Как замотивировать ребёнка на учёбу: советы психолога

Как замотивировать ребёнка на учёбу: советы психолога

Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться

Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.

Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.

Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.

Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.

Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.

Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.

Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.

Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.

Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.

Почему привычные инструменты не работают

Если детей младшего возраста увлечь не так уж сложно — обычно достаточно добавить к обучению элементы игры, — то разработка сервисов для подростков, начиная с 6–7-го класса, идёт значительно тяжелее, призналась руководитель отдела олимпиад «Учи.ру» Дарья Островская. Причина сложностей связана как раз с мотивацией.

«Пока мы приходим к тому, что ученикам в этом возрасте важно понимать, зачем они учатся. Им интересно иметь конкретные результаты, которые они знают, к чему приложить или как использовать в жизни

Поэтому мы стремимся работать с целеполаганием, чтобы ученики точно либо могли сформулировать, либо вычленить из того, что они делают, то, зачем они это делают», — пояснила Дарья.

Кандидат психологических наук, детский психолог Людмила Авдеева в связи с этим напомнила, что у подростков ведущей деятельностью становится общение со сверстниками, и сказала, что это можно использовать. Например, она предположила, что могут хорошо сработать онлайн-соревнования или сетевые сообщества.

По словам же Дарьи Островской, такие инструменты и правда активно используют на образовательных платформах, но, поскольку это всё же внешняя мотивация, её влияние ограничено. Подростки увлекаются соревновательным процессом, но это не прибавляет им понимания, зачем они вообще учатся и как это влияет на их будущее.

Однако инструменты всё же есть, уверена основатель союза профессиональных тьюторов «Полюс Практики» Юлия Изотова. Подробнее о её словах рассказываем далее.

Ребенок 6,5–10 лет: начальная школа

Ребенок стал первоклассником. Изменилось все — режим, окружение, статус. Появились обязанности. В это время родители могут повысить и укрепить значимость нового периода жизни ребенка. Например, заранее позаботиться об индивидуальном рабочем месте для первоклассника, которое будет его личным пространством. Организовать такой порядок, при котором домашние не будут отвлекать первоклассника от его учебных занятий.

Любая учеба — это вызов. Обучающийся снова и снова оказывается в ситуации незнающего или неумеющего. Умение преодолевать учебные трудности — обязательная составляющая учебного процесса. И это именно умение, этому надо учиться.

Когда родители говорят ребенку: «Пока не выполнишь задание — гулять не пойдешь», — они оставляют ребенка один на один с трудностями, которые он, возможно, сам пока не может преодолеть. Многим детям в начале обучения в школе требуется организующая помощь — вовремя сесть за уроки, достать нужные книги и т.п. Другим нужно разобраться в условии задачи, нарисовать схему… И дело не в том, что в школе этого не объясняли, а в том, что применить полученные знания в самостоятельной работе совсем не просто.

В это время детям очень нужна поддержка родителей и позитивная обратная связь. Фразы «Я вижу, ты очень стараешься» или «Эта буква у тебя очень красиво получилась» мотивируют намного сильнее, чем упреки и обвинения.

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

Для ребенка любого возраста важным для обучения является создание мотивации. Мотивацией называют познавательные потребности, интересы и стремления, идеалы, на которые опираются в процессе получения знаний. Набор мотивов зависит от индивидуальности и врожденных особенностей психики.

Педагоги и психологи выделяют внутренние, внешние и личные мотивы обучения. Внутренние мотивы – это прямой интерес к тому, что изучают дети, основанный на их самореализации. Внешние – общение по интересам, например, при посещении каких-либо кружков или просто на перемене с друзьями. Личная мотивация – убеждения ребенка, его самоутверждение за счет полученных знаний, авторитета.

Выяснить мотивы к обучению можно из личного разговора с ребенком или с учителем, школьным психологом, вместе с которыми вырабатывается линия стимулирования к обучению. Именно на основании этих мотив и следует действовать. Требованиями, угрозами, принуждением крайне трудно заставить учиться, тем более добиться каких-то результатов.

Формирование мотивации у ребенка

Не стоит требовать от детей успешного усвоения всех школьных предметов. Если у школьника математический склад ума, не нужно заставлять его анализировать на художественном уровне литературное произведение или требовать сочинение, достойное пера классика. Напротив, ребята с гуманитарным складом ума вряд ли добьются высот в физике или химии. Заучивая формулы для контрольного тестирования, они успешно забудут их на следующий день.

Задатки ребенка следует развивать, так появится интерес к учебе по выбранному направлению. Конечно, нельзя, чтобы он полностью забросил другие предметы. Нужно постараться объяснить, что без сдачи экзамена по математике нельзя окончить школу, даже если после этого планируется поступить на филологический факультет и формулы вряд ли пригодятся.

Мотивация младших школьников

В начальной школе большую роль играет адаптация детей к учебному процессу. Бывший дошкольник еще не перестроился на новый ритм, ему бывает сложно, например, без дневного сна или сидеть без перерыва получасовой урок. Чтобы помочь адаптироваться, в школе проводят физминутки, пальчиковую гимнастику, которые помогают отвлечься и передохнуть. Дома также можно применять эти методы при выполнении домашнего задания.

Малышей обязательно нужно хвалить за каждую удачу. Говорить им о будущей профессии или экзаменах бессмысленно, этот этап еще далеко и не осознается ими, поэтому мотивировать их нужно похвалой и легким поощрением. Для скорейшего привыкания к новому режиму нужно давать ребенку отдыхать, возможно, выделить время для дневного сна. Не стоит записывать первоклассника на все возможные секции и развивающие занятия: так дети будут перегружены, уставать, и учиться ни сил, ни желания у них не останется.

Младшие школьники в большинстве своем учатся с удовольствием, и взрослым важно поддержать стремление познавать новое, не отбить своими действиями и словами желания к обучению

Часто бывает, что ребенка трудно заставить учиться уже в первом классе. Виноватыми в большинстве случаев становятся родители, которые еще до школы «заучили» своих детей, записав их на всевозможные развивающие занятия. Бывает и наоборот: мамы не заставляют учиться в 1 классе, считая, что не стоит нагружать ребенка. Так он привыкает к лени и тому, что все можно отложить «на потом»

Младшего школьника можно и нужно приучать учиться и трудиться, к самостоятельности, но делать это следует осторожно и постепенно

Мотивация средних и старших школьников

В подростковом возрасте причиной плохой успеваемости чаще становится гормональная перестройка организма. Ребенок быстро утомляется, появляется раздражительность. Это время совпадает с наибольшими нагрузками в школе, связанными с подготовкой к экзаменам.

Нередко период плохой успеваемости совпадает с первой влюбленностью детей. Одних окрыляет чувство влюбленности, и кроме объекта воздыхания они перестают замечать что-то еще, других удручает безответная любовь, пропадает интерес не только к учебе, но и всему остальному.

Важно: Подростка следует научить разграничивать сферы жизни: учебу и будущую профессиональную деятельность, дружеские отношения и любовь. Это заставит понять, что при любых трудностях нельзя оставлять достижение цели не только сейчас, но и в будущем

Как же правильно заинтересовать ребенка?

Самая часто используемая мотивация — внешняя мотивация.

Ее по ошибке стараются задействовать практически все: «Получи «5», и я куплю тебе мороженое!», «Займи 1 место — и будет подарок».

Это не самая полезная мотивация, так как она подталкивает ребенка искать у окружающих одобрения достижений результатов.

Обратная сторона этой мотивации в том, что если появился кто-то лучше, то нужно либо любыми средствами победить его, либо отступить и считать себя неудачником по жизни…

К сожалению, в школах часто используется соревновательный момент и идет подпитка именно внешней мотивацией.

Очень важно, чтобы в семье соревновательность отсутствовала или носила шуточный характер, так как семья должна быть местом безусловного принятия ребенка. Он этого заслуживает самим фактом своего существования!

Исключаем стрессовые ситуации

Чтобы малыша ничего не отвлекало от получения новой информации, постарайтесь обеспечить комфортные условия для этого. Даже хорошо мотивированного ребенка способны отвлечь следующие ситуации.

  • Скандалы между родителями и семейные неурядицы влияют настолько сильно, что может пропасть вся мотивация для проявления любой самостоятельности. Поэтому задача родителей состоит в обеспечении спокойной обстановки в доме.
  • Нельзя ругать из-за плохих оценок. Делать нужно акцент на том, что важнее полученные знания, а не отметка за них. Ребенок будет стремиться к учебе, не боясь наказания за плохую оценку.
  • Интересуйтесь учебным процессом, происходящим в школе. Рассказы об уроках, школьных друзьях, учителе – это вызывает доверие и способствует наличию поддержки родителей при появлении проблем.

Любое мелкое недоразумение в школе может отбить охоту посещать ее, или нежелание учиться. Отвлекайте малыша, утешайте, поддерживайте. Это дает возможность справляться с трудностями и не терять мотивацию к учебе.

Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться

А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.

Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.

Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.

Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:

1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.

2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!. Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты

Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно

Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.

3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?

4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.

Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.

Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?

Внешняя и внутренняя мотивация

Внешняя мотивация побуждает человека к действию с помощью внешних стимулов, таких как вознаграждение, наказание или давление со стороны других людей. Она часто используется в обучении, но может иметь и негативные последствия: зависимость от поощрения, гонка за формальными достижениями, нездоровая конкуренция с одноклассниками. 

Внутренняя мотивация обусловлена личным интересом, удовольствием и удовлетворением. Именно такая мотивация приносит истинную радость познания и исследования. 

Как это выглядит на примере обучения:

  • Внешняя мотивация: хочу хорошо учиться, чтобы мама похвалила/ купили новый телефон / заработать авторитет и т. д. 
  • Внутренняя мотивация: хочу изучать биологию, потому что мне это интересно/предмет заряжает. 

Устойчивая мотивация основана на нуждах человека, поэтому не требует дополнительного подкрепления.

Допустим, подросток с детства мечтает стать врачом, а для этого нужно поступить в университет, поэтому он много трудится и усердно готовится к экзаменам.

Неустойчивую мотивацию, наоборот, необходимо постоянно поддерживать, как затухающий костёр.

Такое часто встречается, когда родители лучше ребёнка знают, что ему нужно: например, заставляют изучать английский язык, «потому что в жизни пригодится». Чёткого понимания, зачем конкретно это нужно, у школьника нет, поэтому он занимается неохотно и не достигает больших успехов.  

Используйте потенциал настольных игр

Настольные игры — это не только весело, но и полезно. С их помощью можно тренировать навыки, которые пригодятся в школе, и ненавязчиво прививать ребенку любовь к учебе.

Существуют настолки для развития математических навыков, коммуникативных способностей, воображения, логического мышления, внимания.

Это математическое домино научит ребенка хорошо складывать, вычитать, умножать и делить числа до 100

К тому же практически каждая настолка — повод рассказать что-то новое. Вы можете играть в «Эволюцию» или «Монополию», а попутно обсуждать теорию Дарвина или законы рыночной экономики. Даже если вы просто объясните ребенку непонятное слово во время игры в «Скрэббл», то уже пополните его копилку знаний о мире.

С чего все начинается?

Ошибка родителей №1.Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста.

Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо.

Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.
 . Ошибка родителей №2.Ребенка рано отдают в школу

Ошибка родителей №2.Ребенка рано отдают в школу.

Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука.

Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела.

Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху.

Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.
 

Ошибка родителей №3.Дети не посещают детский сад.

Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.
 

Ошибка родителей №4.Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.
 

Ошибка родителей №5.Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.
 

Ошибка родителей №6.Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей)
 

Ошибка родителей №7.Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.
 

Ошибка родителей №8.Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.).
 

Ошибка родителей №9.«Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр.Ошибка родителей №10.Проецирование своих ожиданий на дочку или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.
 

Ставьте долгосрочные цели

Кем мечтает стать ваш ребенок? Может быть, он любит и хочет работать с животными? Объясните, что в этом случае ему необходимо подналечь на биологию, химию, естествознание. Или он планирует связать свою жизнь с международной журналистикой? Тогда не обойтись без русского и иностранного языка, культурологии, литературы, обществознания, истории.

Конечная цель — получить любимую профессию — сама по себе будет мотивировать ребенка заниматься прилежнее. Ведь учеба — это не просто оценки в дневнике. Это важный этап на пути к осуществлению мечты. Позже знания, полученные в школе, помогут продолжить образование и сделать карьеру в выбранной сфере.

Мотивация — что это и как работает?

Мотивацию Википедия определяет какпобуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.

То есть мотивация — это все то, что заставляет нас преодолевать инерцию и собственную лень и что-то делать. Есть известный анекдот. 

У тебя есть цель? Иди к ней. Не можешь идти? Ползи. Нет сил ползти? Ляг и лежи в направлении цели. 

Мотивация — это как раз то, что определяет стремление идти — ползти — лежать в направлении цели.

Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Есть знаменитая притча.

Некто увидел трех человек, каждый из которыхтащил тяжелую тачку с камнями. Он спросил первого: «Что  ты делаешь?» —»Разве не видишь? Тащу тяжелые камни». Спросил о том же второго, тот сказал: «Зарабатываю на жизнь своей семье». Задал тот же вопрос третьему и получил ответ: «Я строю величественное здание».

Так вот, у первого мотивация внешняя (вероятно, его заставляют таскать камни, потому что сам он явно не хочет), у третьего — внутренняя. Насчет второго могут быть вопросы. По отношению к зданию его мотивация внеположна, но она все же может быть внутренней.

Мотивацию также классифицируют как положительную или отрицательную. Грубо говоря, положительная— чтобы чего-то добиться, отрицательная — как бы чего не вышло.«Хочу хорошо ответить теорему» — положительная мотивация; «не хочу получить двойку» — отрицательная.

Нередко говорят также о том, что мотивация может быть устойчивой или неустойчивой (требующей «подпитки» извне). 

Как ни печально, педагогам чаще всего приходится работать с мотивацией внешней («Все я делаю для мамы…»), отрицательной (главное двойку не получить) и неустойчивой, а наилучший вариант — внутренняя, положительная и устойчивая мотивация. Но и такое, конечно, встречается.

Однако что же делать, чтобы изменить мотивацию школьника в нужную сторону или хотя бы поддержать ее во время урока?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Всё в твоих руках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: