Не позволяйте сладкому влиять на эмоции
«Долгое время считалось, что выработка делактата возможна только при таком заболевании, как короткий кишечник. Но сегодня известно, что большое количество потребленных углеводов, прием антибиотиков и, в том числе, превышение лимита сладкого может повлечь за собой делактат ацидоз различной степени тяжести», — говорит Виктория Прикуле. Вплоть до необходимости госпитализации и медикаментозного лечения.
Легкой формой появления делактата в нашем теле может стать измененное поведение, в том числе агрессия. Это объясняет всем известное «бурное» поведение детей после сладкого, а также нестабильное состояние взрослых, если они «подсели на тортики».
Совет: старайтесь формировать хорошие ассоциации с едой. Не осмеивайте провалы и хвалите за достижения (первая ложка не мимо, первый раз кухня осталась чиста).
Вовлечение в приготовление еды
Непосредственное вовлечение помогает понять что-то гораздо лучше и быстрее. Насколько вовлечены наши дети в то, что касается еды в вашем доме? Начнем с начала. Нужно купить продукты, чтобы готовить, верно? Как насчет того, чтобы ребенок описал те продукты, которые он видит в магазине? Продукты какого цвета там есть? Они твердые или мягкие? Он может что-то узнать? Попросите его самостоятельно выбрать два или три овоща или фрукта. Спросите, про какой из них он хотел бы узнать побольше.
Затем, можно вовлечь ребенка в процесс приготовления еды. Конечно, уровень вовлечения ребенка зависит от его возраста и способностей. Маленькие дети обычно могут помочь мыть фрукты или овощи, убрать продукты в холодильник, или они могут понаблюдать и расспросить вас о том, как и что вы готовите. Дети постарше могут помогать вам мешать, нарезать, отмерять и, опять же, задавать вам вопросы.
Наконец, позвольте им изучать и исследовать новую еду на кухне. Сравните продукт в сыром и готовом виде. Расспросите ребенка о текстуре, цвете, запахе, вкусе и внешнем виде еды. Чем больше ребенок будет вовлечен в процесс приготовления пищи, тем комфортнее ему будет рядом с ней.
Как скорректировать пищевое поведение ребенка
Соблюдение режима помогает сформировать уравновешенное отношение к еде, снизить уровень стресса, что немаловажно при настороженности к определенным видам пищи. Наладить контакт с ребенком по поводу питания помогут следующие советы:
- Предлагать детям слишком широкий выбор — заведомо плохая инициатива, потому что наталкивает его на специфические идеи. О том, что ребенок желает съесть на обед, лучше спросить в конкретизированной форме: «Ты будешь есть суп или кашу?».
- Включая новый продукт в рацион, следует подавать его с уже знакомой едой. Нормальна реакция, когда ребенок разглядывает кусок и возвращает его в тарелку. Считается, что такое знакомство потребует не менее десяти подходов, прежде чем малыш решится попробовать пищу.
- Если на тарелке осталось немного еды, не стоит заставлять ребенка доедать: вполне возможно, что он насытился. Лучше разрешить ему фрукты или компот. Для нормализации режима нелишним будет исключать перекусы, а десерты принимать с основным блюдом.
Когда взрослые перестают обострять внимание на том способе, которым ребенок пробует питаться, тот он становится не против того, чтобы принять общие правила. Если причина пищевой избирательности малыша лежит в психологической настроенности, то восстановление доверительных отношений с родителями поможет ему сформировать уверенное отношение к опыту, с которым он соприкасается, и смелее пробовать новое
Как привить ребёнку культуру здорового питания
Решение проблемы нарушения питания у детей лучше начать с профилактики
Очень важно привить ребёнку здоровое отношение к еде. В первую очередь еда должна быть средством утолить голод и лишь во вторую — удовольствием
И, конечно, ни в коем случае нельзя допускать, чтобы еда ассоциировалась с неприятностями, стрессом, ссорами, стыдом или чувством вины. Для формирования культуры питания у детей психологи предлагают следующие рекомендации:
Пищевое насилие недопустимо! Никогда не заставляйте ребёнка есть, если он не голоден, доедать порцию до конца, если он уже наелся, и, конечно, не ругайте его за отсутствие аппетита
Важно, чтобы он научился слышать себя и распознавать сигналы собственного организма: это залог того, что и во взрослом возрасте ему не грозит регулярное переедание или постоянные диеты. Помогите ему развить умение отличать чувство голода от жажды или скуки
Это поможет ему есть только тогда, когда он действительно голоден, и отмечать момент насыщения.
Не возводите еду в культ. Еда не должна быть заменой полноценному общению с детьми, играм и прогулкам. Пусть у ребёнка будет больше положительных эмоций, не связанных с едой.
Не уделяйте еде слишком много внимания. Некоторые родители сводят всё взаимодействие с ребёнком к обсуждению того, что и когда он ел
Это вызывает у него тревогу и понижает самооценку.
Не стоит постоянно акцентировать внимание на том, что какая-то еда вредна или считается плохой в вашей семье. Это вызовет лишь больший интерес к «запретному плоду» и желание попробовать этот продукт.
Не обсуждайте физические особенности ребёнка, особенно подростка: излишнюю худобу, полноту, состояние кожи
К сожалению, часто расстройства пищевого поведения начинаются именно в семье, когда ребёнку регулярно намекали, что ему, например, не мешало бы похудеть. Мнение родителей очень важно для каждого ребёнка. Если вы будете часто указывать ему на «недостатки» внешности, он будет и дальше жить с мыслью, что некрасив и нелюбим.
И, конечно, не забывайте, что именно вы — лучший пример. Навыки культуры питания прививаются ребёнку в семье, дети в итоге всё равно едят то, что и родители. Воспитывайте любовь к правильному питанию на своём примере, соблюдайте режим питания и придумывайте вкусные блюда из полезных продуктов.
Семейные обеды/ужины.
Семейные обеды одинаково полезны как для детей, так и для родителей. Это время, когда вся семья собирается вместе и есть время на общение, можно узнать, как у кого прошел день. Семейные обеды объединяют семью. Хорошо будет вновь ввести традицию молиться перед едой, тогда пища будет не только вкусной, но и священной.
Кроме того, семейные обеды дают возможность ввести в рацион детей новые продукты и выступать в качестве ролевой модели для здорового питания. Доказано, что те дети, которые регулярно обедают/ужинают с семьей, меньше покупают вредные продукты на перекус (чипсы, сухарики), не покупают алкоголь и сигареты, потому что их ждут дома.
Подростки может не радовать перспектива семейной трапезы, это не удивительно, потому что они хотят быть более независимыми. И все же исследования обнаружили, что подростки по-прежнему хотят, чтобы их родители давали им советы и рекомендации, так что используйте время для еды как шанс восстановить ваше доверие. Кроме этого, вы можете вновь завоевать расположение подростка следующим образом:
– Разрешив вашему подростку пригласить друга на обед.
– Привлекая вашего подростка к планированию и готовке еды.
– Возьмите за правило не спорить, не ссориться и не читать лекции во время еды – будьте уравновешены и спокойны, тогда семейный обед не будет каторгой.
Каждую субботу или воскресенье можно устраивать праздничный обед или обед на природу и поездку за город с готовкой еды на костре.
Еда для ребенка обязательно должна быть яркой, интересно оформленной и аппетитной. Добавьте немножко фантазии и сделайте семейный обед радостным и запоминающимся.
Поверьте, чем больше вы проводите времени с вашими детьми, тем больше между вами доверие.
Советы и распространенные ошибки
Введите запрет. Ребенок не должен запросто открывать холодильник и брать из него все, что захочется. Только с разрешения родителей. На первый взгляд, звучит чересчур строго, но это во благо. Так, вы отучите «кусочничать». Это сможет поддержать режим питания, а в доме будет порядок. Не предлагайте блюда на выбор. Ребенок должен понимать ― вся семья ест одно и то же. Исключений не бывает. Готовьте блюда, которые любят ваши домочадцы
Если дитя игнорирует еду или съел всего пару ложек, то не заостряйте на этом внимание, ваша реакция должна быть спокойной. Периодически балуйте семью новыми рецептами, видоизменяйте старые
Изменить вкус привычного супа или салата, способна даже одна приправа, зелень, перец.
У каждого человека свои вкусы, точно, как и у ребенка. Нормально, если ребенок не особо любит какие-либо овощи или фрукты.
Говорите на тему еды. Общайтесь с малышом, спрашивайте какого вкуса блюдо или фрукт, чем оно нравится или же не нравится. Пробудите интерес у ребенка к изучению пищи и вкусов
Вместе это делать веселее.
Важное правило, которое сможет помочь маме. Предложите ребенку попробовать по одному кусочку всего содержимого на тарелке
Не стоит требовать съесть все. Но даже пары ломтиков будет достаточно, возможно проснется аппетит. Как говориться, он приходит во время еды.
Когда знакомите малыша с новым продуктом, будьте готовы, что он может отказаться есть. Даже если оно вкусно пахнет, вы готовили/выбирали его со всей душой и любовью. Просто попросите хотя бы понюхать кусочек. Возможно, ребенку понравится аромат. Не будьте настойчивы. Представьте, что это долгая игра. От каждого пройденного этапа зависит, съест ли малыш снова этот продукт. Пример: если насильно заставлять съесть артишок, то ребенок сделает это один раз. В дальнейшем, эмоции с которыми он ел артишок, отложатся в памяти. Вряд ли появится желание сделать это снова. Ваша цель ― научить любить ребенка новые продукты. Когда чадо в конце концов съел ломтик, обязательно похвалите. Если он высказал недовольство, то проявите нейтральную реакцию. Старайтесь не вводить в рацион сразу несколько новых ингредиентов ― по одному. Сопроводите «новинку» любимым блюдом ребенка.
Терпение и постепенность ― залог успеха мамы, приучая малыша к новым продуктам. Даже если детям не нравится какая-то еда, выждите время и предложить ее вновь. Включайте смекалку, например, можно добавить брокколи в суп. Предварительно обжарьте его в масле с сыром. Возможно ребенку не нравится брокколи, как самостоятельный продукт. Поэтому, смешав его с другими ингредиентами, есть больше вероятности, что ребенок оценит блюдо. Вкус раскроется по-новому.
Не запрещайте сладкое
Почему мы любим сладкое? Кислое, горькое, пряное и многие другие вкусы также находят ценителей, но сладкое — это один из королей мира. Ответ, помимо биохимии, кроется все в той же эволюции. Сладкое потенциально безопасно. В природе ядовитое сладким быть не может. Поэтому когда мы в стрессе или в урагане рутины, мозг выбирает предсказуемый, простой и проверенный способ питания — есть сладкое.
Со стороны нервной системы и мозга сладкое — это наиболее удобная еда. Много энергии, минимум решений — именно такой путь оптимален, ведь наш «главный рулевой» всегда работает в режиме бешеной многозадачности
Здесь важно, есть ли у вас положительные ассоциации со сладким, и если есть — то мозг непременно воспримет их как «рекомендацию»
Как говорит Виктория Прикуле, идеально было бы хотеть сладкого, но не много. Не больше ладони любых сладостей в день. Если же вы чувствуете, что еда и сладкое в частности начинают вмешиваться и диктовать правила, не надо резко бросать. Попробуйте не относиться к сахару как к чему-то особенному. «Запреты, согласно исследованиям, чаще всего завершаются срывами», — рассказывает Виктория Прикуле.
Сладости и изделия из пшеничной муки вызывают гликемический взрыв — резкое увеличение уровня сахара в крови с последующим желанием повторить «сахарный скачок». Чтобы избежать взрывов — лучше не держите дома запас такой еды. Взрослые будут защищены от соблазна, а дети не привыкнут таскать конфетку перед едой.
Ранее мы рассказывали, как работает популярная система интуитивного питания и каких правил стоит придерживаться, если вы выбираете ее для своих дете.
Эксперты:
Кристина Одегова
Виктория Калинина
Виктория Прикуле
Информирование о том, что такое еда
Существует множество факторов, которые могут влиять на выбор еды
Работая с людьми с синдромом Аспергера важно думать нестандартно. Это не обязательно классическая неприязнь к свежим овощам и фруктам
Сильная сторона людей с синдромом Аспергера – это усвоение и структурирование информации
Поэтому важно думать не только про их непосредственный опыт приема пищи, но и про то, что именно ребенок знает о еде. Важный метод поддержки ребенка с синдромом Аспергера — это развитие его понимания о том, почему питание важно, какие особенности есть у разных блюд, как готовится та или иная еда, и откуда появляются те или иные продукты
Чем больше информации будет у ребенка о том или ином продукте питания, тем меньше тревожности будет вызывать у него перспектива попробовать его.
Что это такое? Откуда это взялось? Почему это выглядит именно так? Почему это так пахнет? Очень важно, чтобы мы помогли ребенку найти ответы на все эти вопросы, и это поможет ему справиться со своими эмоциями по данному поводу
Как сформировать правильные пищевые привычки
Важная рекомендация — семейный пример, когда родители меняют свой образ жизни и начинают питаться правильно. Перейти на здоровое питание сложно, особенно если воспринимать это как ограничение ради ребенка. Но если подросток постоянно слышит о пользе овощей от родителей с чипсами в руках, пользы от этого не будет.
Также важно, когда родители относятся к еде спокойно и не заставляют доедать. Ребенок не должен съедать половину взрослой порции или все, что родители считают нужным положить в детскую тарелку
Поэтому не нужно стыдить за недоеденную кашу или рассказывать про африканских голодающих детей, чтобы вызвать чувство вины.
С раннего возраста полезно поощрять исследовательский интерес к еде, не бояться давать попробовать разные продукты, чтобы ребенок расширял вкусовые ощущения и не думал, что еда может быть опасна.
Есть и другие способы формирования правильных пищевых привычек:
Давать выбор
Хорошо, когда на столе есть несколько блюд, если ребенок не ест салаты, отдельно порезанные овощи могут привлечь его внимание и интерес.
Менять форму подачи продуктов. Есть дети, которые не едят творог, но творожную запеканку пробуют с удовольствием
Не использовать гаджеты за едой. Об этом мы уже рассказывали. Увлеченные дети не замечают, что едят и в каких количествах, поэтому съедают больше и не замечают процесс поглощения пищи.
Устраивать семейные ужины. Вместе собираться за столом, привлекать детей к приготовлению, рассказывать из чего делается еда и зачем нужно добавлять приправы. Во время ужина лучше не выяснять отношения. Не стоит в это время ругать ребенка за дневные провинности, чтобы семейный прием пищи не превратился в неприятную обязанность.
Не запрещать нездоровую еду. Запреты и строгие ограничения приводят к тому, что ребенок с жадностью может накинуться на чипсы или торты сразу, как выйдет из-под родительского контроля.
Добавлять физическую активность. Дети лучше едят после энергетических трат, поэтому прогулки, спортивные секции или другие мероприятия могут усилить аппетит и привлечь внимание к полезной еде.
Не торопить. Постоянные замечания о медлительности только уменьшают желание сидеть за столом. Лучше заранее запланировать на еду больше времени.
Вне дома сложнее наладить питание. Непривычная еда и отсутствие выбора в школе или детском саду приводят к тому, что ребенок плохо ест или покупает на переменах булочки, чипсы и другую вредную еду.
Как говорит Мария Фадеева, перекусы должны быть удобными для питания, долго храниться вне холодильника и правильными по составу.
Почему многим детям с аутизмом свойственна пищевая избирательность?
Если обследование не выявило медицинских факторов, то за пищевой избирательностью может стоять, например, чрезмерная сенсорная чувствительность, поскольку при РАС более распространено тактильное и орально-защитное поведение. Это поведение часто возникает как реакция на определенные текстуры пищи. Если думать о свойственных для аутизма повторяющихся или ограниченных паттернах поведения, то ребенок может настаивать на постоянстве: все должно быть всегда тем же самым – такая же упаковка, та же самая тарелка или не просто куриные наггетсы, а куриные наггетсы из «Макдональдса», которые находятся в определенной коробке. Если думать о чем-то таком простом, как яблоко, например: яблоки вообще все разные – они отличаются тем, насколько они мягкие или твердые, кислые или сладкие, а также у них разные форма, запах и цвет. Для кого-то, кто настаивает на однообразии, это может быть достаточно сложно. А если думать про крекеры в форме рыбок, например, то они постоянно одинаковые. То есть на избирательность в приеме пищи могут влиять непосредственно дефициты РАС. Исследования показывают, что риски расстройств приема пищи у людей с РАС выше в пять раз, чем у людей без РАС.
Здоровое питание для детей: рекомендации врачей
Грамотно выстроенный рацион очень важен для нормального развития детского организма — это залог здоровья на всю жизнь. Чтобы ребёнку хватало необходимых веществ для роста и развития, чтобы он был полон энергии и сил, врачи дают следующие рекомендации:
- придерживаться режима питания и кормить ребёнка примерно в одно и то же время. Можно выстраивать рацион по следующей схеме: три основных приёма пищи с горячей едой + два полезных перекуса (фрукты, несладкий йогурт, орехи);
- ограничить количество «быстрых» углеводов: сладостей и выпечки. Заменить их можно на фрукты или сухофрукты — они восполнят недостаток глюкозы. А энергию дадут медленные углеводы: каши, макароны из твёрдых сортов пшеницы, цельнозерновой хлеб;
- каждый день в рационе должны быть свежие овощи;
- минимум раз в неделю нужно есть рыбу и ещё раз в неделю — красное мясо;
- в планировании рациона нужно учитывать затраты энергии. Калорийность пищи должна быть достаточной, чтобы их компенсировать. Так, дети, которые занимаются спортом, должны получать больше калорий;
- питание должно быть разнообразным, ведь только так можно обеспечить организм всеми необходимыми веществами;
- приучайте ребёнка к простой воде. Пусть именно она станет главным способом утолить жажду.
И ещё один небольшой совет. Часто правильное питание у детей ассоциируется с чем-то скучным
Не забывайте, что дети, особенно маленькие — эстеты, для них важно, чтобы еда выглядела привлекательно. А подростки хотят, чтобы это было ещё и модно
Так что уделяйте внимание визуальной стороне питания: красиво оформляйте блюда на тарелке, придумывайте разные формы подачи, а ещё лучше, привлекайте детей к приготовлению пищи и сервировке стола. Чтобы ребёнок с удовольствием обедал в школе, выберите вместе с ним самый красивый ланч-бокс и давайте ему еду с собой
Покажите, что утешить и порадовать может не только еда
Каждая мама хоть раз да «проваливалась в ямы» во время воспитания, — рассказывает Кристина. Это моменты в родительстве, похожие на стрессы первых лет детства самой мамы. Если таких ситуаций много, то женщине тяжелее отделить себя от младенца, когда приходит пора отказаться от стратегии «слияния». Например, в первый год акцентуация на еде совершенно нормальна, поэтому, разделяя эмоции и желания ребенка, родитель тоже может ставить пищу во главу угла.
А вот после года в вопросах прикорма мамы иногда проявляют излишнее давление и волнение, если процесс становления питания у них самих был сложным.
«Конфеты — это гадость»: 5 ошибок в детском питании
Родители очень хотят кормить ребенка правильно, но чрезмерное рвение порой вредит. Вот лишь несколько ошибок, которые совершают почти все мамы и папы.
Не заставляйте доедать. Мы разучились уважать чувство насыщения. Если вам кажется, что ребенок голоден, но при этом отвлекается от еды и хочет переключиться на игры, попросите его отнести тарелку с едой к раковине: «Если ты закончил кушать, можешь убрать свою тарелку». Обычно это предложение заставляет ребенка задуматься о собственных ощущениях, и, если он все-таки не наелся, он предпочтет остаться за столом.
«Плачет, значит, голодный». Следование этому принципу может стать причиной потребности «заесть» стресс во взрослой жизни. Так что подумайте дважды, прежде чем предлагать плачущему/грустному ребенку конфетку или даже тарелку супа.
Отношения с едой должны быть позитивными. Источник
Не метод контроля. Не нужно наказывать отсутствием еды или десерта за невыполненное задание или, наоборот, поощрять едой. Еда — это не инструмент для контроля, еда — это то, что дает нам возможность жить и функционировать.
Не бывает плохих продуктов. Не стоит также негативно отзываться о продуктах («конфеты — это гадость»), тем самым вызывая у ребенка чувство вины. Всегда можно найти способ по-другому рассказать о достоинствах одних продуктов и недостатках других. Для этого можно использовать игры, раскраски и книжки с изображениями еды.
Манипуляция. Дети прекрасно понимают, что прием пищи — это время, когда они могут влиять на ваши действия своим согласием или отказом. И в это время не нужно крутиться с ложкой вокруг ребенка. Он должен четко понимать, что сейчас будет происходить, когда это закончится и что случится после этого.
Предъявление разных вкусов как коррекция пищевых предпочтений
На самом начальном этапе, развитие новых предпочтений в еде требует только одного: многократно пробовать конкретную еду в течение длительного времени. Для многих детей с РАС этот этап не является легким или простым. Однако существует ряд вмешательств, которые обеспечивают повторяющееся предъявление разных вкусов и, как было показано, эффективны для увеличения разнообразия рациона (см. обзор Williams & Seiverling, 2014). Эти вмешательства часто включают один или несколько из следующих компонентов:
1) Многократное предъявление маленьких кусочков (например, от размера крошки до размера горошины) каждого нового блюда в течение нескольких дней или недель. Лучше всего начинать с продуктов, которые по вкусу и текстуре похожи на продукты, которые уже есть в рационе Вашего ребенка, а также продуктов, которые ваш ребенок раньше хорошо ел, но больше не ест. Кроме того, иногда легче начать с продуктов, которые не требуют жевания (например, йогурт или пудинг), чтобы уменьшить вероятность, что ваш ребенок будет держать пищу во рту или выплюнет её. Также может быть полезно во время первых нескольких предъявлений (exposures) разрешить ребенку сделать глоток любимого напитка сразу после того, как он съел кусочек новой еды.
2) Снижение интенсивности стимула, которое часто включает постепенное увеличение размера кусочков вводимой новой пищи (например, от крошки или размером с горошину до половины ложки и, наконец, полной ложки). Мы рекомендуем увеличивать размеры порции, когда Ваш ребенок съел, по крайней мере, три кусочка/ложки пищи подряд в течение 30 секунд без рвотных позывов и нежелательных поведений, таких как крики и плач.
3)Позитивное подкрепление положительного отношения к новым продуктам и приемлемого поведения за столом во время еды в форме вербальной похвалы. А также в форме доступа к предпочитаемой еде, игрушкам или занятиям (т.е. подкреплениям), предназначенным только для случаев, когда ребенок соглашается попробовать новую еду. Целесообразно ограничить доступ к данным подкреплениям, чтобы они мотивировали Вашего ребенка как можно дольше.
4) Намеренное игнорирование неуместного поведения ребенка во время еды, которое предполагает, что Вы уделяете минимальное, насколько это возможно, количество внимания агрессивному или нежелательному поведению ребенка во время еды. Бывает трудно намеренно игнорировать поведение ребенка после того, как Вы потратили время и силы на приготовление всех блюд или одного нового блюда, а Ваш ребенок кричит, у него истерика, и он отказывается есть то, что ему дают. Однако Вам не стоит отвечать тем же. Намеренное игнорирование позволяет именно Вам, а не Вашему ребенку, задавать тон во время приемов пищи. Игнорирование нежелательных поведений в конечном итоге приведет к их снижению, но с Вашей стороны потребуется много терпения. Скорее всего, Ваш ребенок уже некоторое время практикует эти поведения, поэтому помощь в их изменении посредством намеренного игнорирования также займет время
Кроме того, важно знать, что частота и интенсивность нежелательных поведений Вашего ребенка могут сначала увеличиться, прежде чем произойдут улучшения благодаря тому, что Вы больше не реагируете на данные поведения
И помните, что, хотя вы должны игнорировать нежелательное поведение Вашего сына во время еды, обязательно уделяйте позитивное внимание его уместному поведению во время приёмов пищи
5) Предупреждение поведения избегания посредством того, что новую еду не убирают, если ребенок демонстрирует проблемное поведение во время приемов пищи (например, отталкивание еды и крики). Часто также включает требование, чтобы ребенок согласился съесть хотя бы один кусочек предлагаемой ему еды, прежде он покинет зону приема пищи.
6) Установление режима питания, чтобы исключить для ребенка перекусы между приемами пищи и повысить его аппетит и мотивацию во время еды.
Для того, чтобы отслеживать успехи Вашего сына во время применения вмешательств по расширению разнообразия его рациона, может быть полезно использовать таблицу данных, чтобы указать, какие продукты вы ввели, размер порций (например, размером с горошину, половина ложки, или полная ложка), соглашается ли Ваш ребенок попробовать новую еду без каких либо проблем или демонстрирует такое поведение, как рвота и плач. Отслеживание поведения вашего ребенка во время еды может помочь вам принять решение, когда увеличивать размеры порции новой пищи, которую Вы вводите, или когда нужно внести изменения во вмешательство, которое Вы применяете (если не происходит никакого прогресса).
Полезные советы
В заключение несколько советов:
- в рационе ребенка должен быть выбор;
- пищу старайтесь делать разнообразной;
- не заставляйте съедать все, пусть ребенок съест столько, сколько захочет;
- приучайте есть за столом, не допускайте сладких перекусов;
- поощряйте физическую активность, чтобы малыш «нагулял» аппетит.
Есть мнение, что ребенок привыкает к полезной пище еще на этапе прикормов. Тщательно составляйте меню малыша, чтобы он узнал как можно больше вкусов. В дальнейшем, когда будете добавлять какой-то новый продукт, заботьтесь о том, чтобы у ребенка была альтернатива из привычного блюда.
Приучать ребенка к здоровой пище непросто, зато результат воздастся сторицей. Полезная пища – здоровый ребенок!
Дополнительную информацию о том, как легко и быстро можно приучить ребенка есть здоровую еду, вы узнаете, посмотрев видео:
Дело вкуса
Второй этап программирования вкусов — грудное вскармливание. В норме первые 6 месяцев ребёнок получает только само молоко и ароматы продуктов, которые ест мать
Поэтому важно, чтобы она ела овощи и фрукты и избегала вредностей. Сложнее при искусственном вскармливании, когда ребёнок ест только готовые смеси, небогатые разными вкусами
В экспериментах дети, выросшие на обычных молочных смесях, часто отказываются от полезных продуктов. А кто ел смеси на основе т. н. гидролизата белка, даже в возрасте 4-5 лет с удовольствием едят горьковатые и кислые продукты: такие вкусы присущи этим смесям, и они к ним привыкли.
«Важно при переходе с грудного молока на обычную пищу не подсунуть ребёнку вкусные вредности, — говорит Вадим КРЫЛОВ, врач-эндокринолог, создатель авторской программы питания. — Оптимальны пюре из овощей, мяса, птицы без соли и иных добавок, каши без сахара
Самое сладкое, что можно, — фруктовые соки и пюре. Ребёнок формируется до 7 лет, и вкус — тоже. Чтобы избежать вредных пристрастий в будущем, важно до этого возраста не приучить его к сладкому, жирному, солёному, жареному.
Эти продукты активируют гедонистические нейроны, создающие ощущение удовольствия от таких вкусов. Поэтому, привыкнув к подобным продуктам, переносить их отсутствие очень тяжело, вплоть до развития депрессии и срывов. Однако воздержание от такой пищи в течение 1-2 месяцев помогает полюбить другую еду, не обладающую сильно выраженным вкусом (как именно этого добиться, мы расскажем в следующих номерах). Так что лучше изначально формировать правильные пищевые привычки, чтобы потом не работать над ошибками».
Почему же ребенок соглашается есть только одно (два, три) блюда
Избирательность в еде присутствует в 99% при аутизме. Это так называемая пищевая аверсия, которая выражается в том, что ребенок отказывается есть продукты с определенными свойствами.
С нами в группу в центр реабилитации ходит невербальная девочка, которая по сей день ест только жаренную картошку. Причем жарит мама эту картошку только кружочками.
Как правило дети с аутизмом отказываются есть пищу с определенными свойствами. Определяющим критерием может быть вкус, цвет, консистенция, запах или текстура блюда.
Если простыми словами, то у Вашего ребенка, по его мнению, определенно, есть важная причина отказываться от предложенных Вами блюд. Эта причина может заключаться в отрицательном опыте, который был ранее.
Если причина отказа Вашего ребенка от какого-либо блюда кроется в негативном опыте, постарайтесь избегать повторения в будущем такой ситуации.
Очень часто ситуация осложняется тем, что невербальный или маловербальный ребенок не может словами объяснить причину отказа от того либо иного продукта. Довольно часто бывает так, что ребенок и сам не понимает, почему он отказывается что-либо есть.
Так же причиной отказа ребенка от определенных продуктов может быть скрытая аллергия на эти продукты или могут быть физиологические проблемы с питанием. В таком случае стоит показать ребенка аллергологу или гастроэнтерологу.
На самом деле избирательность в еде очень большая проблема, я бы даже сказала трагедия. Каждый раз, когда мы едем на море отдыхать, мой ребенок категорически отказывается пробовать что-то новое. Вокруг такое изобилие фруктов, а сын жует только яблоки. И пока, на сегодняшний момент эту проблему мы полностью решить так и не смогли, хотя часть продуктов в рацион ребенка все таки была введена.
Проанализируйте свои пищевые привычки и ритуалы
Еда — это социальное явление, и все люди питаются не только ради сытости. А еще чтобы было вкусно, чтобы провести вместе время, чтобы интереснее стало кино или уютнее вечер. Все это — ритуалы. Расскажем о самых интересных.
Еда повелевает временем
«Еда нужна чтобы упорядочивать врем. Если у человека в жизни мало того, что приносит удовлетворение, то он «составляет расписание из еды» и так борется с пустотой. В целом ритуалы полезны, а упорядочивание дня — это нормальная практика. Но в этой системе должна быть не только еда, но и другие занятия. Если же вы сознательно хотите есть «вместо» работы, разговора, ваших дел и даже мыслей, это уход от взрослой модели поведения в «младенческий рай». В тот мир, когда мамина грудь решала все проблемы» — рассказывает Кристина Одегова.
Конкуренция за еду
Одна из основ здорового введения прикорма — пищевой интерес ребёнка, — рассказывает консультант по грудному вскармливанию Виктория Калинина. Отличный способ стимулировать его — личный пример взрослого. Если мама с удовольствием ест и хвалит еду, весьма вероятно, что ребёнок захочет попробовать.
Не всегда стоит тут же делиться с ребёнком содержимым своей тарелки. Чтобы еще сильнее подогреть интерес, можно использовать метод конкуренции за еду. «Это так вкусно, что я не готова этим делиться! Но раз уж ты так сильно просишь и настаиваешь, хорошо, можешь попробовать кусочек» — примерно так можно описать сценарий действий со стороны родителей. Некоторые дети буквально выхватывают еду у мам и пап изо рта.
Главное — делать все достаточно медленно и не настаивать, если ребенку надоела игра. Как рассказывает детский диетолог Виктория Прикуле, у ребенка нет настоящего «мне не нравится» в раннем возрасте. Просто мозг настороженно относится к новым продуктам. И чтобы распробовать ту или иную пищу в среднем может понадобиться 30 раз. Поэтому разные подходы в прикорме обеспечат родителям «целые» нервы, а ребенку интересный «пищевой старт».
Совет: Лучше всего с пищевыми привычками борется замещение их новыми. Но на это нужно время. Если вы взяли за правило питаться абы как: чай с сахаром и шоколадкой, сосиски с белым рисом и фастфуд, это привычка.
Здоровая еда и закуски.
Дети, особенно маленькие, едят в основном то, что есть дома
Вот почему так важно, чтобы дома всегда было достаточно свежих овощей и фруктов и здоровых продуктов для легких закусок
Овощи и фрукты ежедневно.
Если вам не безразлично здоровье вашей семьи, следите, чтобы все ежедневно употребляли свежие овощи и фрукты. Идеально, если с каждым приемом пищи будет употребляться овощи или фрукты. Это могут быть салаты, бутерброды в овощами или просто помытые свежие овощи и фрукты. В сыром виде из овощей и фруктов организм получает в десятки раз больше витаминов и минералов, чем из обработанных (консервированных, вареных, жареных и т.д.)
Готовьте здоровые закуски.
Известно, что дети не любят готовить, но если в холодильнике будут готовые заготовки, то ребенок без труда сделает себе бутерброд с сыром и овощами. Другие хорошие закуски включают обезжиренный йогурт, ореховое масло, хлопья из цельного зерна, сыр, орехи.
Выбирайте хлеб из цельнозерновой муки и продукты из цельных злаков.
В таких продукты много клетчатки, которая очень полезна в любом возрасте. Покупайте домой не только белый, но и зерновой хлеб, также желательно покупать макароны из твердых сортов пшеницы, комбинировать белый рис с коричневым. Когда вы печете, смешивайте белую муку с мукой из цельного зерна.
Правильный способ приготовления.
Избегайте приготовления блюд во фритюре и жаренных, отдавайте предпочтение печеным, вареным или приготовленным на пару, так вы сделаете еду более здоровой и полезной.
Ограничьте прием вредных продуктов.
Чипсы, конфеты, газированные напитки, жевательные резинки и т.д. стоит ограничить, но не запрещать полностью, иначе дети чувствуют себя обделенными. Вместо этого прививайте им привычку к здоровому питанию. Кока-колу заменяйте вкусным компотом или свежевыжатым соком, сладости на домашнее мороженное или желе, чипсы на попкорн из цельного зерна и т.д. Конечно, вы не в силах полностью убрать из жизни ребенка вредные продукты, но существенно снизить их количество под силу любящему родителю.
Здоровые напитки.
Покажите детям на их собственном примере, что газированные напитки совсем не утоляют их жажду, и лишь стимулируют ее. Предложите разнообразные полезные напитки – вода, холодный чай с лимоном, морс, компот, натуральные соки и т.д.
Еда как наказание
Если пытаться во что бы то ни стало кормить ребенка полезными продуктами, следуя нормам, — здоровые привычки могут и не сформироваться. Если вы будете «впихивать» эти самые «витамины и минералы» силой, кормить тогда, когда у ребенка нет аппетита или он устал, заставлять его есть нелюбимые продукты и угрожать отобрать «совсем и навсегда» те, что нравятся, ваш ребенок просто возненавидит еду и все с ней связанное.
Если вы начнете покупать аналог «повкуснее» каждый раз, когда ребенок отказывается есть более простой и натуральный вариант (например, сладкий йогурт вместо обычного), ребенок быстро превратится в малоежку.
Если вы будете включать мультики во время еды, то ребенок, скорее всего, привыкнет к бездумному поглощению пищи — не научится ощущать ее вкус и уважать собственные чувства голода и сытости.
Не заставляйте ребенка есть и не используйте еду в качестве манипуляции. Источник
Помните: когда ребенок вырастет, вы уже не сможете прибегать к различным уловкам или давить на него фразами вроде «Пока не съешь суп, не пойдем гулять!».
Да, сейчас вы решаете, что положить в тарелку вашему малышу, но так не будет продолжаться вечно. Он вырастет, начнет самостоятельно делать выбор — и, с радостью забыв о полезных овощах и кашах, которыми ему приходилось давиться, станет есть продукты, от которых вы так настойчиво пытались его оградить.