки для детей – это обычно короткие предложения; они не только улучшают дикцию, часто занятия создают хорошее настроение, и малыши с удовольствием повторяют предложенные упражнения. Это своеобразная забава для ребенка, пользу которой невозможно переоценить.

Скороговорки помогают улучшить память, научиться проговаривать трудные для малыша звуки «р». Конечно, разучивая их, необходимо учитывать возраст ребенка и предлагать ему только те фразы, смысл которых он в состоянии понять. Не нужно выбирать определенное время для занятий, повторяйте забавные предложения во время прогулки, подстригая ребенку ногти или собирая вместе с ним игрушки. Если у ребенка существуют проблемы с произношением определенных звуков, подберите фразы с такими звуками. В чем польза скороговорок для ребенка:

  1. Помогают улучшить дикцию малыша.
  2. Способствуют концентрации внимания.
  3. Тренируют память.
  4. Учат быстро улавливать смысл сказанной или услышанной фразы.
  5. Позволяют существенно обогатить словарный запас.
  6. Способствуют изучению фольклора, позволяют оценить красоту и многообразие родного языка.

Конечно, у ребенка не всегда получается сразу правильно повторить скороговорку, никогда не ругайте его за неправильное произношение, но обязательно хвалите за малейший успех, это позволит подстегнуть интерес ребенка к занятиям. Обязательно объясняйте малышу встречающиеся незнакомые слова, это поможет увеличить словарный запас.

Дети, привычные к таким занятиям, обычно значительно лучше читают, усваивают информацию и успевают в учебе. Скороговорки для улучшения дикции детей можно использовать с 3-4 летнего возраста, при условии, что ребенок достаточно хорошо говорит.

Скороговорки на буквы

Овладение всеми звуками языка у малыша происходит постепенно. К 3,5 годам в речи ребёнка появляются свистящие звуки (з,с,ц), следом за ними идут шипящие (ч,ж,ш,щ). Ближе к 5 годам вводятся звуки {р} и {л}. Не все звуки получаются сразу,  и это не страшно. Своевременно начатые тренировки труднопроизносимых звуков помогут быстро устранить все речевые дефекты.

Незаменимым помощником в этом деле стали скороговорки, которые используются как в домашних условиях, так и на занятиях с профессиональным логопедом. Современные скороговорки насчитывают сотни вариантов для оттачивания правильного произношения любого звука. Родителям остаётся лишь выбрать из них те, которые соответствуют возрасту малыша по сложности. При этом стоит учитывать, что длинная скороговорка – не всегда значит сложная.

Скороговорки на «б» и «д»

Для отработки произношения звуков «б» и «д» можно использовать следующие фразы:

У Бобы винт, у Вити бинт.

Краб крабу сделал грабли.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

Белые бараны били в барабаны.

Бобры для бобрят добры.

На дуб не дуй губ, Не дуй губ на дуб.

Добыл бобыль бобов.

Брёл по речке Боря в брод, Уронил свой бутерброд.

Скороговорки на «т» и «д»

Научиться различать и чётко произносить звуки «т» и «д» помогут такие варианты:

По дороге топал тополь. Тополь топал в Севастополь.

Тридцать три вагона вряд. Тараторят, тарахтят.

На дворе трава, на траве дрова.

Дятел выдолбил дупло, Дятлу в том дупле тепло.

Деликатный кот не доел деликатес.

Скороговорки на «р»

Именно с этим звуком у малышей часто возникают трудности. Его произношение непросто даётся даже некоторым взрослым. Скороговорки со звуком {р} очень важны в работе над чистой речью и хорошей дикцией. Для начала следует выбирать короткие и простые варианты, а для закрепления полученного навыка перейти к более сложным выражениям.

Враг не друг, у ног нет рук.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Боря Ире дал Ириску, Ира Боре – барбариску.

У королевы был кавалер. У кавалера была королева.

У Кондрата куртка коротковата.

Крута гора, в горе  — дыра.

Скороговорки на «л»

{Л} – это ещё один труднопроизносимый для детей звук. Работу над его произношением не следует откладывать.

Пол мыла лара, Лиля Ларе помогала.

Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

Вкусна халва, халве хвала!

Лань лизнула Лину в лоб.

Скороговорки на «р» и «л»

К скороговоркам повышенной сложности относятся прибаутки, в которых встречаются одновременно оба трудных для малышей звука – {р} и {л}.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Варила, Варвара, варила, да не выварила.

Кроль – орёл, орёл – король.

Протокол по протоколу протоколом запротоколировали.

Кто колпак переколпакует и первыколпакует?

Скороговорки на «г»

Прибауток для тренировки звука {г} тоже много. Они также представлены простыми и более сложными вариантами.

Пал град на пять гряд.

Гордится графиня гранёным графином.

Груша гусениц не любит, грушу гусеницы любят.

Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.

Где горы в городе Гагры?

Скороговорки на шипящие

Шипящие звуки – настоящее испытание для многих детей, да и взрослых тоже. Регулярное проговаривание тренировочных фраз позволит ребёнку незаметно для себя правильно выговаривать шипящие звуки.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Шесть мышат в камышах шуршат.

О чём ты плачешь, чучело? Быть чучелом насучило.

На соседа, на грача, Накричал грач сгоряча.

Не живут ужи, где живут ежи.

Скороговорки на «п»

Наш Полкан попал в капкан.

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Купи кипу пик.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Скороговорки на «с»

Свистящие звуки также заставляют малыша потрудиться, прежде чем он научится их дифференцировать с шипящими.

У лисы усы для красы.

У киски в миске сливки скисли.

У Сени с Саней в сенях сом с усами.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Использование скороговорок для детей для развития их речи и дикции – отличный способ в игровой форме развить речевой аппарат ребёнка, помочь ему в овладении трудных для произношения звуков. Регулярные занятия сделают речь внятной и выразительной, а это один из важнейших факторов для успешного обучения детей  в школе.

Техники и советы

Несколько полезных советов, которые помогут вам стать настоящим мастером скороговорок:

Произношения с набитым ртом. Произношение скороговорок с набитым ртом – это интересная и забавная затея. Вы можете использовать разные предметы, такие как грецкие орехи, пробки или другие мелкие предметы, чтобы усложнить задачу. Это поможет размять лицевые мышцы и улучшить ваше произношение.

Медленное начало. Начните медленно. Произносите скороговорку медленно и аккуратно, чтобы разобрать каждое слово. Это поможет вам понять структуру фразы и улучшит точность произношения.

Постепенное увеличение скорости. Как только вы освоите скороговорку в медленном темпе, начните увеличивать скорость. Постепенно увеличивайте темп, сохраняя четкость произношения.

Паузы и дыхание

Обратите внимание на места, где можно сделать небольшие паузы, чтобы перехватить дыхание. Это поможет вам поддерживать стабильный ритм и четкость при произношении.

Фокус на звуках

Скороговорки часто созданы так, чтобы подчеркнуть определенные звуки. Обращайте внимание на эти звуки и старайтесь произносить их особенно четко.

Запись и анализ. Записывайте себя на видео или диктофон, когда произносите скороговорки, и затем анализируйте записи. Это позволит вам заметить слабые места и улучшиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: