Составляющие идеологии разрушения общества
Биологический эссенциализм
Одно из самых популярных заблуждений, ведущих к постепенному разрушению и моральной деградации общества. Состоит в том, что принадлежность к какому-либо классу или гендеру несет в себе определенный подтекст, врожденную сущность, изменить которую нельзя.
При помощи биологического эссенциализма люди оправдывают различия и неравенство между полами, говоря, что мужчины и женщины различаются по-умолчанию, по своей природе, так как именно они были охотниками на мамонтов и приносили дичь.
Гендерная поляризация
Примеры гендерных стереотипов показывают, что мужчины и женщины якобы совсем разные люди. Они мыслят и думают по-разному. Соответственно, весь жизненный опыт и исследования также делят на две, не соприкасающиеся друг с другом категории.
Из-за этого большая часть информации проходит мимо иных людей.
Андроцентризм
Основа для огромного количества правил и стереотипов. В ходе этого понятия мужчина и мужское начало объявляется нормальным для человеческой культуры. Женщина же считается отклонением от нормы.
В результате, например, женский труд считается невидимым. Само понятие “работа” ассоциируется с парнями, а трудящиеся девушки объявляются исключением.
Двойные петли
В этом случае подразумевается ситуация, когда человек может выбирать только из двух вариантов, каждый из которых имеет свои неприятные последствия. На самом деле этот выбор только навязан обществом.
Яркий пример – выбор между “женственностью” и “успешной карьерой”. На самом деле можно развиваться и в карьере, и семье.
Профориентация подростков и гендерные стереотипы
Профориентация ребёнка — одна из важнейших тем, беспокоящих родителей. Кем вырастут дочь или сын? В какую школу отдать? В какой университет поступать? Сможет ли он или она заработать себе на жизнь? Тревога по поводу профессионального самоопределения детей может проявляться у родителей достаточно рано. Выбор кружков плавно перетекает в выбор университета. Беспокойство родителей о профессиональном будущем их детей может быть проявлением заботы. Вот только всегда ли? Давайте посмотрим.
Ребёнок — это маленький человек со своими личностными особенностями и уникальными талантами, однако он ещё только учится понимать этот мир, окружающих людей и самого себя. За поддержкой дети обычно обращаются к родителям. А на что опираться им?
Вопрос «На кого пойти учиться?» — один из самых сложных и тревожных из тех, с которыми сталкивается подросток в старшей школе. Если добавить к этому наличие у родителей гендерных установок «мальчик должен…» или «девочка должна…», то выбор станет достаточно трудным и будет во многом продиктован не желанием самого ребёнка, а существующими гендерными стереотипами.
При этом необходимо отметить, что формирование гендерных стереотипов встречается даже на уровне детских учреждений (например, в Перми администрация одной местной гимназии установила для девочек, желающих поступить в это учебное заведение, более высокий проходной балл, чем для мальчиков, а Дворец творчества детей и молодёжи в Москве отказал девочкам в записи на курс компьютерной анимации, предложив им вместо него курсы рукоделия, лепки и валяния из шерсти). Практически повсеместно в рамках школьного образования продолжается разделение уроков труда и различных курсов по полу, что обусловлено гендерным стереотипом о том, к чему больше склонны девочки и к чему — мальчики. При этом девочки, как и пятьдесят лет назад, на уроках труда занимаются рукоделием в отличие от мальчиков, которые уже перестали сколачивать табуретки и осваивают более важные в современной жизни навыки, например, курсы компьютерной графики.
Разделение образовательных курсов по полу и тенденция отказа девочкам в возможности получать новые знания в сфере технологий приводят к тому, что девочки выпадают из современных востребованных профессий. И это напрямую отражается в дискриминации женщин на рынке труда.
Подобные установки негативно сказываются и на мальчиках: они оказываются ограниченными в реализации своих природных талантов, если те выпадают из мужского гендерного стереотипа, например, проявляются в сфере преподавания, кулинарии или танцев, то есть тех областях, которые традиционно считаются «не мужскими».
Между тем, исследования не обнаружили значимых различий между мужчинами и женщинами с точки зрения их предрасположенности к той или иной профессии. Это значит, что люди должны сами выбирать, чем им заниматься в будущем, независимо от пола и связанных с ним устаревших гендерных установок.
Разумеется, большинство родителей привносят гендерные стереотипы в процесс воспитания своих детей не потому, что хотят, чтобы их ребёнок «был как все», «не выделялся», «сливался с общей массой», а чтобы ему было проще «вписаться» в окружающий мир. Однако в реальности установленные рамки не столько помогают, сколько ограничивают ребёнка, мешают развитию его творческого потенциала, оказывают негативное влияние на его внутреннюю эмоциональную жизнь, значительно обедняя её и лишая множества красок.
Эмоциональные стереотипы — это хорошо?
Любые эмоциональные стереотипы, будь то «мальчики не плачут» или «девочки не играют в войну», могут приводить к эмоциональным проблемам. Для здоровья и психологического благополучия ребенка эмоциональное воспитание должно включать различение, принятие чувств и поиск культурных способов их выражения.
Эксперт рекомендует
- В отношениях с ребенком следует принимать его эмоции — не осуждать и не запрещать их, а также учить ребенка распознавать их: «Тебе грустно, ведь ты заболел и плохо себя чувствуешь», «Ты злишься, потому что девочка забрала твою куклу?» и тому подобное. Помните, что называние и проговаривание проясняет ситуацию и способствует пониманию, позволяет ребенку лучше узнать себя и опираться на свои, а не чужие потребности.
- Если ребенок не выражает социально одобряемого (или ожидаемого) отношения к чему-либо, не стоит ругать его или осуждать. Нужно понять его мотивацию — часто это отношение куда более осмысленно, чем может показаться на первый взгляд.
Вместо того, чтобы побуждать ребенка прятать свои чувства или демонстрировать социально желательные, необходимо учить придавать им культурную форму и искать социально приемлемые пути удовлетворения потребностей. Показывайте это на своем примере — вместо того, чтобы ругать, можно так выразить свое раздражение: «Мне неприятно, что игрушки разбросаны, ты не мог бы их убрать?» Такое общение не сделает из ребенка послушного человека, который готов удовлетворить любую просьбу, зато обеспечит атмосферу уважения и доброжелательности, в которой приятно жить.
realnoevremya.ru/Максим Платонов
Взрослый является образцом и транслятором любого опыта для ребенка
Важно уметь различать свои эмоции (отличать вину от стыда, злость от отвращения, волнение от страха и так далее). Такое различение помогает ориентироваться на свои чувства, замечать потребности, которые за ними стоят, искать пути их удовлетворения
Важно также уметь отличать свои эмоции от чужих. Люди склонны приписывать свои состояния другим людям, в том числе детям, что нередко порождает конфликтные ситуации.
Ирина Рябкова
Главная миссия женщины в жизни — это родить ребенка
Да-да, возвращаемся к предыдущему пункту, где роль женщины — это семейный очаг. В те времена, когда женщина была лишена права на образование и карьеру, все, что ей оставалось — воспитывать детей и заниматься бытом.
С тем, что рождение ребенка — чисто женская прерогатива, спорить не будем. Но это не значит, что каждая женщина должна обязательно воспользоваться этой возможностью. Хотя, некоторые женщины действительно находят себя в воспитании детей. Например, идут работать в детские сады или школы, имея, при этом, несколько собственных малышей. Но не все.
Важный момент: объясните своим детям, что некорректно спрашивать у других, когда в их семье появится ребенок. Ведь причины могут быть разные, от нежелания до сложных заболеваний. Такими расспросами можно ранить.
Оттенки для мальчиков и девочек в СССР и России
Нередко бант был единственным подходящим по цвету в гардеробе ребенка.
Если на Западе устраивают целые гендерные вечеринки в розово-голубой гамме, то в СССР максимум, что доставалось малышу – это ленточка определенного цвета. Да и то, они чаще были не розовыми и голубыми, а красными и синими. Кстати, в отличие от западного прототипа, этому есть вполне логичное объяснение.
Именно с этих орденов и берет начало деление цветов в России.
В Царской России для девочек, которые родились в княжеском или другом знатном роду, сразу был подготовлен орден Святой Екатерины. Это была звезда на красной ленте, мальчиков же награждали орденом Андрея Первозванного, он был на синей. Эти своеобразные награды родители начали прикреплять к колыбели, зачастую только ленточку, тем самым, заложив основу нынешних традиций.
Однако после революции это было отменено и младенцев стали одевать кто во что горазд, не было ни цветовых делений, а прежние каноны были объявлены мракобесием
Мало что изменилось и после Великой Отечественной войны, здесь, как говорится, было не до жиру, детей одевали кто во что горазд и неважно какого это было цвета и даже размера
Детская мода тех лет была весьма разнообразна по цвету.
Но европейские тенденции проникали и в Россию, потому мода на розовый цвета Барби не могла не отразиться и на одежде для девочек СССР. Несмотря на то, что в России, также как и во всем мире, в 70-е розовый остался признаком гендерного неравенства, женского ущемления и мещанства, в 21 веке его вновь вытащили «с того света» маркетологи, вновь окрашивая женские товары в соответствующие оттенки. Дескать, если хотите, чтобы женщины что-то купили, сделайте это розовым. Ну, или малиновым, красным или бордовым. Уж шибко они это любят.
Казалось бы, взрослые люди должны быть далеки от подобных стереотипов, но многие ли мужчины вносят в свой гардероб розовое? До сих пор многие уверены, что это инфантильно и не достойно мужского плеча. Хотя психологи уверяют, что мужчины, которые носят розовое, достаточно уверены в себе, видимо настолько, чтобы появиться на людях, изначально противопоставляя себя общественному мнению
Да и насколько важно цветовое гендерное определение, когда к розовой рубашке прилагается борода, двухметровый рост и косая сажень в плечах?
Женские ногти тоже гораздо чаще красные, чем, к примеру, синие.
Женщины также преуспевают в следовании стереотипам. Даже лак для ногтей выбирая из исходных красного (этот красный не такой красный), а не синего, зеленого или любого другого.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что абсолютно неважно в какой цвет будет одет ребенок, выбор розового и голубого, скорее способ оберечь родителей от дополнительных вопросов и расспросов. Ведь, как их называют «мимиокрокодили», те самые, которые никак не пройдут мимо, не вставив собственные «5 копеек», научат не только тому, как и во что одевать ребенка, но и что ему показывать
Например, советские мультфильмы, традиционно считаются самыми лучшими и нередко выбираются в качестве полной альтернативы современным. Однако верен ли такой подход?
«Мальчику нужно хорошо учиться чтобы найти работу а девочка должна удачно выйти замуж»
Почему так происходит? Одной из причин этого является существование глубоко укоренившихся представлений о ролях мужчин и женщин в обществе. Другая причина – недостаток видимости и признания девочек и женщин в традиционно мужских сферах деятельности, таких как наука, технологии и инженерия. Мы все росли в такой культуре и были свидетелями этих предрассудков в одной или другой форме.
Такая гендерная роль не только ограничивает выбор девочек в будущей карьере, но и подвергает их давлению и стигматизации со стороны окружающих. Если девочка интересуется наукой или спортом, ей часто говорят, что это для мальчиков, и она должна заниматься более «женственными» вещами, такими как готовка или вышивание. В результате девочки начинают сомневаться в своих способностях и интересах.
Важно понимать, что сужение выбора карьеры и ролей в обществе не только ограничивает девочек, но и мальчиков. Мальчикам тоже нужна свобода выбора и возможность заниматься тем, что им нравится и в чем они хороши
Кроме того, когда дети получают возможность развивать свои индивидуальные таланты и интересы, они становятся более счастливыми и удовлетворенными взрослыми.
Вместо того чтобы навязывать гендерные стереотипы и ожидания в своих детях, давайте поддержим их интересы и поможем им развиваться в полной мере своих способностей. Давайте поможем детям понять, что они могут стать чем угодно в жизни, что нет ограничений на основании пола, и что главное – это быть счастливым в том, что они делают.
Стереотипы и общество
В различных культурах есть свои способы выражения чувств, которые связаны с приемлемостью различных эмоций: есть табуированные переживания, а есть поощряемые, «правильные» и «неправильные» чувства. Так, страх, в том числе детский страх, будет всячески пресекаться в культуре, которая развивается в тяжелых для жизни условиях: нельзя бояться, когда нужно преодолевать трудности, ведь страх парализует. Женская ревность и особенно ее проявление вряд ли будет приветствоваться в культуре, где принято многоженство. Злость будет поощряться в ситуации агрессии, например войны, но будет табуирована в тех обществах, где важны взаимопомощь, поддержка, соучастие.
realnoevremya.ru/Илья Репин
Женские гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы начинаются, например, при появлении ребенка. Как только мы узнаем, что это девочка, мы сразу же начинаем украшать розовым детскую комнатку, заполняем ее бабочками и куклами барби. Мы считаем, что наша дочь будет типичной “девчушкой” и заполняем ее шкаф платьицами, коробками игрушек и чайным набором, для чаепития с куклами. Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что делают из своего ребенка типичную «Прекрасную Леди». Мы учим ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях, это самые большие и наиболее распространенные стереотипы по отношению к женщинам.
Вы когда-нибудь наблюдали, как маленькая девочка играет дома? Даже в возрасте пяти-шести лет, она хорошо понимает, что ее задача будет сидеть дома и нянчится с ребенком, ее муж должен ходить на работу, и к его возвращению должен быть готов обед, все как у людей. Это еще один стереотип, женщины остаются дома, а мужчины ходят на работу. Хотя есть миллионы гендерных стереотипов о женщинах, это, безусловно, старейший и наиболее обсуждаемый феминистками. Вот некоторые другие представления:
- женщины должны иметь “чистые рабочие места», например, секретари, учителя и библиотекари;
- женщины – медсестры и врачи;
- женщины не так сильны, как мужчины;
- женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
- женщины не должны получать хорошего образования;
- женщины не занимаются спортом;
- женщины не являются политиками;
- женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства;
- женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
- женщины должны готовить и делать работу по дому;
- женщины несут ответственность за воспитание детей;
- женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей или других стереотипно мужских задач;
- женщины, предназначены для того что бы быть «принцессами закованными в замке» либо просто быть в роли жертвы, но никогда не как героини;
- женщины должны выглядеть красиво;
- женщины любят петь и танцевать;
- женщины не играют в видеоигры;
- женщины флиртуют;
- женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.
Больше не должна
Дмитрий Рогозин, социолог
Дмитрий Рогозин,
социолог
В прошлом различия между мужчинами и женщинами проходили по всем жизненным ареалам.
Карьера, семья, отдых, мода, дети, друзья – все опиралось на разные модели поведения, поддерживая текущий социальный порядок. Постепенно мир изменился так, что теперь чрезвычайно трудно найти различия между мужским и женским поведением: XXI век спутал все карты и отменил такую фигуру речи, как «девушка должна». Она может, хочет, испытывает и добивается. Она – субъект, ответственный за свои действия.
Традиционные вопросы в пассивном залоге – какие женщины нравятся? каких берут замуж? – теряют смысл. Не каждая женщина хочет быть успешной, и это ее выбор, но трудно представить себе ту, которая не хочет быть счастливой.
А чтобы девочка выросла счастливой женщиной, ей необходимо расти в счастливой семье, и родители должны показать ей, что такое женское счастье. Во-первых, это нежность, радость прикосновений, близость родных, переживание другого; во-вторых, взаимопомощь и поддержка, совместные планы, неудачи и достижения; в-третьих, наличие личного пространства. И, наконец, самое главное, что должны показать родители дочке, счастье – это общение, умение говорить и слушать, вместе смеяться и грустить, выражать себя и помогать в этом тому, кто рядом.
Девочка станет счастливой только тогда, когда увидит, что окружающий мир полностью зависит от ее взгляда. На сухом языке обществознания это называется социальным конструктивизмом, а можно сказать проще – умение быть счастливой.
«Почему так неаккуратно? Ты же девочка»
Столь раннее формирование гендерных стереотипов может привести к негативным последствиям. Девочки, которые не соответствуют этим стереотипам, часто чувствуют себя неполноценными или даже неправильными. Они могут испытывать давление и стресс, пытаясь соответствовать ожиданиям окружающих.
Предложение “Почему так неаккуратно? Ты же девочка” неправильно по нескольким причинам. Во-первых, оно подразумевает, что девочки должны быть всегда аккуратными и заботиться о своей внешности. Во-вторых, оно создает идею, что аккуратность или ее отсутствие являются признаками только для девочек, в то время как мальчики могут быть менее аккуратными или не придавать этому значения.
Это высказывание посылает негативное сообщение девочке, что ее ценность и успех в жизни зависят от ее внешности и аккуратности. Однако, это неправильное утверждение, потому что никакое детское достижение или какой-либо аспект их личности не должны зависеть от их пола. Ребенок должен свободно выбирать свои интересы и заниматься любимыми делами независимо от своего пола.
«Не дерись с мальчиками, ты же девочка»
Еще одной распространенной фразой, которая навязывает гендерные стереотипы девочкам, является «Не дерись с мальчиками, ты же девочка». Это высказывание навязывает девочке идею о ее неуязвимости и о правилах поведения, которые ей следует соблюдать.
Такое высказывание предполагает, что девочка должна быть всегда спокойной и подчиняющейся, а не конфликтной и активной. Оно ограничивает ее возможности и не позволяет ей проявить свою силу, смелость и решительность. Вместо того чтобы развивать у девочки уверенность и умение защищаться, она учат стеснять свое поведение и отступать перед мальчиками.
Этой фразой поддерживается идея о том, что мальчики и девочки должны действовать по-разному. Она создает разделение между ними и формирует представление, что мальчики и девочки – две разные категории, между которыми должна быть явная граница. Однако, такие ожидания несправедливы и негативно воздействуют на развитие ребенка.
Ребенку нужно иметь возможность общаться с другими детьми, играть, учиться и развиваться вместе с мальчиками и девочками. Он должен учиться сотрудничать, уважать других и учиться отличать свои границы и права от авторитарных представлений о том, что «должны» делать мальчики и девочки.
Когда пол определяет роль в обществе
Что такое гендер
Это понятие, которое часто путают с полом. Это определение женщины или мужчины в соответствии с их социальной ролью. Чтобы узнать гендер, необходимо понять, каким набором характеристик человек обладает.
Кроме того, эта характеристика отвечает за то, как будут воспринимать индивида в обществе. Может как совпадать с биологическим полом, так и противопоставляться ему.
Немного о гендерной роли
Это понятие дается человеку обществом. Под «гендерной ролью» понимают набор определенных характеристик и ожиданий, которые будут предъявлять личности в соответствии с его биологическим полом.
Яркий пример ― то, что в сознании массы людей женщина должна быть нежной, хранительницей очага, оберегать, заботиться, выполнять роль матери. Мужчина ― добытчик, ходит на работу, растет по карьерной лестнице.
Виды искажений мышления
Под «когнитивным искажением» понимают какие-то неправильные мысли, не соответствующие реальности. При этом человек убежден, что он прав. На основе этих суждений личность регулярно совершает одни и те же ошибки. Например, муж – добытчик, а бабушка должна печь пирожки.
Обычно такие искажения вызваны или давлением общества, или эволюционной адаптивностью. Фактически человек растет в каких-то условиях, привыкает к ним и принимает их как единственно верные. Из таких мыслей часто вырастают и гендерные предрассудки.
Вера в справедливый мир
Одно из частых заблуждений, являющийся основой для мизогинии или сексизма. Большинство людей верят, что наш мир устроен справедливо, и каждый получает по своим способностям и умениям.
Обратите внимание
Наблюдая, как женщин унижают за их пол, человек полагает, что она этого заслужила своим поведением. Источник такого стереотипа ― счастливая жизнь. Подобным образом думают люди, не столкнувшиеся с жизненными проблемами.
Иллюзия корреляции
Основная особенность человеческого мышления. Современная личность не склонна верить в неизвестность, пустоту. Мы считаем, что знаем все, поэтому ищем очевидные объяснения непростым вещам.
Многие люди находят связь между двумя явлениями, потому что она кажется им очевидной на основе нескольких совпадений. Яркий пример ― все женщины глупые и хотят сидеть дома.
Каскад доступной информации
Массовый феномен, характерный для людей, регулярно читающих дискуссии на определенную тему. Означает явление, когда одна и та же мысль сначала кажется неправильной, но со временем приобретает все больший вес, если часто звучит и встречается в тематических дискуссиях.
Приведем пример. Положим, человек не подвержен гендерным стереотипам. Однако он попадает в неправильную компанию, где мнение дам не учитывают. Со временем мысль о том, что противоположный пол плох, становится родной и для него.
Самоисполняющиеся пророчества
Это какая-либо мысль, пророчество на будущее, которое одним своим существованием влияет на реальность и может легко исполниться. Причем причина этого не в том, что говорящий был прав, а в том, что сама фраза уже несет в себе какой-то посыл.
Приведем пример из области гендерных стереотипов. Положим, женщина устроилась на работу. Ее начальник уверен, что она глупа, поэтому дает ей только самые легкие задания. В результате девушка и впрямь не может себя проявить, а со временем даже теряет профессиональные навыки.
«Ты ему просто нравишься»
По сути, эта фраза призывает девочку быть привлекательной для мальчика. Она преподносит идею, что основная задача девочки – угодить и нравиться мальчику, выглядеть похорошелее и ухаживать за собой. При этом ребенок не учиться слушать и развивать свои собственные интересы, а ставит в центре внимания мнение и желания другого человека.
«Ну ты же девочка, ты ему просто нравишься» – такая фраза может оказать негативное влияние на развитие личности ребенка. Вместо развития и самопознания, ей подсказывают, что главное – нравиться кому-то и соответствовать гендерным ожиданиям.
Дети должны иметь возможность свободно выбирать свои друзей и интересы, независимо от их пола. Ограничивая их в выборе по половому принципу, мы создаем иллюзию, что дружить и общаться нужно только с детьми своего пола, что мальчики и девочки не могут быть просто друзьями. При этом мы не даём детям возможности найти настоящих друзей, которые поддержат, помогут и станут значимыми для них.
Заключение
Уверенность человека в себе развивается от осознания собственных потребностей и границ, которые формируются в процессе взросления.
Ребёнок, чувствующий поддержку обоих родителей, живущий в семье, где отношения строятся на основе уважения и равноправного диалога и любви, и умеющий делать собственный выбор, вырастет в независимого взрослого, способного реализовать свой творческий и личностный потенциал.
Привнесённые в процесс воспитания гендерные стереотипы оказывают на развитие детей крайне негативное влияние, взращивают в них комплексы, связанные с невозможностью полного соответствия роли «настоящей женщины» или «настоящего мужчины», и, в конечном итоге, ограничивают и являются барьером на пути их реализации как цельной личности.
Важно осознавать, что каждое слово и действие родителей влияют на становление личности ребёнка. Можно вырастить человека, который знает свои силы и слабости, не боится препятствий и строит планы, исходя из личных интересов и желаний, или… «настоящего мужчину»/«настоящую женщину», которые никогда не станут действительно настоящими, а будут лишь играть таковых
Что важнее — решать вам.